Особенности русской культуры XVII века

Содержание

Слайд 2

XVII век — переходный период русской истории от эпохи Средневековья к

XVII век — переходный период русской истории от эпохи Средневековья к

Новому времени. Русская культура этого периода еще сохраняет основные черты средневековой культуры, но уже наметились но­вые элементы, новые тенденции, четко обозначившиеся к концу столетия.
Слайд 3

1. XVII в. — сложный и противоречивый период в истории России.

1. XVII в. — сложный и противоречивый период в истории России.

Это обусловило неравномерность развития культуры и ее неоднозначность.
.
2. Главной отличительной особенностью культуры переходного периода стал бурный процесс ее обмирщения. Средневековое миро­воззрение постепенно начинало разрушаться.
3. Возрастало внимание к человеку, его месту в окружающем мире и роли в происходящих событиях. В творческой деятельности ярко проявлялось личностное начало, заметно возрастала доля авторских произведений литературы и искусства.
4. Значительно расширились культурные связи России с Запад­ной Европой, с родственными украинским и белорусским народами.
5. Ломка традиционного мировоззрения, возросший интерес к ок­ружающему миру, активизация международных связей, бурные соци­альные и экономические процессы способствовали интенсивному накоплению разнообразных знаний и появлению первых опытов их теоретического осмысления.

1. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ НА ПОРОГЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Слайд 4

1. Развитие торговли и ремесла, рост аппарата власти, активизация международных связей

1. Развитие торговли и ремесла, рост аппарата власти, активизация международных связей

России, потребности обороны страны требова­ли увеличения числа образованных людей и улучшения качества обра­зования. Это обусловило быстрый рост системы образования.
• Расширялась система начального образования: открывались школы при монастырях, частные учебные заведения. Во второй поло­вине столетия было создано несколько государственных школ. Широ­кое распространение среди знати получило домашнее образование.
• Специальные школы готовили служащих для центральных уч­реждений (для Печатного двора, Аптекарского приказа и т. д.). В 1687 г. в Москве была открыта первая высшая школа — Славяно-греко-ла­тинская Академия, в которой наряду с классическими языками и бого­словием изучали и светские дисциплины. Академия готовила священников и чиновников.
• Образование по-прежнему носило церковный характер. Обяза­тельным было заучивание наизусть церковных книг (часослов и псал­тыри). В учебных планах преобладали богословские дисциплины. Со второй половины века образование постепенно приближалось к прак­тическим нуждам, более широкое распространение получили свет­ские дисциплины.

2. ОБРАЗОВАНИЕ И КНИГОПЕЧАТАНИЕ

Слайд 5

2. Распространению грамотности способствовало развитие книго­печатания. Печатный станок дал возможность издавать

2. Распространению грамотности способствовало развитие книго­печатания. Печатный станок дал возможность издавать

массовым ти­ражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике: дважды издавалась Азбука Василия Бурцева; были напечатаны «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и таблица умножения. Широким спросом пользовались издававшиеся в Москве дешевые буквари.
3. Уровень грамотности. Хотя масса населения страны оставалась неграмотной, количество грамотных людей резко возросло по сравне­нию с предыдущим периодом. По подсчетам отечественных историков, в конце столетия среди купечества грамотных было по разным данным от 75% до 96%, а среди посадских людей — 23%—52%.
4. Культурная ориентация России. Характерной особенностью этого периода стали оживленные споры среди высшего духовенства и знати по вопросам распространения грамотности и организации обучения. В середине века усилилась прозападническая тенденция в просвещении: для обучения царских детей, организации школьного дела, перевода и исправления богослужебных книг в Россию приглашались образованные люди из Украины и Белоруссии. Сторонникам западной ориентации противостояли «грекофилы», ориентировавшиеся на при­глашение в Москву образованных греков.
Слайд 6

3. НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ 1. В XVII в., как и ранее, шел

3. НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ

1. В XVII в., как и ранее, шел процесс

накопления знаний, особенно быстро в областях, связанных с решением конкретных задач орга­низации производства, строительства и торговли: измерение площади, расстояния, массы сыпучих тел. Большие успехи были достигнуты в строительном деле, в области медицины, математики.
2.XVII век — эпоха великих русских географических откры­тий. Русские землепроходцы составляли карты, чертежи, обзоры, под­робные описания. В 1648 г., за 80 лет до Витуса Беринга, экспедиция Семена Дежнева вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. В 1649 г. Ерофей Хабаров составил карту Приамурья, где были основаны русские поселения (его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович). Андрей Булыгин обследовал побережье Охотского моря, а сибирский казак Владимир Атласов — Камчатку и Курильские острова.
3. Русские путешественники и послы не только собирали сведения о зарубежных странах, но и способствовали распространению в России научных знаний других народов. В середине столетия русский церковный деятель, дипломат и писатель Арсений Суханов привез в Россию по поручению патриарха Никона более 500 греческих рукописей, в том числе сочинения Гомера, Софокла, книги по медицине, исто­рии, риторике.
4. К XVII в. относятся первые опыты теоретического осмысления накопленных в процессе практической деятельности знаний. Составленный в 1621 г. Анисимом Михайловым «Устав ратных, пушечных и других дел» заключает в себе сведения по математике, механике, физи­ке и химии. «Устав» формулирует понятия и взгляды, являющиеся пе­реходными к более сложным научным понятиям XVIII в.
5. Интенсивный процесс накопления знаний и первые попытки их теоретического осмысления создали благоприятные условия для становления российской науки в последующий период.
Слайд 7

1. Литература XVII в. характеризуется усилением светского начала, тесной связью с

1. Литература XVII в. характеризуется усилением светского начала, тесной связью с

общественно-политической мыслью.
2. Изживала себя традиция летописей. В 30-е годы XVII в. было создано последнее летописное сочинение — «Новый летописец», в котором излагаются события от смерти Ивана Грозного до окончания «смутного времени» и доказываются права династии Романовых на царский престол.
3. На основе развития жанра житийной литературы появились произведения с чертами автобиографии. Первым таким произведением в русской литературе можно назвать «Житие протопопа Ав­вакума, им самим написанное».
4. Новые черты приобретала историческая повесть. Утрачивались церковные элементы, героями становились обычные люди, описы­вались реальные события (повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и др.). Многие произведения расска­зывали о событиях «смутного времени»: «Сказание» Авраамия Палицына, «Новая повесть о преславном Российском государстве» и др.

4. ЛИТЕРАТУРА И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

Слайд 8

5. Появились новые литературные жанры: драматургия, поэзия, демократическая сатира, бытовая повесть.

5. Появились новые литературные жанры: драматургия, поэзия, демократическая сатира, бытовая повесть.

Родоначальником русской драматургии и поэзии считают бело­русского ученого и просветителя Симеона Полоцкого (С.Е. Петровского-Ситниановича), написавшего первые оригинальные стихотворные пьесы на русском языке — «О Навуходоносоре царе» и «Притча о блудном сыне». С его же именем связано и распространение в русской литературе силлабического стихосложения. Полоцкий переложил на стихи Псалтырь, ему принадлежат два стихотворных сборника «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион», воспевающих Российское государство и его правителей.
• В первой половине XVII в. широкое распространение получила демократическая сатира, в которой наиболее ярко проявили себя новые черты в русской литературе (появление вымышленного героя, ис­пользование простого народного языка). Сатирические повести отражали настроения широких народных масс. Знаменитые «Повесть о Ерше Ершовиче» и «Повесть о Шемякином суде» обличают социальную несправедливость, казнокрадство, волокиту, продажность судей. Объектом критики стала даже церковь, авторитет которой был весьма высок («Сказание о куре и лисице»).
• К демократической сатире близка бытовая повесть, отражав­шая реальную жизнь представителей различных социальных слоев, из­менения, которые происходили в их быте, мировоззрении. «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе-Злосчастии» описывают купеческий быт, взаимоотношения отцов и детей.
• В XVII в. был составлен первый русский библиографический труд «Оглавление книг, кто их сложил», автором которого считают С. Медведева.
• Монах К. Истомин написал книгу энциклопедического содержания «Полис».
Слайд 9

6. Дальнейшее развитие получила публицистика, отражавшая раз­витие общественно-политической мысли. Авраамий Палицын

6. Дальнейшее развитие получила публицистика, отражавшая раз­витие общественно-политической мысли. Авраамий Палицын

и Иван Тимофеев в своих сочинениях стремились обосновать законность вла­сти Михаила Романова.
Под влиянием бурных социальных процессов «смутного времени» зарождается оппозиционная публицистика. Хорват по происхождению Юрий Крижанич в своем основном сочинении «Думы политичны», на­писанном во время тобольской ссылки, исходя из идеи «общего блага» и экономической целесообразности, проповедует социальный мир и смягчение угнетения. Сходные идеи высказывает в своих сочинениях и С. Полоцкий, видевший цель самодержавного правления в установлении «равноправного суда» монарха над всеми подданными.
7. Все большую популярность приобретала переводная литература, проникавшая в Россию в основном из Польши и Чехии через Белоруссию, реже с Востока. Поучительные повести и рассказы издавались в сборниках «Великое зерцало» и «Римские деяния». Переводились так­же рыцарские романы, бытовые новеллы, авантюрно-приключенческие повести, юмористические рассказы и анекдоты, которые часто приобретали новые черты под влиянием русского фольклора. Наибольшую популярность получили «Повесть о Бове королевиче» (устная сказка, в основе которой лежит французский рыцарский роман), «Повесть об Оттоне цесаре Римском и о супруге его цесаревне Олунде» (переведена с польского), «Повесть о Еруслане Лазаревиче» (попала в Россию с Востока через казачью среду) и многие другие.
8. В устном народном творчестве по-прежнему преобладала героическая тематика — события Смуты и борьбы с интервентами. Большое распространение получили исторические песни о разбойниках («Разбойничий дуван») и о Степане Разине («Смерть Разина»). Особым направлением фольклора стало бытование в устной традиции пересказов отечественных и переводных литературных произведений.
Слайд 10

5. АРХИТЕКТУРА 1. В архитектуре XVII в. также отражался противоречивый переходный

5. АРХИТЕКТУРА

1. В архитектуре XVII в. также отражался противоречивый переходный характер

эпохи, традиционалистской, но уже содержавшей ростки нового.
• Происходило обмирщение зодчества. Отказ от строгих церков­ных канонов приводил к постепенному сближению культового и гражданского каменного зодчества. Церкви становились похожими на светские хоромы.
• Гражданское строительство приобретало невиданный ранее размах. Появилось большое количество общественных зданий. Камен­ные жилые дома строили для себя богатые дворяне и купцы. Особое развитие гражданское каменное строительство получило в Москве: бы­ли построены здания Печатного и Монетного дворов, палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, дом боярина Троекурова, складские помещения и т. д.
• Архитектура характеризовалась переходом от строгости и про­стоты к декоративности, нарядной полихромии (многоцветности), тщательной проработке множества мелких деталей. Творческий поиск новых путей, сопровождавшийся в то же время заимствованием восточных, а позднее и западных форм, приводил к рождению новых стилей, обилию декоративных мотивов.
Слайд 11

палаты думного дьяка Аверкия Кириллова (Вторая половина XVII века) Московский печатный двор (XVII - XIX вв.)

палаты думного дьяка Аверкия Кириллова
(Вторая половина XVII века)

Московский печатный двор

(XVII - XIX вв.)
Слайд 12

2. Активное каменное строительство началось в 20-е годы после изгнания из

2. Активное каменное строительство началось в 20-е годы после изгнания из

страны польских захватчиков. Большую роль в его организации сыграл «Приказ каменных дел», который объединял лучших отечественных мастеров.
• В первое тридцатилетие XVII в. господствовало полюбившееся русским зодчим шатровое строительство. Нарядные шатровые храмы были построены в Рубцове и Медведкове под Москвой, в Троице-Сергиевой Лавре. В 1628 г. был воздвигнут шатер над Спасской башней Московского Кремля. Выдающимся памятником шатрового зодчества является много шатровая московская церковь Рождества в Путинках. В 1652 г. патриарх Никон, пытаясь возродить строгие канонические традиции древнего зодчества, запретил воздвигать шатровые храмы. Образцом культового строительства был провозглашен храм «гроба Господня» в Иерусалиме. Но шатер не исчез из русского зодчества. Его широко использовали при строительстве колоколен, шатровые храмы продолжали строить вдали от столицы — в Ярославле, Костроме и других городах.
Слайд 13

Спасская (Фроловская) башня (1491 г. шатер появился 1624 – 1625гг.) Храм

Спасская (Фроловская) башня
(1491 г. шатер появился 1624 – 1625гг.)

Храм Рождества

Богородицы в Путинках Москва (1649 -1652 гг)
Слайд 14

Васнецов А.М. Красная площадь во второй половине XVII века.

Васнецов А.М. Красная площадь во второй половине XVII века.

Слайд 15

Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Вид с юга. XVII в. Модель

Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Вид с юга. XVII в.

 

Модель

Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Иерусалим, 1-я четверть 17 века. Привезена в Москву в 1649 году Иерусалимским патриархом Паисием.
Слайд 16

Портрет патриарха Никона с клиром (Д. Вухтерс(?), 1660-1665 годы) Новоиерусалимский монастырь (Воскресенский Новоиерусалимский) 1656 г.

Портрет патриарха Никона с клиром (Д. Вухтерс(?), 1660-1665 годы)

Новоиерусалимский монастырь (Воскресенский

Новоиерусалимский) 1656 г.
Слайд 17

• Здания XVII в. отличались изобилием затейливых рельефных многоцветных украшений. Широкое

• Здания XVII в. отличались изобилием затейливых рельефных многоцветных украшений. Широкое

распространение получили «солнечные плитки» — изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений на стенах зданий называли «каменным узорочьем» (или «дивным узорочьем»). Этот стиль распространил как на светское (Теремной дворец царя Алексея Михайловича, каменные палаты московских, псковских, костромских бояр), так и на культовое (церковь Троицы в Никитниках, посадские церкви Николы в Пыжах и Хамовниках, собор Вознесения в Устюге, церкви в Зарядье, Муроме, Ярославле) строительство.
Слайд 18

Теремной дворец царя Алексея Михайловича Середина XVII века. Москва, Кремль

Теремной дворец царя Алексея Михайловича Середина XVII века. Москва, Кремль

Слайд 19

Церковь Троицы в Никитниках, Москва (1626 г.)

Церковь Троицы в Никитниках, Москва (1626 г.)

Слайд 20

Храм Святителя Николая в Пыжах (1657 -1672гг.) Храм Николая Чудотворца в Хамовниках (1679 – 1682гг.)

Храм Святителя Николая в Пыжах
(1657 -1672гг.)

Храм Николая Чудотворца в Хамовниках

(1679 – 1682гг.)
Слайд 21

Церковь Вознесения. Великий Устюг. (1648 г.).

Церковь Вознесения. Великий Устюг. (1648 г.).

Слайд 22

• В 40—70-х годах усилился творческий поиск, приведший в кон­це столетия

• В 40—70-х годах усилился творческий поиск, приведший в кон­це столетия

к рождению нового стиля, получившего название «московского барокко» (по фамилии главных заказчиков этот стиль часто называют «нарышкинским барокко»). Характерные черты «москов­ского барокко» — четкость и симметричность композиции, многоярусность, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, устремленность здания вверх, сочетание красного и белого цветов. К числу лучших сооружений этого стиля относится церковь Покрова в Филях — усадебный храм Л. К. Нарышкина.
Появление «московского барокко», имевшего общие черты с архитектурой Западной Европы, свидетельствует о развитии международных культурных связей России, но не является механическим заимствованием. «Нарышкинский стиль» — это оригинальное и самобытное направление русского зодчества.
Слайд 23

церковь Покрова в Филях, Москва, 1690-1693 г.г

церковь Покрова в Филях, Москва, 1690-1693 г.г

Слайд 24

3. В XVII в. переживало расцвет деревянное зодчество, уходившее своими корнями

3. В XVII в. переживало расцвет деревянное зодчество, уходившее своими корнями

в языческую старину. Великолепным образцом дере­вянного зодчества стал, назван дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском ный современниками «восьмым чудом света». Построенный русскими мастерами под руководством холопа Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова, дворец представлял собой сложный комплекс соединенных переходами зданий. Яркая раскраска, золоченая резьба и причудливые формы придавали ансамблю вид сказочного города. В середине XVIII в. дворец был разобран из-за ветхости.
Слайд 25

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском (1667 – 1672 гг.)

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском (1667 – 1672 гг.)

Слайд 26

6. ЖИВОПИСЬ 1. Обмирщение искусства наиболее ярко проявилось в живописи. Процессы

6. ЖИВОПИСЬ

1. Обмирщение искусства наиболее ярко проявилось в живописи. Процессы становления

и развития реалистической направленности, возрастающего интереса к человеческой личности коснулись всех ее видов.
2. В иконописи в первой половине века господствовали два худо­жественных направления: годуновский стиль (большинство известных произведений этого направления выполнено по заказу царя Бориса и его родственников) и строгановское письмо (большинство произведе­ний этого стиля связано с заказами купеческого рода Строгановых).
• Годуновский стиль характеризуется ориентацией на традиции рублевско-дионисиевской эпохи, строгое следование канону.
• Строгановская школа — это искусство иконной миниатюры. В строгановских иконах доминирует эстетическое начало. Его основные черты: тщательное мелкое письмо, тонкий виртуозный рисунок, изы­сканность и богатство орнаментации, полихромный колорит, исполь­зование золота и серебра. Одним из наиболее знаменитых художников строгановской школы был Прокопий Чирин.
• В середине века наметилось слияние строгановского и годуновского стилей. В живописи, в том числе и в иконописи, усилились черты своеобразного реализма. Новое направление получило развитие в творчестве царских изографов Оружейной палаты. Одним из главных живописцев Оружейной палаты был Симон Федорович Ушаков (1626—1686). Его произведения (фресковые росписи, иконы, парсуны, миниатюры) сочетают в себе традиционные приемы живописи и нова­торские искания, их отличают глубина перспективы, объемность. Наи­более известная работа Ушакова — икона «Троица» (хранится в Русском музее). Учениками Ушакова были Г. Зиновьев, И. Максимов, Т. Филатъев, К. Уланов.
Слайд 27

Богоматерь Моление о народе, с ростовскими святыми Строгановская школа иконописи Прокопий

Богоматерь Моление о народе, с ростовскими святыми

Строгановская школа иконописи

Прокопий Чирин. Иоанн

Предтеча - Ангел пустыни. 1620-е,
Слайд 28

Симон Фёдорович Ушаков (1626 - 1686)


Симон Фёдорович Ушаков (1626 - 1686)

Слайд 29

3. После окончательного освобождения страны от интервентов по­надобилось восстановить поврежденные или

3. После окончательного освобождения страны от интервентов по­надобилось восстановить поврежденные или

полностью разрушенные в годы Смуты фресковые росписи храмов. Это стало одной из причин, обусловивших последний взлет фресковой живописи в XVII в. Фрески этого периода необычайно декоративны. Они сплошным узором покрывали все свободные плоскости церкви. Декоративный стиль живописи получил наибольшее развитие в творчестве ярославских мастеров артели Гурия Никитина (наиболее известна роспись церкви Ильи Пророка) и артели Дмитрия Григорьева (роспись храма Иоанна Предтечи в Толчкове).
4. Уже в последней четверти XVI в. в России зародился жанр порт­ретной живописи. Портреты реальных исторических лиц назывались парсунами (от лат. persona — личность). Вплоть до конца столетия техника художников была аналогична иконописной — писали на досках, яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте. Наиболее ранние из известных парсун выполнены в иконописной манере (изображения царя Федора Ивановича и князя М. В. Скопина-Шуйского). Более поздние парсуны характеризуются не только заметным стремлением к портретному сходству, но и пристальным вниманием к внутреннему миру человека, объемностью, естественными пропорциями человеческого тела (портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, дяди Петра I Л. К. Нарышкина, Г. П. Годунова и другие).
Слайд 30

Фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле (1680г. - 1681г.) артель Гурия Никитина

Фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле (1680г. - 1681г.) артель Гурия Никитина


Слайд 31

Роспись церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове, Ярославль. (1694 – 1695 гг.) артель Дмитрия Григорьева

Роспись церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове, Ярославль. (1694 –

1695 гг.) артель Дмитрия Григорьева
Слайд 32

царь Фёдор Иоаннович Парсуна конца XVI – начала XVII в. надгробный

царь Фёдор Иоаннович Парсуна конца XVI – начала XVII в.

надгробный портрет князя

М. В. Скопина-Шуйского (первая треть XVII в.),
Слайд 33

Портрет патриарха Никона с клиром (Д. Вухтерс(?), 1660-1665 годы) Портрет царя

Портрет патриарха Никона с клиром (Д. Вухтерс(?), 1660-1665 годы)

Портрет царя Алексея

Михайловича. (Конец 1670 - начало 1680 гг.)
Слайд 34

В XVII в. продолжался начавшийся в предыдущем столетии рас­цвет прикладного искусства,

В XVII в. продолжался начавшийся в предыдущем столетии рас­цвет прикладного искусства,

главным центром которого являлись мас­терские Московского Кремля (Оружейная, Золотая, Серебряная, Царицына и другие палаты). В них работали собранные со всей России талантливые оружейники, ювелиры, мастерицы плетения кружев, золотого шитья и т. д.
Прикладное искусство имело прочные традиции и являлось неотъ­емлемой частью повседневного быта самых широких слоев населения. Помимо московских мастеров широкую известность приобрели ярос­лавские серебряники, усольские эмальеры, холмогорские и устюжские мастера художественной росписи и т. д.

7. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Слайд 35

1. В XVII в. были предприняты первые попытки создания профессионального театра

1. В XVII в. были предприняты первые попытки создания профессионального театра

в России. В 1672 г. в Москве был создан придворный театр. В нем играли немецкие актеры, все роли исполняли мужчины, в репертуаре были пьесы на библейские и легендарно-исто­рические сюжеты. Придворный театр просуществовал лишь четыре года и не оставил заметного следа в русской культуре, но способствовал расширению сферы духовной жизни русского общества.
2. При Славяно-греко-латинской Академии сложился школьный театр. Пьесы писали преподаватели, используя как евангельские сю­жеты, так и житийные предания. Роли исполняли учащиеся. Представления давали по праздникам.
3. Широкое распространение получил бродячий театр, продол­жавший национальные традиции: народные обряды, колядование с участием ряженых, праздники (проводы Масленицы и др.), выступления скоморохов.

8. ТЕАТР

Слайд 36

1. Русская культура XVII в. находилась на переходном этапе от Средневековья

1. Русская культура XVII в. находилась на переходном этапе от Средневековья

к Новому времени, подготовившем коренные преобра­зования XVIII в.
2. Переходный период характеризовался острой борьбой новых идеологических и идейно-эстетических начал с устойчивыми средневековыми традициями. В то же время иногда новые тенденции мирно сосуществовали со старыми, светское начало переплеталось с традициями религиозного мировоззрения.
3. Переоценка ценностей, происходившая в этот период во всех сферах жизни, способствовала неслыханному ранее обмирщению искусства, которое проявилось в стремление к реализму, возрастании ин­тереса к человеческой личности, возникновении новых жанров и направлений. Наблюдается тенденция постепенного перехода к рациональному объяснению мира.
4. Несмотря на внутреннее своеобразие, русская культура развивалась в рамках общеевропейской. В XVII в. воздействие Европы становилось все ощутимей. Рост международного авторитета России и активизация ее внешней политики способствовали обогащению русской культуры мировыми достижениями. В свою очередь, многие па­мятники архитектуры, произведения литературы и искусства, созданные русскими авторами, стали достоянием мировой культуры.
5. Основным содержанием историко-культурного процесса этого периода было формирование русской национальной культуры.

9. ВЫВОДЫ

Слайд 37

«Восстание в Москве в 1648 году (Соляной бунт)» Художник Э. Лисснер

«Восстание в Москве в 1648 году (Соляной бунт)» Художник Э. Лисснер

Слайд 38

«Медный бунт. 1662» Художник Э. Лисснер

«Медный бунт. 1662» Художник Э. Лисснер

Слайд 39

Боярская дума. худ. Иванов С.В.

Боярская дума. худ. Иванов С.В.

Слайд 40

Земский собор. худ. Иванов С.В.

Земский собор. худ. Иванов С.В.

Слайд 41

Смотр служилых людей (XVI-XVII вв.). худ. Иванов С.В.

Смотр служилых людей (XVI-XVII вв.). худ. Иванов С.В.

Слайд 42

Стрельцы. худ. Иванов С.В.

Стрельцы. худ. Иванов С.В.

Слайд 43

Суд в Московском государстве. худ. Иванов С.В.

Суд в Московском государстве.
худ. Иванов С.В.

Слайд 44

В приказе Московских временхуд. Иванов С.В.

В приказе Московских временхуд. Иванов С.В.

Слайд 45

Суриков В.И. Боярыня Морозова.

Суриков В.И. Боярыня Морозова. 

Слайд 46

«Стрелецкий бунт» Дмитриев-Оренбургский Н. Д.

«Стрелецкий бунт» Дмитриев-Оренбургский Н. Д.

Слайд 47

Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре. Худ Репин И.Е. Царевна Софья

Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре. Худ Репин И.Е.

Царевна Софья