Педагогика в средние века и эпоху Возрождения

Содержание

Слайд 2

1. Религиозно-сословный характер обучения и воспитания в средние века. В 476

1. Религиозно-сословный характер обучения и воспитания в средние века.


В 476

г. пала Римская (Западная) империя. Эта дата – точка отсчета европейского Средневековья, которое
завершилось в начале XVII века. В ту эпоху действовали факторы, которые создавали европейское
средневековое общество и определяли специфику школы и воспитания. Первым и
главным фактором являлась христианская традиция. Второй фактор –влияние античной традиции
(содержание школьных программ, комментированный
характер обучения, гуманистические идеалы воспитания).
Средневековье условно подразделяют на три периода:
V – X вв. – раннее Средневековье; XI – XIII вв. – развитое
Средневековье; XIV – XVI вв. – позднее Средневековье,
больше известное как Эпоха Возрождения или Ренессанс.
Слайд 3

Возникновение средневекового образования традиционно связывается с развитием христианской церковной культуры и


Возникновение средневекового образования традиционно связывается с развитием христианской церковной культуры и

ее ролью в обществе Религиозность определяла образ мыслей, уклад жизни и, конечно же, цели и содержание воспитания. Католическая церковь стала духовным центром западноевропейского Средневековья и монополизировала сферу образования. Проповедуя общечеловеческие нравственные заповеди – любовь к людям, равенство, справедливость, христианство ориентировало на небесную жизнь, рассматривая земной путь как подготовку к спасению души. Поэтому философско-педагогическая мысль европейского Средневековья цель воспитания видела в спасении души. Основой воспитания признавалось Божественное начало.
Главной книгой, источником любых знаний для христиан стала Библия, которая состоит из Ветхого и Нового Завета. Основными учебными книгами были Абецедарий и Псалтирь. Абецедарием называлось пособие, написанное на латыни, которое напоминает современный букварь. Пособие приобщало учеников к основам христианской веры. Работа с учащимися по этому пособию сопровождалась устными наставлениями на родном языке. Псалтирь (книгу псалмов) сначала заучивали наизусть, а потом (после усвоения алфавита) читали. Такой способ обучения был вызван господством схоластики (от греч. shcolastikos – школьный, ученый) в общественной мысли Западной Европы в период с XI и до начала XVI вв.
Слайд 4

Создании новой идеологии, обучения и воспитания П.Абеляр (1079–1142) :пытался соединить веру

Создании новой идеологии, обучения и воспитания


П.Абеляр (1079–1142) :пытался соединить веру

и разум, учил достигать высокого общественного положения с помощью образования, утверждая, что знание – результат прежде всего самостоятельной работы.
Фома Аквинский(1225/26–1274) : попытался соединить светское знание и христианскую веру, поставив во главу угла постулаты религии.
Гуго Сен-Викторский (1096–1141): подчеркивал неразрывную связь между религиозным и светским началами в воспитании.
Винсент де Бове (1190–1264) : в воспитании на первое место ставил нравственность
Слайд 5

Ученичество являлось основной формой обучения в среде ремесленников и купеческой среде.

Ученичество являлось основной формой обучения в среде ремесленников и купеческой среде.

Мастер обычно брал за определенную плату одного-двух учеников, которые становились для него даровыми работниками. Во многих договорах об ученичестве обусловливалось, что мастер позволил ученику посещать в течение одного года или двух лет школу или сам выучит его грамоте. Завершивший учебу становился подмастерьем и работал у мастера за плату пока не открывал собственное дело.
Светские феодалы, помимо школьного обучения, прибегали к иному пути формирования подрастающего поколения – рыцарскому воспитанию, программа которого включала "семь рыцарских добродетелей": владение копьем и мечом, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, умение слагать стихи и петь в честь дамы сердца. Но сначала юношей обучали военному искусству. Обучение грамоте не было обязательным. Постепенно рыцарское сословие приходило в упадок. Утратилась традиция рыцарского воспитания, но не бесследно. Так, кодекс чести, идеи эстетического и физического развития рыцарства переступали узко-сословную грань и питали идеалы гуманистической педагогики эпохи Возрождения.
Слайд 6

2. Средневековые школы и университеты. В целом в раннесредневековой Европе сложились

2. Средневековые школы и университеты.

В целом в раннесредневековой Европе сложились несколько

типов церковных школ: монастырские, приходские, соборные (епископальные, кафедральные) школы. Универсальными методами обучения были заучивание и воспроизведение образцов. Бытовало убеждение, что усидчивость – наилучший способ овладения христианским школьным знанием. "Сколько напишут букв на пергаменте школяры, столько ударов они нанесут дьяволу", – таков был девиз школы.
В период с XII по XV в. школьное образование постепенно выходит за стены церквей и монастырей. В первую очередь это выразилось в появлении так называемых городских школ и университетов.
Городские школы рождались и из системы ученичества, из цеховых и гильдейских школ, а также школ счета для детей торговцев и ремесленников. Происходила определенная дифференциация городских школ. Часть из них, например, школы счета, давали элементарное образование и готовили в латинские (городские) школы. 
Слайд 7

Университеты возникли в системе церковных школ. В конце XI начале XII

Университеты возникли в системе церковных школ. В конце XI начале XII

в. отдельные кафедральные и монастырские школы превращаются в крупные учебные центры, которые затем становятся первыми университетами ( Парижский университет (1200), который вырос из Сорбонны – богословской школы при Нотр-Даме, подобным же образом возникли другие европейские университеты: в Неаполе (1224), Оксфорде (1206), Кембридже (1231), Лиссабоне (1290)). Во второй половине XIII в. в университетах появились факультеты или колледжи. Ими назывались те или иные учебные подразделения, а также корпорации студентов и профессоров этих подразделений. 
Университеты явились альтернативой схоластике, вырождавшейся в "науку пустых слов". В XIV-XV вв. пропасть между новейшим знанием и схоластикой увеличилась. История первых университетов тесно связана с творчеством мыслителей, давших новый толчок развитию культуры, науки и просвещения (Р. Бэкон, Я. Гус, А. Данте, Дж. Уинкли, Н. Коперник, Ф. Петрарка и др.).
Слайд 8

3. Гуманистическая педагогика эпохи Возрождения. Прекрасной страницей в истории мировой культуры,

3. Гуманистическая педагогика эпохи Возрождения.

Прекрасной страницей в истории мировой культуры, педагогической

мысли оказалась эпоха позднего европейского Средневековья (конец XIV – начало XVII вв.), прошедшая под знаком гуманистических идей Возрождения.
Гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный) – признание ценности человеческой личности, ее права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждения блага человека как критерия оценки общественных отношений. Особенностями культуры и образования Эпохи Возрождения стали их светский характер, гуманистическая философия и обращение к античному наследию. Лучшие умы Европы этого времени провозглашали человека главной ценностью на земле и прокладывали новые пути воспитания, стремясь раскрыть в человеке все лучшее. В философско-педагогической мысли в обновленном виде появился идеал духовно, физически и эстетически развитой личности, который был наполнен конкретно-историческим содержанием. Идейные представители Возрождения сами нередко являлись носителями такого идеала, будучи эталонами мудрости, нравственности, духовности.
Слайд 9

К новым направлениям в развитии педагогической мысли этого периода относятся: четкое

К новым направлениям в развитии педагогической мысли этого периода относятся:

четкое представление

идеала воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности, которое базируется на трех слагаемых: классическое образование, интенсивное физическое развитие и духовно-гражданское воспитание (педагогическая триада Эпохи Возрождения);
провозглашение принципа уважения личности ребенка в противовес суровой дисциплине и наказаниям;
выдвижение на первый план нравственного воспитания с целью формирования у детей таких качеств, как жизненная активность, способность к выполнению гражданского долга, почитание старших, благочестие;
новое понимание процесса обучения как добровольного, сознательного и радостного, развивающего активность и самостоятельность учащихся;
обогащение программы классического образования за счет введения греческого, правильного латинского и родного языков, античной литературы, а также расширения естественного цикла знаний;
осознание важной роли учителя в обучении и воспитании детей, который должен быть высокообразованным, доброжелательным, проницательным и хорошо разбираться в детской природе, учитывать индивидуальные особенности детей.