Поэтика ОБЭРИУтов

Содержание

Слайд 2

ПОЭТИКА ОБЭРИУТОВ ОБЭРИУ́ (Объединение Реального Искусства) — группа писателей и деятелей

ПОЭТИКА ОБЭРИУТОВ

ОБЭРИУ́ (Объединение Реального Искусства) — группа писателей и деятелей культуры,

существовавшая в 1927 — начале 1930-х гг. в Ленинграде.
Основатель: Даниил Иванович Хармс.
Слайд 3

ПОЭТИКА ОБЭРИУТОВ Помимо Хармса, в группу входили: Александр Введенский, Николай Заболоцкий,

ПОЭТИКА ОБЭРИУТОВ

Помимо Хармса, в группу входили:
Александр Введенский,
Николай Заболоцкий,
Константин ВАгинов,
Игорь Бахтерев,
Дойвбер (Борис

Михайлович) Левин.
Слайд 4

ПОЭТИКА ОБЭРИУТОВ ОБЭРИУты декларировали: отказ от традиционных форм искусства необходимость обновления

ПОЭТИКА ОБЭРИУТОВ

ОБЭРИУты декларировали:
отказ от традиционных форм искусства
необходимость обновления методов изображения действительности
культивировали

гротеск, алогизм (рассуждение, которое нельзя обосновать логически), поэтику абсурда
Слайд 5

МАНИФЕСТ «Кто мы? И почему мы?.. Мы — поэты нового мироощущения

МАНИФЕСТ

«Кто мы? И почему мы?.. Мы — поэты нового мироощущения и

нового искусства… В своём творчестве мы расширяем и углубляем смысл предмета и слова, но никак не разрушаем его. Конкретный предмет, очищенный от литературной и обиходной шелухи, делается достоянием искусства. В поэзии — столкновение словесных смыслов выражает этот предмет с точностью механики».
Слайд 6

ЗНАМЕНИТОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ «Три левых часа» состо­ялся 24 января 1928 года в Доме печати на Фонтанке

ЗНАМЕНИТОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

«Три левых часа»
состо­ялся
24 января 1928 года в Доме

печати на Фонтанке
Слайд 7

ПРЕДСТАВИТЕЛИ Даниил Хармс (1905 — 1942) Внимание на столкновении ряда предметов,

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Даниил Хармс
(1905 — 1942)
Внимание на столкновении ряда предметов, на их взаимоотношениях

Действие, перелицованное на новый лад, хранит в себе «классический отпечаток» и в то же время — представляет широкий размах обэриутского мироощущения.
Слайд 8

ПРЕДСТАВИТЕЛИ Утверждал, что «сила, заложенная в словах, должна быть освобождена».

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Утверждал, что «сила, заложенная в словах, должна быть освобождена».

Слайд 9

ПРЕДСТАВИТЕЛИ Человек устроен из трёх частей... Человек устроен из трёх частей,

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Человек устроен из трёх частей...
Человек устроен из трёх частей,
из трёх частей,
из

трёх частей.
Хэу-ля-ля,
дрюм-дрюм-ту-ту!
Из трёх частей человек!
Борода и глаз, и пятнадцать рук,
и пятнадцать рук,
и пятнадцать рук.
Хэу-ля-ля,
дрюм-дрюм-ту-ту!
Пятнадцать рук и ребро.
А, впрочем, не рук пятнадцать штук,
пятнадцать штук,
пятнадцать штук.
Хэу-ля-ля,
дрюм-дрюм-ту-ту!
Пятнадцать штук, да не рук.
Слайд 10

ПРЕДСТАВИТЕЛИ Александр Введенский (1904 — 1941) Разбрасывает предмет на части, но

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Александр Введенский
(1904 — 1941)
Разбрасывает предмет на части, но он не теряет

конкретности.
Разбрасывает действие на куски, но оно не теряет творческой закономерности.
В результате — видимость бессмыслицы.
Слайд 11

ПРЕДСТАВИТЕЛИ Считал себя похожим на Пушкина: «Пушкин тоже не имел чувства

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Считал себя похожим на Пушкина: «Пушкин тоже не имел чувства собственного

достоинства и любил тереться среди людей выше его».
Утверждал, что «поэзия производит только словесное чудо, а не настоящее» и что по-настоящему понять поэзию — это не понять ее.
Слайд 12

ПРЕДСТАВИТЕЛИ Больной, который стал волной Увы, стоял плачевный стул, На стуле

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Больной, который стал волной
Увы, стоял плачевный стул,
На стуле том сидел аул,
На

нём сидел большой больной,
Сидел к живущему спиной.
Он видел речку и леса,
Где мчится стёртая лиса.
Слайд 13

ПРЕДСТАВИТЕЛИ Константин Вагинов (1899 — 1934) Фантасмагория мира проходит перед глазами.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Константин Вагинов
(1899 — 1934)
Фантасмагория мира проходит перед глазами. Вы чувствуете близость

предмета и его теплоту, наплывание толп и качание деревьев, которые живут и дышат по-своему, по-вагиновски.
Слайд 14

ПРЕДСТАВИТЕЛИ В 1931 году Вагинов подвергся резкой номенклатурной критике, однако один

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

В 1931 году Вагинов подвергся резкой номенклатурной критике, однако один из

присутствовавших на экзекуции заметил: «Оставьте Вагинова в покое, он и так скоро умрет».
Слайд 15

ПРЕДСТАВИТЕЛИ *** Тают дома. Любовь идет, хохочет Из сада спелого эпикурейской

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

***
Тают дома. Любовь идет, хохочет
Из сада спелого эпикурейской ночи.
Ей снился юный

сад
Стрекочущий, поющий,
Веселые, как дети, голоса
И битвы шум неясный и зовущий.
Как тяжела любовь в шестнадцать лет.
Ей кажется: погас прелестный свет,
И всюду лес встает ужасный и дремучий,
И вечно будет дождь и вечно будут тучи.
Слайд 16

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ИГОРЬ БАХТЕРЕВ (1908 —1996) Лирика для него не самоценна, она

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

ИГОРЬ БАХТЕРЕВ
(1908 —1996)
Лирика для него не самоценна, она — не более

как средство сдвинуть предмет в поле нового художественного восприятия.
Слайд 17

ПРЕДСТАВИТЕЛИ Придумал название ОБЭРИУ — Объединение реального искусства. Оформлял спектакль «Моя

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Придумал название ОБЭРИУ — Объединение реального искусства.
Оформлял спектакль «Моя мама вся

в часах», смонтированный из стихов Введенского и Хармса, в частности разрисовал занавес человеческими глазами.
Слайд 18

ПРЕДСТАВИТЕЛИ Один старик вместо лампы себя повесивший (отрывок) «…Мы ритать хотим

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Один старик вместо лампы себя повесивший
(отрывок)
«…Мы ритать хотим как вым


Крылетать вам не дадим.
Вслед за птичкой старичок
Тоже разлетался
В подтверждение чего ложечкой махался
Завершая третий круг очень утомился
Пролетая потолок за крючок схватился.
Лампу он напоминал и висел часами
Воробей давно уснул под его усами
Тихо стало за окном голоса не слышатся
В тихой комнате моей старичок колышется-колышется.»
Слайд 19

ПРЕДСТАВИТЕЛИ Николай Заболоцкий Поэт голых конкретных фигур, придвинутых вплотную к глазам

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Николай Заболоцкий
Поэт голых конкретных фигур, придвинутых вплотную к глазам зрителя. Слушать

и читать его следует более глазами и пальцами, нежели ушами. Предмет не дробится, но наоборот, — сколачивается и уплотняется до отказа. Развертывание действия и обстановка играют подсобную роль к этому главному заданию.
Слайд 20

ПРЕДСТАВИТЕЛИ Переписывался с Константином Циолковским. Восемь лет провел в сталинских лагерях.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Переписывался с Константином Циолковским.
Восемь лет провел в сталинских лагерях.

Слайд 21

ПРЕДСТАВИТЕЛИ Дойвбер Левин (1904–1941) прозаик, работающий в настоящее время экспериментальным путем.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Дойвбер Левин
(1904–1941)
прозаик, работающий в настоящее время экспериментальным путем.

Слайд 22

ПРЕДСТАВИТЕЛИ В детстве говорил только на идиш. Его прозу часто сравнивали

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

В детстве говорил только на идиш.
Его прозу часто сравнивали с живописью

Шагала.
Был единственным прозаиков среди ОБЭРИУТОВ
Слайд 23