Положение ребенка в первобытном обществе и в обществах с традиционной культурой

Содержание

Слайд 2

План Детство Детство в первобытном обществе Типы культур Постфигуративная культура Кофигуративная

План

Детство
Детство в первобытном обществе
Типы культур
Постфигуративная культура
Кофигуративная культура
Префигуративная культура
Альтернативные взгляды
Заключение
Список литературы

Слайд 3

Детство Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и

Детство

Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и психологической

зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества.
При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху средневековья или в наши дни. Этапы детства человека - продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад.
Слайд 4

Детство Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и

Детство

Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и

духовной культуры общества.
Во все времена во всех культурах отношение к детям в обществе было одинаковым. В разные исторические эпохи – сообразно развитию социальной структуры общества, правовой статус детей был различен.
Слайд 5

Детство в первобытном обществе На ранних этапах развития человеческого общества воспитание

Детство в первобытном обществе

На ранних этапах развития человеческого общества воспитание

не институциализировалось, а уход за детьми был делом всей общины. Для первобытного общества нормой являлась двойственность отношения к детям. Широкое распространение имел инфантицид, связанный с дефицитом средств к существованию. Убивали младенцев, которых считали физически или психически неполноценными, исходя из предрассудков. Вместе с тем иметь детей считалось почетным; и не только родители, но и близкие родственники были обычно ласковыми и внимательными к детям.
Слайд 6

Детство в первобытном обществе В эпоху первобытного строя дети, выжившие после

Детство в первобытном обществе

В эпоху первобытного строя дети, выжившие после

первых – самых критичных, трех – пяти лет своей жизни (тогда множество детей раннего возраста умирало от всякого рода болезней), считались почти полноправными членами общины. Они уже могли вносить значительный вклад в жизнь и хозяйство племени, так как быт того времени был несложен. Детских сил вполне хватало на сбор съедобных растений в лесу; они помогали взрослым разделывать туши добытых животных. А от того, сколько будет собрано орехов, грибов, ягод, могло зависеть само выживание племени, если по каким-то причинам из местности, где оно проживало, уходила дичь, на которых обычно охотились.
Слайд 7

Детство в первобытном обществе Постоянно общаясь со старшими членами общества, дети

Детство в первобытном обществе

Постоянно общаясь со старшими членами общества, дети

учились  жизни, взрослели и соответственно своей эпохе социализировались. Это не значило, что за ними не присматривали и не подсказывали, как поступать в том или ином деле. В первобытной общине все – и дети, и взрослые, должны были беспрекословно слушаться старших как более опытных, и все племя повиновалось его старейшинам.
Слайд 8

Типы культуры Маргарет Мид (американский антрополог) выделяла три типа культур: постфигуративный,

Типы культуры

Маргарет Мид (американский антрополог) выделяла три типа культур:
постфигуративный, где

дети прежде всего учатся у своих предшественников
кофигуративный, где и дети и взрослые учатся у сверстников
префигуративный, где взрослые учатся также и у своих детей"
Слайд 9

Постфигуративная культура Это классический вариант традиционного общества: Прошлое взрослых - схема

Постфигуративная культура

Это классический вариант традиционного общества:
Прошлое взрослых - схема будущего для

их детей.
Без письменных и иных форм фиксации прошлого люди постфигуративных культур были вынуждены включать всякое изменение культуры в свое сознание и хранить его в памяти вместе с различными формами действий.
Определяющую роль в таких культурах играло старшее поколение. Оно служило законченным образцом жизни, символом культуры. Данный тип культуры основан на реальном присутствии в обществе представителей трех поколений, на чувстве вневременности всепобеждающего обычая и предполагает успешную передачу из поколения в поколение неистребимых штампов определенных культурных форм.
Слайд 10

Кофигуративная культура Преобладающая модель поведения – поведение современников Идеалом для подражания

Кофигуративная культура

Преобладающая модель поведения – поведение современников
Идеалом для подражания

становится уже не прошлое, а настоящее. Кофигурация предполагает непосредственную передачу знаний, научений от представителей актуально действующего поколения.
В самом простейшем виде кофигуративная культура - это общество, в котором отсутствует третье поколение (деды и бабушки). Они не проживают совместно с внуками, и поэтому нет преемственности поколений. Более того, становится частью культуры установка на то, что дети, повзрослев, вне влияния родителей самостоятельно выработают свой стиль жизни.
Кофигуративная культура предполагает изменения в образе жизни и не исключает изменения места жительства, в том числе в новом культурном окружении. Задача выработки моделей поведения и стиля становится функцией средств массовой информации. Для кофигуративной культуры характерны контркультура и субкультура молодежи (тинэйджеры).
Слайд 11

Префигуративная культура Появилась в 60-е годы. Особенность такой культуры - неизвестность

Префигуративная культура

Появилась в 60-е годы. Особенность такой культуры - неизвестность

будущего ввиду ускоренного развития общества.
Разница в форме передачи культурных знаний будет настолько велика даже в рамках двух поколений, что не исключено, что дети будут передавать полученные знания родителям.
М.Мид была не только создателем учения о трех типах культур, она участвовала в разнообразных исследованиях, посвященных анализу различных аспектов детства как феномена культуры.
Слайд 12

Альтернативные взгляды Необходимо отметить, что каждая культура имеет несколько альтернативных или

Альтернативные взгляды

Необходимо отметить, что каждая культура имеет несколько альтернативных или

взаимодополняющих взглядов на природу ребенка. В частности, в западноевропейской культуре было выделено, по крайней мере, четыре альтернативных образа новорожденного ребенка:
- традиционный христианский взгляд: новорожденный несет на себе печать первородного греха и спасти его может только жесткое подавление воли, подчинение его родителям и духовным пастырям;
- точка зрения социально-педагогического детерминизма: ребенок по природе не склонен ни к добру, ни к злу, а подобен чистому листу, на котором общество или воспитатель может написать все, что угодно;
Слайд 13

Альтернативные взгляды - точка зрения природного детерминизма: характер и способности ребенка

Альтернативные взгляды

- точка зрения природного детерминизма: характер и способности ребенка предопределены

до его рождения;
- утопически-гуманистический взгляд: ребенок рождается хорошим и добрым, а портится под влиянием общества. Эта идея обычно ассоциируется с романтизмом и гуманистическими взглядами эпохи Возрождения.
Каждому из этих образов соответствует свой стиль обучения и воспитания. Идее первородного греха соответствует репрессивная педагогика, направленная на подавление природного начала в ребенке; идее социализации - педагогика формирования личности путем направленного обучения; идее природного детерминизма - принцип развития природных задатков и ограничения отрицательных проявлений, а идее изначальной благости ребенка - педагогика саморазвития и невмешательства.
Слайд 14

Заключение Эти образы и стили не только сменяют друг друга, но

Заключение

Эти образы и стили не только сменяют друг друга, но

и сосуществуют. Ни одна из этих ориентации не господствовала безраздельно в практике воспитания, завися от сословных, классовых, религиозных, имущественных, семейных, индивидуальных особенностей воспитателей.
Таким образом, образование во многом зависит от систем норм, предписаний и вариантов поведения, которые усваивает ребенок в данном обществе. Каждое общество имеет свое представление о том, каким должен быть ребенок, как должно происходить его вхождение в культуру.