Работа с файлами

Содержание

Слайд 2

Под файлом понимают поименованные данные, хранящиеся на диске (кроме имени указывается

Под файлом понимают поименованные данные, хранящиеся на диске (кроме имени указывается

иногда каталог).
При открытии файла для чтения и/или записи, он автоматически становится потоком.
Поток - это то, над чем можно производить операции чтения и записи. Данные, получаемые из сети, клавиатурный ввод и вывод на экран в консольных приложениях - являются примерами потоков.
Для работы с файлами используется пространством имен System.IO , которое аккумулирует все необходимые классы.
Слайд 3

Фрагмент пространства System.IO: BinaryReader BinaryWriter BufferedStream Directory DirectoryInfo DirectoryNotFoundException EndOfStreamException ErrorEventArgs

Фрагмент пространства System.IO:

BinaryReader
BinaryWriter
BufferedStream
Directory
DirectoryInfo
DirectoryNotFoundException
EndOfStreamException
ErrorEventArgs File
FileInfo


FileLoadException
FileNotFoundException
FileStream
FileSystemEventArgs
FileSystemInfo
FileSystemWatcher
InternalBufferOverflowException
IODescriptionAttribute
IOException
MemoryStream
Path
PathTooLongException
RenamedEventArgs Stream
StreamReader
StreamWriter
StringReader
StringWriter
TextReader
TextWriter
Слайд 4

StreamReader - Предназначен для чтения текстовых файлов или потоков. StreamWriter -

StreamReader - Предназначен для чтения текстовых файлов или потоков.
StreamWriter -

Данный класс используется для записи текста в новые или уже существующие файлы.
FileStream - Класс FileStream является базовым классом для открытия, чтения, записи и закрытия файлов. Данный класс наследуется от абстрактного класса Stream, следовательно большинство его свойств и методов являются производными из этого класса.
BinaryWriter - Класс, производный от Object. Предназначен для записи любой информации, не являющейся текстовой в файл.
BinaryReader - Класс, производный от Object. Предназначен для чтения любой информации, не являющейся текстовой в файл.
FileInfo, File - Эти классы предоставляют информацию о файлах. Оба класса предлагают одинаковые методы за исключением того, что методы File статические и требуют указания имени файла в качестве аргумента. Свойства и методы FileInfo нестатические, и имя файла, к которому будут применяться эти методы и свойства, указывается в аргументе конструктора.
DirectoryInfo,Directory - Эти классы предоставляют информацию о каталогах. Оба класса предлагают одинаковые методы за исключением того, что методы Directory статические и требуют указания имени каталога в качестве аргумента. Свойства и методы DirectoryInfo нестатические, и имя каталога, к которому будут применяться эти методы и свойства, указывает аргумент конструктора.
Слайд 5

Чтение из текстового файла //считывает указанный пользователем файл построчно и выводит

Чтение из текстового файла

//считывает указанный пользователем файл построчно и выводит его

на экран
// Класс для чтения текстовых файлов
class ReadSomeFile {
static void Main(string [] args /* Параметры командной строки */ )
{ string FileName;
// Если в командной строке параметров нет
if(args.Length == 0) {
Console.Write("Введите путь к файлу: ");
FileName = Console.ReadLine(); }
else {
FileName = args[0]; }
try {
// Открываем поток для чтения файла с кодировкой по умолчанию
StreamReader sr = new StreamReader(FileName, Encoding.Default);
string line;
// Считываем построчно до конца файла
while((line = sr.ReadLine()) != null) {
// Вывод на экран
Console.WriteLine(line); }
// Закрываем поток
sr.Close(); }
catch(Exception exc) {
// Сообщение об ошибке
Console.WriteLine(exc.Message); } } }
Слайд 6

Запись в текстовый файл // программа записывает введенные пользователем с клавиатуры

Запись в текстовый файл

// программа записывает введенные пользователем с клавиатуры строки

в файл, дописывая время начала и окончания работы пользователя
// Класс для записи текстовых файлов
class WriteSomeFile {
static void Main() {
Console.WriteLine("Введите любой текст.");
Console.WriteLine("Ввод пустой строки - признак окончания ввода.");
// Открываем поток дял записи в файл с кодировкой по умолчанию
StreamWriter sw = new StreamWriter("User.log", true, Encoding.Default);
string line;
sw.WriteLine("----- Начало сеанса -----");
// Запись текущего времени
sw.WriteLine(DateTime.Now);
sw.WriteLine("-------------------------");
sw.WriteLine();
do {
// Считываем строку с клавиатуры
line = Console.ReadLine();
// Записываем строку в файл
sw.WriteLine(line);
} while(line != "");
sw.WriteLine("----- Окончание сеанса -----");
sw.WriteLine(DateTime.Now);
sw.WriteLine("----------------------------");
// Закрываем поток
sw.Close(); } }
Слайд 7

Чтение произвольных файлов в шестнадцатеричном режиме // Класс для считывания и

Чтение произвольных файлов в шестнадцатеричном режиме

// Класс для считывания и отображения

файла в 16-чном режиме
class ReadHexFile {
static void Main(string [] args /* Параметры командной строки */) {
string FileName;
// Если параметров командной строки нет
if(args.Length == 0) {
Console.Write("Введите путь к файлу: ");
FileName = Console.ReadLine(); }
else {
FileName = args[0]; }
FileStream fs = null;
try {
// Открываем поток на чтение
fs = new FileStream(FileName, FileMode.Open, FileAccess.Read); }
catch(Exception exc)
{
// Вывод сообщения об ошибке
Console.WriteLine(exc.Message);
return; }
Слайд 8

Чтение произвольных файлов в шестнадцатеричном режиме // Выделяем массив под размер

Чтение произвольных файлов в шестнадцатеричном режиме

// Выделяем массив под размер файла

byte [] arr = new byte[fs.Length];
// Считываем весь файл в массив
int N = fs.Read(arr, 0, (int)fs.Length);
// Закрываем поток
fs.Close();
int i = 0, j = 0, k = 0;
// Отображаем информацию
for(i = 0; i < N; i += 16) {
Console.Write("{0:X8}", i);
for(j = 0; j < 16 && j + i < N; j++) {
Console.Write("{0,3:X2}", arr[j + i]); }
for(k = 0; k < 17 - j; k++)
Console.Write("{0,3}", ' ');
for(j = 0; j < 16 && j + i < N; j++) {
// Если управляющий символ
if(Char.IsControl((char)arr[j + i]))
Console.Write('.');
else
Console.Write((char)arr[j + i]); }
Console.WriteLine(); } } }
Слайд 9

Чтение и запись двоичных данных // производится запись в файл и

Чтение и запись двоичных данных

// производится запись в файл и чтение

из файла двоичных данных показан механизм сохранения и загрузки данных класса в (из) файл (-а)
// Класс студент
class Student {
string firstname; // Имя
string lastname; // Фамилия
string address; // Адрес
string phone; // Телефон
DateTime birthday; // Дата рождения
int number; // Номер зачетки
// Свойства
public string FirstName {
get { return firstname; }
set { firstname = value; } }
public string LastName {
get { return lastname; }
set { lastname = value; } }
public string Address {
get { return address; }
set { address = value; } }
public string Phone {
get { return phone; }
set { phone = value; } }
public DateTime BirthDay {
get { return birthday; }
set { birthday = value; } }
public int Number {
get { return number; }
set { number = value; } }
Слайд 10

// Поверхностное копирование объекта public Student Clone() { // Вызываем функцию

// Поверхностное копирование объекта
public Student Clone() {
// Вызываем

функцию базового класса (Object) для поверхностного копирования объекта
return (Student)MemberwiseClone(); }
// Ввод данных
public void Input() {
Console.WriteLine("*****Ввод данных о студенте:******");
Console.Write("Имя: "); firstname = Console.ReadLine();
Console.Write("Фамилия: "); lastname = Console.ReadLine();
Console.Write("Адрес: "); address = Console.ReadLine();
Console.Write("Телефон: "); phone = Console.ReadLine();
Console.Write("Дата рождения: ");
try {
// Считывание даты
birthday = Convert.ToDateTime(Console.ReadLine()); }
catch {
Console.WriteLine("Ошибка ввода, используется текущая дата");
birthday = DateTime.Now; }
Console.Write("Номер зачетки: ");
try {
number = Convert.ToInt32(Console.ReadLine()); }
catch {
Console.WriteLine("Ошибка ввода, используется номер 0");
number = 0; }
Console.WriteLine("**********************************"); }
Слайд 11

// Вывод данных public void Print() { Console.WriteLine("*****Вывод данных о студенте:*****");

// Вывод данных
public void Print() {
Console.WriteLine("*****Вывод данных о студенте:*****");


Console.WriteLine("Имя: {0}", firstname); Console.WriteLine("Фамилия: {0}", lastname);
Console.WriteLine("Адрес: {0}", address); Console.WriteLine("Телефон: {0}", phone);
Console.WriteLine("Дата рождения: {0}.{1}.{2}", birthday.Day, birthday.Month, birthday.Year);
Console.WriteLine("Номер зачетки: {0}", number);
Console.WriteLine("**********************************"); }
// Запись в файл
public void Write(BinaryWriter bw) {
// Все данные записываются по отдельности
bw.Write(firstname);
bw.Write(lastname);
bw.Write(address);
bw.Write(phone);
bw.Write(birthday.Year);
bw.Write(birthday.Month);
bw.Write(birthday.Day);
bw.Write(number); }
// Статический метод для чтения из файла информации и создания нового объекта на ее основе
public static Student Read(BinaryReader br) {
Слайд 12

// Считывание производится в порядке, соответствующем записи Student st = new

// Считывание производится в порядке, соответствующем записи
Student st =

new Student();
st.firstname = br.ReadString();
st.lastname = br.ReadString();
st.address = br.ReadString();
st.phone = br.ReadString();
int year = br.ReadInt32();
int month = br.ReadInt32();
int day = br.ReadInt32();
st.birthday = new DateTime(year, month, day);
st.number = br.ReadInt32();
return st; } }
// Класс Group
class Group : ICloneable {
string groupname; // Название группы
Student [] st; // Массив студентов
// Свойства
public string GroupName {
get { return groupname; }
set { groupname = value; } }
public Student [] Students {
get { return st; }
set { st = value; } }
Слайд 13

// Конструктор, получающий название группы и количество студентов public Group(string gn,

// Конструктор, получающий название группы и количество студентов
public Group(string gn,

int n) {
groupname = gn;
// По умолчанию в группе 10 студентов
if(n < 0 || n > 10)
n = 10;
st = new Student[n];
// Создаем студентов
for(int i = 0; i < n; i++)
st[i] = new Student(); }
// Аналог конструктора копирования
public Group(Group gr) {
// Создаем массив студентов
st = new Student[gr.st.Length];
// Копируем название группы
groupname = gr.groupname;
// Копируем каждого индивидуума
for(int i = 0; i < gr.st.Length; i++)
st[i] = gr.st[i].Clone(); }
// Заполняем группу
public void Input() {
for(int i = 0; i < st.Length; i++) {
Console.WriteLine("{0}.", i + 1);
st[i].Input(); } }
// Изменение данных конкретного студента
public void InputAt(int n) {
if(st == null || n >= st.Length || n < 0)
return;
st[n].Input(); }
// Вывод списка группы
public void Print() {
Console.WriteLine("Группа {0}:", groupname);
for(int i = 0; i < st.Length; i++) {
Console.WriteLine("{0}.", i + 1);
st[i].Print(); } }
// Вывод информации о конкретном студенте
public void PrintAt(int n) {
if(st == null || n >= st.Length || n < 0)
return;
st[n].Print(); }
// "Глубокое" копирование,
// реализация функции из интерфейса IClonable
public object Clone() {
// Создание новой группы
Group gr = new Group(groupname, st.Length);
// Копируем каждого индивидуума
for(int i = 0; i < st.Length; i++)
gr.st[i] = st[i].Clone();
Слайд 14

// Возврат независимой копии группы return gr; } // Запись в

// Возврат независимой копии группы
return gr; }
// Запись в

файл
public void Write(BinaryWriter bw) {
// Сохраняем название группы
bw.Write(groupname);
// Сохраняем количество студентов
bw.Write(st.Length);
for(int i = 0; i < st.Length; i++)
// Для сохранения студента вызывается
// соответствующий метод из класса Student
st[i].Write(bw); }
// Статический метод для чтения из файла информации и создания нового объекта на ее основе
public static Group Read(BinaryReader br) {
string gn = br.ReadString();
int n = br.ReadInt32();
Student [] st = new Student[n];
for(int i = 0; i < n; i++)
// Для считывания студента вызывается соответствующий метод из класса Student
st[i] = Student.Read(br);
// Создаем пустую группу
Group gr = new Group(gn, 0);
// Записываем в нее студентов
gr.st = st; return gr; } }
// Тестирование
class Test {
static void Main() {
// Группа
Group gr = new Group("03321", 3);
gr.Input();
gr.Print();
// Создаем поток для создания файла и/или записи в него
FileStream fs = new FileStream("g:\\group.bin",
FileMode.OpenOrCreate, FileAccess.Write);
// Создаем двоичный поток для записи
BinaryWriter bw = new BinaryWriter(fs, Encoding.Default);
// Пишем данные
gr.Write(bw);
// Закрываем потоки
bw.Close(); fs.Close();
// Создаем поток для чтения из файла
fs = new FileStream("g:\\group.bin", FileMode.Open, FileAccess.Read);
// Создаем двоичный поток для чтения
BinaryReader br = new BinaryReader(fs, Encoding.Default);
// Читаем данные
gr = Group.Read(br);
// Закрываем потоки
br.Close();
fs.Close();
gr.Print(); } }
Слайд 15

Слайд 16

Поиск текста в файлах, заданных маской //производится поиск указанного текста в

Поиск текста в файлах, заданных маской

//производится поиск указанного текста в

файлах, соответствующих введенной маске
//Маска задается в формате MSDOS: * - любой символ в любом количестве, ? - один любой символ
//Для поиска файлов и текста в них используются регулярные выражения
// Класс для поиска текста в файлах, заданных DOS'вской маской
class Search {
static void Main() {
Console.Write("Введите путь к каталогу: ");
string Path = Console.ReadLine();
Console.Write("Введите маску для файлов: ");
string Mask = Console.ReadLine();
Console.Write("Введите текст для поиска в файлах: ");
string Text = Console.ReadLine();
// Дописываем слэш (в случае его отсутствия)
if(Path[Path.Length - 1] != '\\')
Path += '\\‘;
// Создание объекта на основе введенного пути
DirectoryInfo di = new DirectoryInfo(Path);
// Если путь не существует
if(!di.Exists) {
Console.WriteLine("Некорректный путь!!!");
return; }
// Преобразуем введенную маску для файлов в регулярное выражение
// Заменяем . на \.
Слайд 17

Mask = Mask.Replace(".", @"\." /* (".", "\\.") */); // Заменяем ?

Mask = Mask.Replace(".", @"\." /* (".", "\\.") */);
// Заменяем

? на .
Mask = Mask.Replace("?", ".");
// Заменяем * на .*
Mask = Mask.Replace("*", ".*");
// Указываем, что требуется найти точное соответствие маске
Mask = "^" + Mask + "$";
// Создание объекта регулярного выражения на основе маски
Regex regMask = new Regex(Mask, RegexOptions.IgnoreCase);
// Экранируем спецсимволы во введенном тексте
Text = Regex.Escape(Text);
// Создание объекта регулярного выражения на основе текста
Regex regText = new Regex(Text, RegexOptions.IgnoreCase);
// Вызываем функцию поиска
ulong Count = FindTextInFiles(di, regText, regMask);
Console.WriteLine("Всего обработано файлов: {0}.", Count); }
// Функция поиска
static ulong FindTextInFiles(DirectoryInfo di, Regex regText, Regex regMask) {
// Поток для чтения из файла
StreamReader sr = null;
// Список найденных совпадений
MatchCollection mc = null;
// Количество обработанных файлов
ulong CountOfMatchFiles = 0;
FileInfo [] fi = null;
try {
// Получаем список файлов
fi = di.GetFiles(); }
catch { return CountOfMatchFiles; }