Субъективная школа в русской социологии Выполнила: Шамаро Анжелика Ю092

Содержание

Слайд 2

Введение Субъективное направление возникло в конце 60-х годов XIX в. и

Введение

Субъективное направление возникло в конце 60-х годов XIX в. и просуществовало

до Октябрьской революции

Разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития находились в центре внимания субъективной социологии.

Слайд 3

Субъективная школа была представлена такими именами, как: Южаков Сергей Николаевич Кареев Николай Иванович

Субъективная школа была представлена такими именами, как:

Южаков Сергей Николаевич

Кареев Николай Иванович

Слайд 4

ведущие теоретики субъективной школы: Лавров Петр Лаврович Михайловский Николай Константинович

ведущие теоретики субъективной школы:

Лавров Петр Лаврович

Михайловский Николай Константинович

Слайд 5

Лавров Пётр Лаврович (1823 – 1900) философ, историк, литературный критик и

Лавров Пётр Лаврович (1823 – 1900)

философ, историк, литературный критик и известный

революционный деятель. После окончания артиллерийской академии некоторое время был преподавателем в военных учебных заведениях.
Слайд 6

Основные социалистические работы: “Исторические письма” (1870), “Кому принадлежит будущее” (1874), “О

Основные социалистические работы:

“Исторические письма” (1870),
“Кому принадлежит будущее” (1874),
“О методе

в социологии” (1874),
“Государственный элемент в будущем обществе” (1876),
“Противники истории” (1800),
“Теория и практика прогресса” (1881),
“Социальная революция и задачи нравственности” (1884),
“Задачи понимания истории” (1898),
“Важнейшие моменты в истории мысли” (1903).
Слайд 7

Этический субъективизм учение, суть которого состоит в оценке относительной важности явлений

Этический субъективизм

учение, суть которого состоит в оценке относительной важности явлений на

основании нравственного миросозерцания (идеала) исследователя и построения научной теории при помощи того же критерия.
П. Лавров пришёл к этическому субъективизму, отталкиваясь от мысли о целеполагающей активности личности как субъекта истории.
Слайд 8

Этический субъективизм «…Пора бы людям мыслящим усвоить себе одну очень простую

Этический субъективизм

«…Пора бы людям мыслящим усвоить себе одну очень простую вещь:

что различие важного и неважного, благодетельного и вредного, хорошего и дурного, есть различия, существующие лишь для человека, а вовсе чужды природе и вещам самим в себе…», писал Лавров.
Слайд 9

Формула прогресса Лаврова: развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении,

Формула прогресса Лаврова:

развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощении

в общественных формах истины и справедливости вот краткая формула, обнимающая все, что можно считать прогрессом.
Слайд 10

Лавров говорит: «Какие процессы имеют преимущественное влияние на генезис событий? Человеческие потребности и влечения»

Лавров говорит:

«Какие процессы имеют преимущественное влияние на генезис событий? Человеческие потребности

и влечения»
Слайд 11

Из понимания влияния потребностей и влечений человека на генезис событий следует

Из понимания влияния потребностей и влечений человека на генезис событий следует

субъективизм

Лаврова, т.е. понимание хода событий не как объективно-необходимого, но как должного, определяющегося формулируемыми заранее ценностными приоритетами.
Лавров вводил в своё понимание истории проблему «нравственности», понимаемой им как научно обоснованную систему ценностей, иерархии наслаждений.
Слайд 12

В соответствии с универсальным критерием прогресса Лавров признавал два права: «прогрессивная

В соответствии с универсальным критерием прогресса Лавров признавал два права:

«прогрессивная национальность

имеет право на подавление сепаратистских стремлений менее прогрессивных и связанных с нею исторически государственным договором»
второе право это абстрактное право, которое никогда не применялось на практике, так как прогрессивной национальности не приходится бороться с сепаратизмом всего населения, а лишь с одним классом жителей.
Слайд 13

Лавров считал: патриотизм заключается в «осмыслении естественных требований своей нации критическим пониманием требований общечеловеческого прогресса»

Лавров считал:

патриотизм заключается в «осмыслении естественных требований своей нации критическим пониманием

требований общечеловеческого прогресса»
Слайд 14

Инстинктивная солидарность-любовь оружия в борьбе за существование и за «наслаждение», или усовершенствование человеческой жизни.

Инстинктивная солидарность-любовь

оружия в борьбе за существование и за «наслаждение», или усовершенствование

человеческой жизни.
Слайд 15

Михайловский Николай Константинович (1842-1904) выдающийся ученый-социолог, популярный писатель, литературный критик и публицист.

Михайловский Николай Константинович (1842-1904)

выдающийся ученый-социолог, популярный писатель, литературный критик и публицист.


Слайд 16

Основные социалистические работы: “Что такое прогресс?” (1869), “Орган, неделимое, общество” (1870),

Основные социалистические работы:

“Что такое прогресс?” (1869),
“Орган, неделимое, общество” (1870),
“Что

такое счастье?” (1872),
“ Идеализм, идолопоклонничество и реализм” (1873),
“Борьба за индивидуальность” (1875),
“Герои и толпа” (1882),
“Патологическая магия” (1887),
“Еще о героях” (1891),
“Еще о толпе” (1893).
Слайд 17

Михайловский писал в «Что такое прогресс?»: Человек ставит цели, вырабатывает правила

Михайловский писал в «Что такое прогресс?»:

Человек ставит цели, вырабатывает правила морали,

одобряет и порицает явления действительности
Слайд 18

Этический субъективизм форма всеобъемлющей философской конструкции, которая концентрировалась вокруг главного пункта

Этический субъективизм

форма всеобъемлющей философской конструкции, которая концентрировалась вокруг главного пункта идеи

нравственного суда над жизнью, историей, «естественным ходом» вещей.
Слайд 19

Михайловский счил, что есть 2 вида прогресса. Прогресс прогресс прогресс личности общества

Михайловский счил, что есть 2 вида прогресса.

Прогресс
прогресс прогресс
личности общества

Слайд 20

Субъективный метод михайловского: в естественных науках, прибегающих к объективным методам изучения

Субъективный метод михайловского:

в естественных науках, прибегающих к объективным методам изучения стихийных

материальных явлений, при строгом соблюдении приёмов сбора, описания, классификации и обобщения материала возможно получить общепризнанный истинный результат (он его называет «правда-истина»);
в обществоведении в силу специфики изучаемых явлений (наличия в самих объектах сознательного и бессознательного элементов, объединяемого людьми в цели их поведения) требуются другие приёмы и методы, и результат получается более сложным («правда-справедливость»).
Слайд 21

социология наука, исследующая желательное в общественной жизни и то, насколько оно

социология

наука, исследующая желательное в общественной жизни и то, насколько оно возможно,

т.е. исследующая общественные отношения с позиции сознательно выбранного общественного идеала.
Слайд 22

Южаков Сергей Николаевич (1849-1911) Культура создаёт единство «активными элементами» общества –

Южаков Сергей Николаевич (1849-1911)

Культура создаёт единство «активными элементами» общества

– личностями, которые являются отчасти сами продуктами этой же культуры.
выступает против словосочетания «субъективный метод»
Слайд 23

Существует 3 вида деятельности личности

Существует 3 вида деятельности личности

Слайд 24

Южаков считал, что Методы социологии носят объективный характер, но добытые с

Южаков считал, что

Методы социологии носят объективный характер, но добытые с

их помощью результаты должны получать нравственную оценку.
На этом основании он заменил название

Субъективная школа

Этико-социологическая школа

Слайд 25

Вывод: основоположником субъективной школы является Лавров П.Л. В изучении социологии он

Вывод:

основоположником субъективной школы является Лавров П.Л.
В изучении социологии он опирался на

философию, историю и этику.
Лавров пытался найти истоки общественности в животном мире, понять специфику именно человеческого общества, проследить разные состояния социо-культурной эволюции, начиная с первобытных форм, и, кончая цивилизованными формами, включающими великие цивилизации древнего мира, культуру античности, средневековья и нового времени.
Слайд 26

Вывод: Центральная проблема социологии Михайловского была связана с выяснением природы, функций

Вывод:

Центральная проблема социологии Михайловского была связана с выяснением природы, функций и

противопоставлением двух видов связей людей в обществе. При этом в основу кладутся не выяснение конкретных отношений человека к человеку, а абстрактное отношение общества к человеку.