СХОЛАСТИКА, ЛОГИКА И ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ. ВОЗЗРЕНИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО Выполнили:Кухарева Ольга Соколко Екатерина

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Проблема веры и разума Проблема бытия Бога Онтологическое доказательство Космологические доказательства

Проблема веры и разума
Проблема бытия Бога
Онтологическое доказательство
Космологические доказательства
Телеологическое доказательство

Проблема универсалий
Реализм
Номинализм
Концептуализм

Средневековая философия Схоластика

Слайд 5

Проблема бытия Бога Доказательства бытия Бога Нерациональные Рациональные Свидетельство Священного Писания

Проблема бытия Бога Доказательства бытия Бога

Нерациональные

Рациональные

Свидетельство Священного Писания

Чудеса (коллективный мистический опыт)

Индивидуальный мистический опыт (видения, сны и т.п.)

Онтологическое

Космологическое

Телеологическое

Каузальный вариант

Модальный вариант

Слайд 6

есть присущи присуще присуще Доказательства бытия Бога Онтологическое доказательство Бытие Богу

есть

присущи

присуще

присуще

Доказательства бытия Бога Онтологическое доказательство

Бытие

Богу

Следовательно,

средний термин

Бог (по определению)
есть абсолютно совершенная сущность, т.е. сущность, которой присущи все совершенства (все

блага в превосходной степени).

Все блага

Богу

Бытие

благо

Слайд 7

Доказательства бытия Бога Критика космологического доказательства Если всё должно иметь причину,

Доказательства бытия Бога Критика космологического доказательства

Если всё должно иметь причину, то должен иметь

причину и Бог. Если же может существовать нечто, не имеющее причины, то этим нечто сама природа может быть ничуть не хуже Бога, так что аргумент первопричины абсолютно недействителен.

Бертран Рассел. «Почему я не христианин».

Слайд 8

Доказательства бытия Бога Критика телеологического доказательства Неужели вы думаете, что если

Доказательства бытия Бога Критика телеологического доказательства

Неужели вы думаете, что если бы вас наделили

всемогуществом и всеведением да ещё дали бы в придачу миллионы лет, чтобы совершенствовать созданный вами мир, то вы не смогли бы создать ничего лучшего, чем ку-клукс-клан, фашисты или мистер Уинстон Черчилль?

Бертран Рассел. «Почему я не христианин».

Слайд 9

Доказательства бытия Бога Понятие и определения Бога Онтологическое доказательство Бог как

Доказательства бытия Бога Понятие и определения Бога

Онтологическое доказательство

Бог как абсолютно совершенная сущность

Космологическое доказательство

Телеологическое доказательство

Каузальный вариант

Бог как первопричина (причина всех причин)

Бог как безусловно необходимая сущность

Бог как разумный устроитель мира

Модальный вариант

Слайд 10

Проблема универсалий Универсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины), обозначающие всё

Проблема универсалий

Универсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины), обозначающие всё то, что может сказываться о

единичных вещах (их свойства, отношения).

Универсалии следует также отличать от того, что является общим «по частям» или «по очереди».

Универсалии – это общие понятия, но следует помнить, что слово «общее» употребляется в разных смыслах.

Универсалии не следует путать с собирательными понятиями, такими как «сотня», «толпа», «стадо», «полк», «человечество».

Универсалия «лошадь» относится не к табуну, а к роду животных.

Не относится она и к лошади, находящейся в совместном пользовании.

Слайд 11

Проблема универсалий Антисфен Платон – Человека и лошадь я вижу, а

Проблема универсалий

Антисфен

Платон

– Человека и лошадь я вижу, а человечности и лошадности не вижу.

Это потому что ты смотришь телесным, а не духовным оком.
Слайд 12

Проблема универсалий Реализм, номинализм, концептуализм Номинализм (лат. nomen, имя) – философское

Проблема универсалий Реализм, номинализм, концептуализм

Номинализм (лат. nomen, имя) – философское учение, утверждающее, что реальны лишь единичные вещи, а универсалии сами

по себе (вне мышления и речи) не существуют.

Universalia sunt nomina. Универсалии – это имена (слова).

Реализм (лат. realis, действительный) – философское учение, утверждающее, что универсалии существуют реально и независимо от сознания.

Universalia sunt realia. Универсалии – реальные сущности.

Концептуализм (лат. conceptus, понятие) – философское учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, утверждает, что они воспроизводят сходные (общие) признаки единичных вещей.

Universalia sunt concepta. Универсалии – это понятия.

Слайд 13

Схоластика Ансельм Кентерберийский (1033/34-1109) Пьер Абеляр (1079-1142) Пётр Ломбардский (ок. 1100-1160)

Схоластика

Ансельм Кентерберийский (1033/34-1109)
Пьер Абеляр (1079-1142)
Пётр Ломбардский (ок. 1100-1160)
Альберт Великий (ок. 1200-1280)
Бонавентура (Джованни Фиданца) (ок.

1217-1274)
Фома Аквинский (1225/26-1274)
Иоанн Дунс Скот (ок. 1266-1308)
Уильям Оккам (ок. 1285-1347/49)

Аоста

Бек

Париж

Рим

Баньореджо

Палле

Дунс

Оккам

Оксфорд

Аквино

Лауинген

Кёльн

Лумеллоньо

Слайд 14

Слайд 15

Схоластическая л о г и к а прошла три фазы

Схоластическая л о г и к а прошла три фазы

Слайд 16

… Мы обнаруживаем в чувственных вещах последовательность производящих причин; однако невозможно,

… Мы обнаруживаем в чувственных вещах последовательность производящих причин; однако невозможно, чтобы вещь

была своей собственной производящей причиной.

Невозможно также, чтобы ряд производящих причин уходил в бесконечность, ибо в таком ряду начальный член есть причина среднего, а средний – причина конечного.

Космологическое доказательство Каузальный вариант

Поскольку это очевидным образом ложно, необходимо положить некоторую первичную производящую причину, каковую все именуют Богом.

Устраняя причину, мы устраняем и следствия. Если в ряду производящих причин не станет начального члена, не станет также конечного и среднего.

Но если ряд производящих причин уходил бы в бесконечность, отсутствовала бы первичная производящая причина, а с нею – и промежуточные, и конечное следствие.

Фома Аквинский. «Сумма теологии».

Слайд 17

Мы обнаруживаем среди вещей такие, которые возникают и гибнут, из чего

Мы обнаруживаем среди вещей такие, которые возникают и гибнут, из чего явствует, что

для них возможно и быть, и не быть.

Но коль скоро нечто может перейти в небытие, оно когда-нибудь перейдёт в него; и если же всё может не быть, когда-нибудь в мире ничего не будет.

Космологическое доказательство Модальный вариант

И так как ряд внешних причин, обусловли- вающих друг друга, уходит в бесконечность, необходимо положить некую необходимую самое по себе сущность; это и есть Бог.

Но если это истинно, уже сейчас ничего нет, ибо если бы не было ничего сущего, невозможно было бы, чтобы что-либо пере- шло в бытие, и потому ничего не было бы.

Поскольку это очевидным образом ложно, не всё сущее случайно, но в мире должно быть нечто необходимое. А всё необходимое либо имеет внешнюю причину, либо не имеет.

Фома Аквинский. «Сумма теологии».

Слайд 18

Мы убеждаемся, что предметы, лишённые разума, каковы природные тела, подчиняются целесообразности.

Мы убеждаемся, что предметы, лишённые разума, каковы природные тела, подчиняются целесообразности.

Это явствует

из того, что их действия или всегда, или в большинстве случаев направлены к наилучшему исходу.

Доказательства бытия Бога Телеологическое доказательство

Следовательно, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе; и его мы именуем Богом.

Отсюда следует, что они достигают цели не случайно, но будучи руководимы сознательной волей.

Поскольку же сами они лишены разумения, они могут подчиняться целесообразности лишь постольку, поскольку их направляет некто одарённый разумом и пониманием.

Фома Аквинский. «Сумма теологии».