Живопись голландского и французского барокко

Содержание

Слайд 2

Живопись голландского и французского барокко. Лекция 3. Живопись голландского и французского

Живопись голландского и французского барокко.

Лекция 3. Живопись голландского и французского барокко.

Рембрандт, «малые голландцы», Ф. Гальс, Вермеер Делфтский. Специфика голландской версии барокко. Французские караваджисти. Ж. де ла Тур. Братья Ленен. Портретная живопись XVII в. Сопоставление портретов кисти Веласкеса, Гальса и Рембрандта.
Слайд 3

ГОЛЛАНДСКОЕ БАРОККО В начале XVI в. в Амстердаме вне рамок стилистических

ГОЛЛАНДСКОЕ БАРОККО

В начале XVI в. в Амстердаме вне рамок стилистических течений

вырабатывается специфический жанр группового военного или корпоративного портрета.

Вторая половина века отмечена движением иконоборчества, достигшего своей кульминации в 1566 - 1580 и нанесшего удар по большой религиозной живописи.

Определение "голландская" по отношению к живописи Северных Нидерландов до отделения в XVII в. семи Соединенных провинций от испанских Нидерландов остается спорным.
Борьба за национальную независимость, победа бюргерства определили и характер голландской культуры XVII в.
На протяжении всего XVII столетия Голландия является ведущей экономической державой Европы.
Одновременно — важнейший центр европейской культуры.
Лейденский университет был центром свободомыслия. Духовная атмосфера благоприятствовала развитию философии, естественных наук, математики.
Образование харлемской Академии (1587).
В это же время происходит усиление фламандского влияния, что связано с возвращением в Северные Нидерланды многих художников.
Основные художественные центры – Утрехт, Харлем, Лейден, Делфт, Гаага, Амстердам.

Слайд 4

Специфика голландской версии барокко Протестантизм (кальвинизм как его наиболее суровая форма),

Специфика голландской версии барокко

Протестантизм (кальвинизм как его наиболее суровая форма), вытеснил

влияние католической церкви, привел к тому, что духовенство в Голландии не имело такого влияния на искусство, как во Фландрии и тем более в Испании или Италии. Протестантские церкви были просты по архитектуре и никак не украшены внутри.
Вторая половина века отмечена движением иконоборчества, достигшего своей кульминации в 1566 - 1580 и нанесшего удар по большой религиозной живописи.
Живопись на евангельские и библейские сюжеты, равно как и античная мифология, представлена в гораздо меньшем объеме, чем в других странах.
Отсутствие богатого патрициата и католического духовенства
Заказчик - бюргеры, голландский магистрат, украшавшие не дворцы и виллы, а жилые или общественные здания,— картины не имеют таких размеров, как полотна Рубенса или Иорданса, и решают преимущественно станковые, а не монументально-декоративные задачи.
Отсутствуют связи с Италией, классическое искусство не играет такой роли, как во Фландрии.

Голландия: независимая, демократическая, протестантская.
Отсутствие церковной и королевской поддержки.
Высокообразованный, процветающий средний класс.
Простые приоритеты: тяжелый труд, самоотречение и набожность, здоровье, простота, "семейные ценности".
Очень редки религиозные сюжеты; малый интерес к большим картинам с исторической тематикой.
Небольшие изображения: бытовые и жанровые сцены, городская жизнь, пейзажи и натюрморты.
Большое количество конкурентов привело к специализации.

Слайд 5

РЕМБРАНДТ, ХАРМЕНС ВАН РЕЙН РЕМБРАНДТ (Rembrandt, Harmenz van Rijn) (1606–1669), голландский

РЕМБРАНДТ, ХАРМЕНС ВАН РЕЙН

РЕМБРАНДТ (Rembrandt, Harmenz van Rijn) (1606–1669), голландский живописец,

рисовальщик и офортист, один из величайших мастеров западноевропейского искусства.
Писал картины на исторические, библейские, мифологические и бытовые темы, портреты и пейзажи.
Для его творчества характерно стремление к философскому осмыслению действительности, демократизм, интерес духовному миру человека.
Мастерски применял эффекты светотени - пространство словно тонет в тени, в золотистых сумерках, а луч света выделяет отдельные фигуры людей, их лица.

РЕМБРАНТ ВАН РЕЙН Автопортрет с кружевным воротничком. 1629. Холст, масло, 37,7 x 28,9 см Музей Маурицхейс , Гаага

Автопортрет с Саскией. ок. 1635, Картинная галерея, Дрезден

Rembrandt and Saskia in the Scene of the Prodigal Son in the Tavern c. 1635 Oil on canvas, 161 x 131 cm Gemäldegalerie, Dresden

Слайд 6

Групповой портрет членов городской гильдии хирургов. Демонстрация тонко схваченных уникальных черт

Групповой портрет членов городской гильдии хирургов.
Демонстрация тонко схваченных уникальных черт

персонажей.

РЕМБРАНТ ВАН РЕЙН .
Урок анатомии доктора Тульпа, 1632 г. Холст. Масло. Музей Маурицхейс, Гаага.

Наиболее успешный и известный портретист своего времени.
Имел массу заказов, большую мастерскую, множество учеников и подражателей.

Слайд 7

Жертвоприношение Авраама", 1635. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Библейские композиции 1630-х гг. несут

Жертвоприношение Авраама", 1635. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Библейские композиции 1630-х гг. несут на

себе печать воздействия живописи итальянского барокко, которое проявляется в несколько форсированной динамике композиции, остроте ракурсов, светотеневых контрастах.

("Похищение Ганимеда", 1635, Картинная галерея, Дрезден

Снятие с креста.1634. Холст, Масло. 158 x 117 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Слайд 8

Даная. 1636, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Даная. 1636, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Слайд 9

Групповой портрет роты гильдии стрелков, выстроившейся перед выступлением. Причудливое освещение. Раскрывающееся

Групповой портрет роты гильдии стрелков, выстроившейся перед выступлением.
Причудливое освещение.
Раскрывающееся

барочное пространство: капитан протягивает вперед руку.
Революция в групповом портрете: персонажи изображены в момент массового действия, а не строго в ряд.

РЕМБРАНТ ВАН РЕЙН
Ночной дозор (Рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга), 1642 г. Холст. Масло. Рексмузеум, Амстердам.

Слайд 10

Изображены члены амстердамского «Kloveniersdoelen» (рота гражданской милиции аркебузеров). Тема раскрывается через

Изображены члены амстердамского «Kloveniersdoelen» (рота гражданской милиции аркебузеров).
Тема раскрывается через

каламбур: мужчины, изображенные на картине держат или заряжают мушкеты («kloven» - в голландском - приклад ружья).
Еще одна скрытая ссылка-символ на роту милиции находится в центре полотна. Это белая птица, свисающая с пояса девочки - (Голландский: «klauw» - «когти» - визуальный каламбур для «Kloveniers» - стрелки).

РЕМБРАНТ ВАН РЕЙН
Ночной дозор. Фрагмет.

Слайд 11

РЕМБРАНТ ВАН РЕЙН. Давид и Ионафан, 1642, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. РЕМБРАНТ

РЕМБРАНТ ВАН РЕЙН. Давид и Ионафан, 1642, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

РЕМБРАНТ

ВАН РЕЙН. Святое семейство, 1645, -
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

The Holy Family with Angels 1645 Oil on canvas, 117 x 91 cm The Hermitage, St. Petersburg

Слайд 12

The Little Children Being Brought to Jesus ("The 100 Guilder Print")

The Little Children Being Brought to Jesus ("The 100 Guilder Print") 1647-49 Etching

and drypoint, 1st state, 278 x 388 mm Rijksmuseum, Amsterdam

РЕМБРАНТ ВАН РЕЙН. Три дерева. 1643. Бумага, офорт, гравюра резцом и сухой иглой. 21.3х27.8 см Голландия.

Слайд 13

Хендрикье Стоффельс РЕМБРАНТ ВАН РЕЙН. Читающий Титус, ок.1656, Холст, масло. 71

Хендрикье Стоффельс

РЕМБРАНТ ВАН РЕЙН. Читающий Титус, ок.1656, Холст, масло. 71 x

64 см Музей истории искусств, Вена

Titus Reading Aloud 1656 Oil on canvas, 71 x 64 cm Kunsthistorisches Museum, Vienna

Hendrickje Stoffels in the Window 1656-57 Oil on canvas, 86 x 65 cm Staatliche Museen, Berlin

РЕМБРАНТ ВАН РЕЙН. Хендрикье у окна. 1656-1657. Холст, масло, 86 x 65 см Государственная картинная галерея. Берлин 

Слайд 14

В 1650-е гг. всё более привлекают художника образы простых людей, стариков,

В 1650-е гг. всё более привлекают художника образы простых людей, стариков,

служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства
Рембрандт сосредоточивает внимание на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом;
едва уловимая мимика лица отражает сложное движение мыслей и чувств;
Переливающаяся красочными и светотеневыми оттенками поверхность картины достигается путем сочетания лёгких и пастозных мазков кисти

РЕМБРАНТ ВАН РЕЙН. Портрет старика в красном, 1652-1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Portrait of an Old Man in Red (detail) 1652-54 Oil on canvas The Hermitage, St. Petersburg

Слайд 15

Насчитывается свыше 100 изображений. Темные тона, широкий плотный мазок. Толстый красочный

Насчитывается свыше 100 изображений.
Темные тона, широкий плотный мазок.
Толстый красочный

слой.
Неровная поверхность, отраженный свет.
Трагическое чувство приближающей старости и смерти.
Честная самооценка.

РЕМБРАНТ ВАН РЕЙН Автопортрет, 1659 г.
Холст. Масло. Национальная галерея искусств, Вашингтон.

Слайд 16

Главный шедевр, воплотившей всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника.

Главный шедевр, воплотившей всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника.


Сложная гамма глубоких человеческих чувств, красота человеческого понимания, сострадания и прощения;
кульминационный момент перехода от напряжения чувств к разрешению страстей
скульптурно выразительные позы, скупые жесты, в эмоциональном строе колорита, ярко вспыхивающего в центре картины и гаснущего в затенённом пространстве фона.

David and Uriah 1665 Oil on canvas, 127 x 117 cm The Hermitage, St. Petersburg

РЕМБРАНТ ВАН РЕЙН. Возвращение блудного сына. ок. 1668-1669, Холст. Масло, Государственный Эрмитаж, Санкт- Петербург

Слайд 17

РЕМБРАНТ ВАН РЕЙН. Возвращение блудного сына. Фрагмент.

РЕМБРАНТ ВАН РЕЙН. Возвращение блудного сына. Фрагмент.

Слайд 18

«Малые голландцы» Объекты наблюдения и изображения - человек и природа. Основные

«Малые голландцы»

Объекты наблюдения и изображения - человек и природа.
Основные добродетели

протестантизма - трудолюбие, усердие, любовь к порядку и чистоте нашли отражение в картинах, изображающих голландский быт.
Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, его создатели получили наименование «малых голландцев», за непритязательность сюжетов и небольшие размеров картин.
Широкий диапазон живописи XVII ст. и «узкая специализация» по отдельным видам тематики: портрет и пейзаж, натюрморт и анималистический жанр.
В начале XVI в. в Амстердаме вне рамок стилистических течений вырабатывается специфический жанр группового военного или корпоративного портрета.
Специализация внутри жанра: вечерние и ночные пейзажи (Арт ван дер Нер), «ночные пожары» (Экберт ван дер Пул), пейзажи зимние (Аверкамп), корабли на рейде (Я. Порселлис), равнинный пейзаж (Ф. Конинк); натюрморты — «завтраки» (П. Клас и В. Хеда), изображение цветов и фруктов (Б. ван дер Аст, Я. ван Хейсум), церковные интерьеры (А. де Лорм) и пр.

Голландия: независимая, демократическая, протестантская.
Отсутствие церковной и королевской поддержки.
Высокообразованный, процветающий средний класс.
Простые приоритеты: тяжелый труд, самоотречение и набожность, здоровье, простота, "семейные ценности".
Очень редки религиозные сюжеты; малый интерес к большим картинам с исторической тематикой.
Небольшие изображения: бытовые и жанровые сцены, городская жизнь, пейзажи и натюрморты.
Большое количество конкурентов привело к специализации.

Слайд 19

Портрет Преобладает в первой половине XVII в. Благодаря работам Халса в

Портрет

Преобладает в первой половине XVII в.
Благодаря работам Халса в Харлеме

и Рембрандта в Амстердаме голландский портрет приобретает черты буржуазной пышности, в этих работах почти всегда присутствует гармония белого, серого и черного (ван Миревелт в Делфте, де Кейзер в Амстердаме, Равестейн в Гааге, Верспронк и Пот в Харлеме).
Блестящие аристократические портреты создали Г. и В. ван Хонтхорст в Утрехте.
В портретах исполненных последователями Рембрандта (Бол Флинк и особенно ван дер Хелст) заметна эволюция в сторону более помпезного стиля, который привел голландское искусство портрета к декоративизму (Мае ван ден Темпел ван Нордт).
Слайд 20

Франс Гальс Халс, Гальс (Hals) Франс (между 1581 и 1585, Антверпен,

Франс Гальс

Халс, Гальс (Hals) Франс (между 1581 и 1585, Антверпен,

— 26.8.1666, Харлем), голландский живописец.
Сын фламандского ткача, жил в Харлеме, в 1616 посетил Антверпен.
Учился у К. ван Мандера (1600—03). Мастер с 1610.
демократизм, острый интерес к народным типам;
духовный подъём голландского народа, наступивший в результате войн за независимость страны.
Техника свободного, темпераментного мазка
изображение человеческих чувств, попытка художественно зафиксировать наиболее яркий миг внутренней жизни.

Портрет Франса Гальса 1648-1650. Дерево, масло, 34 x 25 см, Музей искусств, Индианаполис

Слайд 21

Ф. ГАЛЬС . Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия, 1616. Холст,

Ф. ГАЛЬС . Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия, 1616. Холст,

масло. 175 x 324 см, Музей Ф. Халса, Харлем

В 1620-х гг. наряду с портретами писал жанровые сцены и отдельные религиозные композиции
Ранней манере свойственно пристрастие к тёплым тонам, чёткой моделировке форм при помощи тяжёлых плотных мазков.

Banquet of the Officers of the St George Civic Guard 1616 Oil on canvas, 175 x 324 cm Frans Halsmuseum, Haarlem

Ф. ГАЛЬС .Св. Матфей. 1625. Холст, масло. 70 x 55 см, Музей западного и восточного искусства, Одесса

Слайд 22

ФРАНС ХАЛЬС. Цыганка, 1628-1630 гг. Масло. Дерево. Лувр, Париж. ФРАНС ХАЛЬС.

ФРАНС ХАЛЬС. Цыганка,
1628-1630 гг. Масло. Дерево. Лувр, Париж.

ФРАНС ХАЛЬС. Улыбающийся

кавалер,1624 г. Холст. Масло.
Коллекция Уоллес, Лондон.
Слайд 23

ФРАНС ХАЛЬС. Веселый собутыльник, 1630. Холст. Масло. 81 x 66,5 см, Государственный музей, Амстердам

ФРАНС ХАЛЬС. Веселый собутыльник, 1630. Холст. Масло. 81 x 66,5 см,

Государственный музей, Амстердам
Слайд 24

Широкий мазок, объемы сливаются с фоном, местами просвечивает подмалевок. Способность передать

Широкий мазок, объемы сливаются с фоном, местами просвечивает подмалевок.
Способность передать характер

через его мимолетные движения и жест, в момент смены выражения лица.
Эффект непосредственности, обаяния.
Пьющая, не морализирует, предупреждая о последствиях.

ФРАНС ХАЛЬС .
Малле Баббе, 1633 г. Холст. Масло. Музей Штаатликс, Берлин.

Слайд 25

Banquet of the Officers of the St Hadrian Civic Guard Company

Banquet of the Officers of the St Hadrian Civic Guard Company

c. 1627 Oil on canvas, 179 x 257,5 cm Frans Halsmuseum, Haarlem

ФРАНС ХАЛЬС . Групповой портрет стрелковой роты св. Адриана. 1633. Холст. Масло, 207 x 337 см , Музей Ф. Халса, Харлем

Banquet of the Officers of the St George Civic Guard Company c. 1627 Oil on canvas, 179 x 257,5 cm Frans Halsmuseum, Haarlem

В произведение введены элементы жизненных ситуаций, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя

Слайд 26

ФРАНС ХАЛЬС. Регенты госпиталя св. Елизаветы в Харлеме. 1641. Холст. Масло,

ФРАНС ХАЛЬС. Регенты госпиталя св. Елизаветы в Харлеме. 1641. Холст. Масло,

153 x 252 см, Музей Ф. Халса, Харлем

ФРАНС ХАЛЬС. Яспер Схаде ван Веструм. 1645. Холст. Масло, 80 x 67,5 см, Национальная галерея, Прага

ФРАНС ХАЛЬС. Регенты госпиталя св. Елизаветы в Харлеме. Фрагмент.

в портретах 1640-х гг. углубляются психологические характеристики
в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон.

Слайд 27

ФРАНС ХАЛЬС. Мужской портрет. 1660 Холст, масло 84,5 х 67 см,

ФРАНС ХАЛЬС.
Мужской портрет. 1660
Холст, масло 84,5 х 67 см, Государственный

Эрмитаж, Санкт- Петербург

Портрет относится к "галерее сильных характеров"
Портретируемый не позирует, а схвачен в определенный момент бытия.
Виртуозная живописная техника
Необычные живописные эффекты и тончайшие тональные гармонии, построенные на сочетании белого и черного

Слайд 28

ФРАНС ХАЛЬС Групповые портреты регентов и регентш харлемского дома для престарелых,

ФРАНС ХАЛЬС
Групповые портреты регентов и регентш харлемского дома для престарелых,

1664 г. Холст. Масло. Музей Франса Хальса, Харлем.

Переворот в сухой традиции группового портрета.
Непринужденные позы, естественное взаимодействие
Пессимизм.

Слайд 29

Вермеeр Делфтский Вермеeр Делфтский (Vermeer van Delft) Ян (1632–1675), голландский живописец,

Вермеeр Делфтский

Вермеeр Делфтский (Vermeer van Delft) Ян (1632–1675), голландский живописец, крупнейший

мастер жанровой и пейзажной живописи.
Работал в Делфте, как художник сложился под влиянием К.Фабрициуса.

ЯН ВЕРМЕEР. У сводни. 1656. Холст. Масло. 143 x 130 см, Картинная галерея, Дрезден

The Procuress 1656 Oil on canvas, 143 x 130 cm Gemäldegalerie, Dresden

яркая жизненная композиция
молодой задор и полнокровная чувственность
элементы тонального колорита смело сочетаются с крупными звучными пятнами чистого цвета. 

Слайд 30

ЯН ВЕРМЕEР. Служанка с кувшином молока, 1658. Холст. Масло, 45,5 x

ЯН ВЕРМЕEР. Служанка с кувшином молока, 1658. Холст. Масло, 45,5 x

41 см, Государственный музей, Амстердам

ЯН ВЕРМЕEР. Вид Делфта, 1659-1660. Холст. Масло, 98,5 x 117,5 см, Маурицхёйс, Гаага

ЯН ВЕРМЕEР. Улочка, 1657-1658. Холст. Масло, 54,3 x 44 см, Государственный музей, Амстердам

ЯН ВЕРМЕEР. Девушка, читающая письмо у открытого окна. 1657, Холст. Масло, 83 x 64,5 см, Картинная галерея, Дрезден

Слайд 31

"Девушка с жемчужной сережкой" Маурицхейс. Гаага "Молодая женщина с кувшином" Нью-Йорк.

"Девушка с жемчужной сережкой" Маурицхейс. Гаага
"Молодая женщина с кувшином" Нью-Йорк.

Метрополитен-музей. 
"Вид Делфта" Ок.1661г.Маурицхейс. Гаага
"Улочка" 1658г. Амстердам  Государственный музей. 
"Кружевница" 1665г.  Лувр. Париж
"Бокал вина" Государственная галерея. Берлин 

ЯН ВЕРМЕEР. Бокал вина.1658. Холст. Масло, 66,3 x 76,5 см, Государственная галерея. Берлин 

Woman in Blue Reading a Letter 1663-64 Oil on canvas, 46,6 x 39,1 cm Rijksmuseum, Amsterdam

ЯН ВЕРМЕEР. Девушка с жемчужной сережкой. 1665. Холст. Масло, 46,5 x 40 см, Маурицхейс. Гаага

ЯН ВЕРМЕР. Географ.1668. Холст. Масло, 53 x 46,6 см Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне

ЯН ВЕРМЕEР. Кружевница. 1669-70. Холст, перенесенный на панель, масло, 23.9 x 20.5 см, Лувр. Париж

Слайд 32

Жанровая живопись В голландской жанровой живописи XVII в. существовали различные тенденции,

Жанровая живопись

В голландской жанровой живописи XVII в. существовали различные тенденции, связанные

с определенными центрами или влиянием старших мастеров (Ф. Халса, Рембрандта или Вермера).
Харлем. В кругу Ф. Халса. появляются батальные и светские (например, концерты) сцены, которыми прославились Д. Халс, Я. Дюк, П. Кодде, Я. М. Моленар, А. Паламедес, В. П. Бейтевех.

ДИРК ХАЛС. Домашний концерт.1623г. Дерево, масло. 43-47cм Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Слайд 33

Деятельность фламандца Браувера в Харлеме и Амстердаме (ок. 1625) оказала влияние

Деятельность фламандца Браувера в Харлеме и Амстердаме (ок. 1625) оказала влияние

на творчество А. ван Остаде, Бега и Дюсарта.

АДРИАН ВАН ОСТАДЕ
Курильщик, Около 1655.
Холст, масло, 18 x 16 cm, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург .

АДРИАН ВАН ОСТАДЕ.
Художник в мастерской. 1663.
Дубовая доска, масло, 38 x 35,5 см, Картинная галерея, Дрезден

Smoker c. 1655 Oil on panel, 18 x 16 cm The Hermitage, St. Petersburg

The Painter in His Studio 1663 Oil on oak, 38 x 35,5 cm Gemäldegalerie, Dresden

Слайд 34

Единственная женщина, избранная в гильдию Гарлема. Двусмысленность сюжета: приглашение вступить в

Единственная женщина, избранная в гильдию Гарлема.
Двусмысленность сюжета: приглашение вступить в

интимную связь или вполне благопристойный жест?

ЮДИФЬ ЛЕЙСТЕР
Предложение, 1631 г.
Холст. Масло. Маурицхёйс, Гаага

Слайд 35

Делфт. Для этой школы характерны интерьеры церквей и архитектурных сооружений, в

Делфт. Для этой школы характерны интерьеры церквей и архитектурных сооружений, в

которых интерес к освещению и тишине соперничает с интересом к перспективе (Хаукгест ван Влит, Э. де Витте Санредам).
Под их воздействием, а также благодаря приезду в Делфт Фабрициуса (1646) трактовка перспективы в работах которого и интерес к естественному освещению оказали влияние на творчество Вермера - изображение интерьеров и интимных жанровых сцен стало главной темой дельфтской живописи (П. де Хох, ванн Хогстратен Охтервелт Элинга Баурсе Врел).

ЭМАНЮЭЛ ВИТТЕ. Интерьер протестантской готической церкви, 1669. Холст, масло, 45 x 34 см, Государственный музей, Амстердам.

ПИТЕР ДЕ ХОХ.
Дворик в Делфте.1658. Холст, масло, 73 x 60 см Национальная галерея, Лондон

Interior of a Protestant Gothic Church 1669 Oil on panel, 45 x 34 cm Rijksmuseum, Amsterdam

Слайд 36

Амстердам. Работы Терборха в Амстердаме и Девентере включают в себя портреты

Амстердам. Работы Терборха в Амстердаме и Девентере включают в себя портреты

в рост и жанровые сцены близкие делфтскому интимизму.

Г. ТЕРБОРХ. Получение письма. Между 1617-1681. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Г. ТЕРБОРХ. Бокал лимонада. 1655 - 1660, 67 x 54 см Эрмитаж, Санкт-Петербург

The Glass of Lemonade 1655-60 Oil on canvas transferred from panel, 67 x 54 cm The Hermitage, St. Petersburg

Messenger - Oil on canvas, 70 x 54 cm The Hermitage, St. Petersburg

Слайд 37

Лейден. Виртуозные работы Ф. ван Мириса. Творчество Я. Стена в Лейдене

Лейден. Виртуозные работы Ф. ван Мириса.
Творчество Я. Стена в Лейдене и

Гааге и Метсю в Амстердаме (с 1660) более независимо и разнообразно.

Я. СТЕН. Риторы в окне. 1662-1666. Холст, масло, 74 x 59 см
Музей искусств Филадельфии, Филадельфия

Ян Стен Больная и врач , Около 1660 г.

Ян Стен Игра в трик-трак , 1667

Boy Blowing Bubbles 1663 Oil on panel, 26 x 19 cm Mauritshuis, The Hague

The Music Lesson - Oil on wood, 33,5 x 27,5 cm National Museum, Belgrade

Woman Writing a Letter 1680 Oil on panel, 25 x 20 cm Rijksmuseum, Amsterdam

MIERIS, Frans van, the Elder

Слайд 38

Сцена хаоса и разрушения. Мораль, переданная с помощью юмора. ЯН СТЕН.

Сцена хаоса и разрушения.
Мораль, переданная с помощью юмора.

ЯН СТЕН.

Веселая Компания, 1663 г. Холст. Масло. Государственный Эрмитаж, С.-Петербург.

.

In Luxury, Look Out. 1663 Oil on canvas, 105 x 145 cm Kunsthistorisches Museum, Vienna

ЯН СТЕН. Мир наизнанку. Ок. 1663. Холст. Масло. Музей истории искусства, Вена.

Слайд 39

Г. Метсю. Завтрак. 1660 Дерево, масло, 55,5 x 42 Государственный Эрмитаж,

Г. Метсю. Завтрак. 1660 Дерево, масло, 55,5 x 42 Государственный Эрмитаж, С.-Петербург.

Г. МЕТСЮ.

Больной ребенок. Государственный музей, Амстердам, ок. 1660
Слайд 40

Пейзаж После 1630 появляется новое направление, опирающееся на итальянизирующий пейзаж. Расцвет

Пейзаж

После 1630 появляется новое направление, опирающееся на итальянизирующий пейзаж. Расцвет этого

направления связан с именами Пуленбурга и Бренберга после их возвращения из Рима.
Около 1645 наступает период классического пейзажа созданного под влиянием Клода Лоррена и Гаспара Дюге (Сваневелт и Асселейн);
позже - лирического пейзажа (Бот Берхем Пейнакер и Венике).
Новое развитие получает голландский реалистический пейзаж. Он появляется в начале века в работах Аверкампа в Кампене и Э. ван де Велде в Гааге которые закладывают основу новой пространственной и колористической концепции, унаследованной ван Гойеном в Гааге и С. ван Рёйсдалом в Харлеме уже в 1630-1650: упрощение композиции тонкая монохромность от коричневых до серебристых тонов.
Следующее поколение пейзажистов в особенности амстердамских художников (Я. ван Рёйсдал, Хоббена, Хаккерт) стремится в своих произведениях к еще большей монументальности. Они используют приемы итальянизирующего пейзажа к которому также обращается А. Кёйп, создатель жанра идеализированного пейзажа включающего в себя и групповой портрет в то время как Паулюс Поттер остается верен реалистической традиции.
Слайд 41

⭦ ЯН ВАН ГОЙЕН. Пейзаж. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург МЕЙНДЕРТ ХОББЕМА. ПЕЙЗАЖ

⭦ ЯН ВАН ГОЙЕН. Пейзаж. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

МЕЙНДЕРТ ХОББЕМА. ПЕЙЗАЖ

МЕЙНДЕРТ ХОББЕМА. Аллея в Миддельхарнисе. 1689. Национальная галерея, Лондон

⭠ ИЗАК ВАН ОСТАДЕ. Зимний вид. Около 1648. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Слайд 42

ПЕЙЗАЖ — новая категория искусства; сильное патриотическое значение. Пуссен и Клод

ПЕЙЗАЖ — новая категория искусства; сильное патриотическое значение.
Пуссен и Клод идеализировали

природу, Рейсдаль заинтересован наблюдением за небом и колоритом.
Драматический контраст света и тени.
Жизненная сила природы, смерть человека.
Духовное значение пейзажа.
Унылое настроение, смягчает радуга, как символ надежды, возрождения и божественной радости.

ДЖЕКОБ ВАН РЕЙСДАЛЬ. Еврейское Кладбище, 1655-60 гг. Холст. Масло. Институт Искусств, Детройт.

Слайд 43

Городской пейзаж С непременной заботой о свете, интерпретируется городской пейзаж в

Городской пейзаж

С непременной заботой о свете, интерпретируется городской пейзаж в работах

Беркхейде в Харлеме и ван дер Хейдена в Амстердаме.

ПИТЕР ЯНС САНРЕДАМ. Старая ратуша в Амстердаме, 1657.

Dam Square, Amsterdam c. 1680 Oil on canvas, 40 x 49 cm Akademie der bildenden Kьnste, Vienna

BERCKHEYDE, Gerrit Adriaensz Amsterdam: View of the Dam with the Town Hall 1697 Oil on canvas, 69 x 91 cm Private collection

ЯН ВАН ДЕР ХЕЙДЕН. Вид на канал Геренграхт, Амстердам . 1670.

Г. А. БЕРКХЕЙДЕ. Амстердам: вид на городскую ратушу со стороны плотины. 1697. Холст, масло, 69 x 91 см
Частная коллекция

Слайд 44

Марина Марины ведут свое происхождение от нарративных изображений морских баталий среди

Марина

Марины ведут свое происхождение от нарративных изображений морских баталий среди бушующих

волн (Вром) многих художников особенно интересует проблема воздушного пространства на границе моря и неба (Порселлис де Влигер ван де Каппелле). Свой расцвет марины нашли в творчестве Бакхейзена В., ван де Велде Младшего, и Сторка.


ЯН ПОРСЕЛЛИС. Морской пейзаж. 1630. Панель, масло. 48 x 64 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Слайд 45

Натюрморт НАТЮРМОРТ — (still-life, от голл. stilleven — «Тихая жизнь») новый

Натюрморт

НАТЮРМОРТ — (still-life, от голл. stilleven — «Тихая жизнь») новый популярный

жанр искусства.
Натюрморты становятся самостоятельным жанром.
Букеты корзины с фруктами и "завтраки" первоначально изображались по законам продолжающейся перспективы, которая изолирует каждый элемент. (Ф. ван Схотен, Харлем; Саверей Босхарт и ван дер Аст, Утрехт).

(франц. nature morte - "мертвая натура")

БАЛЬТАЗАР ВАН ДЕР АСТ. Натюрморт с фруктами. конец 1620-х, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Слайд 46

Распространенный сюжет — «завтрак». ПИТЕР КЛАС. Завтрак с ветчиной, 1647. Холст.

Распространенный сюжет — «завтрак».

ПИТЕР КЛАС. Завтрак с ветчиной, 1647. Холст. Масло.


Государственный Эрмитаж, С.-Петербург.

В 1620-е в появляется новая общая с другими жанрами тенденция, для которой характерна светлая монохромность и спокойная горизонталь композиции (Клас и Хеда в Харлеме).

Слайд 47

В середине столетия ситуация радикально изменилась: - обилие и блеск посуды

В середине столетия ситуация радикально изменилась: - обилие и блеск посуды

и роскошных блюд у де Хема, сверкающие ювелирные изделия и богатые ковры у Калфа, охотничьи трофеи у де Хондекутера, Фергюсона и ван Алста.

Экзотические и привычные прекрасные предметы.
Редкие цветы, раковины, керамика, стеклянная посуда, столовые приборы.

Вилем Клас Хеда. Завтрак с крабом. 1648. Холст. Масло.
Государственный Эрмитаж, С.-Петербург

Слайд 48

Череп и свеча, указывают на скоротечность человеческой жизни. В натюрмортах Vanitas

Череп и свеча, указывают на скоротечность человеческой жизни.
В натюрмортах Vanitas часто

изображены желанные или дорогостоящие предметы, имеющие смысловой подтекст.
Содержат символы времени и разрушения — череп, гниющий плод, увядающие цветы напоминают о быстротечности земной жизни, эфемерности удовольствий: "Вы не можете взять это с собой".
Дополнительное напоминание: жизнь коротка, искусство вечно.

ВИЛЛЕМ КЛАС ХЕДА
Vanitas. Натюрморт с черепом. 1628 г. Масло на панели.
Музей Бредиус, Гаага.

ПИТЕР КЛАС. Вэнитес. Натюрморт. 1630. Холст, масло, 39,5 x 56 см, Музей Маурицхейс, Гаага

Слайд 49

Выдающийся реализм. Праздник ботаники, новых научных методов и наблюдений, в том

Выдающийся реализм.
Праздник ботаники, новых научных методов и наблюдений, в том

числе за насекомыми.
Асимметричный характер s-образной кривой.

РАХЕЛЬ РЕЙШ. Летние цветы в вазе, 1698 г. Холст. Масло. Коллекция Хоогстедер и Хоогстедер.

Слайд 50

Французские караваджисты. Ж. де ла Тур. Жорж де Латур (Georges de

Французские караваджисты. Ж. де ла Тур.

Жорж де Латур (Georges de La

Tour) (1593—1652)
Французский живописец из Лотарингии.
Испытал воздействие Караваджо и мастеров нидерландского караваджизма.
С 1620 года Латур работал в Люневиле, с 1639 года он - "живописец короля".

ЖОРЖ ДЕ ЛАТУР. Шулер с бубновым тузом, 1635. Музей Лувр, Париж

Слайд 51

Специализировался на изображении фигур ночью, при свете мерцающего пламени свечи. ДЖОРДЖ

Специализировался на изображении фигур ночью, при свете мерцающего пламени свечи.

ДЖОРДЖ

ДЕ ЛАТУР
Магдалина со свечей,
1630-1635 гг.
Холст. Масло. Лувр, Париж.
Слайд 52

Череп и зеркало — эмблемы тщетности, подразумевают скоротечности жизни. Геометрическая простота.

Череп и зеркало — эмблемы тщетности, подразумевают скоротечности жизни.
Геометрическая простота.


Монументальная неподвижность.

ДЖОРДЖ ДЕ ЛАТУР
Кающаяся Магдалина, 1638 -1643 гг. Холст. Масло. Метрополитен музей,
Нью-Йорк.

Слайд 53

ДЖОРДЖ ДЕ ЛАТУР Христос в мастерской плотника. 1645. Холст, масло, 137

ДЖОРДЖ ДЕ ЛАТУР
Христос в мастерской плотника. 1645. Холст, масло, 137

x 101 см Музей Лувр, Париж
Слайд 54

ДЖОРДЖ ДЕ ЛАТУР. Сон Св. Иосифа. 1640. Холст, масло, 93 x

ДЖОРДЖ ДЕ ЛАТУР.
Сон Св. Иосифа. 1640. Холст, масло, 93 x

81 см Музей изящных искусств, Нант
Слайд 55

Братья Ленен Братья Ленен: Антуан (1588 — 1648), Луи (1593 —

Братья Ленен

Братья Ленен:
Антуан (1588 — 1648),
Луи (1593 — 1648),


Матье (1607 — 1677)
Редкий случай в истории мировой живописи - совместная творческая деятельность трех братьев-живописцев, которые имели общую мастерскую и подписывали свои работы только одной фамилией.
Исполняли картины на религиозные, мифологические сюжеты и портреты
Их жанровая живопись стала яркой страницей в истории французской культуры XVII ст.

МАТЬЕ ЛЕНЕН. Караульня (курильщики в интерьере). 1643. Холст. масло, 117 x 137 см Музей Лувр, Париж

БРАТЬЯ ЛЕНЕН. Венера в кузнице Вулкана. 1641 Холст, масло, 150 x 116,8 см Музей Сен-Дени, Реймс

Smokers in an Interior 1643 Oil on canvas, 117 x 137 cm Musйe du Louvre, Paris

Слайд 56

ЛУИ ЛЕНЕН. Семейство молочницы. 1641. Холст, масло, 51 x 59 см

ЛУИ ЛЕНЕН. Семейство молочницы.
1641. Холст, масло, 51 x 59 см Государственный Эрмитаж,

С.-Петербург.

ЛЕНЕН. Крестьянская трапеза. 1642. Холст, масло, 97 x 122 см Музей Лувр, Париж

Слайд 57

Дополнительно: Италия: Болонская школа и Академия братьев Карраччи Лоренцо Бернини. Скульптурный

Дополнительно:

Италия:
Болонская школа и Академия братьев Карраччи
Лоренцо Бернини. Скульптурный портрет
Испания:
Бодегонес Веласкеса
Эль

Греко
Франция:
Творчество братьев Ленен
Фландрия:
Рубенс, Йорданс и Ван Дейк
Снейдерс
Голландия:
Вермеeр Делфтский
«Малые» голландцы
Слайд 58

Общая литература Всеобщая история архитектуры. Т.7-11. М., 1969-1973. Всеобщая история искусств.

Общая литература

Всеобщая история архитектуры. Т.7-11. М., 1969-1973.
Всеобщая история искусств. Т.4-6.

М., 1963-1965.
Западноевропейская художественная культура XVIII в.  М., 1980.
Лазарев В.Н. Старинные европейские мастера.  М., 1974.
Прус Е.И. Западноевропейское искусство XVII в./ Малая история искусств. -- М., 1974.
Ротенберг, Е.И. Западноевропейская живопись 17 века : Темат. принципы / Е. И. Ротенберг; [ВНИИ искусствознания] -- М. : Искусство, 1989
Соколов М.Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV-XVII вв. Реальности и символика. М., 1994.
Якимович А.К. Теория синтеза искусства в период зрелого барокко. / Проблемы всеобщей истории. М., 1973.
Якимович А. Новое время. Искусство и культура XVII и XVIII вв, Спб., 2004.
Слайд 59

Дополнительная литература: Искусство Италии Арган Дж.К. История итальянского искусства. М., 2000.

Дополнительная литература:

Искусство Италии
Арган Дж.К. История итальянского искусства. М., 2000. 
Дажина

В.Д. Радикальные религиозные движения XVI в. и маньеризм. / Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. М., 1997.
Ротенберг Е.И. Искусство Италии 16-17 вв. М., 1989.
Свидерская М.И. Искусство Италии XVII в. Основные направления и ведущие мастера. М., 1999.
Искусство Испании.
Знамеровская Т.П. Хусепе Рибера. М., 1981.
Малицкая К.М. Франсиско Сурбаран. М., 1963.
Ортега-и-Гассет Х. Веласкес. Гойя. М., 1997.
Такач М.Х. Испанская живопись от примитивистов до Риберы. Будапешт, 1986.
Слайд 60

Искусство Фландрии. Авермант Р. Петер Пауль Рубенс. М., 1977. Браун К.

Искусство Фландрии.
Авермант Р. Петер Пауль Рубенс. М., 1977.
Браун К. Ван

Дейк. М., 1989.
Гётц Э. Петер Пауль Рубенс. Берлин., 1977.
Варшавская М. Картины Рубенса в Эрмитаже.М., 1975.
Смольская Н.Ф. Якоб Иорданс.  М., 1959.
Якимович А.К. Человек и природа в образах Рубенса.// Искусство, 1977, № 5.
Искусство Голландии.
Голландский натюрморт XVII в. в собрании Эрмитажа. М., 1981.
Егорова К.С. Портрет в творчестве Рембрандта.М., 1970.
Левитин Е.С. Офорты Рембрандта. М., 1963.
Ротенберг Е.И. Голландское искусство XVII в. М., 1972.
Фихнер Е.Ю. Голландская жанровая живопись XVII в. М.: Эрмитаж, 1979.
Искусство Франции.
Братья Антуан, Луи и Матье Ле Нэн: Альбом.М., 1972.
Золотов Ю.К. Жорж де Ла Тур. М., 1979.
Золотов Ю.К. Пуссен. М., 1988.
Каптерева Т.П., Быков В.Е. Искусство Франции XVII в. М., 1969.
Якимович А.К. Классицизм эпохи Пуссена. Основы и принципы. // Советстое искусствознание, 1978. Вып.1.М., 1979.
Слайд 61

Иллюстрации: Web Gallery of Art: http://gallery.euroweb.hu http://www.wga.hu/index.html WebVeseum, Paris: http://mexplaza.udg.mx/wm/paint/ The

Иллюстрации:

Web Gallery of Art:
http://gallery.euroweb.hu
http://www.wga.hu/index.html
WebVeseum, Paris:
http://mexplaza.udg.mx/wm/paint/
The State Hermitage Museum:
http://www.hermitagemuseum.org/
http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/03/hm3_0.html
The National Gallery,

London:
http://www.nationalgallery.org.uk/
http://www.nationalgallery.org.uk/collection/default.htm
Слайд 62

Драматический момент: филистимляне, опрокидывают Самсона и ослепляют его; Далила выбегает, унося

Драматический момент: филистимляне, опрокидывают Самсона и ослепляют его; Далила выбегает, унося

отрезанные волосы, источник его силы.
Барочная озабоченность проблемой секса и насилия.
Типичное драматическое использование светотеневых эффектов.

РЕМБРАНТ ВАН РЕЙН
Ослепление Самсона, 1636 г.
Холст. Масло. Штаделсесес Кунстинститут, Франкфурт.