22. Философия человека (часть 2)

Содержание

Слайд 2

Роден Мыслитель

Роден Мыслитель

Слайд 3

Рассматриваемые вопросы: 1.Загадка человеческого Я. 2.Философия ценностей. 3.Ценность и смысл человеческой жизни.

Рассматриваемые вопросы:

 
1.Загадка человеческого Я.
2.Философия ценностей.

3.Ценность и смысл человеческой жизни.
Слайд 4

1. Загадка человеческого Я «Человеческое Я» - одна из самых сложных,

1. Загадка человеческого Я


«Человеческое Я» - одна из самых сложных,

«вечных» проблем философии. Человек воспринимает своё Я «изнутри». В результате образуется особая часть сознания – самосознание.
Сознание бимодально: оно направлено на «Я» и на «не-Я». Отдельные, частные самохарактеристики человека постепенно синтезируются в целостную «Я-концепцию». В ней сочетаются различные образы Я:
Слайд 5

ОБРАЗЫ «Я» 1) Это «Внешнее Я» - представление о том, как

ОБРАЗЫ «Я»

1) Это «Внешнее Я» - представление о том, как

я «выгляжу», какое впечатление произвожу на других.
Здесь различаются «изображаемое Я» - образ моего Я, который я рисую в глазах окружающих, и «воспринимаемое Я» - как меня в действительности воспринимают другие.
Слайд 6

ОБРАЗЫ «Я» 2) Это «Внутреннее Я» - моё представление о том,

ОБРАЗЫ «Я»

2) Это «Внутреннее Я» - моё представление

о том, каков я есть «на самом деле», т.е. каким я предстаю перед самим собой.
Оно включает образы «реального Я» (каков я есть в настоящее время), «потенциального Я» (каким я намерен стать и через некоторое время стану), и «идеальное Я» (каким я хотел бы быть и к чему считаю нужным, по крайней мере, стремиться).
Возникающие противоречия между этими образами разрушают «Я-концепцю», вызывают психологический дискомфорт (вплоть до распада личности).
Слайд 7

ТРИ СМЫСЛА СЛОВА «Я»: 1). Я как единый, целостный организм –

ТРИ СМЫСЛА СЛОВА «Я»:

1). Я как единый, целостный организм –

телесное (или физическое) Я. В этом смысле моё Я противополагается всем предметам и явлениям окружающей меня среды;
2). Я как член общества – социальное Я. В этом смысле моё Я сопоставляется с «Ты», т.е. другой личностью, с «Мы», т.е. группой людей, в которую я себя включаю, с «Они», т.е. группой, от которой я себя отделяю;
3). Я как психическое образование, составляющее «внутреннее ядро» моей личности – духовное Я. В этом смысле моё Я противостоит не только моему телу, но и моим действиям, мыслям, чувствам и желаниям.
Слайд 8

ОБЩИЕ МОМЕНТЫ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ «Я» Философия даёт различные подходы к объяснению

ОБЩИЕ МОМЕНТЫ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ «Я»

Философия даёт различные подходы к объяснению

тайны человеческого Я, его «неуловимости» в качестве объекта. Но во всех подходах имеются рациональные моменты:
общечеловеческое содержание во всех индивидуальных Я (И.Кант);
многообразие нашего Я, что подчёркивает теория о «человеке-Протее» (Р.Лифтон, Дж.Огильви);
и то, что каждый человек – творец своего Я (Ж.-П.Сартр).
Слайд 9

2. Философия ценностей Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности.

2. Философия ценностей


Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры

личности. Понятие «ценность» указывает на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности.
«Ценность» - центральное понятие философии ценностей, аксиологии. «Предметные» и «субъективные» ценности – два полюса ценностного отношения человека к миру.
Слайд 10

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА АКСИОЛОГИИ Как самостоятельная область философии аксиология возникает тогда, когда

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА АКСИОЛОГИИ

Как самостоятельная область философии аксиология возникает тогда, когда

понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как объект разнообразных человеческих желаний и устремлений.
Главная задача аксиологии – показать, как возможна ценность в общей структуре бытия и каково её отношение к «фактам» реальности.
Слайд 11

ТРАКТОВКИ ЦЕННОСТИ Натуралистический психологизм (Мейнонг, Дьюи) понимает ценности как факты наблюдаемой

ТРАКТОВКИ ЦЕННОСТИ

Натуралистический психологизм (Мейнонг, Дьюи) понимает ценности как факты наблюдаемой

реальности.
Для аксиологического трансдентализма (Виндельбанд, Риккерт) ценность – это идеальное бытие, бытие нормы, соотносящееся с «чистым» сознанием.
Персоналистический онтологизм (Шелер) утверждает реальность ценностного мира гаранией вневременного Бога.
Идея аксиологического плюрализма (Дильтей, Шпенглер, Тойнби) лежит в основании культурно-исторического релятивизма.
Слайд 12

критика Отмеченные подходы постулируют внеисторическую и надсоциальную природу ценностей, ставят под

критика

Отмеченные подходы постулируют внеисторическую и надсоциальную природу ценностей, ставят под

сомнение общественно-практическую сущность, историчность и познаваемость ценностных идеалов, норм человеческой жизни.
Напротив, основное содержание ценностных ориентаций – это политические, философские (мировоззренческие), религиозные и нравственные убеждения человека.
Слайд 13

КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества.

КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества.


Поэтому конкретно-исторический анализ генезиса и развития ценностных систем – важная сторона всякого исследования истории общества и культуры.
Слайд 14

3. Ценность и смысл человеческой жизни Вопрос о смысле жизни не

3. Ценность и смысл человеческой жизни


Вопрос о смысле жизни

не субъективен: не человек ставит вопрос о смысле своей жизни, но жизнь ставит этот вопрос перед ним.
Выбор же смысла жизни определяется базовыми ценностями свободной личности, её культурой.
А личность, в стремлении осознать своё Я, неизбежно задаёт себе вопрос: «зачем я живу?».
Слайд 15

СМЫСЛ ЖИЗНИ ИНДИВИДУАЛЕН Нельзя устранить трагизм смерти, но можно и должно

СМЫСЛ ЖИЗНИ ИНДИВИДУАЛЕН

Нельзя устранить трагизм смерти, но можно и

должно относиться к ней как к непреложному условию человеческого существования – условию, которое надо учитывать, чтобы жить разумно и осмысленно.
Никакого данного свыше смысла жизни и предназначения человеческая жизнь не имеет.
Смысл жизни индивидуален: он существует для индивида и у каждого индивида свой. Смысл жизни субъективен: его нет, пока субъект сам не установит его.
Слайд 16

ТРИ ТИПА ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ Из того, что человеческая жизнь

ТРИ ТИПА ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ

Из того, что человеческая жизнь

и не случайна, и не бессмысленна, вытекает требование ответственности человека перед обществом и миром.
Здесь человек сталкивается с тремя типами своего отношения к миру:
1) Примат мира над человеком;
2) Примат человека нал миром;
3) Диалог человека с миром.
Только третье отношение лишено иерархического смысла.
Выбирая его, мысль о неизбежности смерти будет связана с утверждением нравственного, духовного бессмертия человека.
Слайд 17

Список терминов: САМОСОЗНАНИЕ, осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и

Список терминов:

 
САМОСОЗНАНИЕ, осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика

и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля.
Самосознание свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, когда они поднимаются до осознания своего места и роли в обществе, своих общих интересов и идеалов.
Слайд 18

СПИСОК ТЕРМИНОВ: В самосознании человек выделяет себя из всего окружающего мира,

СПИСОК ТЕРМИНОВ:

В самосознании человек выделяет себя из всего окружающего мира,

определяет своё место в круговороте природных и общественных событий.
Самосознание тесно связано с рефлексией, где оно поднимается до уровня теоретического мышления.
Самосознание формируется на определённой ступени развития личности под влиянием образа жизни, который требует от человека самоконтроля собственных поступков и действий, принятия полной ответственности за них.
Слайд 19

СПИСОК ТЕРМИНОВ: Я – категория философии (и психологии), означающая то, что

СПИСОК ТЕРМИНОВ:

Я – категория философии (и психологии), означающая то, что

обладает сознанием человека и является его носителем, а не то, что имеется в его сознании, когда он думает о себе. Представления человека о своём Я, возникающие в его самосознании, - это не то же самое, что его действительное Я. Это лишь образы Я, а не само Я (хотя между «Я» и образом «Я» есть взаимосвязь).
В подростковом и юношеском возрасте отдельные частные самохарактеристики постепенно синтезируются в целостную систему представлений о своём Я – Я-концепцию.
Слайд 20

СПИСОК ТЕРМИНОВ: В Я-концепции сочетаются несколько различных образов Я. Во-первых, это

СПИСОК ТЕРМИНОВ:

В Я-концепции сочетаются несколько различных образов Я.
Во-первых, это

«Внешнее Я» - моё представление о том, как я «выгляжу» перед другими.
Во-вторых, это «Внутреннее Я» - моё представление о том, каков я есть «на самом деле» перед самим собой.
Это представление включает в себя образы «реального Я», «потенциального Я» и «идеального Я».
Слайд 21

СПИСОК ТЕРМИНОВ: Слово «Я» употребляется в трёх основных смыслах: Я как

СПИСОК ТЕРМИНОВ:

Слово «Я» употребляется в трёх основных смыслах:
Я как

единый, целостный организм – телесное (или физическое) Я;
Я как член общества – социальное Я;
Я как психическое образование, составляющее «внутреннее ядро» моей личности – духовное Я.
Слайд 22

СПИСОК ТЕРМИНОВ: ЦЕННОСТЬ ( от греч. – аксиос – ценность), понятие

СПИСОК ТЕРМИНОВ:

ЦЕННОСТЬ ( от греч. – аксиос – ценность), понятие

философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности.
Является центральным в философии ценностей, в аксиологии.
Слайд 23

СПИСОК ТЕРМИНОВ: Всё многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включённых

СПИСОК ТЕРМИНОВ:

Всё многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включённых

в их круг природных явлений может выступать в качестве «предметных ценностей» как объектов ценностного отношения, т.е. оцениваться в плане добра и зла, истины и неистинны, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.д. А способы и критерии оценивания соответствующих явлений закрепляются в общественном сознании и культуре как «субъективные ценности», выступая ориентирами деятельности человека.
Слайд 24

Литература: Виктор Франкл. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.

Литература:

 
Виктор Франкл. Человек в поисках смысла. – М.:

Прогресс, 1990. С.37, 288.
Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. – М.,1967.
Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. – СПб.: Издательство ДНК, 2001. С. 178-193.
Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. – М.,1984. С. 181.
Слайд 25

ЛИТЕРАТУРА: Соина О.С. Л.Толстой о смысле жизни: этические искания и современность//Вопросы

ЛИТЕРАТУРА:

Соина О.С. Л.Толстой о смысле жизни: этические искания и современность//Вопросы

философии, 1985, №11.
Столович Л.Н. Природа эстетических ценностей. – М.,1972.
Тугаринов В.П. Философия и ценностные формы сознания. – М., 1978.
Слайд 26

Первоисточники: Декарт Р. Избранные произведения. – М.,1950. С. 345. Ларошфуко Ф.

Первоисточники:

Декарт Р. Избранные произведения. – М.,1950. С. 345.
Ларошфуко Ф.

Максимы. Паскаль Б. Мысли. Лабрюйер Ж. Характеры. – М., 1974. С. 165.
Паскаль Б. Мысли. – М., 1994. С. 120.
Слайд 27

ПЕРВОИСТОЧНИКИ: Соловьёв Вл. Соч. в 2-х т. Т.2. – М., 1988.

ПЕРВОИСТОЧНИКИ:

Соловьёв Вл. Соч. в 2-х т. Т.2. – М., 1988.

С. 140.
Толстой Л. Исповедь /Толстой Л. Не могу молчать. – М.,1985. С. 64-66.
Фейербах Л. Избр. филос. произв. В 2-х т. Т.1. – М.,1955. С. 343.
Юм Д. Сочинения. – М.,1965. Т.1. С. 366.