Античная философия. Тема 3

Содержание

Слайд 2

ПЕРИОДИЗАЦИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ По проблематике Хронологически Ранняя классика (архаика, VIII-VII вв.до

ПЕРИОДИЗАЦИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

По проблематике

Хронологически

Ранняя классика (архаика, VIII-VII вв.до н.э.)

— Предфилософская

традиция (VIII-VII вв. до н.э.)

— Ранняя классика (VI-V вв. до н.э.)

Классика (V-III вв. до н.э.)

Эллинизм (IV-I вв. до н.э.)

Римская и позднеантичная философия (I в. до н.э. — V в. н.э)

Слайд 3

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА Фалес Первоначало — вода. Космос един и одушевлен. Гилозоизм.

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА

Фалес
Первоначало — вода.
Космос един и одушевлен. Гилозоизм.
Плутарх: «Прекрасно полагает

Фалес, что во всех важнейших и величайших частях космоса имеется душа, а потому и не стоит удивляться тому, что промыслом бога совершаются прекраснейшие дела»

Анаксимандр
Первоначало — апейрон — безграничное, бесконечное, неуничтожимое, неопределенное материальное начало, в чистом виде не существующее. Материя вообще, всеобщая материя. Субстанциальное и генетическое начало космоса.

Анаксимен
Первоначало — воздух.
Принцип параллелизма микрокосма и макрокосма: «Подобно тому как воздух в виде нашей души скрепляет нас, так дыхание и воздух охватывают всю Землю».

Слайд 4

Гераклит (ок. 544 — ок. 483 гг. до н.э.) Основатель первой

Гераклит (ок. 544 — ок. 483 гг. до н.э.)

Основатель первой исторической или

первоначальной формы диалектики.

Мир или природа находятся в непрерывном процессе изменения («…все движется и ничто не покоится, невозможно дважды войти в ту же самую реку»).
Из всех природных веществ наиболее подвижным является огонь.
«Первовещество» природы — это «огонь».

Все вещи возникают из огня путем последовательных превращений. Все вещи и свойства переходят в свою противоположность.

Концепция Гераклита о всеобщей изменчивости мира, единства и борьбы противоположностей, заключенных во всех вещах, легла в основу диалектики — учения о развитии природы, общества и мышления.

Слайд 5

Элеаты Ксенофан (ок. 570 - ок. 475 гг. до н.э.) Парменид

Элеаты

Ксенофан
(ок. 570 - ок. 475 гг. до н.э.)

Парменид
(ок. 540/520 - ок. 450

гг. до н.э.)

Зенон Элейский
(ок. 490 - ок. 430 гг. до н.э.)
Мелисс
(ок. 485 - ок. 425 гг. до н.э.)

Мифология — продукт человеческого воображения, поэтому боги антропоморфны.
Истинный бог един, всевидящ, всеслышащ, всемогущ. Не подобен смертным ни внутренне, ни внешне.

Бытие ≡ Мышление
Нельзя помыслить небытие: бытие есть, небытия — нет.
Бытие:
Вечное
Неизменнное
Единое
Неподвижное
Шарообразное

Пытался доказать невозможность движения, пространства и множества.
Апории о движении: «Стрела», «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стадий»
Из ничего не может возникнуть нечто.
Сущее вечно, неуничтожимо, бесконечно во времени и пространстве.
Отождествил бытие Парменида со Вселенной.

Слайд 6

АТОМИЗМ Представители: Левкипп (Элея) Демокрит (Абдеры, ок. 460 - ок. 370

АТОМИЗМ

Представители:
Левкипп (Элея)
Демокрит (Абдеры, ок. 460 - ок. 370 до н.э.)

Мир

— единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайших, невидимых, неделимых частичек — атомов, которые движутся («мечутся во все стороны», «трясутся во всех направлениях») в пустоте.
Вещи возникают и уничтожаются, но атомы, из которых они состоят — вечны.
Слайд 7

Пифагор (ок.570-497(6) до н.э.). ПИФАГОРЕЙЦЫ Пифагорейцы верили в бессмертие и переселение

Пифагор
(ок.570-497(6) до н.э.).

ПИФАГОРЕЙЦЫ

Пифагорейцы верили в бессмертие и переселение души.

Познание мира —

это познание описывающих его числовых соотношений.

Основа бытия — число, гармония космоса определяется математическими законами.

«Числу все вещи подобны»

Слайд 8

Демокрит (в центре) и Протагор (справа) Протагор: «Человек есть мера всех

Демокрит (в центре)
и Протагор (справа)

Протагор:
«Человек есть мера всех вещей существующих,

что они существуют, и не существующих, что они не существуют»;
«Каждому утверждению можно противопоставить противоположное»;
«Как мы чувствуем, так оно и есть на самом деле»
«Все есть таким, каким оно кажется нам».

Софисты

Представители:
Протаго́р (ок. 490 до н.э. — ок. 420 до н.э.)
Горгий (ок. 480 до н.э. — 380 до н.э.)

Поворот от натурфилософии к человеку
и становление греческого антропоцентризма.

Мир постоянно изменяется; вещи соединяют в себе противоположные свойства.

Объективной истины нет. Законы природы действительны и неотвратимы, культурные установления условны.

Релятивизм (от лат. relativus — относительный) — учение, признающее относительность и условность человеческого знания.

Слайд 9

Платон (миф о пещере)

Платон (миф о пещере)

Слайд 10

ПЛАТОН (мир вещей и мир идей) Дает возможность познания

ПЛАТОН
(мир вещей
и мир идей)

Дает
возможность
познания

Слайд 11

Подверг критике платоновское учение об идеях. Сущность предмета в самом предмете,

Подверг критике платоновское учение об идеях. Сущность предмета в самом предмете,

нет мира «чистых идей», существуют только единичные и конкретно определенные предметы.
Материя — это возможность бытия.
Форма — осуществление этой возможности.

АРИСТОТЕЛЬ

4 причины бытия:
материальная — субстрат вещи
формальная — сущность вещи
действующая — то, что приводит в движение и обуславливает изменение
целевая — во имя чего совершается действие