Философия Древнего Востока

Содержание

Слайд 2

1. Философия Древней Индии В развитии индийской философии выделяют: 1) шраманский

1. Философия Древней Индии

В развитии индийской философии выделяют:
1) шраманский период (V

в. до н.э.);
2) период ранних школ (IV в. до н.э. — II в. н.э.);
3) классический период — формирование основных систем (II-IX вв.);
4) позднесхоластический период (X-XVII вв.);
5) новый период (XVIII — 1-я пол. XX в.);
6) современный период (с 1947 г. по настоящее время).
Слайд 3

Веды (от санскр. «знание») – собрание священных текстов, древнейший памятник культуры.

Веды (от санскр. «знание») – собрание священных текстов, древнейший памятник культуры.


В широком смысле – вообще священные тексты:

1. Самхиты;

2. Брахманы (сугубо религиозные тексты);

3. Араньяки («лесные книги», дополнительное «тайное» толкование ритуала);

4. Упанишады (философские тексты в подлинном смысле).

В узком смысле

– именно Самхиты:

1. Ригведа (Веда гимнов);
2. Самаведа (Веда песнопений);
3. Яджурведа (Веда жертвенных формул);
4. Атхарваведа (собрание магических заклинаний).

Слайд 4

Основные понятия древнеиндийской философии Хорошую религию придумали индусы: Что мы, отдав

Основные понятия древнеиндийской философии

Хорошую религию придумали индусы: Что мы, отдав концы, не

умираем насовсем.
В.В.Высоцкий

Сансара
(санскр. - перерождение, круговорот,
блуждание, прохождение через нечто)
Процесс бесчисленных перерождений личности и души, приносящий им страдание.

Слайд 5

Основные понятия древнеиндийской философии Карма (санскр. «действие», «деяние», «жертвоприношение», «жребий») Закон,

Основные понятия древнеиндийской философии

Карма

(санскр. «действие», «деяние», «жертвоприношение», «жребий»)
Закон, который означает

влияние совершенных индивидом действий на всю его последующую жизнь и характер будущего рождения.
Слайд 6

Основные понятия древнеиндийской философии Нирвана Мокша (санскр. «угасание», «потухание») Высшая цель

Основные понятия древнеиндийской философии

Нирвана

Мокша

(санскр. «угасание», «потухание»)
Высшая цель всех

живых существ, заключающаяся в освобождении от тягот перерождения (сансары) и от действия закона кармы.
Слайд 7

Школы древнеиндийской философии Неортодоксальные школы 1. Чарвака-локаята 2. Буддизм 3. Джайнизм

Школы древнеиндийской философии

Неортодоксальные школы

1. Чарвака-локаята
2. Буддизм
3. Джайнизм

Основанные непосредственно на Ведах:
Миманса;
Веданта.

Ортодоксальные школы

Основанные

не независимой основе:
Санкхья;
Йога;
Ньяя;
Вайшешика.
Слайд 8

Буддизм Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (примерно VI в. до н.э. ) Будда

Буддизм

Сиддхартха Гаутама
Шакьямуни
(примерно VI в. до н.э. )
Будда – «Просветленный»

Учение:
Четыре благородные

истины;
- «Восьмеричный путь» Будды.
Слайд 9

Буддизм Хинаяна (Тхеравада) Махаяна Ваджраяна (Тантрический буддизм) Бодхисаттва Бодхисаттва Авалокитешвара Архат

Буддизм

Хинаяна (Тхеравада)

Махаяна

Ваджраяна
(Тантрический буддизм)

Бодхисаттва

Бодхисаттва Авалокитешвара

Архат

Слайд 10

2. Философия Древнего Китая Ее начало связывают с учениями - «Книги

2. Философия Древнего Китая

Ее начало связывают с учениями
- «Книги перемен» («И

Цзин», VIII - IV вв. до н.э.).;
- Лао-цзы (VI в. до н.э.);
- Конфуция (551 - 479 гг. до н.э.).
Слайд 11

Основные понятия древнекитайской философии Дао Инь и Ян Дословно: путь, метод, закономерность, учение, правда и т.д.

Основные понятия древнекитайской философии

Дао

Инь и Ян

Дословно:
путь, метод, закономерность, учение, правда

и т.д.
Слайд 12

Даосизм Лао-цзы (?к.VII-н.VI вв.) учитель Лао, Старый Ребенок, Лао Дань и

Даосизм

Лао-цзы (?к.VII-н.VI вв.)
учитель Лао, Старый Ребенок, Лао Дань и др.

Дао
«Дао пусто,

но в применении неисчерпаемо. О глубочайшее! Оно кажется праотцом всех вещей. Если притупить его проницательность, освободить его от хаотичности, умерить его блеск, уподобить его пылинке, то оно будет казаться ясно существующим. Я не знаю, чье оно порождение, [я лишь знаю, что] оно предшествует небесному владыке».
«Дао Дэ Цзин»
Слайд 13

Даосизм Лао-цзы (?к.VII-н.VI вв.) учитель Лао, Старый Ребенок, Лао Дань и

Даосизм

Лао-цзы (?к.VII-н.VI вв.)
учитель Лао, Старый Ребенок, Лао Дань и др.

Принцип «у

вэй» - принцип недеяния

Цель – достижение бессмертия

Вода – это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного.
Слабые побеждают сильных, мягкое преодолевает твердое.
«Дао Дэ Цзин»