Содержание
- 2. Литература: Корниенко А.А., Квеско Р.Б. и др. Философия. – ТПУ, 2013 Макиенко М.А., Фадеева В.Н. Философия.
- 3. Требования Лекции 4по 3 балла, итого12 баллов Семинары 8 занятий по 2 балла, итого 16 баллов
- 4. Требования Доклад готовится на 7-10 мин. Доклад должен иметь определённую структуру: Введение (актуальность изучаемой проблемы, в
- 5. Лекция 1 Смысл и предназначение философии Понятие философии. Исторические типы мировоззрения. Предмет философии Методы философии Функции
- 6. О философии Люди иногда спрашивают, какое отношение имеет философия к их повседневной жизни. Быть может, гораздо
- 7. О философии Когда человек задает вопросы о том, сотворен ли мир или существует вечно; происходит ли
- 8. Про избыточные, лишние знания Стива Джобса Упоминание об этом факте стало известно из речи Стива Джобса,
- 9. 1. Понятие философии. Исторические типы мировоззрения.
- 10. Определение философии Философия (греч.) – любовь к мудрости Phileo – любовь; Sophia – мудрость. Философия —
- 11. О постановке проблем в философии С древности и ..до наших дней предметом философских раз- мышлений являются.
- 12. Теории возникновения жизни. Креационизм: Жизнь была создана сверхъестественным существом в определенное время; Самопроизвольное зарождение: Жизнь возникла
- 13. Пифагор «Жизнь подобна игрищам: некоторые приходят на них соревноваться, некоторые торговать, а самые счастливые – смотреть;
- 14. Хайдеггер Ориентиром для последующих рассуждений нам послужит изречение М.Хайдеггера из 16-го фрагмента «Материалов по философии». В
- 15. Мудрость по Аристотелю Мудрецами или, по Аристотелю, «теми, кто рассуждал об истине» назывались те, кто приоткрывал
- 16. Отличие философии Антропоморфизму (наделению человеческими качествами природных вещей и процессов) мифологии и ранним формам религиозности философия
- 17. Другие определения философии Аристотель: «… знание обо всем необходимо имеет тот, кто в наибольшей мере обладает
- 18. Типы мировоззрений Исторические типы мировоззрения: мифологическое религиозное философское
- 19. От мифа к логосу «Из чего?», «Когда?», «Где?», «Как?», «Почему?»
- 20. Мифологическое мировоззрение Чувственное восприятие; Объяснение мира посредством антропоморфных божеств; Цикличное понимание времени.
- 21. Мифы Космогонические. Их выдает уже более сложное сознание, появляются такие тексты у большинства древних народов, поскольку
- 22. Исторически первый тип Исторически первой была мифология – мировоззрение древнего общества, содержащее в себе как фантастическое,
- 23. Особенности мифов Культ Дионисия был заимствован греками от фракийцев, у которых Дионис был богом плодородия, характерным
- 24. Гесиод В «Теогонии» первого известного по имени древнегреческого эпического поэта Гесиода читаем, что раньше всего возник
- 25. Особенности мифов Орфей — легендарный герой, сын речного бога Эагра и музы Каллиопы — фракийский певец,
- 26. Особенности мифов Часть доктрины, выраженной этим мифом, по-видимому, прямо была усвоена орфиками в смысле противопоставления чистого
- 27. Кризис мифологизма Кризис мифологического сознания был вызван целым рядом причин. Важную роль сыграло экономическое развитие Греции,
- 28. Репрезентация мировоззрения Гомер VIIIв. до н.э. «Илиада» , «Одиссея» - в основе – многочисленные сказания Древней
- 29. Религиозное мировоззрение Преобладание чувственного восприятия; Вера в сверхъестественное Наличие системы догматов;
- 30. Религиозное мир-ие Вторая форма мировоззрения – религия. Она определяется как вера в существование сверхъестественных сил (богов),
- 31. Религиозно-мифологический комплекс Религиозно-мифологический комплекс – единство мифа и религии. Духовенство (жречество) – посредники между людьми и
- 32. Религиозное мировоззрение Мировые религии
- 33. Буддизм VI-Vвв. до н.э. Сидхартха Гаутама (древняя Индия) Священная книга - Трипитака
- 34. Христианство I в. н.э. Иисус Христос Восток Римской империи (территория современного Израиля) Католицизм Православие Протестантизм
- 35. Ислам (VII вв. н.э.) Мухаммед (Мекка) Суннизм Шиизм Хариджизм Св. книга - Коран
- 36. Возникновение философии Возникновение философии считается объяснимым через описание процесса формирования (генезис) особого философского предмета (некоторое формально-содержательное
- 37. Мифогенная теория На какие вопросы следует отвечать, чтобы получить концепцию происхождения философии, понятой вышеуказанным образом? А.
- 38. Гносеогенная теория Гносеогенная концепция. Ее сторонниками являются, например, Богданов и Спенсер. Эта концепция восходит к просветительскому
- 39. Созерцание Созерцание в принципе является условием образования понятий, выводящих человека за рамки эмоциональной вовлеченности в ситуацию,
- 40. Созерцание Гештальтпсихология показала, что психическое восприятие явлений на подсознательном уровне строится в соответствии с законом стремления
- 41. Знания и философия Имеет ли философия какую-то особую логику возникновения? Возникает ли она из мифа как
- 42. От знаний к философии Ксенофан считал, что богов просто не может быть много, т. к. самый
- 43. От знаний к философии Для доказательства тезиса Парменида Зенон сформулировал известные апории (парадоксы, показывающие логическую невозможность
- 44. Культурологическая концепция По мнению Н. В. Мотрошиловой, весь уклад жизни ранней античной цивилизации предполагал возникновение рефлектирующего
- 45. Предпосылки возникновения В греческом мире по преимуществу возникли первые формы институционализированной свободы и демократии, способствовавшие в
- 46. География как фактор Анре Боннар при объяснении особенностей древнегреческой культуры делает упор на географический фактор. Он
- 47. Лимен (гавань вместе с портом) Гавань- прибрежное водное пространство где обеспечивается надежное укрытие судов. В V
- 48. О роли торговли и обмена В Пирее стояли как военные, так и торговые корабли. У Афин
- 49. Полис (город-государство) После завоевания дорийцами земель, населенных ахейцами (тоже греками второго потока переселенцев, XIII—XII вв. до
- 50. Полис Какие люди жили на территории Афин? Одинаковые ли были у них права? Что переселенцев объединяло
- 51. Агора (рыночная площадь) с экклезией (народным собранием) Древнегреческую мысль отличает, наряду с попытками найти закономерности бытия
- 52. Логос (слово, беседа, закон) На развалинах микенской цивилизации возникли совершенно новые условия дальнейшего развития древнегреческого общества,
- 53. Логос Гераклит: «Этот мир, единый для всех, не создан никем ни из богов, ни из людей,
- 54. Этос (обычай, поведение) Добродетельный образ жизни — это такой способ бытия, в котором человек преодолевает себя,
- 55. Философское мировоззрение Рациональное мировосприятие (признание причинно-следственных связей); Наличие системы доказательств; Проблемное восприятие мира (переход из мира
- 56. Черты философского мир-ия является совокупностью объективного знания, ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние
- 57. Античная философия Первый этап (от формирования греческого философского мышления до перелома VII–V вв. до н.э.) –
- 58. Милетская школа Милетская философская школа (к. 7- сер.6 вв.до н.э.) Милетская школа - это первая философская
- 59. Фалес (624-547 до н.э.) Основное произведение Фалеса - " Начала ", не дошедшее до наших дней.
- 60. Фалес Фалес первоначалом всего считал воду, находящуюся в беспрерывном движении, превращения которой создают все вещи, в
- 61. Античная философия Гераклитовский способ мышления о мире является диалектическим, поскольку космос наполнен противоположностями, которые борются, но
- 62. 2. Предмет философии
- 63. Специфика философского знания основная специфика философского знания, как уже отмечалось, заключается в его двойственности, так как
- 64. Осевое время Процесс формирования космоцентрической парадигмы социального знания тесно связан с осевым временем мировой истории, когда,
- 65. Материализм Первая основная форма материализма – т.наз. механистический материализм. Подходы к нему встречаются уже в античности
- 66. Мир человек Мир как система
- 67. Основной вопрос ф-ии Объективный идеализм Субъективный идеализм Путь к субъективному идеализму у Беркли выстраивается следующим образом.
- 68. Главные вопросы Итак, философия знает три главные темы: мир, человек и отношение к миру. Естественно, что
- 69. Исторический ракурс Предмет философии: В истории философии В структуре философского знания
- 70. Иммануил Кант (1724-1804) Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?
- 71. Структура философского знания: Онтология; Гносеология; Аксиология; Праксиология; Социальная философия.
- 72. Проблемы Как возникает, существует и развивается мир? Как возникает¸ существует и развивается общество? Как возникает¸ существует
- 73. Онтология – учение о бытии Греческий: ὄντος — сущее, то, что существует λόγος — учение, наука
- 74. Древнегреческий философ Парменид (ок. 540-480гг.до.н.э.)
- 75. Логика Классическая формальная логика подразделяется на элементарные учения о понятии, суждении и умозаключении, а также учение
- 76. Гносеология – учение о познании Греческий γνῶσις — знание λόγος — учение, наука Основные понятия: Познание;
- 77. Аксиология – учение о ценностях Греческий αξια — ценность λόγος — «учение, наука» Основные понятия: Ценность;
- 78. Праксиология – учение о деятельности Греческий πράξις — деятельность λογία — наука, учение Основные понятия: Практика;
- 79. Социальная философия Философия общества; Философия истории; Философия культуры; Антропология; Философия техники.
- 80. 3. Методы философии: Метафизический – метод, при котором объекты рассматриваются обособленно, статично. Диалектический – метод, при
- 81. Функции философии 4. Функции философии
- 82. Функции философии
- 83. Функции философии: Мировоззренческая; Методологическая; Аксиологическая; Прогностическая; Другие.
- 84. Мировоззренческая — Мировоззренческая функция. Любой исторический тип общества предоставляет для своих членов определенные наборы ценностей (утилитарных,
- 85. Обоснование установок сознания Претензии философии на обоснование деятельных установок сознания в свете миропонимания, опирающегося на универсальную
- 86. Методологическая Методологическая функция. Философия изучает категориальную структуру мышления, принципы и методы теоретического исследования, выявляя общие закономерности
- 87. Аксиологическая АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) - заключается в оценке вещей,
- 88. Прогностическая ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и
- 89. Аристотель о прогностической Политика, 1259а. 335—322 до н. э. «Когда Фалеса попрекали его бедностью, так как-де
- 91. Скачать презентацию
Литература:
Корниенко А.А., Квеско Р.Б. и др. Философия. – ТПУ, 2013
Макиенко М.А.,
Литература:
Корниенко А.А., Квеско Р.Б. и др. Философия. – ТПУ, 2013
Макиенко М.А.,
Философия для технических ВУЗов под ред. Горохова
Философия под ред. Кохановского В.П.
Электронные ресурсы:
www.filosofia.ru
www.philosoff.ru
www.gumer.info
Адрес
kolna@tpu.ru
Требования
Лекции 4по 3 балла, итого12 баллов
Семинары 8 занятий по 2 балла,
Требования
Лекции 4по 3 балла, итого12 баллов
Семинары 8 занятий по 2 балла,
Доклады 2 по 5 баллов, итого 10 баллов
Задания после лекций , итого 8 баллов
Итоговое тестирование 20 баллов
Эссе итоговое 15 баллов
Электронный курс , итого 19 баллов
Отлично 90-100 баллов
Хорошо 70-89 баллов
Удовлетворительно 55-69 баллов
Требования
Доклад готовится на 7-10 мин. Доклад должен иметь определённую структуру:
Введение (актуальность
Требования
Доклад готовится на 7-10 мин. Доклад должен иметь определённую структуру:
Введение (актуальность
Основная часть
Характеристика основного исследовательского подхода к этой проблеме
Что остаётся до сих пор непонятым, не объяснённым?
Выводы
Лекция 1
Смысл и предназначение философии
Понятие философии. Исторические типы мировоззрения.
Предмет философии
Методы философии
Функции
Лекция 1
Смысл и предназначение философии
Понятие философии. Исторические типы мировоззрения.
Предмет философии
Методы философии
Функции
О философии
Люди иногда спрашивают, какое отношение имеет философия к их повседневной
О философии
Люди иногда спрашивают, какое отношение имеет философия к их повседневной
Даже если мы никогда не изучали философию и вообще не слышали о ней, мы все-таки придерживаемся многих философских убеждений. Возьмем, например, убеждение в том, что физические объекты продолжают существовать даже тогда, когда их никто не воспринимает. Все мы разделяем это убеждение. Однако это — именно философское убеждение, которое когда-то было подвергнуто критике философом восемнадцатого столетия Джорджем Беркли.
Нетрудно найти и другие примеры. Вера в загробную жизнь является философской — точно так же, как и вера в то, что смерть означает конец всему.
Большинство из нас убеждены в том, что нравственность не является предметом субъективных предпочтений. Мы убеждены, что убийство младенца в утробе матери является злом, причем не просто злом-для-нас, но добром-для-тех-кто-думает-иначе. Опять-таки это — философская вера. И, конечно, таковы же атеизм и вера в Бога.
Совершенно очевидно, что многие из таких убеждений оказывают влияние на нашу повседневную жизнь. Возьмите, например, человека, который верит в реинкарнацию. Он может вести себя несколько иначе по сравнению с тем, кто в это не верит. Например, он может в меньшей степени бояться смерти. А индивид, который искренне убежден в том, что мораль определяется субъективными предпочтениями, часто склонен к воровству и мошенничеству, когда надеется на безнаказанность. Наши философские установки играют фундаментальную роль в способе нашей жизни.
Ценность хотя бы скромной философской подготовки заключается в том, что она стимулирует развитие навыков самостоятельного мышления и вырабатывает способность сомневаться в том, что другим представляется безусловно верным.
О философии
Когда человек задает вопросы о том, сотворен ли мир или
О философии
Когда человек задает вопросы о том, сотворен ли мир или
Мы сейчас живём в эпоху, когда социальные медиа и традиционные СМИ, "публицистика - это пулеметное гнездо на колокольне. Меняй калибр и расстреливай, все что хочешь... Я не умею строить, но очень хорошо умею разрушать". Эти слова уже непопулярного журналиста, но слова актуальны. В такой ситуации используются какие-то поверхностные суждения, штампы, клише, а требуется умение мыслить самостоятельно, критически и системно. Вот именно с этим возникают проблемы. Выражениями «солнечный» и «лунный» президент и победа солнечного, восстанавливающего идею русского мира, мы снижаем градус аналитики, и мышления вообще.
Про избыточные, лишние знания Стива Джобса
Упоминание об этом факте стало известно
Про избыточные, лишние знания Стива Джобса
Упоминание об этом факте стало известно
«В кампусе каждый постер, каждый ярлык на ящике был красиво подписан от руки. Поскольку меня отчислили и я не обязан был посещать обычные классы, я решил изучить каллиграфию. Я обучился таким шрифтам как serif и sans serif, узнал о разных промежутках между комбинациями букв, и о том, что делает великолепные шрифты великолепными. В этом была красота, история, артистическое изящество, которое не могла охватить наука, и я нашел это увлекательным», — рассказывал Джобс. «Ни в чем из этого не было и намека на практическое применение в моей жизни. Но 10 лет спустя, когда мы создали первый компьютер Macintosh, все вдруг пригодилось. И мы применили все это в Mac. Он стал первым компьютером с красивыми шрифтами. Если бы я не попал на тот курс, у Mac никогда бы не было многочисленных типов шрифтов или шрифтов с пропорциональными промежутками».
Я бы обменял все свои технологии на встречу с Сократом.
1. Понятие философии. Исторические типы мировоззрения.
1. Понятие философии. Исторические типы мировоззрения.
Определение философии
Философия (греч.) –
любовь к мудрости
Phileo – любовь;
Sophia – мудрость.
Философия —
Определение философии
Философия (греч.) –
любовь к мудрости
Phileo – любовь;
Sophia – мудрость.
Философия —
в нём.
О постановке проблем в философии
С древности и ..до наших дней предметом
О постановке проблем в философии
С древности и ..до наших дней предметом
Теории возникновения жизни.
Креационизм: Жизнь была создана сверхъестественным существом в определенное время;
Самопроизвольное
Теории возникновения жизни.
Креационизм: Жизнь была создана сверхъестественным существом в определенное время;
Самопроизвольное
Теория стационарного состояния: Жизнь существовала всегда
Жизнь была занесена на нашу планету извне (панспермия);
Панспермия
Биохимическая эволюция: Жизнь возникла в результате процессов, подчиняющихся химическим и физическим законам
А). Белок
Б). Нуклеиновая кислота
Пифагор
«Жизнь подобна игрищам: некоторые приходят на них соревноваться, некоторые торговать, а
Пифагор
«Жизнь подобна игрищам: некоторые приходят на них соревноваться, некоторые торговать, а
Пифагор
Хайдеггер
Ориентиром для последующих рассуждений нам послужит
изречение М.Хайдеггера из 16-го
Хайдеггер
Ориентиром для последующих рассуждений нам послужит
изречение М.Хайдеггера из 16-го
В отличие от мифологии и первоначальных форм религиозности, философия избрала своим ориентиром не традицию и авторитет, не стихийно сформировавшиеся архетипы и стереотипы сознания, а свободное, критическое осмысление мира и человеческой жизни. Антропоморфизму (наделению человеческими качествами природных вещей и процессов) мифологии и ранним формам религиозности философия противопоставила представление о мире как о поле действия безличных объективных сил.
Мудрость по Аристотелю
Мудрецами или, по Аристотелю, «теми, кто рассуждал об истине»
Мудрость по Аристотелю
Мудрецами или, по Аристотелю, «теми, кто рассуждал об истине»
Люди осуществили это открытие благодаря исключительной силе своего ума, способного, сконцентрировавшись, объять испытующим взором (именно это означает греческое слово theôria) вселенную в ее целостности и проникнуть в ее основания, соприкасаясь, таким образом, с божественным (Аристотель, Метафизика, 1075, а 8).
Содержанием этой мудрости (Там же, 982, b 15) является, главным образом, то, что сегодня мы назвали бы астрономией и метеорологией. Природа проявляет себя преимущественно как раз в крупных атмосферных и астрономических явлениях, в которых получают разрядку высшие силы, витающие над всеми конкретными вещами вселенной. Теория же состояла, прежде всего, в том, чтобы «созерцать небо, звезды». Созерцание небесного свода приводило к первому интуитивному пониманию упорядоченности, соразмерности и цикличного характера великих движений Природы. Наконец, рождение, жизнь и смерть живых существ отсылают нас к механизму Природы. Последняя – особенно на этих трех уровнях – открывает себя тому, кто способен приоткрыть скрывающий ее покров (уже Гераклит говорил, что Природа любит скрываться). Такова истина, к которой влечет нас этот тип мудрости.
Отличие философии
Антропоморфизму (наделению человеческими качествами природных вещей и процессов) мифологии
Отличие философии
Антропоморфизму (наделению человеческими качествами природных вещей и процессов) мифологии
Обсуждая проблему строения целостного бытия, древнегреческая философия предложила определенный перечень разных ответов на эту проблему: представления о наличии последних пределов, или последних самых малых частичек вещества, из которых строится все мироздание (античный атомизм); о беспредельной, безграничной делимости природы, следовательно, об отсутствии каких-либо пределов этой делимости; наконец, представление о всеохватывающем единстве, всепроникающей целостности всего сущего.
Другие определения философии
Аристотель: «… знание обо всем необходимо имеет тот, кто
Другие определения философии
Аристотель: «… знание обо всем необходимо имеет тот, кто
мере обладает знанием общего, ибо в некотором смысле он знает все,
подпадающее под общее». «Если начали философствовать…, чтобы избавиться
от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы» (Аристотель «Метафизика»).
Р. Декарт: «Слово «философия» обозначает занятие мудростью, под
мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и
совершенное знание всего того, что может познать человек; это же знание,
которое направляет самую жизнь, служит сохранению здоровья, а также
открытиям во всех науках» (Декарт Р. «Начала философии»).
Ф. Ницше: «Постепенно для меня прояснилось, чем была до сих пор любая
великая философия, - исповедью своего сочинителя…» (Ницше Ф. «По ту
сторону добра и зла»).
П. Лавров: «Мы осмысливаем нашу деятельность настолько, насколько
вносим в нее элемент философии. Насколько человек обязан себе отдавать
ясный отчет в каждом своем слове, в своих мыслях, чувствах и действиях,
настолько он обязан философствовать. Пренебрежение философией есть
искажение в себе человеческого сознания. Требование сознательной
философии равнозначно требованию развития человека (Лавров П. Л. «Три
беседы о современном значении философии»).
Н. Бердяев: «Философия познает бытие из человека и через человека, в
человеке видит разгадку смысла» (Бердяев Н. А. «О назначении человека»)
Типы мировоззрений
Исторические типы мировоззрения:
мифологическое
религиозное
философское
Типы мировоззрений
Исторические типы мировоззрения:
мифологическое
религиозное
философское
От мифа к логосу
«Из чего?»,
«Когда?»,
«Где?»,
«Как?»,
«Почему?»
От мифа к логосу
«Из чего?»,
«Когда?»,
«Где?»,
«Как?»,
«Почему?»
Мифологическое мировоззрение
Чувственное восприятие;
Объяснение мира посредством антропоморфных божеств;
Цикличное понимание времени.
Мифологическое мировоззрение
Чувственное восприятие;
Объяснение мира посредством антропоморфных божеств;
Цикличное понимание времени.
Мифы
Космогонические. Их выдает уже более сложное сознание, появляются такие тексты у
Мифы
Космогонические. Их выдает уже более сложное сознание, появляются такие тексты у
Антропогонические. Некоторыми исследователями включаются в группу космологических, другими выделяются в самостоятельный тип. Это мифы о происхождении человека. Так, пример из греческой мифологии можно привести такой: титан Прометей создал людей из земли и попросил богиню Афину вдохнуть в них жизнь.
Тотемические. Представляют собой попытку объяснить родство племени с неким животным-тотемом, которое понималось как предок-родоначальник.
Астральные, лунарные и солярные. Это тексты о звездах, планетах, Луне и Солнце. Очень много подобных примеров можно обнаружить в восточной мифологии или в преданиях древних индейцев. В греческой мифологии есть упоминание о том, что бог солнца Гелиос, проезжая по небу на своей колеснице, вызывает приход дня.
Исторически первый тип
Исторически первой была мифология – мировоззрение древнего общества, содержащее
Исторически первый тип
Исторически первой была мифология – мировоззрение древнего общества, содержащее
Основные черты мифа: очеловечивание и одушевление природы; нерасчлененность мира, невыделенность человека из Космоса; наличие фантастических богов, их активное и непосредственное взаимодействие с человеком; отсутствие рефлексии – абстрактных размышлений; практическая направленность мифа на решение конкретных задач (хозяйство, защита от стихии, болезней и т.д.); эмоционально-образная форма выражения; описательный характер.
Что такое человек и мир?
Откуда он произошел?
Куда и зачем движется его судьба?
Какой смысл в существовании человека и общества?
Особенности мифов
Культ Дионисия был заимствован греками от фракийцев, у которых Дионис
Особенности мифов
Культ Дионисия был заимствован греками от фракийцев, у которых Дионис
«Культ Вакха,— отмечает Б. Рассел,— в своей первоначальной форме был варварским и во многих отношениях отталкивающим. Однако не в этом первоначальном виде он оказал влияние на философов, а в одухотворенной форме, приписываемой Орфею, в аскетической форме, ставящей на место физического духовное опьянение».
Гесиод
В «Теогонии» первого известного по имени древнегреческого эпического поэта Гесиода
Гесиод
В «Теогонии» первого известного по имени древнегреческого эпического поэта Гесиода
Особенности мифов
Орфей — легендарный герой, сын речного бога Эагра и музы
Особенности мифов
Орфей — легендарный герой, сын речного бога Эагра и музы
Несовместимость его божественных качеств с условиями земного бытия, в результате чего он гибнет. Продолжение жизни в виде влияния его духа на жизнь природы (она оплакивает его гибель одновременно одухотворяется).
Особенности мифов
Часть доктрины, выраженной этим мифом, по-видимому, прямо была усвоена
Особенности мифов
Часть доктрины, выраженной этим мифом, по-видимому, прямо была усвоена
Описанный миф, а также близкие ему мифы об Осирисе и общая кармическая идея, характерная для религий Востока, думается, оказали сильное влияние на Пифагора и Платона. Воссоединение разрушенного как собирание останков может быть также рассмотрено в качестве мифологического аналога выраженной позднее идеи движения к совершенной форме.
Кризис мифологизма
Кризис мифологического сознания был вызван целым рядом причин.
Важную роль
Кризис мифологизма
Кризис мифологического сознания был вызван целым рядом причин.
Важную роль
подъем в IX—VII вв. до н. э.: расширение торговли и судоходства,
возникновение греческих колоний, увеличение богатства и его
перераспределение, рост народонаселения и прилив его в города. В
результате развития торговли, мореходства, колонизации новых земель
расширялся географический горизонт греков, Средиземное море стало
известным до Гибралтара, куда доплывали ионийские торговые суда, а тем
самым гомеровское представление о мире обнаружило свою неадекватность.
Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами,
открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что
наводило на мысль об относительности, условности их собственных
социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали
социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к
кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных
ориентиров.
Репрезентация мировоззрения
Гомер VIIIв. до н.э.
«Илиада» ,
«Одиссея» - в основе – многочисленные
Репрезентация мировоззрения
Гомер VIIIв. до н.э.
«Илиада» ,
«Одиссея» - в основе – многочисленные
Гесиод VIIIв. до н.э.
«Труды и дни» - нравственные правила, народные предания, мифы, басни
«Теогония» - систематизация сказаний о богах, составление генеалогического древа богов.
Религиозное мировоззрение
Преобладание чувственного восприятия;
Вера в сверхъестественное
Наличие системы догматов;
Религиозное мировоззрение
Преобладание чувственного восприятия;
Вера в сверхъестественное
Наличие системы догматов;
Религиозное мир-ие
Вторая форма мировоззрения – религия. Она определяется как вера
Религиозное мир-ие
Вторая форма мировоззрения – религия. Она определяется как вера
В религиозной картине мира (РКМ) систематизированы представления о
дуалистичности бытия, согласно которым существует два его вида:
- абсолютное, сверхъестественное бытие, тождественное бытию Бога-Творца;
- сотворенное бытие, существование многообразия вещей и процессов, в том
числе и человека.
В основе религиозной картины мира лежит принцип креационизма, суть которого состоит в том, что творец создает мир «из ничего», до акта творения ничего кроме Бога не было. Абсолютное бытие не может быть познано человеком рациональным способом, ибо творению не может быть доступен замысел Творца.
Для РКМ характерен также принцип провиденциализма, божественной предопределенности сотворенного бытия и его несовершенства.
Религиозно-мифологический комплекс
Религиозно-мифологический комплекс – единство мифа и религии. Духовенство (жречество) –
Религиозно-мифологический комплекс
Религиозно-мифологический комплекс – единство мифа и религии. Духовенство (жречество) –
Религиозное сознание греков двойственно: две разных религии наслаивались друг на друга. Первая – «олимпийская религия» – связана с олимпийскими богами, вторая – религия мистерий («мист» – тайна), тайная религия.
В отличие от первой, с которой связано множество сохранившихся памятников, о второй известно мало. Тайные культы, неофициальная религия. Религиозные действа на специальных алтарях за пределами городов. Дионисические мистерии (Дионис – одновременно олимпийский бог и объект тайного культа), орфические мистерии (орфические - от имени Орфея), культ Деметры. С некоторого момента большинство свободных греков, участвуя в «официальной» олимпийской религии, в то же время были причастны к религии мистерий (как масонство в Российской Империи). Мировоззрения в пределах двух религий не одинаковы. Мистерийное общество закрыто и элитарно.
Олимпийская религия – демонстрация, формальное действие, радостное состояние, «официальный праздник». Мистерии – радение, достижение экстатического состояния (экстасис – выход за пределы). Мистерийное мировидение более духовно.
Страдание фундаментально. Тело – тюрьма. Смысл жизни – выйти из круга. Учение о переселении душ. Перерождение (жизнь в теле есть страдание).
Пифагоризм. Числа правят миром, числа как боги. Предел – чистый интеллект.
Религиозное мировоззрение
Мировые религии
Религиозное мировоззрение
Мировые религии
Буддизм VI-Vвв. до н.э.
Сидхартха Гаутама
(древняя Индия)
Священная книга - Трипитака
Буддизм VI-Vвв. до н.э.
Сидхартха Гаутама
(древняя Индия)
Священная книга - Трипитака
Христианство I в. н.э.
Иисус Христос
Восток Римской империи (территория современного Израиля)
Католицизм
Православие
Протестантизм
Христианство I в. н.э.
Иисус Христос
Восток Римской империи (территория современного Израиля)
Католицизм
Православие
Протестантизм
Ислам (VII вв. н.э.)
Мухаммед
(Мекка)
Суннизм
Шиизм
Хариджизм
Св. книга - Коран
Ислам (VII вв. н.э.)
Мухаммед
(Мекка)
Суннизм
Шиизм
Хариджизм
Св. книга - Коран
Возникновение философии
Возникновение философии считается объяснимым через описание процесса формирования (генезис) особого
Возникновение философии
Возникновение философии считается объяснимым через описание процесса формирования (генезис) особого
Мифогенная теория
На какие вопросы следует отвечать, чтобы получить концепцию происхождения философии,
Мифогенная теория
На какие вопросы следует отвечать, чтобы получить концепцию происхождения философии,
Гносеогенная теория
Гносеогенная концепция. Ее сторонниками являются, например, Богданов и Спенсер. Эта
Гносеогенная теория
Гносеогенная концепция. Ее сторонниками являются, например, Богданов и Спенсер. Эта
Недостаток (внутренний) гносеогенной концепции в том, что ей не удается выстроить генетическую цепочку, хотя она на это и претендует. Как объяснить умозрительный характер философии, который никак не вытекает из опыта? Из прикладных знаний (а только такие и были) никак не может возникнуть сам принцип общей теории (тем более стремящейся говорить о первоначалах).
Созерцание
Созерцание в принципе является условием образования
понятий, выводящих человека за рамки эмоциональной
Созерцание
Созерцание в принципе является условием образования
понятий, выводящих человека за рамки эмоциональной
другую цель: о именно —
вывести человека за рамки непосредственного эмоционального отношения к действительности, интерпретировать мир отвлеченно от конкретной ситуации действия. Именно эта особенность человеческого языка позволяет человеку мыслить понятийно.
Созерцание
Гештальтпсихология показала, что психическое восприятие явлений на подсознательном уровне строится в
Созерцание
Гештальтпсихология показала, что психическое восприятие явлений на подсознательном уровне строится в
Знания и философия
Имеет ли философия какую-то особую логику возникновения? Возникает
Знания и философия
Имеет ли философия какую-то особую логику возникновения? Возникает
Прежде всего следует отметить, что наука имеет самостоятельную логику развития и возникает по практическим соображениям. Но обоснование логики научного мышления это уже именно то, чем занимались философы. Эти процессы обычно связывают с именами Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, жившими в Милете, в Ионии в VII в. до н. э. Милет был центром торговли, центром ремесленного производства. Понятно, что строительство кораблей, плавка металла и т. д. требовали знаний. Знания собирались и систематизировались. Фалес, в частности, был в Египте, Средней Азии, Халдее. Но древнегреческая наука имела одну очень существенную особенность, по сравнению, скажем, с астрономическими знаниями египтян. Она с самого начала содержала необходимый для развития научного знания элемент скептицизма. В этом смысле доказательная наука с самого начала была связана с философией. И не случайно наука как таковая возникает в том же регионе и в то же время, когда жил сатирический поэт Архилох. Факт ее возникновения отражает ту же культурную традицию, которая породила Ксенофана. Последний был единственным мыслителем Древней Греции, отрицавшим многобожие, отрицавшим представление о том, что боги имеют антропоморфный вид.
.
От знаний к философии
Ксенофан считал, что богов просто не может быть
От знаний к философии
Ксенофан считал, что богов просто не может быть
Концепция Ксенофана свидетельствует о том, что научные, в частности, геометрические представления входят в мифологическое мышление. Но она также есть прямое свидетельство того, что и философское скептическое мышление с момента своего возникновения использовало абстракции, развитые на базе мифологии.
От Ксенофана образ мира в качестве шара был позаимствован Парменидом. Но именно с Парменида начинается собственно философский анализ реальности, за которым стоит тезис о различии сущности и явления, различия того, что мы видим, и того, что может быть присуще бытию как таковому. У него это различие получает выражение в отрицании возможности движения, т. к. мир, с точки зрения Парменида, это плотный шар, в котором нет пустоты. Соответственно, никакое движение в нем невозможно.
От знаний к философии
Для доказательства тезиса Парменида Зенон сформулировал известные апории
От знаний к философии
Для доказательства тезиса Парменида Зенон сформулировал известные апории
Культурологическая концепция
По мнению Н. В. Мотрошиловой, весь уклад жизни ранней античной
Культурологическая концепция
По мнению Н. В. Мотрошиловой, весь уклад жизни ранней античной
Имеет смысл. воспроизвести в памяти обозначаемые ими реалии, что не будет для нас самоцелью, а лишь способом проникнуть к самим фундаментальным цивилизационно-культурным основаниям - или корням, или истокам - древнегреческой философии. Эти понятия - полис (город-государство), лимен (гавань вместе с портом), комы (деревни) и нижний город, агора (рыночная площадь) с экклезией (народным собранием), акрополь (верхний город), логос (слово, беседа, закон), этос (обычай, поведение)
Предпосылки возникновения
В греческом мире по преимуществу возникли первые формы институционализированной свободы
Предпосылки возникновения
В греческом мире по преимуществу возникли первые формы институционализированной свободы
Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об относительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров.
Разрушение сложившихся форм связи между людьми потребовало от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия была одним из ответов на это требование. Она предложила человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру, думай сам. На место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал учитель, а тем самым и власть отца в семье до известной степени ставилась под вопрос. Функции отца и учителя, таким образом, разделились, и на протяжении нескольких веков — с VII по IV век до н. э. — наблюдается жестокая схватка между родом и духом, началами, которые прежде выступали как нечто единое.
География как фактор
Анре Боннар при объяснении особенностей древнегреческой культуры делает упор
География как фактор
Анре Боннар при объяснении особенностей древнегреческой культуры делает упор
Географические условия действительно сыграли важную роль среди причин, определивших развитие Греции по так называемому западному пути. Суть этого пути заключается в быстром развитии денежных отношений, приоритетном значении городов как центров политической жизни и торговли, развитии науки как доказательного знания, противопоставляемого простому здравому смыслу и религиозному видению мира. Но географические условия, конечно, не единственный фактор.
Товарно-денежные отношения. Обмен дарами, товарами. Поиск основания для сравнения труда, затраченного на производство или создание той же чаши.
Деньги и разделение труда предполагают навык абстрактного мышления
Философия возникает в эпоху колонизации. Неблагоприятные условия для земледелия делают греческую культуру колонизаторской. Колонизация, но не завоевание. Основание колонии на берегу моря в обмен на дары местному населению, торговля. Колонисты – самые энергичные, предприимчивые жители полиса. Жизнь в колонии более динамична. Колония – место соприкосновения с опытом иной культуры. Опыт взгляда на свою культуру, дистанцирования. Философия возникает в колониях (побережье Малой Азии, современная Турция).
Лимен (гавань вместе с портом)
Гавань- прибрежное водное пространство где обеспечивается надежное
Лимен (гавань вместе с портом)
Гавань- прибрежное водное пространство где обеспечивается надежное
Предположите, что находится в мешках, привезенных в Афины (зерно). Какой «товар» идет собственными ногами (рабы) .Что находится в амфорах, вывозимых из Афин на продажу (вино или оливковое масло).
Что еще вывозилось из Афин (ремесленные изделия: сосуды, вазы, ювелирные украшения, кубки; статуи из мрамора, оружие).
Какой товар ввозили в Афины (слоновую кость, соленую рыбу, папирус, льняные ткани). Что должен был сделать купец, привезший товары на продажу, перед разгрузкой корабля (заплатить пошлину).
Категории населения, находящиеся в порту (поденщики, матросы, гребцы, купцы, аристократы, владельцы кораблей, крестьяне, ремесленники, рабы).
О роли торговли и обмена
В Пирее стояли как военные, так и
О роли торговли и обмена
В Пирее стояли как военные, так и
Кроме военных судов, в Пирее находились и торговые суда. Они были большими и объемными, так как торговым кораблям был нужен большой трюм, чтобы туда вошло как можно больше грузов.
Торговля в Афинах
Афиняне в другие города Греции вывозили в основном вино, оливковое масло и мед. Для того чтобы перевозить жидкие товары, нужны были сосуды, которые назывались амфоры . Именно в афинских амфорах эти товары путешествовали по всей Греции и даже по всему Средиземноморью.
Среди торговцев ходил человек, который следил за тем, что они вывозили из города. Такие люди, в частности, следили, чтобы торговцы не вывозили из Афин плоды фигового дерева (инжир), так как считалось, что это дерево грекам подарила богиня Деметра, которую когда-то афиняне радушно приютили. Поэтому плоды фигового дерева было запрещено вывозить из Афин.
Что касается того, что везли в Афины, то это были хлеб, камень для строительства и железо. Существовал закон, по которому союзники Афин не могли продавать железо никому, кроме самих Афин.
Полис (город-государство)
После завоевания дорийцами земель, населенных ахейцами (тоже греками второго потока
Полис (город-государство)
После завоевания дорийцами земель, населенных ахейцами (тоже греками второго потока
Кроме того, оно обычно не очень большое. В сознании людей не возникает представления о том, что это пространство упорядочено, объединено благодаря божественной силе правителя, как это было в большинстве восточных государств. В результате названных факторов пространство не воспринимается как сакральное в том смысле, в каком, например, «своя земля» воспринималась римлянами или египтянами.
В отличие от восточной традиции, в Греции человек никогда не находился в центре творения, а был скорее на периферии космоса. Такой тип мышления, однако, реально усложнял задачи саморефлексии бытия и в действительности возвеличивал человека, ему самому приходилось решать те задачи приспособления к миру, которые в восточной традиции как бы были решены за него богами. Это в общем-то и определяет многообразие философских и нравственных концепций, с которыми мы сталкиваемся в истории культуры древних греков.
Полис
Какие люди жили на территории Афин? Одинаковые ли были у них
Полис
Какие люди жили на территории Афин? Одинаковые ли были у них
Чем права переселенцев отличались от прав граждан Афинского государства? (не являлись гражданами, не участвовали в управлении государством)
Что схожего в положении переселенцев и рабов? (не являлись гражданами)
Можем ли мы утверждать, что в Афинах была демократия? (противоречивый и ограниченный характер афинской демократии: с одной стороны, в управлении участвовали тысячи людей независимо от их имущественного положения, с другой – демос, стоящий у власти, представлял собой привилегированное меньшинство по отношению к рабам, переселенцам и союзникам).
Политизированная жизнь в Греции. Существовало около 100 полисов. Вариативность культуры: «мы все греки, но мы разные, а они (другие народы) – варвары, это нормально». Демократия в Греции – народовластие, выбор прямым голосованием на короткие сроки.
Ανθρωπος ιδιωτικος («антропос идиотикус») – замкнутый, не интересующийся политикой, делами полиса человек.
Открытая публичная политическая жизнь. Около 100 – 150 тыс. человек в Афинах, около 20 тыс. участвуют в выборах, политике.
Массовый опыт вариативности вследствие политизированности. Необходимость аргументации речи приводит к возникновению рационального рассуждения – метода философии.
Агора (рыночная площадь) с экклезией (народным собранием)
Древнегреческую мысль отличает, наряду с
Агора (рыночная площадь) с экклезией (народным собранием)
Древнегреческую мысль отличает, наряду с
Согласно этому миропониманию, бытие рассматривается как некое упорядоченное и гармоничное целое, функционирующее по единым вечным и неизменным законам. Этим законам подчиняются даже боги как олицетворение силы природы, представление о которых является унаследованным в концепциях этих философов от предшествующего мифологического мышления. Все процессы, происходящие в этом космическом целом, подчиняются вновь и вновь повторяющимся циклам. Поскольку человек и общество рассматриваются как неотъемлемая часть космического целого, то для самосохранения они должны действовать согласно общим космическим законам. В противном случае для общества и для индивида возможны гибельные последствия.
Логос (слово, беседа, закон)
На развалинах микенской цивилизации возникли совершенно новые условия
Логос (слово, беседа, закон)
На развалинах микенской цивилизации возникли совершенно новые условия
Логос
Гераклит: «Этот мир, единый для всех, не создан никем ни
Логос
Гераклит: «Этот мир, единый для всех, не создан никем ни
Процесс «движения» не хаотичен. Формы существования связаны друг с другом.
Где есть мера, закономерность, там есть взаимосоотнесённость частей друг с другом и с целым. Пример: мелодия, состоящая из тактов. Членораздельность, структура.
Мера, закономерность => взаимосоотнесённость, членораздельность => смысл.
Необходимо увидеть смысл.
Logos (логос) – общая закономерность, которой всё подчиняется, «разум» мира, Смысл, Слово (выраженный смысл; речь; суждение, в т. ч. математическое уравнение; тезис; учение). Разумная организация действительности. У Гераклита миром правит огненный логос – разумный огонь. «Душе присущ самовозрастающий логос». Душа разумного, мудрого человека – «сухая и горячая». Разумное начало человека постигает разумное начало мира.
Природа: лат. natura. Философы, изучающие природу, – натурфилософы.
У Гераклита начало, движущее первоначалами, – логос; у Пифагора – число.
Nous – ум – «космический разум» –сила, приводящая всё в движение у Анаксагора. «Космическое сердцебиение».
Этос (обычай, поведение)
Добродетельный образ жизни — это такой способ бытия,
Этос (обычай, поведение)
Добродетельный образ жизни — это такой способ бытия,
Философское мировоззрение
Рациональное мировосприятие (признание причинно-следственных связей);
Наличие системы доказательств;
Проблемное восприятие мира (переход
Философское мировоззрение
Рациональное мировосприятие (признание причинно-следственных связей);
Наличие системы доказательств;
Проблемное восприятие мира (переход
Объяснение мира посредством системы абстрактных понятий
Черты философского мир-ия
является совокупностью объективного знания, ценностей, нравственных идеалов своего
Черты философского мир-ия
является совокупностью объективного знания, ценностей, нравственных идеалов своего
изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
имеет качество рефлексии – обращенности мысли на саму себя (познание обращено как на окружающий мир, так и на само себя);
испытывает на себе cильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
- в тоже время динамично – постоянно развивается и обновляется;
- неисчерпаемо по своей сути;
- ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), -- имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие или отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.
Философия — это особая форма теоретико-познавательной мыслительной деятельности человека, направленная на всеобъемлющее рациональное осмысление мира и бытия человека в нём.
Античная философия
Первый этап (от формирования греческого философского мышления до перелома VII–V
Античная философия
Первый этап (от формирования греческого философского мышления до перелома VII–V
Второй этап (пол. V и IV в. до н. э.) – классический. Начинается с имени Сократа, который первым обратился от натурфилософских вопросов к проблемам этики. Характеризуется влиянием и деятель- ностью Платона и Аристотеля, которые сформулировали основные философские проблемы и создали наиболее значительные философ-ские системы.
Третий этап (к. IV–III в. до н. э.) – эллинистический. Характеризуется этической направленностью и адаптацией восточных религиозных учений.
Четвертый этап (I в. до н.э. – V–VI вв. н.э.) – Римская и позд- неантичная философия.
Милетская школа
Милетская философская школа (к. 7- сер.6 вв.до н.э.)
Милетская школа -
Милетская школа
Милетская философская школа (к. 7- сер.6 вв.до н.э.)
Милетская школа -
Первой философской школой в античной Греции является милетская школа. Традиционно считается, что создателями древнегреческой философии являются три мыслителя, жившие в Милете в VII-VI в. до н. э.,- Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.
Основной философской проблематикой для них стал вопрос о первооснове мира. Это являлось основной проблематикой первых философских учений Древней Греции. Окружающий мир не является совокупностью отдельно взятых вещей, как думали мыслители предыдущих веков. Явления и предметы, думали милетцы, обладают некой первоосновой. Этой основой чаще всего считали материальную субстанцию. Однако эти первоэлементы у разных мыслителей были разные.
Фалес (624-547 до н.э.)
Основное произведение Фалеса - " Начала ", не
Фалес (624-547 до н.э.)
Основное произведение Фалеса - " Начала ", не
Онтология. Первоэлементом в его учении была вода. Это было не просто стихийное, но и одухотворенное начало - разумное, чисто ментальное. Стоит отметить, что воззрения первой философской школы были все еще под сильным влиянием мифологии. Именно в мифологии, как мы помним, обожествляли и одухотворяли различные стихии. Но Фалес все-таки хотел другого. Это была не попытка создать очередной миф. Это была научная попытка найти первооснову миру. Фалес полагал, что космос полон Богов, т.е. был политеистом.
Онтологической характеристикой учения Фалеса являются 3 главные идеи:
Вода как основа мира
Одушевленность первоэлемента - воды
Множество богов
Фалес
Фалес первоначалом всего считал воду, находящуюся в беспрерывном движении, превращения которой
Фалес
Фалес первоначалом всего считал воду, находящуюся в беспрерывном движении, превращения которой
В области геометрии Фалес установил ряд равенств: вертикальных углов, треугольников с равной стороной и равными прилегающими к ней углами, углов при основании равнобедренного треугольника, разделенных диаметром частей круга. Фалес вписал в круг прямоугольный треугольник. Ученым жрецам Вавилонии и Египта это было известно, но для Эллады стало открытием. Однако принципиально новое состояло в том, что уже Фалес стал преподавать математику не только в эмпирической, но и в отвлеченной форме.
Фалес умел предсказывать солнечные затмения, однако, как и вавилоняне и египтяне, он не понимал того, что действительно происходит на небе во время затмений.
Античная философия
Гераклитовский способ мышления о мире является диалектическим, поскольку космос наполнен
Античная философия
Гераклитовский способ мышления о мире является диалектическим, поскольку космос наполнен
Демокрит, Анаксагор, Эмпедокл – философы, которые пытались примирить учение элейской школы о едином и неподвижном бытии с гераклитовским постоянным движением космоса. Бытие у Демокрита, представителя атомистической школы, является множественным, состоящим из неделимых частиц – атомов. Атомы находятся в пустоте (не-бытие), поэтому допускается возможность их движения. Развитие в мире детерминировано механистическим движением атомов. Познание сущности атомов возможно только с помощью разума. Чувства играют незаменимую роль в процессе познания, но они способны воспринимать только то, что создано путем соединения атомов.
Эмпедокл считал основой сущего «корни» вещей – огонь, воздух, воду и землю, соединение и разъединение которых происходит бла-годаря двум движущим силам – Любви и Вражды. Анаксагор создает учение о «гомеомериях» – вечных и неизменных «семенах вещей», которые определяют качества вещей. Ум (нус) – принцип, задающий первоначальное движение. Дальнейшее движение Анаксагор считал чисто механическим, не оставляя места Богам.
2. Предмет философии
2. Предмет философии
Специфика философского знания
основная специфика философского знания, как уже отмечалось,
заключается в его
Специфика философского знания
основная специфика философского знания, как уже отмечалось, заключается в его
это не знание, а отношение к миру.
Осевое время
Процесс формирования космоцентрической парадигмы социального знания тесно связан с осевым
Осевое время
Процесс формирования космоцентрической парадигмы социального знания тесно связан с осевым
Материализм
Первая основная форма материализма – т.наз. механистический материализм. Подходы к нему
Материализм
Первая основная форма материализма – т.наз. механистический материализм. Подходы к нему
Механистические, метафизические материалисты были материалистами в объяснении природы, но не поднялись до материализма в понимании общества; считая, что в обществе нет механической причинности, они утверждали, что в нем действует моральные принципы, что “мнения правят миром” и т.п.
Мир человек
Мир как система
Мир человек
Мир как система
Основной вопрос ф-ии
Объективный идеализм
Субъективный идеализм
Путь к субъективному идеализму у Беркли выстраивается
Основной вопрос ф-ии
Объективный идеализм
Субъективный идеализм
Путь к субъективному идеализму у Беркли выстраивается
Объективный идеализм в качестве исходного начала принимает мировое сознание, мировой разум. Это начало в разных философских учениях называется по-разному (Дух, Брахман, Идея, Воля и т.п.). Это идеальное, духовное начало порождает мир вещей, предметов, а также и человеческое сознание. Поскольку это начало существует вне человеческого сознания, объективно, эта форма идеализма и называется объективным идеализмом.
Главные вопросы
Итак, философия знает три главные темы: мир, человек и отношение
Главные вопросы
Итак, философия знает три главные темы: мир, человек и отношение
И могут ли люди в своем отношении к миру надеяться на его познание?
Отношение человека к миру конкретизируется в оценке значимости для жизни людей практической деятельности и познания. В чем мудрость: в созерцательном отношении к природе... или же в гордом стремлении не ждать милостыней от природы или же в мужественной озабоченности выжить, сохраниться в условиях рискованной в своей сущности деятельности? И могут ли люди в своем отношении к миру надеяться на его познание?
Исторический ракурс
Предмет философии:
В истории философии
В структуре философского знания
Исторический ракурс
Предмет философии:
В истории философии
В структуре философского знания
Иммануил Кант (1724-1804)
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я
Иммануил Кант (1724-1804)
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я
Что такое человек?
Структура философского знания:
Онтология;
Гносеология;
Аксиология;
Праксиология;
Социальная философия.
Структура философского знания:
Онтология;
Гносеология;
Аксиология;
Праксиология;
Социальная философия.
Проблемы
Как возникает, существует и развивается мир?
Как возникает¸ существует и развивается
Проблемы
Как возникает, существует и развивается мир?
Как возникает¸ существует и развивается
Как возникает¸ существует и развивается человек?
Как возможно объективное познание?
Что является ценным для человека, имеет смысл для его жизни?
Что такое красота?
Онтология – учение о бытии
Греческий:
ὄντος — сущее, то, что существует
Онтология – учение о бытии
Греческий:
ὄντος — сущее, то, что существует
λόγος — учение, наука
Основные понятия:
Бытие;
Материя;
Сущность;
Сущее.
Древнегреческий философ
Парменид
(ок. 540-480гг.до.н.э.)
Парменид
(ок. 540-480гг.до.н.э.)
Логика
Классическая формальная логика подразделяется на элементарные учения о
понятии, суждении и
Логика
Классическая формальная логика подразделяется на элементарные учения о
понятии, суждении и
исследования, доказательства и опровержения. Кроме того, в ней выделяются логико-методологические и логико-семиотические проблемы. Современная логистика стремится к предельной формализации и математизации. Она работает с логическими исчислениями, понимаемыми как система знаков (символов) с соответствующими правилами оперирования над ними.
Современная логика изучает также многозначные системы, при которых высказывания могут принимать большее количество значений, чем истина или ложь. Важным разделом современного логического знания являются
неклассические логики, изучающие своеобразные способы рассуждений,
связанные с использованием модальностей, времени, нормативных и оценочных понятий, вопросно-ответных методик, нестандартных условий истинности (например, без использования некоторых основных законов логики или с ограничением
Гносеология – учение о познании
Греческий
γνῶσις — знание
λόγος — учение,
Гносеология – учение о познании
Греческий
γνῶσις — знание
λόγος — учение,
Основные понятия:
Познание;
Сознание;
Субъект и объект познания;
Истина.
Аксиология – учение о ценностях
Греческий
αξια — ценность
λόγος — «учение, наука»
Основные понятия:
Ценность;
Этика
Аксиология – учение о ценностях
Греческий
αξια — ценность
λόγος — «учение, наука»
Основные понятия:
Ценность;
Этика
Эстетика (прекрасное безобразное);
Свобода – отвественность.
Праксиология – учение о деятельности
Греческий
πράξις — деятельность
λογία — наука,
Праксиология – учение о деятельности
Греческий
πράξις — деятельность
λογία — наука,
Основные понятия:
Практика;
Деятельность;
Цель;
Средства.
Социальная философия
Философия общества;
Философия истории;
Философия культуры;
Антропология;
Философия техники.
Социальная философия
Философия общества;
Философия истории;
Философия культуры;
Антропология;
Философия техники.
3. Методы философии:
Метафизический – метод, при котором объекты рассматриваются обособленно, статично.
Диалектический
3. Методы философии:
Метафизический – метод, при котором объекты рассматриваются обособленно, статично.
Диалектический
Функции философии
4. Функции философии
Функции философии
4. Функции философии
Функции философии
Функции философии
Функции философии:
Мировоззренческая;
Методологическая;
Аксиологическая;
Прогностическая;
Другие.
Функции философии:
Мировоззренческая;
Методологическая;
Аксиологическая;
Прогностическая;
Другие.
Мировоззренческая
— Мировоззренческая функция. Любой исторический тип общества предоставляет для своих членов
Мировоззренческая
— Мировоззренческая функция. Любой исторический тип общества предоставляет для своих членов
Обоснование установок сознания
Претензии философии на обоснование деятельных установок сознания в свете
Обоснование установок сознания
Претензии философии на обоснование деятельных установок сознания в свете
Методологическая
Методологическая функция. Философия изучает категориальную структуру мышления, принципы и методы теоретического
Методологическая
Методологическая функция. Философия изучает категориальную структуру мышления, принципы и методы теоретического
Аксиологическая
АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) -
Аксиологическая
АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) -
Прогностическая
ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний
Прогностическая
ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний
Аристотель о прогностической
Политика, 1259а. 335—322 до н. э.
«Когда Фалеса попрекали его
Аристотель о прогностической
Политика, 1259а. 335—322 до н. э.
«Когда Фалеса попрекали его