Философия эпохи возрождения и нового времени. Лекция 3

Содержание

Слайд 2

4. Развитие науки и научной методологии в эпоху Нового времени. Гносеология

4. Развитие науки и научной методологии в эпоху Нового времени. Гносеология

Нового времени: основные направления

3.Учение о человеке и обществе в философии эпохи Возрождения

2. Натурфилософия и пантеизм философии Ренессанса

1. Общая характеристика философии эпохи Возрождения: основные периоды, ключевые понятия

План

Слайд 3

1. Общая характеристика философии эпохи Возрождения: основные периоды, ключевые понятия Периодизация

1. Общая характеристика философии эпохи Возрождения: основные периоды, ключевые понятия

Периодизация

Основные достижения

в науке

Достижения в области астрономии (открытия Коперника) меняют систему представлений о Вселенной → геоцентризм (в центре - Земля) сменяется гелиоцентризмом (в центре - Солнце)
Открытия в области географии: открытие Америки, открытие Бразилии, кругосветное путешествия Ф. Маггелана
Изобретение компаса, телескопа, механических часов, пороха, огнестрельного оружия, книгопечатания
Достижения в области медицины (Парацельс, Везалий)

Слайд 4

1. Общая характеристика философии эпохи Возрождения: основные периоды, ключевые понятия Специфические

1. Общая характеристика философии эпохи Возрождения: основные периоды, ключевые понятия

Специфические особенности

возрожденческой культуры и мышления

Секуляризация культуры

Теоцентризм сменяется антропоцентризмом

Гуманизм

Постепенное освобождение от религии и церковной регуляции

Ориентация на искусство

Религиозная аскеза и смирение уступают место культу творчества

Философская мысль все больше смещает предмет на человека. Центральной фигурой философии (как и Вселенной)
становится не Бог, а человек

Формируется образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивать ценность человека как личности

Слайд 5

2. Натурфилософия и пантеизм философии Ренессанса Николай Коперник (1473-1543) Джордано Бруно (1564-1600) Галилео Галилей (1564-1642)

2. Натурфилософия и пантеизм философии Ренессанса

Николай Коперник
(1473-1543)

Джордано Бруно
(1564-1600)

Галилео Галилей
(1564-1642)

Слайд 6

2. Натурфилософия и пантеизм философии Ренессанса Пантеизм мыслит бога и природу

2. Натурфилософия и пантеизм философии Ренессанса

Пантеизм мыслит бога и природу единым

целым.
В пантеизме бог имманентен миру (находится внутри мира), а не трансцендентен (находится вне мира), как в средневековой философии.
Бог мыслится энергийным началом мира, мир – живым, саморазвивающимся.
Пантеизм, в известной мере, аналогичен античному гилозоизму, но только на основе единобожия.
По сути своей пантеизм – один из христианских вариантов переосмысления античного неоплатонизма.
Слайд 7

Основные работы: «Об ученом незнании», «О католическом согласии», «Об искании бога»,

Основные работы: «Об ученом незнании», «О католическом согласии», «Об искании бога», «О

Богосыновстве», «Апология ученого незнания», «Простец», «Начало» и др.

Николай Кузанский (Николай Кребс) (1401 —1464)

2. Натурфилософия и пантеизм философии Ренессанса

Основные положения

не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная — одно и то же)

"единое" (Бог) и "бесконечное" (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а по­скольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают мини­мум и максимум

исходя из этого выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противополож­ности совпадают, то совпадают форма и материя (следова­тельно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино);

едины идея и материя

реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность

Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной. Вселенная — это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бес­конечности познания

невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увели­чение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию ("ученому незнанию" — термин Николая Кузанского)

Слайд 8

3.Учение о человеке и обществе в философии эпохи Возрождения Учение о

3.Учение о человеке и обществе
в философии эпохи Возрождения

Учение о человеке


Черты гуманизма:
антиклерикализм и антисхоластическая направленность;
стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать само­ценность человека;
антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей;
жизнеутверждающий характер и оптимизм.

Слайд 9

3.Учение о человеке и обществе в философии эпохи Возрождения

3.Учение о человеке и обществе
в философии эпохи Возрождения

Слайд 10

Основные положения: • человек обладает изначально злой природой; • движущими мотивами

Основные положения:
• человек обладает изначально злой природой;
• движущими мотивами поступков человека

являются эгоизм и стремление к личной выгоде;
• для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма соз­дается особая организация — государство;
• правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;
• правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному ре­зультату (правитель будет свергнут далеко не благородными со­ратниками либо противниками, а казна — промотана);
• в борьбе за освобождение родины от иностранного владыче­ства за ее независимость допустимы все средства, в том чис­ле коварные и аморальные.

3.Учение о человеке и обществе
в философии эпохи Возрождения

Основные труды: «Государь» (в др. переводах «Князь»), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия»,
«История Флоренции».

Никколо Макиавелли (1469—1527)

Политический реализм

Идеальный государь - «лисица и лев»

Слайд 11

3.Учение о человеке и обществе в философии эпохи Возрождения Ренессанский утопизм

3.Учение о человеке и обществе в философии
эпохи Возрождения

Ренессанский утопизм

Слайд 12

XVI-XVII в.в. ознаменовывают новую эпоху в развитии науки и философии Становление

XVI-XVII в.в. ознаменовывают новую эпоху в развитии науки и философии

Становление экспериментально-математического

естествознания;
Возникновение нового стиля мышления и нового мировоззрения

Средневековье

Постепенное развитие нового мышления

Возрождение

Новое время

Религия

Искусство

Наука

Теизм

Пантеизм

Деизм

Идеализм

Материализм

Борьба идеологии

4. Развитие науки и научной методологии в эпоху Нового времени. Гносеология Нового времени: основные направления

Слайд 13

4. Развитие науки и научной методологии в эпоху Нового времени. Гносеология

4. Развитие науки и научной методологии в эпоху Нового времени. Гносеология

Нового времени: основные направления.

Предмет философии

Цели и задачи философии

Наука и научное познание; природа и ее субстанциальная основа, общество и государство

Определение места и роли науки в культуре и обществе, разработка метода научного познания

Способы познания привели к развитию основных направлений
в гносеологии

Слайд 14

4. Развитие науки и научной методологии в эпоху Нового времени. Гносеология

4. Развитие науки и научной методологии в эпоху Нового времени. Гносеология

Нового времени: основные направления

Фрэнсис Бэкон (1561-1626)
родоначальник эмпиризма в философии

Основные труды: «Нравственные и политические очерки» (1597),
«О мудрости древних» (1609), «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы» (1620), «О достоинстве и преувеличении наук» (1623), «Новая Атлантида» (1624).

Философское кредо:
«Знание — сила»

Индукция - процесс вывода суждения на основе перехода от частного положения к общему

Слайд 15

4. Развитие науки и научной методологии в эпоху Нового времени. Гносеология

4. Развитие науки и научной методологии в эпоху Нового времени. Гносеология

Нового времени: основные направления

Фрэнсис Бэкон
Заблуждения человеческого разума (идолы)

Слайд 16

4. Развитие науки и научной методологии в эпоху Нового времени. Гносеология

4. Развитие науки и научной методологии в эпоху Нового времени. Гносеология

Нового времени: основные направления

Фрэнсис Бэкон
Классификация науки

Наука – средство преобразования природы, установления господства человека над нею

Критерии классификации наук

Классификация наук

Памяти соответствует:

Естественная история

Гражданская история

Воображению соответствует:

Эпическая поэзия

Драматическая поэзия

Параболическая поэзия

Рассудку соответствует:

Философия,
ее предмет

Природа

Бог

Человек

Естественная философия

Антропология
и гражданская философия

Теология

Слайд 17

Рене Декарт (1596-1650) родоначальник классического рационализма «Мыслю следовательно существую» 4. Развитие

Рене Декарт (1596-1650)
родоначальник классического рационализма

«Мыслю следовательно существую»

4. Развитие науки и

научной методологии в эпоху Нового времени. Гносеология Нового времени: основные направления

Основные труды: «Рассуждение о методе» (1637), «Метафизические размышления» (1641), «Начала философии» (1644)

Основные положения картезианского рационализма:
в мире существует много вещей и явлений, которые непо­нятны человеку (Напри­мер: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.);
абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усом­ниться (существует ли окружающий мир? бессмертна ли душа? и др. д.);
сомнение реально существует, этот факт оче­виден и не нуждается в доказательствах;
сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, мыслит; мыслить может реально существующий человек;
следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания; мышление — это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.

Слайд 18

5. Онтология философии Нового времени: монизм, дуализм, плюрализм Учение о субстанции

5. Онтология философии Нового времени: монизм, дуализм, плюрализм

Учение о субстанции Рене

Декарта

Субстанция – сущность, которая не нуждается ни в чем

Бог – высшая субстанция

Сознание - субстанция

Материя
- субстанция

атрибут

свойства

протяженность

Неделимо, непротяженно

мышление

Делима, имеет части

Слайд 19

5. Онтология философии Нового времени: монизм, дуализм, плюрализм Бенедикт (Барух) Спиноза

5. Онтология философии Нового времени: монизм, дуализм, плюрализм

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—

1677)

Субстанция является:
1) свободной, существует и действует исключительно в силу своей собственной природы;
2) вечной (не имеющей начала и конца во времени)
3) бесконечной (в пространстве);
4) не делимой и не имеющей частей.

Слайд 20

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) Иерархия монад 5. Онтология философии Нового времени:

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)

Иерархия монад

5. Онтология философии Нового времени: монизм, дуализм,

плюрализм

Основные работы:
«Рассуждения о метафизике» (1685), «Новая система природы» (1695), «Новые опыты о человеческом разуме» (1704), «Теодицея» (1710), «Монадология» (1714)

Основные положения :
весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих а единую природу;
субстанции называются монадами (с гре­ч. — "единое", "единица");
монада проста, неделима, не имеет протяжения, духовна;
монада обладает четырьмя качествами: стремлением,
влече­нием, восприятием, представлением;
по своей сути монада — это деятельность, единое,
непрерыв­но меняющее свое состояние;
монада осозна­ет себя;
монады абсолютно замкнуты
и независимы друг от друга

Слайд 21

6. Социальная философия (Т. Гоббс, Дж. Локк)

6. Социальная философия (Т. Гоббс, Дж. Локк)