Философия и психиатрия. Точки соприкосновения

Содержание

Слайд 2

Можно ли исследовать и осмыслить содержание психической болезни?

Можно ли исследовать и осмыслить содержание психической болезни?

Слайд 3

История поиска точек соприкосновения философии и психиатрии «Когда, приблизительно, за 2000

История поиска точек соприкосновения философии и психиатрии

«Когда, приблизительно, за 2000

лет до нашей эры, царь Саул болел какими-то депрессивными приступами», - библейский летописец с полной уверенностью определил их причины: Бог покинул царя, и тогда злой дух вселился в него. Кем-то, однако, была предложена наиболее действенная терапия: посылали за молодым человеком Давидом, который должен был играть на струнном инструменте и петь мелодичные песни, которые он сам слагал».
Ю. В. Каннабих
Слайд 4

Модели психической болезни Поэтическая Философская Медицинская «Поэтическая модель» была основана на

Модели психической болезни

Поэтическая
Философская
Медицинская

«Поэтическая модель» была основана на предпосылке, что психика

(душа) подвержена влияниям извне, прежде всего божественным. Эта теория «подтверждалась» отсылками к героям трагедий, которые испытывали необычные переживания. В «Илиаде» Агамемнон говорит, что эринии сделали его безумным, в «Одиссее» Елена аналогично утверждает, что безумием её наградила Афродита.
Слайд 5

«Философская модель» представлена, например, в сочинениях Платона. Платон создал концепцию безумия

«Философская модель» представлена, например, в сочинениях Платона. Платон создал концепцию безумия

как слабости психики. Душа понималась им как разделенная на части (разумная, яростная, страстная), а безумие возникало как результат доминирования низших частей.

В Средние века подход к пониманию психической болезни был представлен христианской мыслью, для которого безумие было проявлением одержимости.

Слайд 6

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЯ И DASEIN-АНАЛИЗ Главный вопрос, который должен задать себе человек,

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЯ И DASEIN-АНАЛИЗ

Главный вопрос, который должен задать себе человек, исследующий

патологические переживания в рамках феноменологической психиатрии, - это вопрос:
«А это действительно переживается?»

Цель феноменологической работы понималась как «проникновение во внутренний мир больного»

Ясперс Карл. Феноменологическое направление исследований в психопатологии // Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии. М.: Академия, Белый кролик, 1996. С. 91-111. С.91.

Слайд 7

Категории философии и их связь с психиатрией Категория «Субъект» - «Объект» Категория «Система» - «Элемент»

Категории философии и их связь с психиатрией

Категория «Субъект» - «Объект»

Категория «Система»

- «Элемент»
Слайд 8

«…Прочитанное мной о мескалинных переживаниях наперед убедило меня в том, что

«…Прочитанное мной о мескалинных переживаниях наперед убедило меня в том, что

этот наркотик впустит меня, по крайней мере, на несколько часов, в своего рода внутренний мир, описанный Блейком и А.Е. Но ожидаемого не произошло. Я представлял, как буду лежать с закрытыми глазами, рассматривая видения с многоцветной объёмной геометрией, с вдохновенной архитектурой, и сказочно прекрасной, изобилующей драгоценными каменьями пейзажами, заполненными героическими личностями, с символическими драмами, все время балансирующими на грани предельного откровения. Однако произошло то, что я не принял во внимание идиосинкразии склада своего ума, своего темперамента, образования и привычек. Я обладаю и, насколько помню, всегда обладал скудным мысленным видением».
Олдос Хаксли «Двери восприятия»
Слайд 9

Силлогизмы Аристотеля и их связь с психиатрией Решение силлогизмов предполагает выведение

Силлогизмы Аристотеля и их связь с психиатрией

Решение силлогизмов предполагает выведение умозаключения

из двух суждений (посылок) и поэтому служит простым и удобным приёмом тестирования способностей к дедукции.
Классический пример силлогизма из Аристотеля, который приводится во всех учебниках логики:
«Все люди смертны», «Кай – человек» - это посылки. И вывод – умозаключение: «Кай смертен»
Слайд 10

Что думает философия насчет классификаций? «Философы отличаются необычайно упорным стремлением ясно

Что думает философия насчет классификаций?

«Философы отличаются необычайно упорным стремлением ясно мыслить».


Уильям Джеймс – американский философ и психолог, один из основателей и видный представитель прагматизма и функционализма.

Область психиатрии – это та область медицины, которая полна неясностей.

Задача философов – или помочь добиться ясных определений, или, по крайней мере обозначить границы неясности.

Слайд 11

Главный философский метод прояснения – концептуальный анализ. Bill Fulford Fulford B.,

Главный философский метод прояснения – концептуальный анализ.

Bill Fulford

Fulford B., Thornton., Graham

G. Oxford Textbook of Philosophy and Psychiatry

Б. Фулфорд выделяет основные проблемы, которые возникают при определении психических расстройств:
Необходимость создавать такие определения, которые схватывали бы явления во всей их полноте, но были достаточно краткими. Эта проблема не является специфической именно для психиатрии, но она крайне актуальна для психиатрических классификаций.
С одной стороны, описание расстройства должно быть кратким, что важно для удобства использования в целях диагностики.
С другой стороны, описание должно быть максимально полным, и оно должно демонстрировать особенности конкретного расстройства.

Слайд 12

Например, в Международной классификации болезней (МКБ-10) приводится следующее определение хронических бредовых

Например, в Международной классификации болезней (МКБ-10) приводится следующее определение хронических бредовых

расстройств (F22): «ряд расстройств, при которых устойчивый бред является единственным или наиболее характерным клиническим симптомом и которые не могут быть классифицированы как органические, шизофренические или аффективные».

Международная классификация болезней 10-го пересмотра, http://www.mkb10.ru/

Что думает философия насчет классификаций?

Слайд 13

Например, описание диссоциального расстройства личности звучит следующим образом: «Расстройство личности, характеризующееся

Например, описание диссоциального расстройства личности звучит следующим образом: «Расстройство личности, характеризующееся

пренебрежением к социальным обязанностям и черствым равнодушием к окружающим. Наблюдается значительное несоответствие между поведением больного и основными социальными нормами. Поведение с трудом поддается изменению на основе опыта, включая наказание. Больные плохо переносят неудачи и легко поддаются агрессии, включая насилие. Они склонны обвинять других или давать правдоподобные объяснения своему поведению, приводящему их к конфликту с обществом». Такие понятия, как «социальные обязанности», «социальные нормы», «основные социальные нормы», «плохо» (переносить неудачи), «общество», «конфликт с обществом» и т.п. сами по себе относятся к категории трудноопределимых. Объединение их в одно определение приводит к еще большим проблемам при формулировке термина.

Что думает философия насчет классификаций?

Слайд 14

Например, Стефен Уилкинсон демонстрирует, что отдельные критерии психического расстройства настолько нечеткие,

Например, Стефен Уилкинсон демонстрирует, что отдельные критерии психического расстройства настолько нечеткие,

что, основываясь на них, можно доказать, что «обыкновенное горе» является психическим расстройством. Он ссылается на официальное определение психического расстройства в Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств: «поведенческий или психологический синдром или паттерн…связанный с текущим страданием (distress) или недееспособностью (disability), или со значимо возрастающим риском смерти, боли, недееспособности или значимого ограничения свободы».

Wilkinson S. Is normal Grief’ a Mental Disorder? // Philosophical Quarterly. 2000. Vol. 50 Issue 202. Pp. 2890-304.

Что думает философия насчет классификаций?

Слайд 15

Предметом концептуального анализа может быть не только определение или характеристика расстройства,

Предметом концептуального анализа может быть не только определение или характеристика расстройства,

но и психиатрическая классификация в целом. Анализ психиатрических классификаций, интересен еще и потому, что любая классификация обладает двойственным статусом.
Во-первых, она отражает то, как упорядочена информация. (Strand M. Where do classisications come from? The DSM-III, the transformation of American psychiatry, and the problem of origins in the sociology of knowledge. Theory and Society. 2011. Vol. 40. No. Pp. 273-313. P 274.).
Во-вторых, классификация – это по словам Нельсона Гудмана, «способ производства мира» («ways of worldmaking» (Goodman N. Ways of World-making. Indianapolis: Hackett, 1978).

Социолог Ли Стар пишет, что классификации «не описывают мир как он есть, но моделируют его». (Bowker G.S., Leigh Star S. Sorting Things Out: Classification and Its Consequences. Cambrige, MA; London: The MIT Press. P. 102). Иными словами, классификация, с одной стороны, отражает существующую систему представлений, с другой – сама задает картину мира.

Слайд 16

Другой ключевой документ, Руководство по диагностике и статистике психических расстройств (DSM)

Другой ключевой документ, Руководство по диагностике и статистике психических расстройств (DSM)

– в нем большое внимание уделяется именно вопросам диагностике психических расстройств. Но и здесь имеются некоторые неточности, т.к. имеются описанные расстройства, критерии которых кажутся «неопределенными». В каждом классе есть расстройства, у которых есть пометка «неуточненное». Для этого используется два разных термина:
«другое» расстройство (other specified disorder) и
собственно «неуточненное» расстройство (unspecified disorder).
Оба диагноза ставятся в том случае, когда клиническая картина полностью не соответствует критериям. В первом случае причины указываются, во втором – нет. Какой из этих двух диагнозов выбрать, остается на усмотрение врача.

Что думает философия насчет классификаций?

Слайд 17

«Моё тело – моя визитная карточка» или исследования расстройств пищевого поведения

«Моё тело – моя визитная карточка» или исследования расстройств пищевого поведения

и дисморфофобии

Согласно определению в Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств, главная и неотъемлемая черта всей группы расстройств пищевого поведения – «нарушение в восприятии формы веса и тела».

Другое расстройство «телесного воплощения», которое в последние годы становилось предметом философского анализа, - это телесное дисморфическое расстройство (телесная дисморфия, дисморфофобия).

Слайд 18

Прежде всего, для исследования расстройств, которые связаны с изменением восприятия собственного

Прежде всего, для исследования расстройств, которые связаны с изменением восприятия собственного

тела, имеет значение разница между «телом» (Körper) и «моим живым телом» (Leib).
Это различение вводит Гуссерль и он описывал их следующим образом:
Körper – это тело, понятое механически; тело в этом смысле – объект внешнего мира и оно не отличается от внешних объектов. Мы обладаем (haben) этим телом, относимся к нему как к объекту.
Leib – это не объект, которым мы можем владеть. Это непосредственный способ нашего существования (leben), непосредственный процесс жизни и локализация наших ощущений.

Edmund Husserl

Феноменология Эдмунда Гуссерля

Слайд 19

Феноменология Жана-Поля Сартра Сартр выделяет различные измерения бытия: «я существую своим

Феноменология Жана-Поля Сартра

Сартр выделяет различные измерения бытия:
«я существую своим телом»
«тело для

других»
«бытие-здесь-для другого»
Слайд 20

«Расколотое Я» или философия шизофрении Общая настроенность «Расколотого Я» задается настроенностью

«Расколотое Я» или философия шизофрении

Общая настроенность «Расколотого Я» задается настроенностью кьеркегоровского

экзистенциализма.
Потерянность, отчаянье, утрата оснований бытия – вот основные черты шизофренического сознания и мира.

Ronald Lang

«Расколотое Я» четко показывает, что для того, чтобы понять шизофрению, необходимо понять отчаянье, поскольку на самом деле больной шизофренией живет в отчаянии. Лэйнг очень хорошо знал это и поэтому он включил это в свои описания.

Слайд 21

Это отчаянье, как и у Кьеркегора, запускается изменением существования, бытия человека.

Это отчаянье, как и у Кьеркегора, запускается изменением существования, бытия человека.

Иное бытие-в-мире, которое лежит в основе развития шизофрении, на взгляд Лэйнга, возникает по причине онтологической незащищенности.
Сама онтологическая защищенность формируется в раннем детстве, на этапе так называемого экзистенциального рождения (экзистенциальное рождение приводит к восприятию ребенком себя и мира как реального и живого), следующего за биологическим рождением. При нормальном протекании этого процесса формируется стабильная структура, а конструированное на ее основе бытие личности гибко и пластично. В шизоидном состоянии все происходит наоборот: фундамент события становится гибким, а надстройка чрезмерно жесткой.

«Расколотое Я» или философия шизофрении

Слайд 22

«Расколотое Я» или философия шизофрении Э.Спинелли подчёркивает, что у онтологически неуверенного

«Расколотое Я» или философия шизофрении

Э.Спинелли подчёркивает, что у онтологически неуверенного индивида

происходит нарушение сознания на трех уровнях:
на уровне существования
на уровне сущности (чем является человек)
на уровне идентичности (кто он такой)

Spinelli E., The Interpreted World: An Introduction to Phenomenological Pshychology. London: Sage Publications, 1989. P.75

Слайд 23

«Расколотое Я» или философия шизофрении Р. Лэйнг выделяет три формы онтологической

«Расколотое Я» или философия шизофрении

Р. Лэйнг выделяет три формы онтологической неуверенности:


1) поглощение (engulfment),
2) разрывание (implosion),
3) окаменение (petrification).

У Р. Лэйнга «невоплощенное Я» является следствием расщепления на разум и тело, расщепление, в свою очередь, - это попытка справится с онтологической незащищенностью.

Слайд 24

«Расколотое Я» или философия шизофрении «Воплощенное Я» : «(я/тело)-другой», «Невоплощенное Я»

«Расколотое Я» или философия шизофрении

«Воплощенное Я» : «(я/тело)-другой»,
«Невоплощенное Я» :

я-(тело/другой)».

Переживание онтологической ненадежности и разрушения я поразительно напоминает состояние Антуана Рокантена, героя романа Ж.-П. Сартра «Тошнота»:
«Я говорю «я» - но это понятие утратило для меня смысл. Я настолько предан забвению, что мне трудно почувствовать самого себя. <…> Никого. Антуан Рокантен не существует. Ни-для-кого. Забавно. А что такое вообще Антуан Рокантен? Нечто абстрактное. Тусклое воспоминание мерцает в моем сознании. Антуан Рокантен… И вдруг «я» начинает тускнеть, все больше и больше – кончено: оно угасло совсем».

Слайд 25

Заключение и выводы Язык феноменологии позволяет выйти за рамки существующих описаний

Заключение и выводы

Язык феноменологии позволяет выйти за рамки существующих описаний и

выявить суть переживания. В рассмотренных примерах благодаря привлечению феноменологии появилась возможность описать различные способы и аспекты телесного воплощения, что было бы невозможно при простом воспроизводстве переживаний пациентов.
Но с этим есть определенные трудности и возникают вопросы «Возможен ли обратный перевод? Могут ли результаты, полученные в ходе философских исследований, быть интересны врачам и психиатрам?»
С одной стороны, на данный момент кажется совершенно невозможным, что такие термины, как «бытие-здесь-для-другого», появятся в описании психических расстройств.
С другой стороны, философский анализ расстройств позволяет делать выводы, которые косвенным образом могут быть использованы при более глубоком понимании таких расстройств.
Слайд 26

Список использованной литературы: Это бред! Можно ли осмыслить безумие? / Светлана

Список использованной литературы:

Это бред! Можно ли осмыслить безумие? / Светлана

Бардина. –Москва: Издательство АСТ, 2018. – 224 с.
Косилова Е.В. Психиатрия: опыт философского анализа: монография. – Москва : Проспект, 2018. – 272 с.
Ольга Власова. Рональд Лэйнг : Между философией и психиатрией [текст] Ольга Власова. – М.: Изд. Института Гайдара, 2012. – 464 с.
Хаксли, Олдос. Двери восприятия. Рай и ад. / Олдос Хаксли [пер. с англ. М. Немцова]. – Москва : Издательство АСТ, 2016. – 224 с. – (Эксклюзивная классика).
Сартр, Жан-Поль. Тошнота. / Жан-Поль Сартр [пер. с англ. Ю.Я. Яхнина]. – Москва : Издательство АСТ, 2017. – 320 с. – (Эксклюзивная классика)
.
Wilkinson S. Is normal Grief’ a Mental Disorder? // Philosophical Quarterly. 2000. Vol. 50 Issue 202. Pp. 2890-304
Bowker G.S., Leigh Star S. Sorting Things Out: Classification and Its Consequences. Cambrige, MA; London: The MIT Press. P. 102.
Strand M. Where do classisications come from? The DSM-III, the transformation of American psychiatry, and the problem of origins in the sociology of knowledge. Theory and Society. 2011. Vol. 40. No. Pp. 273-313. P 274.
Goodman N. Ways of World-making. Indianapolis: Hackett, 1978.
Spinelli E., The Interpreted World: An Introduction to Phenomenological Pshychology. London: Sage Publications, 1989. P.75
Международная классификация болезней 10-го пересмотра

Fulford B., Thornton., Graham G. Oxford Textbook of Philosophy and Psychiatry

Слайд 27