Философия периода Реформации

Содержание

Слайд 2

Джон Ви́клиф (1320 или 1324 —1384) Предтеча Реформации (16 в.) Оппозиция

Джон Ви́клиф (1320 или 1324 —1384)

Предтеча Реформации (16 в.)
Оппозиция Католической Церкви
Перевод

Библии на среднеанглийский язык
Антипапские высказывания
Осуждение взглядов на 2 Соборах
Кремация
Слайд 3

Взгляды «Триалог», «О гражданском владении», «О Божьем владении», «О богохульстве» Собственность

Взгляды

«Триалог», «О гражданском владении», «О Божьем владении», «О богохульстве»
Собственность –

плод греха
Отвергал:
епископскую степень
Чистилище
индульгенции
елеосвящение
реальность пресуществления
устную исповедь
Духовное присутствие Христа в евхаристии
Церковь - промежуточное звено между человеком и Богом (не нужна)
Перевод Библии - возможность прямой связи человека с Богом
Король — наместник Бога
Епископы подвластны королю
Слайд 4

Эразм Роттердамский Дезидерий Эразм (Герхард Герхардс) 1466/1469 - 1536) «О свободе

Эразм Роттердамский

Дезидерий Эразм (Герхард Герхардс) 1466/1469 - 1536)
«О свободе

воли» (1524), «Оружие христианского воина», «Пословицы», «Похвала глупости»
Критическое издание Нового Завета на греческом языке
Вернуться к истокам - искренняя вера, милосердие без лицемерия и беспорочная надежда
Слайд 5

«Похвала глупости» (1509 - изд. 1511) Противник философии аристотелевско-схоластического типа (проблемы

«Похвала глупости» (1509 - изд. 1511)

Противник философии аристотелевско-схоластического типа (проблемы метафизики,

физики и диалектики)
Философия как в античности (Сократ) - мудрое понимание жизни
Практическое благоразумие христианской жизни
Сатира
+ и -
«Глупость» - это обнаружение «истины»
«Эразм снес яйцо, которое высидел Лютер»
Эразм отрёкся «от цыплят подобной породы»
Слайд 6

Идеология Реформации «Восстановление» упрощенного пути человека к Богу Назад к первоначальному

Идеология Реформации

«Восстановление» упрощенного пути человека к Богу
Назад к первоначальному (апостольскому) христианству
Идея

обновления (реформы) церкви и ее учения
В Евангелиях - новое прочтение раннего христианства
Формирование новой европейской ментальности
Противопоставление Бога и мира
Бог недоступен земному разуму
Промысел Божий / «ко всем словам и делам Божьим слеп, глух, нечестив и кощунствен»
«Христос стоит выше авторитета Отцов Церкви» (Лютер)
Нельзя приписывать Богу требования земной морали = не стоит ожидать спасения посредством наших моральных действий
Слайд 7

Грехопадение Повреждение человеческой природы Плоть Разум - не может осуществить Богопознание

Грехопадение

Повреждение человеческой природы
Плоть
Разум - не может осуществить Богопознание
Воля -

не в силах творить добрые дела, ибо она теперь лишь похоть и злоба
Люди равны перед Богом - абсолютная греховность каждого
Богопознание - дело веры
Освобождение разума от догмы
Не делами, но верой спасается человек
Слайд 8

Бог / человек Повседневная жизнь - служение Богу Найти своё призвание

Бог / человек

Повседневная жизнь - служение Богу
Найти своё призвание
Свидетельство

милости Бога - успех и удача в его повседневной деятельности
Нравственная ответственность человека за себя и свои дела
Новый тип личности:
спокойно относится к авторитетам
доверяет своей совести и разуму
допускает возможность нравственной ошибки
Переосмысление отношения к богатству
Любой труд есть служение Богу
Слайд 9

Лютеранство Мартин Лютер (1483-1546) «95 тезисов» (31.10.1517) Против индульгенций Всеобщее священство

Лютеранство

Мартин Лютер (1483-1546)
«95 тезисов» (31.10.1517)
Против индульгенций
Всеобщее священство
Упразднение церковной иерархии
Равенство

всех перед Богом
Авторитет Священного Писания
Право истолкования
Перевод на немецкий язык
Оправдание верой
Слайд 10

«95 тезисов против индульгенций» Иисус Христос призывает к покаянию Покаяние заканчивается

«95 тезисов против индульгенций»

Иисус Христос призывает к покаянию
Покаяние заканчивается вхождением в

Царствие Небесное
Отпущение грехов совершает не Папа Римский, а Бог
Догмат о Чистилище стирает значение смерти
8. «Церковные правила покаяния налагались только на живых и, в соответствии с ними, не должны налагаться на умерших»
12. «Прежде, церковные наказания налагались не после, но перед отпущением грехов, как испытания истинного покаяния»
27. «Человеческие мысли проповедуют те, которые учат, что тотчас, как только монета зазвенит в ящике, душа вылетает из Чистилища»
30. «Никто не может быть уверен в истинности своего раскаяния и - много меньше - в получении полного прощения»
Слайд 11

Тезисы 33. Особенно следует остерегаться тех, которые учат, что папские индульгенции

Тезисы

33. Особенно следует остерегаться тех, которые учат, что папские индульгенции -

это бесценное Божие сокровище, посредством которого человек примиряется с Богом
34. Ибо их простительная благодать обращена только на наказания церковного покаяния, установленные по-человечески
35. Не по христиански проповедуют те, которые учат, что для выкупа душ из Чистилища или для получения исповедальной грамоты не требуется раскаяния
36. Всякий истинно раскаявшийся христианин получает полное освобождение от наказания и вины, уготованное ему даже без индульгенций
37. Всякий истинный христианин, и живой, и мертвый, принимает участие во всех благах Христа и Церкви, дарованное ему Богом, даже без отпустительных грамот
93. Благо несут все пророки, проповедующие народу Христову: "Крест, крест!", - а креста нет.
94. Надлежит призывать христиан, чтобы они с радостью стремились следовать за своим главой Христом через наказания, смерть и ад.
95. И более уповали многими скорбями войти на небо, нежели безмятежным спокойствием.
Слайд 12

Мартин Лютер Мыслитель-теолог Проработка нового типа религиозности Возврат к Евангелию -

Мартин Лютер

Мыслитель-теолог
Проработка нового типа религиозности
Возврат к Евангелию - не переоценка,

а отбрасывание традиционных ценностей
Слайд 13

Черты теологии Лютера Учение о радикальном оправдании человека верой, а не

Черты теологии Лютера

Учение о радикальном оправдании человека верой, а не деяниями,

как в традиционном учении церкви
Для спасения достаточно одной веры
Бог творит из ничего в акте свободной воли
Человеку свойственно вожделение
Божественная любовь дана нам бескорыстно
Вера «оправдывает без всяких деяний»
Слайд 14

Черты теологии Лютера Учение о непогрешимости Писания как единственного источника истины

Черты теологии Лютера

Учение о непогрешимости Писания как единственного источника истины
Отношения «человек

– Бог» прописаны Богом в Писании
Писание должно пониматься
Прямой доступ для всех к священным текстам
Писание не нуждается ни в доводах разума, ни в метафизически-теологических комментариях
Слайд 15

Черты теологии Лютера Доктрина универсального богослужения Свобода самостоятельного толкования Писания В

Черты теологии Лютера

Доктрина универсального богослужения
Свобода самостоятельного толкования Писания
В отношениях между

человеком и Богом, человеком и Словом Божьим не нужны специальные посредники
Слайд 16

Иррационализм в мышлении «О рабстве воли» - против Эразма Спасение зависит

Иррационализм в мышлении

«О рабстве воли» - против Эразма
Спасение зависит не

от человека, а от Бога
«Отчаяние - дорога к спасению
Человеческий род без Духа Божия, считающийся только с собой, есть царство дьявола
Человеческая воля - раба или Бога, или демона
Человеческое желание – лошадь под двумя всадниками (Богом или демоном)
Человек, когда действует согласно природе, не может не делать ничего, кроме греха
Человек, полагаясь только на свой рассудок, не может не ввергать себя в заблуждения
Слайд 17

Ульрих Цвингли (1484-1531) Цюрих Менталитет гуманизма Лютеранский проповедник в Швейцарии (1519)

Ульрих Цвингли (1484-1531)

Цюрих
Менталитет гуманизма
Лютеранский проповедник в Швейцарии (1519)
Писание - единственный

источник истины
Папа и Соборы не имеют власти, которая шла бы дальше того, что означено в Писании
Спасение обретается верой, а не деяниями
Судьба человека предопределена
Слайд 18

Тема греха Корни греха в себялюбии (эгоизме) Обращение есть - «просветление

Тема греха

Корни греха в себялюбии (эгоизме)
Обращение есть - «просветление

ума»
«Те, кто веруют во Христа, превращаются в новых людей. Через озарение небесной благодатью, ум человеческий узнает Бога, сам человек становится новым»
Слайд 19

Онтологическое понятие Бога «Тот, Который есть» Источник собственного бытия Бытие вещей

Онтологическое понятие Бога

«Тот, Который есть»
Источник собственного бытия
Бытие вещей -

бытие Самого Бога
При творении Бог извлек существующие вещи из Своей сущности
Слайд 20

Предопределение Один из аспектов провидения Знак избранности состоит в наличии веры

Предопределение

Один из аспектов провидения
Знак избранности состоит в наличии веры
Верующие равны между

собой, т.к. избраны
Сообщество верующих = политическое сообщество
Религиозная реформа превращается в теократическое понятие
Слайд 21

Кальвинизм Жан Кальвин (1509 — 1564) Рационализм «Учреждение христианской веры» Недоверие

Кальвинизм

Жан Кальвин (1509 — 1564)
Рационализм
«Учреждение христианской веры»
Недоверие к мистике
Суверенитет Бога
Богодухновенность

( Дух Святой) Священного Писания
Отсутствие монашества
Отрицание церковной обрядности
Отсутствие духовенства
Доктрина предопределения
Слайд 22

Провидение Продолжение акта создания, распространяющееся на всех без ограничения «Бог... посредством

Провидение

Продолжение акта создания, распространяющееся на всех без ограничения
«Бог... посредством своего сокровенного

решения управляет полностью всем существующим, и ничто не происходит такого, чего Он Сам не дозволил мудростью и волей Своей»
Теологический детерминизм (всеобщая причинность) – Бог имеет власть над естественными событиями, управляет сердцами людей, «руководит их действиями таким образом, что они не могут действовать иначе, как по Его постановлению»
Слайд 23

Предопределение Вечный совет Бога, определяющий намерения человека Бог не создает всех

Предопределение

Вечный совет Бога, определяющий намерения человека
Бог не создает всех в равных

условиях, но предписывает одним жизнь вечную, другим вечное проклятие
Цель создания человека:
предназначен для смерти или для жизни
Искать причину – абсурдно
Причина заключена в свободной воле Самого Бога
Первородный грех был совершен по воле Бога (определению)
Вина Адама была запрограммирована изначально
Слайд 24

Избранность Задача - установление теократии, республики святых Коллективность - любой член

Избранность

Задача - установление теократии, республики святых
Коллективность - любой член не имеет

никакой иной мысли, кроме как прославление Бога
Клир = миряне
Вдохновлённость Божественным Духом
Коллективность святых в духе единства Церкви и государства
Слайд 25

Лютер Кальвин «Прощаются тебе грехи твои» (Матфей IX, 2) «Убрать из

Лютер Кальвин

«Прощаются тебе грехи твои» (Матфей IX, 2)
«Убрать из церкви всё,

что явно противоречит Библии»

«Если Бог с нами, кто против нас?» («Послание к Римлянам» VIII, 31).
Убрал из церкви всё, что в Библии «не требуется»

Слайд 26

Мигель Сервет 1511—1553 испанский мыслитель, теолог-антитринитарий, естествоиспытатель, врач (описал малый круг

Мигель Сервет

1511—1553
испанский мыслитель, теолог-антитринитарий, естествоиспытатель, врач (описал малый круг кровообращения)
Трактаты

«Об ошибках троичности», «Две книги диалогов о Троице», «Восстановление христианства»
Слайд 27

Мишель де Монтень (1533-1592) Религиозные войны – католик (толерантность) Двойственность природы

Мишель де Монтень (1533-1592)

Религиозные войны – католик (толерантность)
Двойственность природы человека
Необузданные духовные

устремления нейтрализуются физическими возможностями его тела
Идеал счастья - жизнь в умеренности
Способности познания ограниченны – «А что именно я знаю?»
«Если хочешь излечиться от невежества, надо в нем признаться»
Удивление - начало философии, исследование - её развитие, незнание - конец
Слайд 28

Гносеологический скептицизм «Философствовать — значит сомневаться» Не мистический фидеизм (приоритет веры

Гносеологический скептицизм

«Философствовать — значит сомневаться»
Не мистический фидеизм (приоритет веры над

разумом)
При помощи разума можно составить «сто мнений об одном и том же предмете»
Сомнение и суетность
Человек знает слишком мало и не способен знать многое
Жить нужно так, как подсказывает тебе твой разум
Гедонизм (удовольствие – главная добродетель) и индивидуализм
Идея естественного равенства людей
Отсутствие неравенства обусловливает счастливую жизнь и высокие моральные качества людей
Цивилизация – причина проблем
Слайд 29

Гносеологический скептицизм Всё живое находится в постоянном изменении Для человека характерны

Гносеологический скептицизм

Всё живое находится в постоянном изменении
Для человека характерны движение и

деятельность
Самопознание - первейшая обязанность
Человек может быть лишь тем, кто он есть
«Люди ничему не верят так твердо, как тому, о чем они меньше всего знают»
«Об истине нельзя судить на основании чужого свидетельства или полагаясь на авторитет другого человека»
«Я всего лишь хочу стать более мудрым, а не более ученым или красноречивым»
«Отличительный признак мудрости — это неизменно радостное восприятие жизни...»
Слайд 30

«Опыты» (1572 -1588) Жанр эссе («опыты над самим собой») Техника интроспекции

«Опыты» (1572 -1588)

Жанр эссе («опыты над самим собой»)
Техника интроспекции


Цель - творчества написание «учебника жизни»
«Нет ничего более прекрасного и оправданного, чем хорошо и честно исполнить роль человека»
Завершает этические поиски мыслителей Эпохи Возрождения
«Великое чудо — человек!» — признать несовершенство человека, успокоиться и радоваться жизни
Проблема соотношения веры и разума = религии / науки
Религия должна заниматься вопросами веры, а наука — познанием природных законов
Вера – незыблемость оснований (авторитет Бога и Его Благодати)
Наука - продукт несовершенного разума - помогает в освоении религиозной истины, но не заменяет её
Наука без веры приводит человеческое сознание к атеизму («Учению чудовищному и противоестественному»)