Философские взгляды Аврелия Августина (Блаженного)

Содержание

Слайд 2

БИОГРАФИЯ АВГУСТИНА 1. Родился в 354 г н.э. в г. Тагасте

БИОГРАФИЯ АВГУСТИНА

1. Родился в 354 г н.э. в г. Тагасте в

Нумидии (Северная Африка), был сыном отца-язычника и матери-христианки.
2. На протяжении ряда лет в Карфагене, Риме и Милане он изучал риторику.
3. В 387 г. обращается к христианству прежде всего под влиянием христианского проповедника, миланского епископа Амвросия.
4. Был назначен пресвитером и возведен в сан епископа североафриканского города Гиппона. Здесь в 430 г. он и умер.

2

Слайд 3

Особенности средневековой философии 1. Резкое противопоставление разума и веры. 2. Обязательная

Особенности средневековой философии

1. Резкое противопоставление разума и веры.
2. Обязательная включенность этических

категорий в обсуждение любых философских вопросов.
3. Главной задачей философии становится соединение веры и разума для доказательства Бога.

3

Слайд 4

Августин Блаженный сформировал новый тип философии – теологию. Бог – в

Августин Блаженный сформировал
новый тип философии – теологию. Бог – в

центре
философского мышления Августина.
Теология (от греч. бог, слово) – богословие,
совокупность религиозных
доктрин о сущности и действии Бога,
построенная в формах
идеалистических доказательств на основе текстов,
воспринимаемых как божественное откровение.

Патристика – философские учения «отцов церкви» (3-4 вв.)

4

Слайд 5

Патристика Отцы Церкви На Западе (латинские) На Востоке (греческие) Каппадокийские Отцы

Патристика

Отцы Церкви

На Западе (латинские)

На Востоке (греческие)

Каппадокийские Отцы

Василий Великий ок. 330 - 379

Григорий Назианзин ок. 330 -

390

Григорий Нисский ок. 335 - ок. 394

Поздняя патристика

Иоанн Дамаскин ок. 675 - до 753

Псевдо-Дионисий V-VI в.

Максим Исповедник ок. 580 – 662

Аврелий Августин ок. 354 - ок. 430

Северин Боэций ок. 480 - 524

5

Слайд 6

География патристики Нисса Афины Рим Александрия Иерусалим Карфаген Гиппон Кесария Константинополь Дамаск Тагаст Павия 6

География патристики

Нисса

Афины

Рим

Александрия

Иерусалим

Карфаген

Гиппон

Кесария

Константинополь

Дамаск

Тагаст

Павия

6

Слайд 7

Основные сочинения Августина "Против академиков" "О порядке" "Исповедь" "О граде" 7

Основные сочинения Августина

"Против академиков"

"О порядке"

"Исповедь"

"О граде"

7

Слайд 8

Августин считает сверхъестественный акт творения мира из «ничего» онтологическим доказательством бытия

Августин считает сверхъестественный
акт творения мира из «ничего»
онтологическим доказательством
бытия

Бога и его наивысшего могущества.
Бог обладает совершеннейшими человеческими
качествами: вечен, всемогущий, всевидящий,
наипрекраснейший и т.д.

Креационизм – учение о создании Богом мира из ничего

8

Слайд 9

Понятие времени в античной и средневековой философии. Античность Время = вечности,

Понятие времени в античной и средневековой философии.

Античность
Время = вечности, т.к. первоначала

несотворимы и неуничтожимы.
2. Вечность полна движения, поэтому изменения в вечности есть время.
Время – это объективно существующая реальность (вне человека и его сознания).

Средневековье
Понятие вечности связано с Богом, являясь его атрибутом.
Время – это характеристика происходящих в мире изменений.
Время – субъективное понятие, существующее только в нашем сознании.

9

Слайд 10

Понятие пространства в античности и средневековье Античность Пространство – это некое

Понятие пространства в античности и средневековье

Античность
Пространство – это некое место, ограниченное

пределами.
Пространство вмещает в себя созданный Богом мир, Бог находится за пределами и внутри мира.

Средневековье
Бог находится за пределами мирового пространства, к нему не применимы понятия времени и пространства, т.к.
А) Бог создает пространство как некую ограниченность;
Б) любые пространственные пределы ограничивали бы деятельность и могущество Бога.

10

Слайд 11

Представления Августина о бытии Августин выделяет три элемента мироздания Мир Бога

Представления Августина о бытии

Августин выделяет три элемента мироздания

Мир Бога
(истинный и


неразрушимый)
Бытие.
Все, что относится к
миру Бога,
Является высшим
благом,
красотой,
совершенством.

Земной мир
(временное
пристанище
земной плоти
человека)‏
Временное
бытие

Мир природы,
созданный
Богом
(временный,
не может быть
благом)‏
Небытие.

11

Слайд 12

Теория познания Августина 1. Сущность теории познания Августина - априорность; творцом

Теория познания Августина

1. Сущность теории познания Августина - априорность; творцом всех

идей и понятий является Бог. Человеческое познание о вечных и неизменных идеях убеждает человека, что их источником может быть лишь абсолют - вечный и надвременный, бестелесный Бог. Человек не может быть творцом, он лишь воспринимает божественные идеи.
2. Августин утверждал единство веры и познания. При этом он стремился не возвысить разум, но лишь его дополнитъ. Вера и разум взаимно дополняют друг друга: "Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы разуметь".
3. Вера в Бога - исходное человеческого познания.

12

Слайд 13

Философия истории Августина 1. В философии истории он выступает против как

Философия истории Августина

1. В философии истории он выступает против как языческих

религиозных
представлений, так и нерелигиозных этических и философских концепций.
2. Языческим богам он противопоставляет единого и всемогущего Бога.
3. Понятие истории у Августина является провиденциалистским
( провидение).
4. Содержанием человеческой и божественной истории является бой двух царств (градов) - божьего и эемного. Главной предпосылкой принадлежности к граду божьему служат смирение и покорность как перед Богом, так и перед церковью.
5. Церковь в истории занимает особое положение: она является обществом Христа, объединяет, согласно воле божьей, избранных, и вне ее нельзя обрести спасение

13

Слайд 14

Значение философии Августина Главный представитель западной патристики. Родоначальник философии истории найдена

Значение философии Августина

Главный представитель западной патристики. Родоначальник философии истории
найдена морально-религиозная закономерность

: конечное торжество Добра над мировым Злом.
сформулировал три основных принципа философии истории, ставших классическими: принцип линейности, морального прогресса,
принцип свободы воли.

14