Гносеология. Тема 13. Познание как предмет философского анализа

Содержание

Слайд 2

Литература: Беркли Дж. О принципах человеческого знания. Бэкон Ф. Идолы человеческого

Литература:

Беркли Дж. О принципах человеческого знания.
Бэкон Ф. Идолы человеческого разума.
Библер В.С.

Мышление и творчество (введение в логику мысленного диалога). М.: Политиздат, 1975. 399с.
Гадамер Х.-Г. Истина и метод. – М.: Прогресс, 1988.
Декарт Р. Правило для руководства ума.
Ильенков Э.В. Идеальное и идеал// Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. С.203-274.
Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.
Кант И. Познание.
Слайд 3

Философская дисциплина, исследующая проблемы познания, называется гносеологией. Главные гносеологические проблемы: Что

Философская дисциплина, исследующая проблемы познания, называется гносеологией.

Главные гносеологические проблемы:
Что есть знание?
Как

оно возможно?
Какими путями достижимо?
Что такое истина и каковы ее критерии?
Какие формы вненаучного знания существуют?
Каковы механизмы творческого продуктивного мышления?
Слайд 4

Основные понятия теории познания

Основные понятия теории познания

Слайд 5

Познание – процесс целенаправленного активного постижения действительности в сознании человека. Принципы

Познание – процесс целенаправленного активного постижения действительности в сознании человека.

Принципы познания:
диалектики;
историзма;
практики;
познаваемости;
объективности;
активности

творческого отображения действительности;
конкретности истины.
Слайд 6

Природа познавательного отношения (субъект - объект познания) Объект Объективная информация Активность

Природа познавательного отношения (субъект - объект познания)

Объект

Объективная информация

Активность познающего субъекта

Субъективный образ

объективного мира

Объективен
по содержанию

Субъективный
по форме

субъект

Объективный мир

Субъективный мир

Слайд 7

Основные формы познания Иррациональные формы познания (интуиция и др.)

Основные формы познания

Иррациональные формы
познания (интуиция и др.)

Слайд 8

Источником инноваций являются творческие возможности человека изначально человек не "генерирует" творческие

Источником инноваций являются творческие возможности человека

изначально человек не "генерирует"  творческие идеи.

Идеи могут стать творческими в процессе деятельности;
творчество есть генерация новой ценной информации
творчество есть акт культуросозидания,  и каждый акт творчества в какой-то степени изменяет культурную парадигму,  и таким образом определяет, каким может быть следующий творческий акт.
Слайд 9

Термин «инновация» означает: что-то новое во всех сферах жизнедеятельности общества; конечный

Термин «инновация» означает:

что-то новое во всех сферах жизнедеятельности общества;
конечный материализованный результат

инновационного процесса;
процесс преобразования нового знания в социальные, экономические и экологические блага
Слайд 10

Образование в современном обществе рассматривается как главная площадка для производства, распространения

Образование в современном обществе рассматривается как главная площадка для производства, распространения

и передачи экономически-продуктивных знаний, инноваций и технологий.
Слайд 11

Едины в этом мнении и футурологи, которые главным фактором социальной дифференциации

Едины в этом мнении и футурологи, которые главным фактором социальной дифференциации

считают не собственность, но именно образование. В современном информационном обществе главным ресурсом становится человеческий (интеллектуальный) фактор. И не просто наличие образования, а работник-новатор. Поэтому задача образования – это развитие самостоятельного мышления и творческой личности.
Слайд 12

Дискуссии о природе творчества Предметом дискуссий в настоящее время выступает комплекс

Дискуссии о природе творчества
Предметом дискуссий в настоящее время выступает комплекс

вопросов, связанных с разработкой принципов и критериев творческой деятельности человека, его метафизических, эволюционно-биологических, генетических, социокультурных и психологических истоках и основаниях.
Слайд 13

При этом в новейших исследованиях, определяющим критерием творческой деятельности субъекта считают

При этом в новейших исследованиях, определяющим критерием творческой деятельности субъекта считают

социальную значимость ее результатов.

Творческие цели формируются под влиянием социальных факторов, в поле наиболее значимых на данный момент интересов, соответствующих актуальным потребностям и общим условиям жизни людей.

Слайд 14

Формы творческой деятельности: Искусство. Цель искусства — сообщить человечеству нечто новое

Формы творческой деятельности:

Искусство. Цель искусства — сообщить человечеству нечто новое в

емкой, но не жесткой, а свободной индивидуальной форме, допускающей различные толкования. Ценность создаваемой при этом информации определяется обществом.
Наука. В научном творчестве главная задача — раздвинуть рамки принятых аксиом и сформулировать новые задачи, которые в прежних рамках не находили решения.
Религия. В религиях мировой процесс рассматривается как откровение Бога. Творчество новой жизни есть путь освобождения от греха, преодоление зла.
Слайд 15

Следовательно, творческое мышление – это новая направленность и новый характер мышления

Следовательно, творческое мышление – это новая направленность и новый характер мышления

Мышление

является той же самой практической деятельностью, только осуществляемая не с материальными предметами, а их идеальными носителями – понятиями.
Содержание мышления – объективно, а форма выражения мысли – субъективна. Форма отражает направленность и характер мышления.
Слайд 16

Без интеграции науки и образования невозможно добиться успеха на поприще инноваций.

Без интеграции науки и образования невозможно добиться успеха на поприще инноваций.

Если

основной функцией науки является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности, то образование – это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и компетентностей.
Слайд 17

Истина характеристика содержания знаний, соответствующих объективной действительности Объективная истина- объективное содержание

Истина характеристика содержания знаний, соответствующих объективной действительности

Объективная истина-
объективное содержание знаний

Абсолютная
истина

Относительная
истина

- это

объективная
истина, которая содержит в себе
полное всестороннее знание
сущности предметов и явлений
материального мира

- это объективная
истина, которое содержит в себе
неполное, относительное знание
сущности предметов и явлений
материального мира

Принцип
конкретности
истины

Слайд 18

Критерии истины практика как главный критерий истины, т.е. материальная, чувственно-предметная деятельность

Критерии истины

практика как главный критерий истины, т.е. материальная, чувственно-предметная деятельность

людей;
из всех возможных объяснений случившегося наиболее вероятное самое простое;
или формально-логическая непротиворечивость знания, обеспечиваемая дедуктивным способом развертывания теории;
хорошей считается та концепция, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество исходных принципов;
внутреннее и даже предлагаемых гипотез и др.
Слайд 19

Практика – конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого

Практика – конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого

человека.

Виды практики:
материальное производство;
управленческая деятельность;
научный эксперимент

Функции практики:
критерий истины;
основа познания;
цель познания;
результат познания

Слайд 20

Ошибка и заблуждение Ошибка - результат неправильного теоретического или практического действия,

Ошибка и заблуждение

Ошибка - результат неправильного
теоретического или практического
действия, вызванного

субъективными,
случайными причинами

Заблуждение - несоответствие знания его предмету; расхождение субъективного образа действительности
с его объективным прообразом;
абсолютизация относительной истины