Онтология. Категория бытия

Содержание

Слайд 2

Категория бытия Бытие – это всеохватывающая реальность, всё существующее Категория бытия

Категория бытия

Бытие – это всеохватывающая реальность, всё существующее
Категория бытия необходимая предпосылка

любого философствования
Понятие бытия – высший предел обобщенности, абстрагирование от единичного, частного, преходящего
Небытие (ничто) – категория онтологии, означающая отсутствие каких бы то ни было качеств, определенностей, бытия вообще
Парменид: «Бытие есть, небытия нет»
Аристотель: «Ничто – начало, противоположное бытию»
Гегель: «Ничто и бытие едины в становлении»
Слайд 3

Определение бытия Мераба Мамардашвили: ….нечто, существующее само по себе, как бы

Определение бытия Мераба Мамардашвили:
….нечто, существующее само по себе, как бы помимо

человека, и большее, чем сам человек…
Слайд 4

Бытие Парменида Парменид Элейский (520 г.до н.э. – 450 г.до н.э.)

Бытие Парменида

Парменид Элейский (520 г.до н.э. – 450 г.до н.э.) по

праву считается основоположником онтологии. Он первым сформулировал категорию бытия
Мир чувственно воспринимаемых вещей еще не является подлинным бытием. Он является бытием «во мнениях людских», неистинным бытием
Истинное бытие – это Разум, Абсолют скрытый за вещами. Истинное бытие едино и неизменно, абсолютно и совершенно
Истинное бытие гарант относительной стабильности неистинного бытия (мира вещей). Абсолютный Разум удерживает мир от опрокидывания в хаос
Слайд 5

Мартин Хайдеггер о Пармениде: Выдающийся немецкий философ ХХ века -Мартин Хайдеггер

Мартин Хайдеггер о Пармениде:

Выдающийся немецкий философ ХХ века -Мартин Хайдеггер -

утверждал, что вопрос бытия и его решение Парменидом предопределили судьбы западного мира, который рождался из поэтических интуиций античного философа
Слайд 6

Что имел в виду М. Хайдеггер? Впервые в культуру было введено

Что имел в виду М. Хайдеггер?

Впервые в культуру было введено представление

о существовании за пределами вещей скрытого мира, совершенного и прекрасного, гораздо более значимого, чем мир вещей
Перед человечеством была поставлена задача научиться изучать этот мир, выработать инструментарий для аналитической работы в пространстве, где нет чувственных образов
Слайд 7

Парменид – основоположник рационализма Рационализм – это философские концепции, признающие разум

Парменид – основоположник рационализма

Рационализм – это философские концепции, признающие разум основой

познания и поведения людей, утверждающие разумную организацию мироздания
Парменид: «Бытие и мысль о нем едины»
Если существует подлинное бытие, и человеческая мысль ему причастна, то мир неподлинного, неистинного бытия лишается абсолютной ценности. Мы, разумные существа, вправе переделывать, перестраивать его в соответствии со своими потребностями и представлениями. «Природа – мастерская, а человек в ней – работник»
Слайд 8

Парменид и метафизика Термин «метафизика» имеет несколько значений: 1. Метафизикой называют

Парменид и метафизика

Термин «метафизика» имеет несколько значений:
1. Метафизикой называют философские

системы, допускающие существование неких абсолютных начал, вечных и неизменных. Парменид считается основоположником метафизики.
2. Метафизикой называют метод, противоположный диалектическому, метод, мысленно останавливающий движение
3. «Метафизикой» названа книга Аристотеля, содержащая трактаты по онтологии и гносеологии. Название переводится как «после физики», оно появилось в I веке нашей эры
Слайд 9

Великий философский вопрос, сформулированный Парменидом Одной из величайших заслуг Парменида является

Великий философский вопрос, сформулированный Парменидом

Одной из величайших заслуг Парменида является постановка

проблемы: что есть истинное бытие? И современники, и потомки искали ответ на этот вопрос.
Истинное бытие Демокрита – это атом.
Истинное бытие Платона – эйдос.
Христианские философы считали истинным бытием бытие Бога.
Слайд 10

«Онтологический нигилизм» Нового времени Отказ от метафизики (отказ от Абсолюта). Присутствие

«Онтологический нигилизм» Нового времени
Отказ от метафизики (отказ от Абсолюта). Присутствие в

мире трансцендентной реальности уже не очевидно. Ф. Ницше: «Бог умер»
Бытие отождествляется с природой, с существованием вещей. Ф.Энгельс: бытие «вообще есть открытый вопрос, начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения»
Субъективация бытия – бытие постепенно, но все более определенно становится бытием субъекта. Р.Декарт: «Я мыслю, следовательно, существую»
Разумность субъекта стала альтернативой разумности бытия. Пустынность и неуютность мира без Бога-Абсолюта была замаскирована верой в могущество человеческого разума.
Слайд 11

Определение бытия, данное Иммануилом Кантом В Новое время категория бытия содержательно

Определение бытия, данное Иммануилом Кантом

В Новое время категория бытия содержательно обедняется,

из нее исчезают все конкретные признаки – разумность, совершенство, вечность и т.п. Бытие становится просто предельно общим, а следовательно почти бессодержательным понятием. Бытие – это всего лишь существование чего-либо
В «Критике чистого разума» Кант так определяет бытие: «…Ясно, что бытие не есть реальный предикат, иными словами, оно не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи. Оно есть только полагание вещи….В логическом применении оно есть лишь связка в суждении…»
Слайд 12

Категория бытия и ХХ век (ситуация постмодерна) Критика рациональности (Ф.Ницше, С.Кьерхегор,

Категория бытия и ХХ век (ситуация постмодерна)

Критика рациональности (Ф.Ницше, С.Кьерхегор, З.Фрейд,

Л.Шестов). Нарастает осознание бессмысленности и безопорности человеческого существования
Культ тела, неоязычество. Телесные потребности не просто оправдываются, но становятся прямо таки сакральными. Языческие тенденции проникают во все сферы искусства
Философия отказывается от поиска субстанции, она не работает с такими категориями как сущность, закон причина. Философия теряет свои границы и существует в «рассеянном» виде внутри стихов, фильмов, романов
Мир повседевности, текучесть обыденности становятся главными темами философских размышлений. Современная философия – это попытка воспринимать жизнь такой, какая она есть, без попыток диктовать ей, какой ей следует быть.