Классика обществоведческой мысли. Э. Дюркгейм

Содержание

Слайд 2

Критика позитивизма К концу XIX в. стала очевидна ограниченность позитивистских идей

Критика позитивизма

К концу XIX в. стала очевидна ограниченность позитивистских идей О.

Конта и Г. Спенсера;
Несомненно полезные для понимания общественного развития и формирования науки об обществе, эти идеи, тем не менее, поддерживали биологизаторский подход к природе человека и общества;
В трудах К. Маркса и Ф. Энгельса, биологизаторский подход к природе человека и общества был отвергнут, что привело к возобновлению дискуссии о методах изучения общества;
Появились обществоведы, которые начали изучать общество как отдельное явление, постепенно отказываясь и от позитивизма, и от социологизаторского подхода К. Маркса и Ф. Энгельса.
Слайд 3

Вклад Э. Дюркгейма в социологию Э. Дюркгейм – французский философ и

Вклад Э. Дюркгейма в социологию

Э. Дюркгейм – французский философ и обществовед,

считается одним из основоположников социологии;
Считал, что социология должна формироваться на основе анализа законов общества и действий каждого индивида, а не на основе биологических или физических законов. Таким образом, критиковал позитивизм.
Главенствующим методом исследования общества является теория социальной солидарности – единство и согласованность действий общества на основе разделения труда и коллективного сознания.
Слайд 4

Общество в трактовке Э. Дюркгейма Э. Дюркгейм соединял объективный (позитивистский) подход

Общество в трактовке Э. Дюркгейма

Э. Дюркгейм соединял объективный (позитивистский) подход к

пониманию общества с субъективным, рассматривающим внутренний мир отдельного индивида.
Общество — это совокупность социальных фактов и отношений между ними. 
Предметом социологии являются социальные факты (институты), представляющие объективные явления, доступные наблюдению: брак, семья, общественные группы и т. п.
Слайд 5

Социальные факты Но сущность социальных фактов образуют «коллективные представления» людей. Т.е.

Социальные факты

Но сущность социальных фактов образуют «коллективные представления» людей.
Т.е. объективного

существования явления или института недостаточно. Важно, как именно индивид воспринимает это явление или институт (например, институт семьи напрямую зависит от того, как индивид понимает этот институт. То же верно и для других социальных фактов).
Таким образом, социальные факты (институты) есть единство сознательного (субъективного) и материального (объективного).
Слайд 6

Социальные нормы Субъективное восприятие индивидом социальных фактов зависит от того, какие

Социальные нормы

Субъективное восприятие индивидом социальных фактов зависит от того, какие социальные

нормы усвоил данный индивид;
Под социальными нормами здесь понимаются моральные нормы, правовые нормы и иные правила поведения, усвоенные индивидом;
Хотя эти нормы могут быть индивидуальны, они подвергаются влиянию общества и трансформируются с развитием общества;
Такое влияние и такая трансформация и являются предметом исследования социологии.
Слайд 7

Разделение труда Э. Дюркгейм считал, что развитие общества зависит от разделения

Разделение труда

Э. Дюркгейм считал, что развитие общества зависит от разделения труда;
Разделение

труда может быть принудительным (т.е. устанавливаться государством или иным социальным институтом) или добровольным (определяться договором между индивидами);
Также люди могут быть интегрированы и способны договориться, либо разобщены (здесь используются понятия Г. Спенсера об интеграции или дифференциации).
Слайд 8

Социальная солидарность Связи, устанавливаемые между индивидами в ходе общественного развития, Э.

Социальная солидарность

Связи, устанавливаемые между индивидами в ходе общественного развития, Э. Дюркгейм

назвал социальной солидарностью;
Именно исследование социальной солидарности легло в основу его социологии;
Социальная солидарность может различаться по степени добровольности (механическая – принудительная и органическая – добровольная) и по степени интегрированности (нормальная – общество интегрировано, патологическая – общество разобщено).
Слайд 9

Социальная солидарность

Социальная солидарность

Слайд 10

Аномия Состояние патологически низкой социальной солидарности Э. Дюркгейм назвал аномией. Аномия

Аномия

Состояние патологически низкой социальной солидарности Э. Дюркгейм назвал аномией.
Аномия возникает из-за

социальных факторов (например, ослабления социального контроля в ходе революции, войны или иного кризиса) и приводит к разобщенности общества;
В результате аномии люди не знают, каким социальным нормам следовать, утрачивают доверие к обществу и государству.
Слайд 11

Признаки аномии Неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных предписаний и ориентаций; Слабая эффективность

Признаки аномии

Неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных предписаний и ориентаций;
Слабая эффективность социальных норм

в качестве средства нормативной регуляции поведения;
Частичное и полное отсутствие нормативного регулирования в кризисных ситуация, когда прежняя система ценностей разрушена, а новая не сложилась или не является общепринятой.
Слайд 12

Общественный прогресс Э. Дюркгейм был сторонником идеи о прогрессивном развитии общества;

Общественный прогресс

Э. Дюркгейм был сторонником идеи о прогрессивном развитии общества;
В основе

общественного прогресса, по его мнению, лежит трансформация разделения труда и, как следствие, трансформация социальной солидарности;
Для низкого уровня общественного развития характерно принудительное разделение труда (механическая солидарность);
Для высокого уровня общественного развития характерно добровольное разделение труда (органическая солидарность).
Слайд 13

Социальная солидарность органическая солидарность механическая солидарность

Социальная солидарность


органическая
солидарность
механическая
солидарность

Слайд 14

Черты механической солидарности Жёсткая регламентация общественных отношений; Подчинение личности требованиям коллектива;

Черты механической солидарности

Жёсткая регламентация общественных отношений;
Подчинение личности требованиям коллектива;
Принудительное разделение труда;
Отсутствие

специализации;
Единообразие верований;
Неразвитость личности;
Преобладание коллективной собственности над индивидуальной;
Господство обычаев над формальным правом;
Деспотические методы управления.
Слайд 15

Черты органической солидарности Возрастание суверенитета отдельной личности; Индивиды группируются не по

Черты органической солидарности

Возрастание суверенитета отдельной личности;
Индивиды группируются не по признакам родства,

а по содержанию трудовой экономической деятельности;
Личность и коллектив дополняют друг друга;
Демократические методы управления;
Отсутствие жёсткой регламентации;
Формирование формального права;
Преобладание индивидуальной собственности над коллективной;
Появление добровольного разделения труда и специализации.