Западноевропейская философия XVII-XVIII веков

Содержание

Слайд 2

Характерные черты философии Онтология - понятие субстанция. Люди – это «песчинки

Характерные черты философии

Онтология - понятие субстанция.
Люди – это «песчинки

в мире», но при этом они сами творят свою судьбу, они почувствовали себя живыми, активными, способными к познанию.
Гносеология становится главным разделом философии, возникает спор рационалистов и эмпиристов.
Слайд 3

Френсис Бэкон (1561–1626) знаменитое изречение – «знание-сила». «О достоинстве и преумножении

Френсис Бэкон (1561–1626)

знаменитое изречение – «знание-сила».
«О достоинстве и преумножении

наук» (1623). К наиболее известным методологическим сочинениям относится его трактат «Новый Органон наук» (1620); основные взгляды социальной философии Бэкона нашли свое отражение в утопии «Новая Атлантида» (1627).
Слайд 4

Учение об идолах (заблуждениях) идолы-рода наиболее устойчивые не поддающимся полному искоренению;

Учение об идолах (заблуждениях)

идолы-рода наиболее устойчивые не поддающимся полному искоренению;
идолы

пещеры представляют собой личные заблуждения, суеверия ;
идолы площади – возникают в результате речевого общения ;
идолы театра возникают из-за увлеченности людьми определенными доктринами, в том числе, и философскими учениями.
Слайд 5

Метод эмпирической индукции Индукция (способ наведения) заключается в непрерывном обобщении фактов.

Метод эмпирической индукции

Индукция (способ наведения) заключается в непрерывном обобщении фактов. Разумное

истолкование, полученных опытным путем фактов, позволит сформулировать «средние аксиомы», постепенное объединений которых позволит сформулировать общие понятия.
Слайд 6

Система таблиц: присутствия, в нее вносятся свойства, которые есть у предмета

Система таблиц:

присутствия, в нее вносятся свойства, которые есть у предмета исследования.


отсутствия включает в себя обзор случаев, в которых нет данных свойств.
сравнений, степеней проявления. В содержание данной таблицы входят свойства, которые в большей или меньшей степени присутствуют в данных явлениях.
Слайд 7

Рене Декарт (1596-1650) Основными философскими работами являются «Размышления о первой философии»

Рене Декарт (1596-1650)

Основными философскими работами являются «Размышления о первой философии»

(1641); «Начала философии» (1644). «Правила для руководства ума»; «Размышления о методе и метафизические размышления» (1646).
Слайд 8

Учение о радикальном сомнении: нужно усомниться в правильности данных, предоставляемых ощущениями;

Учение о радикальном сомнении:

нужно усомниться в правильности данных, предоставляемых ощущениями;
необходимо подвергать

сомнению и данные воображения;
не следует доверять и результатам мыслительных процессов;
можно усомниться даже в существовании бога.
Слайд 9

Учение о радикальном сомнении Усомнившись во всем, можно прийти к несомненному,

Учение о радикальном сомнении

Усомнившись во всем, можно прийти к несомненному, то

есть, к существованию сомнения.
Когда человек мыслит и утверждает, что все ложно, важно, чтобы субъект, который мыслит это был.
«Я мыслю, следовательно, существую».
Слайд 10

Дуализм в философии Декарта Материальная субстанция; главная характеристика – протяженность. Духовная субстанция; главная характеристика – неделимость.

Дуализм в философии Декарта

Материальная субстанция;
главная характеристика – протяженность.

Духовная субстанция;
главная характеристика

– неделимость.
Слайд 11

Метод познания: рациональная дедукция: врожденные идеи воспринимается ясно и отчетливо посредством

Метод познания: рациональная дедукция:

врожденные идеи воспринимается ясно и отчетливо посредством

интеллектуальной интуиции;
интеллектуальной интуиции предшествует познание внешних условий;
оживив, таким образом, врожденное знание, вновь вернуться к миру и привести в соответствие существующие факты;
рациональная дедукция (способ размышления, ведущий от общих понятий к частным).
Слайд 12

Джон Локк (1632 - 1704) Главным философским произведением Локка является «Опыт

Джон Локк (1632 - 1704)

Главным философским произведением Локка является «Опыт

о человеческом разуме», над которым мыслитель работал около 20 лет, и впервые оно было опубликовано 1690 году, в Лондоне.
Трактат «О правительстве».
Слайд 13

Доктрина эмпиризма (все знание выводится из опыта) Идеи, возникающие в уме

Доктрина эмпиризма (все знание выводится из опыта)

Идеи, возникающие в уме

субъекта, имеют два источника - во-первых, ощущения (внешний опыт).

Во-вторых, рефлексия – это восприятие действия нашего собственного ума (внутренний опыт).

Слайд 14

Типы достоверного знания: интуитивно-обобщенное знание Бога, необходимое человеку для познания самого

Типы достоверного знания:

интуитивно-обобщенное знание Бога, необходимое человеку для познания самого себя;
доказательное,

в котором обобщаются несколько типов идей;
обобщение чувственных данных.
Слайд 15

Учение о «первичных» и «вторичных» качествах: Первичные качества – это объективно

Учение о «первичных» и «вторичных» качествах:

Первичные качества – это объективно существующие

свойства данного предмета, например, масса, плотность тела.
Реальные, объективные.

Вторичные - свойства, которые возникают благодаря субъективным способностям человека – вкус, цвет, запах и т.д.
Номинальные, субъективные.

Слайд 16

Либерализм Либерализм стремится к установлению такого режима правления, при котором возможно

Либерализм

Либерализм стремится к установлению такого режима правления, при котором возможно

было сосуществование индивидуальной свободы и социального порядка.
«Естественное состояние», «общественный договор», «общественное состояние», «ограниченная монархия», «принцип разделения властей».
Слайд 17

Дэвид Юм (1711-1776) «Трактат о человеческой природе» (1740) Основываясь на эмпиризме,

Дэвид Юм (1711-1776) «Трактат о человеческой природе» (1740) 

Основываясь на эмпиризме, Локка, Юм указывает

на то, что способности человека, направленные на познания мира весьма ограничены.
Познающий субъект имеет дело только с собственными ощущениями – «мир есть совокупность моих ощущений».
Человек не не дано знать даже о том, существует ли мир.
Эмпирическая традиция получила свое завершение в философии агностицизма (от греч. agnostos непознаваемый), представители данного направления отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания мира.