Конфликтологическая мысль в Древней Индии

Содержание

Слайд 2

Вклад в конфликтологию связан с идеей АХИМСЫ - ненасильственное сопротивление или

Вклад в конфликтологию связан с идеей АХИМСЫ - ненасильственное сопротивление или

ненасилие
В ХХ в ненасильственные методы политической борьбы широко применяются
Слайд 3

ИНДУИЗМ национальная религия индусов Древнейшей его формой была ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ, принесенная

ИНДУИЗМ

национальная религия индусов
Древнейшей его формой была ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ, принесенная

в Индию около 1500 г. до н.э. вторгшимися с севера племенами АРИЕВ
«ВЕДЫ» - священная книга ариев, сборники гимнов в честь богов, позже
дополнены комментариями: Брахманы, Араньяки
Слайд 4

Современный индуизм: два направления: - ВИШНУИЗМ почитание бога Вишну, охранителя мира;

Современный индуизм:

два направления:
- ВИШНУИЗМ почитание бога Вишну, охранителя мира;
- ШИВАИЗМ почитание

бога Шивы - разрушителя мира
Слайд 5

ВАРНЫ Общество разделено на варны ВАРНЫ - замкнутые социальные группы, принадлежность

ВАРНЫ

Общество разделено на варны
ВАРНЫ - замкнутые социальные группы, принадлежность к которым

определялась исключительно по рождению, так что переход из одной варны в другую был невозможен.
Существует четыре варны:
- БРАХМАНЫ - жрецы,
- КШАТРИИ - цари и воины,
- ВАЙШЬИ - купцы, ремесленники;
- ШУДРЫ - крестьяне
Слайд 6

Варны подразделяются на КАСТЫ, и кастовое деление более дробное: к моменту

Варны подразделяются на КАСТЫ, и кастовое деление более дробное: к моменту

отмены кастовой системы в 1950 г. насчитывалось несколько тысяч каст
У каждой варны был свой закон, правило – ДХАРМА:
- брахманов - служение богам, выполнение религиозных обрядов,
- кшатриев - участие в войне, сражениях.
Слайд 7

РЕИНКАРНАЦИЯ Также индусы верили в бессмертие души и РЕИНКАРНАЦИЮ - переселение

РЕИНКАРНАЦИЯ

Также индусы верили в бессмертие души и РЕИНКАРНАЦИЮ - переселение душ.

Участь человека в следующем рождении определялась КАРМОЙ, законом воздаяния.
Плохое исполнение своей дхармы ухудшало карму, и в результате в следующей жизни этот индивид рождался в теле человека более низкой касты, а то и в теле животного
Слайд 8

ПРОЦЕСС ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ДУШ Хорошее исполнение дхармы улучшало карму, и можно было

ПРОЦЕСС ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ДУШ

Хорошее исполнение дхармы улучшало карму, и можно было рассчитывать

на рождение в теле человека более высокой варны.
Процесс переселения душ образно представлялся древними индийцами в виде колеса и носил название САНСАРА.
Освобождение из колеса перерождений называлось МОКША.
Слайд 9

Вера в дхарму и карму - эффективное средство предотвращения крупных социальных

Вера в дхарму и карму - эффективное средство предотвращения крупных социальных

конфликтов.
Древняя и средневековая Индия практически не знает крупных крестьянских или городских восстаний, в отличие, например, от Китая. Закон кармы ориентировал людей не на социальную борьбу, а на уход от активной социальной жизни в поисках спасения или освобождения от кармы
Слайд 10

«УПАНИШАДЫ» Произведениями религиозно-философского характера (ок. 800 - 300 гг. до н.э.).

«УПАНИШАДЫ»

Произведениями религиозно-философского характера (ок. 800 - 300 гг. до н.э.).
Термин

«Упанишады» обозначает процесс обучения мудрецом его учеников (букв. «сидение-у-ног-учителя»), но со временем он стал обозначать и философский текст, выражающий содержание излагаемого в этом процессе учения
Слайд 11

Неортодоксальные даршаны - те школы индийской философии, которые не признают священный

Неортодоксальные даршаны - те школы индийской философии, которые не признают священный

характер «Вед»:
- БУДДИЗМ,
- ДЖАЙНИЗМ,
- ЧАРВАКА.
Ортодоксальные школы, признающие священный характер «Вед»:
- МИМАНСА,
- ВЕДАНТА,
- НЬЯЯ,
- ВАЙШЕШИКА,
- САНКХЬЯ,
- ЙОГА

ШКОЛЫ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ - ДАРШАНЫ

Слайд 12

ПРОБЛЕМА ОСВОБОЖДЕНИЯ Постепенно стало складываться представление о том, что простое следование

ПРОБЛЕМА ОСВОБОЖДЕНИЯ

Постепенно стало складываться представление о том, что простое следование карме

недостаточно для достижения мокши. Чтобы освободиться, необходимо поставить под контроль свои действия, а также желания и мотивы, которые вызывают эти действия. Для этого индивид должен руководствоваться рядом принципов:
- принципы ненасилия (ахимса),
- милосердия,
- принесения пользы
Слайд 13

БУДДИЗМ Основатель буддизма считается индийский принц (сын раджи) СИДДХАРТХА ГАУТАМА, живший

БУДДИЗМ

Основатель буддизма считается индийский принц (сын раджи) СИДДХАРТХА ГАУТАМА, живший в

VI в. до н.э.
ПРИНЦИПЫ БУДДИЗМА
1. Жизнь - это страдание. «Рождение есть страдание, болезни и смерть есть страдание, разлука с милым есть страдание, соединение с немилым есть страдание».
2. Причина страдания - жажда жизни или, проще говоря, человеческие желания.
3. Выход состоит в том, чтобы избавиться от желаний.
4. Чтобы избавиться от желаний, нужно следовать «восьмеричному пути».
Слайд 14

НИРВАНА НИРВАНА - угасание желаний, а вместе с ними и страданий

НИРВАНА

НИРВАНА - угасание желаний, а вместе с ними и страданий
«Восьмеричный путь»

избавления от страданий включает:
■ знание истин буддизма
■ правильная воля (стремление преобразовать жизнь)
■ правильная речь (отказ от грубости, лжи, клеветы);
■ правильное поведение (отказ от убийства, воровства, пьянства
■ правильный образ жизни (добывание благ честным путём);
■ правильное усилие (стремление оставаться на истинном пути);
■ правильное направление мысли (осознание бренности вещей и тела);
■ правильная сосредоточенность
Слайд 15

Парадокс буддизма Буддизм отрицает целостность личности человека. Такое понятие, как «Я»,

Парадокс буддизма

Буддизм отрицает целостность личности человека.
Такое понятие, как «Я», в

буддизме отсутствует. Человеческая личность есть только ряд отдельных психических состояний
Душа же - это поток сознания; в каждый новый момент она новая
Слайд 16

ЭВОЛЮЦИЯ БУДДИЗМА Название буддийской священной книги – «ТРИПИТАКИ», т.е. «Три корзины

ЭВОЛЮЦИЯ БУДДИЗМА

Название буддийской священной книги – «ТРИПИТАКИ», т.е. «Три корзины (учения)».

Постепенно буддизм приобретает черты настоящей религии: складывается культ, обряды, канонизируется священное писание.
Во II - I вв. до н.э. в буддизме выделились два направления - ХИНАЯНА и МАХАЯНА – узкий и широкий путь к спасению
Слайд 17

Золотые правила буддизма 1 Все в развитии 2 Выбор среднего между

Золотые правила буддизма

1 Все в развитии
2 Выбор среднего между крайностями
3 Самодисциплина

(самоограничения)
4 Гибкость ума
5 Думай позитивно (избавление мыслей, речей, негатива)
6 Научись прощать
7 Будь благодарен
8 Освободись от гнева (гордыни, на себя за неудачу)
9 Полюби свои любые стороны
Слайд 18

9 Нет конфликта, есть взаимозависимость 10 Внутриличностный конфликт – стимул к

9 Нет конфликта, есть взаимозависимость
10 Внутриличностный конфликт – стимул к переменам
11

Страдание – опыт для сравнения, после него приходит радость
12 Не собирай ценности бренного мира
13 Нет пессимизма, есть оптимистический подход
Слайд 19

ПРАВИЛА БУДДИЗМА – ПАНЧА ШИЛА 1. Не причинять никакого вреда живым

ПРАВИЛА БУДДИЗМА – ПАНЧА ШИЛА

1. Не причинять никакого вреда живым существам;
2.

Ничего не брать у других, если только этого не дают добровольно;
3. Не нарушать супружескую верность;
4. Не лгать;
5. Не употреблять опьяняющие напитки и наркотики.
Слайд 20

РАСПРОСТРАНЕНИЕ БУДДИЗМА В социальном плане буддизм характеризуется отрицательным отношением к кастовой

РАСПРОСТРАНЕНИЕ БУДДИЗМА

В социальном плане буддизм характеризуется отрицательным отношением к кастовой системе;

не смог укорениться в Индии.
Вместе с тем буддизм широко распространился в Китае, Японии, Юго-Восточной Азии. В V в. н.э. в Китае возник чань-буддизм (в Японии его называют дзэн-буддизм). Для его приверженцев характерна вера в возможность достижения просветления здесь и сейчас, минуя череду перерождений.
На первый план выходит личный духовный опыт, приобретаемый в процессе созерцания, медитации.
Слайд 21

ОТНОШЕНИЕ К НАСИЛИЮ - Непротивление злу насилием:«Никогда в этом мире ненависть

ОТНОШЕНИЕ К НАСИЛИЮ

- Непротивление злу насилием:«Никогда в этом мире ненависть

не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она»;
- Лояльное отношение к самоубийству, оправданным для человека просветленного, уже избавившегося от всех желаний