Немецкая классическая философия

Содержание

Слайд 2

Два периода В творчестве Канта выделяют два периода: докритический (примерно до

Два периода

В творчестве Канта выделяют два периода:
докритический (примерно до

1771 г.) и критический (1771-1804 гг.).
Слайд 3

Докритическая философия

Докритическая философия

Слайд 4

Кант был уверен, что с течением времени порядок постепенно вытесняет хаос.

Кант был уверен, что с течением времени порядок постепенно вытесняет хаос.
В

«Истории неба» он также подчеркивает, что, хотя мир упорядочивается одними лишь естественными законами, это не означает, что в его истолковании ученый может обойтись без понятия Бога.
Ведь сами естественные законы, порождающие космическую гармонию, не могут быть результатом случая и должны мыслиться как творение Высшего разума.
Научные методы не могут объяснить феномен целесообразности. Это убеждение Кант сохранил и в критический период своего творчества, отрицая, что целесообразность живых существ может быть истолкована без привлечения понятия разумной причины природы.
Слайд 5

1763 г. «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога» Критикуя традиционные

1763 г. «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога»

Критикуя традиционные доводы

в пользу бытия высшего Существа, Кант вместе с тем выдвигает собственный, «онтологический» аргумент, основанный на признании необходимости какого-то существования (если ничего не существует, то нет материала для вещей, и они невозможны; но невозможное невозможно, а значит какое-то существование необходимо) и отождествлении этого первосуществования с Богом.
Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Система трудов «Теоретическая философия», ответы на вопрос «что я могу знать?».

Система трудов

«Теоретическая философия», ответы на вопрос «что я могу знать?».
«Практическая

философия» и продолжающая ее философия религии, изложенные Кантом в «Критике практического разума» (1788) и других работах, отвечают на два других неизбежных для любого человека вопроса: «что я должен делать?» и «на что я могу надеяться?».
Роль связующего звена между «Критикой чистого разума» и «Критикой практического разума» играет «Критика способности суждения» (1790).
В «Критике чистого разума» Кант строит систему положений чистого рассудка, совпадающих с законами природы как мира явлений.
В «Критике практического разума» он рассуждает об основах морали и о ноуменальной свободе человеческой воли как условии морального сознания.
«Критика способности суждения» наводит мосты между миром природы и миром свободы через анализ понятия целесообразности.
Слайд 10

Ноумены и феномены В 1770 г. он полагал, что человек может

Ноумены и феномены

В 1770 г. он полагал, что человек может не

только мыслить, но и познавать вещи сами по себе, т. е. мыслить их с сознанием объективной истинности этих мыслей.
Через 10 лет, когда он опубликовал «Критику чистого разума» (1781, второе переработанное издание — 1787 г.) его позиция кардинально изменилась. Теперь Кант утверждал, что человек в состоянии познавать только феномены, но никак не вещи сами по себе.
Агностицизм Канта – признание невозможностей познания «вещей-в-себе» (ноумены).
Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Пространство и время Пространство есть форма «внешнего чувства», время — «внутреннего».

Пространство и время

Пространство есть форма «внешнего чувства», время — «внутреннего». Внутреннее

чувство связано с внешним, и невозможно без него.
Воспринимать последовательность наших внутренних состояний, будь то мысли, ощущения или желания, можно, лишь соотнося их с неким неизменным фоном, а именно с предметами в пространстве, материей.
Но и внешнее чувство не может функционировать без внутреннего, так как постоянство пространственных объектов, сосуществование их частей и последовательность их изменений непостижимы вне временных характеристик.
Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ — единство самосознания, производящее чистое наглядное представление "я

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ  — единство самосознания, производящее чистое наглядное представление "я мыслю", данное до всякого мышления и

в то же время не принадлежащее чувственности; представление, которое должно иметь возможность сопровождать все остальные представления и быть тождественным во всяком сознании.
Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

РАЗУМ человек, по Канту, не удовлетворяется миром чувственного опыта и хочет

РАЗУМ

человек, по Канту, не удовлетворяется миром чувственного опыта и хочет проникнуть

к сверхчувственным основам явлений, ответить на вопросы о свободе воли, бессмертии души и бытии Бога.
В этом направлении его влечет разум (Vernunft). Разум вырастает из рассудка и трактуется Кантом как «способность принципов», способность мыслить безусловное и предельное.
В известном смысле разум, устремленный к постижению первоначал, есть философская способность, ведь философия, всегда занималась началами бытия.
Слайд 25

ЭТИКА ДОЛГА Понятие морали Кант связывает с безусловным долженствованием, т. е.

ЭТИКА ДОЛГА

Понятие морали Кант связывает с безусловным долженствованием, т. е. с

ситуациями, когда мы сознаем, что должны поступать так-то и так-то, просто потому, что так надо, а не по каким-то другим причинам. В качестве безусловных, моральные требования возникают из разума, только не теоретического, а «практического», определяющего волю.
Человеческая воля не автоматически следует моральным предписаниям. Эти предписания выступают для нее в качестве «категорического императива», т. е. безусловного требования. Безусловность «категорического императива», выражающего моральный закон, определяет бескорыстность нравственных мотивов и их независимость от эгоистичных устремлений, «чувственных склонностей».
«Поступай так, чтобы максима твой воли во всякое время могла бы иметь также и силу принципа всеобщего законодательства»
Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Абсолютное Я = вещь-в-себе? Сначала Фихте лишал объективной реальности абсолютное Я.

Абсолютное Я = вещь-в-себе?

Сначала Фихте лишал объективной реальности абсолютное Я.
В

поздних работах он говорит о существовании Абсолюта и о его образе — Знании. Абсолют отождествляется Фихте с Бытием или Жизнью, а Знание оказывается «схемой» Бытия, его экзистенцией (Dasein).
Иногда Фихте переходил на богословскую терминологию и, к примеру, отмечал согласие наукоучения с прологом Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Слово — синоним Знания (ЛОГОС), отображающего Бога и вместе с тем в определенном смысле тождественного ему.
Вместе с тем согласие наукоучения с традиционными теистическими воззрениями всегда было достаточно условным.
Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Слайд 37

Слайд 38

Теория Абсолюта Бог есть бесконечная деятельность, которая стремится к самопостижению. Это

Теория Абсолюта

Бог есть бесконечная деятельность, которая стремится к самопостижению. Это стремление

порождает Бога как объект для самого себя.
Само оно существует еще до этого порождения, до божественного самосознания. Поэтому его можно назвать темной основой Бога в самом Боге. И осуществление Бога как Бога Шеллинг сравнивает с выведением из тьмы на свет.
Божественное самосознание есть Бог как разум.
Двойственность божественности требует существования некого объединяющего принципа, в котором темное и светлое начало присутствуют без смешения и противоположения и которое на более высоком уровне проявляется в качестве Духа.
Вся эта динамика порождения Бога изнутри самого себя не может трактоваться как реальный процесс во времени. Поэтому можно утверждать, что в Боге просветленный разум извечно торжествует над темными стремлениями.
Но у человека дело обстоит иначе. В нем эти начала разъединены и он может выбирать между добром и злом.
Его назначение, однако, состоит в том, чтобы вытеснять зло разумными действиями. На этом пути человек отказывается от «своеволия», влекущего его на периферию мироздания и возвращается к исконному центру всего бытия, к Богу.
Слайд 39

Слайд 40

Слайд 41

Слайд 42

Слайд 43

Природа и дух – разные ступени развития Абсолютного духа ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

Природа и дух – разные ступени развития Абсолютного духа
ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ