Политические и правовые учения Древней Греции

Содержание

Слайд 2

Периоды развития политико-правовой мысли Ранний период (IX—VI вв. до н. э.)

Периоды развития политико-правовой мысли

Ранний период (IX—VI вв. до н. э.) -

связан со временем возникновения древнегреческой государственности (Гомер, Гесиод, Пифагор, Гераклит).
Второй период (V — первая половина IV в. до н. э.) - это время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель).
Третий период (вторая половина IV—II в. до н. э.) - период эллинизма, время начавшегося упадка древнегреческой государственности, подпадения греческих полисов под власть сперва Македонии, а затем и Рима (Эпикур, стоики, Полибий).
Слайд 3

Гомер (его жизнь и творчество относятся к VIII в. до н.

Гомер (его жизнь и творчество относятся к VIII в. до н.

э.

описываемые в поэмах «Илиада» и «Одиссея» события -- к XIII в. до н. э.) был выразителем идеи развитой и ревниво оберегаемой гражданственности, согласно которой полис ставится выше всего.

Слайд 4

В поэмах Гомера, на которых воспитывалась в дальнейшем вся Эллада, Зевс

В поэмах Гомера, на которых воспитывалась в дальнейшем вся Эллада, Зевс

в нравственно-правовой плоскости выступает как верховный заступник всеобщей справедливости (дике), сурово карающий тех, кто творит насилие и неправедный суд.
Слайд 5

Понятия Гомера «дике» (справедливость) «темис» (обычай, обычное право)

Понятия Гомера

«дике» (справедливость)
«темис» (обычай, обычное право)

Слайд 6

Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.) Мифология, у Гесиода превращалась либо

Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.)

Мифология, у Гесиода превращалась либо

непосредственно в мораль (дидактический эпос), либо в предмет собирательства и каталогизации (генеалогический эпос). Идеи права и справедливого общественного устройства приобретают еще большее значение в поэмах Гесиода (VII в. до н.э.) «Теогония» и «Труды и дни»
Слайд 7

Идеал справедливого общественного порядка у Гесиода не в будущем, а в

Идеал справедливого общественного порядка у Гесиода не в будущем, а в

прошлом.
Историческая концепция Гесиода выражена в легенде о пяти поколениях людей («веков»), каждое из последующих было хуже предыдущего
Слайд 8

золотой век (правление Крона), когда люди жили, как боги, счастливо, не

золотой век (правление Крона), когда люди жили, как боги, счастливо, не

зная ни трудов, ни забот;
серебряный век характеризуется проявлением непокорства людей, которых истребил Зевс;
люди бронзового века стали истреблять себя во взаимных распрях;
в героическом веке (эпоха Геракла и Троянской войны) в кровавых войнах был истреблен благородный род полубогов-героев;
железный век: «Правду заменит кулак... Где сила, там будет и право. Стыд пропадает... от зла избавленья не будет».
Слайд 9

Солон (между 640 и 635 -- ок. 559 до н. э.)

Солон (между 640 и 635 -- ок. 559 до н. э.)

Государство,

по Солону, нуждается прежде всего в законном порядке: беззаконие и междоусобица -- наибольшее зло, порядок и закон -- самое большое добро для полиса.
Слайд 10

Закон по Солону Это сочетания нрава и силы, причем речь идет

Закон по Солону

Это сочетания нрава и силы, причем речь идет

именно об официальной силе полиса, а не о фактической силе борющихся сторон или частных лиц
Слайд 11

Политические и правовые взгляды софистов Софистика (от греч. «софия» – мудрость)

Политические и правовые взгляды софистов

Софистика (от греч. «софия» – мудрость) :
зародилась

во второй половине V в. до н. э.;
владение искусством публично доказывать свою точку зрения;
учение об искусстве слова, красноречии.
Наиболее известными софистами признают: Протагора, Горгия, Гиппия, Антифонта, Алкидама, Ликофрона, Калликла, Фрасимаха.
Логическое основание политико-правовых взглядов софистов: философский релятивизм, скептицизм и агностицизм; не исчерпала своих возможностей и мифология.
Слайд 12

Протагор (481-441 гг. до н.э.) государство – это добродетель (благо), смысл

Протагор (481-441 гг. до н.э.)

государство – это добродетель (благо), смысл

которой состоит в искусстве жить вместе, сообща.
Слайд 13

Принципы индивидуальной выгоды «Человек – мера всех вещей существующих, что они

Принципы индивидуальной выгоды

«Человек – мера всех вещей существующих, что они существуют,

несуществующих, что они не существуют».
Слайд 14

Закон по Протагору выражение высшей справедливости и истины, на которую не

Закон по Протагору

выражение высшей справедливости и истины, на которую не может

претендовать ни один человек, каким бы он ни был мудрым и добродетельным. Таким образом, закон – совместное установление граждан, выражение согласованной, взаимной справедливости.
Слайд 15

Софисты различали : естественное право (право по природе, необходимости); позитивный закон, создаваемый людьми.

Софисты различали :

естественное право (право по природе, необходимости);
позитивный закон, создаваемый людьми.

Слайд 16

Сократ (468-399 гг. до н.э.) – первый афинский философ, создавший моральную теорию политики и закона

Сократ (468-399 гг. до н.э.)

– первый афинский философ, создавший моральную

теорию политики и закона
Слайд 17

Сократ предлагает этическое обоснование природы государственно-правовых явлений поведение человека обусловлено существованием

Сократ предлагает этическое обоснование природы государственно-правовых явлений

поведение человека обусловлено существованием объективных

моральных норм, которые делают различие между добром и злом не относительным, а абсолютным.
Слайд 18

Государство по Сократу – это нравственная общность людей, ассоциация добродетельных граждан,

Государство по Сократу

– это нравственная общность людей, ассоциация добродетельных граждан, созданная

для достижения счастья и справедливости.
Слайд 19

Формы государства по Сократу: царство (правят знающие); тирания; аристократия (правят знающие); плутократия; демократия.

Формы государства по Сократу:

царство (правят знающие);
тирания;
аристократия (правят знающие);
плутократия;
демократия.

Слайд 20

Право по Сократу В основе права лежит справедливость («праведность»), базирующаяся на

Право по Сократу

В основе права лежит справедливость («праведность»), базирующаяся на знании,

и состоящая в наличии достоинства перед лицом любого испытания и подчинении законам полиса.
Слайд 21

Платон (427 – 347) Настоящее имя Платона – Аристокл, житель Афин,

Платон (427 – 347)

Настоящее имя Платона – Аристокл, житель Афин, представитель

знатного рода; по преданию свое прозвище получил от Сократа за широкие лоб и грудь.
Платон получил обычное для знатного афинянина образование, рано познакомился с философией пифагорейцев, Гераклита. Автор десятков комедий, трагикомедий, 25 миниатюр-эпиграмм. Ученик Сократа.
Заслуги Платона: открыл философскую школу – Академию, создал классификацию форм государства, изобрел будильник, впервые применил систему реле, возможно является автором рассказа об Атлантиде.
Слайд 22

Взгляды Платона на государство и право Эпоха деятельности – кризис полисного

Взгляды Платона на государство и право

Эпоха деятельности – кризис полисного строя.
Логическое

основание политико-правового учения – объективный идеализм; считает, что душа человека имеет 3 начала: разумное, яростное, вожделеющее; выделяет такие добродетели, как мужество, мудрость, умеренность.
Основные работы: «Государство», «Политик», «Законы»
Считал, что государством должны править философы, идеальное государство – государство в равной степени объединяющее элементы монархии и демократии.
К неправильным формам правления относил: тимократию, олигархию, демократию, тиранию.
Платон вошел в историю политической мысли как создатель двух проектов идеального государства.
Слайд 23

Государство по Платону – система связей между людьми, вырастающая из потребностей

Государство по Платону

– система связей между людьми, вырастающая из потребностей человека:

«Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь».
Слайд 24

Самыми правильными и разумными Платон считает монархию и аристократию – это

Самыми правильными и разумными Платон считает монархию и аристократию – это

правление лучших (по сути – философов)
Слайд 25

отклонения 1. Тимократия (от «τιμή» – честь) – правление честолюбивых, воинственных,

отклонения

1. Тимократия (от «τιμή» – честь) – правление честолюбивых, воинственных,

соперничающих друг с другом граждан
2. Олигархия – правление богатых (наступает в результате введения в общественной жизни имущественного ценза).
3. Демократия – режим, не имеющий должного управления. Человеку оказывается почет, лишь бы он обнаружил свое расположение к толпе
4. Тирания – самая прочная форма правления, незаконная власть одного лица, характеризующаяся абсолютной несвободой всех граждан.
Слайд 26

Закон по Платону это совокупность религиозно-нравственных норм, установленных мудрыми правителями в

Закон по Платону

это совокупность религиозно-нравственных норм, установленных мудрыми правителями в качестве

правил поведения для остальных граждан. Причем сами же правители должны следовать божественным законам.
Слайд 27

Аристотель (384-322) Древнегреческий философ, основатель античной политической науки. Родина Аристотеля —

Аристотель (384-322)

Древнегреческий философ, основатель античной политической науки.
Родина Аристотеля — греческий город-полис

Стагира во Фракии. В детстве был другом будущего царя Македонии Филиппа. С 17 до 37 лет учился в Академии Платона. В 41 год стал наставником и другом Александра Македонского. В 336 г. Аристотель основал в Афинах свою собственную школу – Лицей. В Лицее Аристотель читал свои лекции, прогуливаясь со своими слушателями. Нередко учеников Аристотеля называют перипатетиками.
С именем Аристотеля связывают начало формальной логики, наряду с которой он преподавал ботанику, астрономию, экономику, государствоведение.
Слайд 28

Политические и правовые взгляды Аристотеля Эпоха деятельности – кризис полисного строя.

Политические и правовые взгляды Аристотеля

Эпоха деятельности – кризис полисного строя.
Логическое основание

политико-правового учения: считал, что душа человека имеет 2 начала – разумное и волевое. Главное в жизни каждого пойти по пути добродетели, в число которых входит мудрость, скромность, щедрость.
Основные работы: Аристотель является автором многочисленных работ в различных областях знаний. Применимо к истории политических и правовых учений главным трудом является «Политика»
Классифицировал формы правления на правильные и неправильные.
Дал определение таким категориям, как справедливость, государство, право, разделяя последнее на естественное и позитивное.
Идеальной формой правления считает политию, как сочетание олигархии и демократии.
Слайд 29

Политическая природа человека 1) человек наделен от природы потребностью к общению,

Политическая природа человека

1) человек наделен от природы потребностью к общению, совместному прожива-нию;
2) «от

прочих животных человек отличается тем, что имеет сознание о добре и зле, о справедливом и несправед¬ливом».
Слайд 30

Государство по Аристотелю – «форма общежития (общения) граждан, поль-зующихся известным политическим

Государство по Аристотелю

– «форма общежития (общения) граждан, поль-зующихся известным политическим устройством»,

цель которого «состоит не просто в том, чтобы жить, а гораздо более в том, чтобы жить счастливо».
Слайд 31

Право по Аристотелю – это мерило справедливости, регулирующая норма политического общения

Право по Аристотелю

– это мерило справедливости, регулирующая норма политического общения

Слайд 32

Право естественное – неизменные веления политической природы человека, которые действуют повсеместно

Право естественное

– неизменные веления политической природы человека, которые действуют повсеместно

и не зависят от воли законодателя. Это набор всеобщих представлений и требований, которые наиболее полно отражают природную склонность человека к общению, совместному проживанию для достижения счастливой жизни.
Слайд 33

Право условное – равная мера, которая может быть установлена для регулирования

Право условное

– равная мера, которая может быть установлена для регулирования

отношений между людьми на основе их взаимного согласия. Эта мера закрепляется в законах (писаное право) и обычаях (неписаное право).
Слайд 34

Формы правления по Аристотелю

Формы правления по Аристотелю

Слайд 35

Эпикур Самосский Годы жизни: 342/341 год до н. э. -271/270 год

Эпикур Самосский

Годы жизни:
342/341 год до н. э. -271/270 год до н.

э
Место рождения: Самос
Страна: Афины
Школа/традиция: эпикуреизм
Значительные идеи:
учение о счастливой жизни, атараксия
Испытавшие влияние:
Метродор из Лампсака, Колот, Зенон из Сидона и др.
Слайд 36

Эпикур понимал государство как форму политического общения, которая создается самими людьми в результате соглашения.

Эпикур понимал государство как форму политического общения, которая создается самими людьми

в результате соглашения.
Слайд 37

Эпикур выделяет: естественное право как представления о справедливости, отвечающие природной правде

Эпикур выделяет:

естественное право как представления о справедливости, отвечающие природной правде
общественные установления

как результат соглашения людей.
Слайд 38

Полибий (210 – 128) Греческий мыслитель, историк, автор концепции круговорота форм

Полибий (210 – 128)

Греческий мыслитель, историк, автор концепции круговорота форм правления

государства.
Выходец из Греции, из знатного рода. Был интернирован в Рим в числе 1000 знатных греков (300 осталось в живых). Оказался приближенным ко двору римского патриция Сципиона. Считал наиболее совершенным строем римский, а будущее — за Римом.
Слайд 39

Политические и правовые взгляды Полибия Эпоха: утрата греческими полисами независимости. Логическое

Политические и правовые взгляды Полибия

Эпоха: утрата греческими полисами независимости.
Логическое основание политического

учения. Историзм. Стоицизм. Разделял идеи стоиков о циклическом развитии мира.
Содержание политического учения. Под влиянием стоиков Полибий создал концепцию круговорота форм правления государства.
Слайд 40

Круговорот форм означает, что развитие государства в силу своей неустойчивости возвращается

Круговорот форм

означает, что развитие государства в силу своей неустойчивости возвращается

к своему исходному пункту, а затем все начинается сначала.
Слайд 41

Право по Полибию интерпретируется как мера должного поведения, соответствующая природной справедливости, которую воплощает естественный закон

Право по Полибию

интерпретируется как мера должного поведения, соответствующая природной справедливости, которую

воплощает естественный закон
Слайд 42

Политические и правовые учения Древнего Рима

Политические и правовые учения Древнего Рима

Слайд 43

Периодизация политико-правовой мысли царский (754—510 гг. до н.э.); республиканский (509—28 гг.

Периодизация политико-правовой мысли

царский (754—510 гг. до н.э.);
республиканский (509—28 гг. до н.э.);
императорский

(27 г. до н.э.— 476 г. н.э.).
Слайд 44

Истоки политико-правовой мысли в Древнем Риме Политико-правовые взгляды в Древнем Риме

Истоки политико-правовой мысли в Древнем Риме

Политико-правовые взгляды в Древнем Риме берут

свое начало во II в. до н.э., после завоевания римлянами греческих Полисов.
Политические и правовые учения Греции оказали сильное влияние на формирование взглядов римских мыслителей.
Расцвет римской политической и правовой мысли приходится на республиканский и императорский периоды.
В I в. н.э. зарождается христианство, а уже в IV в. оно становится государственной религией Римской империи. С появлением христианства меняется тематика политических и правовых исследований и основной проблемой становится соотношение церкви и государства.
Слайд 45

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) Марк Туллий Цицерон –

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.)

Марк Туллий Цицерон – римский

государственный деятель, знаменитый оратор.
Цицерон родился в Риме, изучал риторику. греческий язык, ораторское искусство, познакомился с философией эпикурейцев и стоиков; преуспел как государственный деятель.
Благодаря своим незаурядным способностям уже в весьма молодом возрасте занимал государственные должности: был квестором (следователем), членом сената, эдилом, претором, консулом.
Известен как блестящий оратор, нередко выступал перед огромной аудиторией, в судах.
Цицерон всегда был сторонником республики, за что был подвергнут казни.
Слайд 46

Политико-правовое учение Цицерона Эпоха деятельности – последний период существования республиканского Рима.

Политико-правовое учение Цицерона

Эпоха деятельности – последний период существования республиканского Рима.
Логическое основание

политико-правового учения - Цицерон испытал влияние идей Платона, Аристотеля, Полибия, стоиков.
Основные работы: «О государстве», «О законах» — написаны в подражание Платону в диалоговой форме.
Содержание политико-правового учения: предложил юридическое понимание государства, обосновал принцип формального равенства граждан; считал, что государство возникло вследствие необходимости защиты частной собственности, предложил собственную квалификацию форм правления; разделял право и законы на естественное и диспозитивное
Слайд 47

Правильные формы:  царская власть, «когда верховная власть находится в руках

Правильные формы:

 царская власть, «когда верховная власть находится в руках у

одного человека»; при этом «благоволением своим нас привлекают цари»;
 оптиматы (аристократия), «когда власть находится в руках у выборных», а правление олицетворяет мудрость;
 демократия, когда «все находится в руках народа», а гражда¬нам свойственна свобода.
Слайд 48

Неправильные формы:  тирания;  олигархия;  охлократия.

Неправильные формы:

 тирания;
 олигархия;
 охлократия.

Слайд 49

Смешанная форма правления образуется путем равномерного сочетания достоинств трех простых форм правления: монархии, аристократии и демократии.

Смешанная форма правления

образуется путем равномерного сочетания достоинств трех простых форм правления:

монархии, аристократии и демократии.
Слайд 50

Классификация форм правления государства (Цицерон)

Классификация форм правления государства (Цицерон)

Слайд 51

Виды права:  естественное право (высший, истинный закон);  писаный закон – законы и установления государства.

Виды права:

 естественное право (высший, истинный закон);
 писаный закон – законы и установления

государства.
Слайд 52

Идеальное государство (аристократическая сенатская республика) 1) разделение и взаимное равновесие властей;

Идеальное государство (аристократическая сенатская республика)

1) разделение и взаимное равновесие властей;
2) существование мудрого

государственного деятеля (политика);
3) наличие идеального гражданина как субъекта государства и права;
4) существование справедливых законов.
Слайд 53

Римская Стоя представлена следующими именами: Сенека (ок. 5 г. до н.э.-65

Римская Стоя представлена следующими именами:

Сенека (ок. 5 г. до н.э.-65 г.

н.э.); Эпиктет (ок. 50 г.-ок. 140 г.); Марк Аврелий (121-180 гг.).
Слайд 54

Римские юристы о праве и его видах В период с III

Римские юристы о праве и его видах

В период с III в.

до н.э. - III в. н. э. юристы играли в этот период огромную роль в жизни общества.
Они занимались практической деятельностью по разрешению правовых споров по трем направлениям:
отвечали на юридические вопросы частных лиц;
сообщали нужные формулы и помогали при заключении сделок;
сообщали формулы для ведения дела в суде.
Римские юристы пользовались огромным уважением в обществе, что гарантировало им в республиканский период выборные должности, в императорский — придворные должности.
Слайд 55

Практическая деятельность римских юристов Практическая деятельность римских юристов обусловила необходимость толкования

Практическая деятельность римских юристов

Практическая деятельность римских юристов обусловила необходимость толкования права,

источниками которого были:
• обычное право;
• законы 12 таблиц;
• законодательство народных собраний;
• эдикты магистратов;
• сенатусконсульты;
• конституции императоров.
К числу наиболее известных римских юристов относят Цельса, Павла, Ульпиана, Модестина, Папиниана, Гая.
Слайд 56

Взгляды и учения римских юристов Логическое обоснование правовых взглядов – огромное

Взгляды и учения римских юристов

Логическое обоснование правовых взглядов – огромное влияние

на становление политико-правовых взглядов оказали идеи стоицизма, космополитизма и идеализма.
Содержание правовых взглядов – определяли понятие права через понятие справедливость, произвели классификацию права на общее и частное, многие труды римских юристов легли в основу Кодификации Юстиниана.
Значение деятельности: создание высокоразвитой правовой культуры, которая была перенята многими странами.
Слайд 57

Заключение Изучение политико-правовой мысли Древнего Востока имеет не только познавательное, но

Заключение

Изучение политико-правовой мысли Древнего Востока имеет не только познавательное, но и

теоретическое значение. Документы и памятники литературы, дошедшие до нас, позволяют проследить формирование политических и правовых идей на самых ранних этапах становления классового общества.
Слайд 58

В античной Греции философия стала мировоззренческой основой политических и правовых учений.

В античной Греции философия стала мировоззренческой основой политических и правовых учений.

Это предопределило постановку таких вопросов, как причины возникновения государства и законов, их взаимодействие.
Античная политико-правовая идеология сделала первые шаги по осмыслению политической свободы. Государство и законы начинают рассматриваться как установления, созданные самим человеком и призванные служить его интересам.