Понятие истины

Содержание

Слайд 2

В ЛУЧАХ СОЗНАНИЯ ИСТИНА ПРЕДСТАЕТ В СОБСТВЕННОЙ И ЖИВОЙ ФОРМЕ ЗНАНИЯ.

В ЛУЧАХ СОЗНАНИЯ ИСТИНА ПРЕДСТАЕТ В СОБСТВЕННОЙ И ЖИВОЙ ФОРМЕ ЗНАНИЯ.

ИЗВЕЧНА ГАРМОНИЯ ИСТИНЫ И КРАСОТЫ. В ГЛУБОКОЙ ДРЕВНОСТИ ЕГИПЕТСКИЕ МУДРЕЦЫ В ЗНАК НЕПОГРЕШИМОСТИ И МУДРОСТИ НОСИЛИ ЗОЛОТУЮ ЦЕПЬ С ДРАГОЦЕННЫМ КАМНЕМ, НАЗЫВАВШУЮСЯ ИСТИНОЙ.
Слайд 3

- величайшая социальная и личная ценность. Она укоренена в жизни общества,

- величайшая социальная и личная ценность. Она укоренена в жизни общества,

играя в нем важную социальную и нравственно-психологическую роль. Ценность истины всегда неизмеримо велика, а время ее только увеличивает. Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности.
Слайд 4

ТАКИМ ОБРАЗОМ Истина существует не как объективная, а как субъективная, духовная

ТАКИМ ОБРАЗОМ

Истина существует не как объективная, а как субъективная,

духовная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Другими словами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания. Не только совпадение знания с предметом, но и предмета с познанием. Истина предметна, ее нужно не только постичь, но и осуществить. Нужно создать предметный мир, соответствующий нашим понятиям о нем, нашим моральным, эстетическим, социально-политическим, экономическим потребностям и идеалам. Такое понимание истины открывает более тонкие и адекватные ее связи с Красотой и Добром, превращая их единство во внутреннее дифференцированное тождество.
Слайд 5

ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих

ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ

Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем.

Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как "справедливость", "добро", "смысл жизни".
От того, как трактуется истина, как решается вопрос, достижима ли она, - зависит зачастую и жизненная позиция человека, понимания им своего назначения.
Слайд 6

ИМЕЮТСЯ РАЗНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИСТИНЫ:

ИМЕЮТСЯ РАЗНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИСТИНЫ:

Слайд 7

СОВРЕМЕННАЯ ТРАКТОВКА ИСТИНЫ, КОТОРУЮ, РАЗДЕЛЯЮТ БОЛЬШИНСТВО ФИЛОСОФОВ, ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ

СОВРЕМЕННАЯ ТРАКТОВКА ИСТИНЫ, КОТОРУЮ, РАЗДЕЛЯЮТ БОЛЬШИНСТВО ФИЛОСОФОВ, ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ

МОМЕНТЫ:

· Во-первых, понятие "действительность" трактуется как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними, в них проявляющихся.

Слайд 8

Во-вторых, в "действительность" входит также и субъективная действительность, познается, отражается в истине также и духовная реальность.

 Во-вторых, в "действительность" входит также и субъективная действительность, познается, отражается в

истине также и духовная реальность.
Слайд 9

В-третьих, познание, его результат - истина, а также сам объект понимаются

В-третьих, познание, его результат - истина, а также сам объект понимаются

как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; объект задается через практику; истина, т.е. достоверное знание сущности и ее проявлений, воспроизводима на практике.
Слайд 10

В-четвертых, признается, что истина не только статичное, но также и динамичное образование; истина есть процесс.

В-четвертых, признается, что истина не только статичное, но также и динамичное

образование; истина есть процесс.
Слайд 11

Эти моменты отграничивают диалектическо-реалистическое понимание истины от агностицизма, идеализма и упрощенного

Эти моменты отграничивают диалектическо-реалистическое понимание истины от агностицизма, идеализма и упрощенного

материализма.
Одно из определений объективной истины таково: истина - это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания.
Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

КРИТИКА КОНВЕНЦИОНАЛИЗМА, РЕЛЯТИВИЗМА И ДОГМАТИЗМА В ПОНИМАНИИ ИСТИНЫ. Существуют две крайние

КРИТИКА КОНВЕНЦИОНАЛИЗМА, РЕЛЯТИВИЗМА И ДОГМАТИЗМА В ПОНИМАНИИ ИСТИНЫ.

Существуют две крайние позиции

в понимании отношения абсолютного и относительного моментов в истине. Догматизм преувеличивает значение устойчивого момента, релятивизм — изменчивой стороны каждой истины.
Слайд 16

(абсолютное в объективной истине) - это полное, исчерпывающее знание о действительности,

(абсолютное в объективной истине) - это полное, исчерпывающее знание о действительности,

которое в границах конкретного этапа развития науки не уточняется и не дополняется, это идеал, который не может быть достигнут, хотя познание и приближается к нему,это элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем.

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА

Слайд 17

а) результат познания отдельных сторон изучаемых объектов (констатация фактов, что не

а) результат познания отдельных сторон изучаемых объектов (констатация фактов, что не

тождественно абсолютному знанию всего содержания данных фактов);
б) окончательное знание определенных аспектов действительности;
в) то содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания;
г) полное, актуально никогда целиком не достижимое знание о мире и о сложноорганизованных системах.

ТАКАЯ ИСТИНА ЕСТЬ:

Слайд 18

В применении к достаточно развитому научному теоретическому познанию абсолютная истина -

В применении к достаточно развитому научному теоретическому познанию абсолютная истина -

это полное, исчерпывающее знание о предмете (сложноорганизованной материальной системе или мире в целом); относительная же истина - это неполное знание о том же самом предмете.
Слайд 19

Поиск надежного критерия идет в философии издавна. Рационалисты - Декарт и

Поиск надежного критерия идет в философии издавна. Рационалисты - Декарт и

Спиноза - считали таким критерием ясность и отчетливость мыслимого. Вообще говоря, ясность годится как критерий истины в простых случаях, но критерий этот субъективен, а потому и ненадежен - ясным может представляться и заблуждение, особенно потому, что это мое заблуждение.
Слайд 20

Ясно то, что открыто для наблюдающего разума и с очевидностью признается

Ясно то, что открыто для наблюдающего разума и с очевидностью признается

таковым, не возбуждая сомнений. Пример такой истины — «квадрат имеет четыре стороны». Подобного рода истины — результат «естественного света разума». Как свет обнаруживает и себя самого, и окружающую тьму, так и истина есть мерило и себя самой, и заблуждения. Сократ первый увидел в отвлеченности и ясности наших суждений основной признак их истинности. Декарт утверждал, что все вещи, познаваемые нами ясно и отчетливо, и на самом деле таковы, как мы их познаем. Выдвинутый Декартом критерий истины, который он полагал в ясности и очевидности знания, во многом содействовал отчетливости мышления. Однако этот критерий не гарантирует надежности.