Презентация Философское учение о развитии. Теория познания. Философия и методология науки

Содержание

Слайд 2

2 В О П Р О С Ы Л Е К

2

В О П Р О С Ы Л Е К

Ц И И:

ДВИЖЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ, РАЗВИТИЕ. КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ: ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ
ДИАЛЕКТИКА КАТЕГОРИЙ
ИСТИНА КАК ПРОЦЕСС. КРИТЕРИИ ИСТИНЫ
СТРУКТУРА И ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ПОДХОДА К АНАЛИЗУ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ

Слайд 3

3 Понятие «движение» Само понятие "движение", как и понятие "материя", есть

3

Понятие «движение»

Само понятие "движение", как и понятие "материя", есть абстракция.

Нет движения как такового, а есть движение конкретных материальных предметов.
Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи.
Философы, мыслящие метафизически, если они понимали движение, как только механическое, видели причину движения во внешних обстоятельствах. На этой основе возникла идея первого толчка (Ньютон), которая вполне могла совмещаться с признанием какой-то загадочной силы и даже с существованием бога.
Для диалектика материалиста причины движения материи существуют внутри нее, определяются ее внутренней противоречивостью, наличием таких противоположностей, как изменчивость и устойчивость, притяжение и отталкивание, противоречием между старым и новым, простым и сложным и т.д. Таким образом, движение есть результат внутренней активности материи, единства и борьбы противоположностей, противоречия, есть ее самодвижение. Раздвоение единого на противоположности и борьба между ними раскрывают источник самодвижения материи.
Слайд 4

4 Понятие «движение» Диалектико-материалистическая концепция движения преодолевает механистическое и метафизическое понимание

4

Понятие «движение»

Диалектико-материалистическая концепция движения преодолевает механистическое и метафизическое понимание движения,

как только простого перемещения предметов друг относительно друга, как движение по замкнутому кругу с возвратом в исходное положение, как только чисто количественные или только качественные изменения.

Любой предмет, находящийся в состоянии покоя относительно одних тел, находится в движении по отношению к другим телам. Более того, внутри каждого предмета происходят непрерывные изменения и процессы, взаимодействия их внутренних частей (элементарных частиц, полей), переход частиц в поля и наоборот, что и является внутренней причиной их изменений, причиной того, что любая вещь в каждый момент времени является той же и в то же время уже другой.

Слайд 5

5 ПОНЯТИЕ «ДВИЖЕНИЕ» . Движение - способ существования материи, быть, существовать

5

ПОНЯТИЕ «ДВИЖЕНИЕ»

. Движение - способ существования материи, быть, существовать значит

быть вовлеченным в процесс изменения, в движение.
А это значит, что движение абсолютно, как и материя. Но это не исключает признания относительности движения в различных конкретных случаях

Признавая абсолютность движения, диалектический материализм не отрицает его противоположности - покоя. Под покоем понимается неизменность вещей, их стабильность, временное единство противоположностей, равновесие, сохранение вещей и их состояний. Если движение является причиной возникновения конкретных, качественно различных вещей, то покой является причиной сохранения относительной устойчивости этих конкретных вещей, условием их существования.

Слайд 6

6 Диалектика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — логическая

6

Диалектика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — логическая

форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления
Слайд 7

7 В более узком смысле диалектика — название гносеологического метода (методологического

7

В более узком смысле диалектика — название гносеологического
метода (методологического

принципа познания),
который реализуется по схеме «тезис-антитезис-синтез».

Следуя этому методу, вначале познающий субъект выделяет в реальности некоторое явление, формирует для этого явления понятие или формулу (суждение), которые рассматриваются им как тезис. Затем процесс познания продолжается формированием антитезиса — формулы или понятия, содержание которых противоположно (противопоставлено) тезису. Только после этого субъект переходит к рассмотрению и познанию взаимосвязи между тезисом и антитезисом — к познанию синтеза. Процесс может повториться на метауровне, когда синтез рассматривается, как тезис более высокого уровня. Таким образом постигается истина.

Слайд 8

8 Первоначально этим термином обозначались: способность вести спор посредством вопросов и

8

Первоначально этим термином обозначались:
способность вести спор посредством вопросов и ответов;
искусство

классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. 
Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества. 
Сам Аристотель отличает «диалектику» от «аналитики» как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве.
Слайд 9

9 Диалектика как понятие употребляется в трёх значениях: 1)Под диалектикой понимается

9

Диалектика как понятие употребляется в трёх значениях:
1)Под диалектикой понимается совокупность объективных

диалектических закономерностей , процессов, действующих в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, взятая, как объективная сторона мыслительного процесса. Это объективная реальность.
2) Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании.
3)Философское учение о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения. Называется учением о диалектике, теорией диалектики.
Слайд 10

10 «Диалектика- есть учение о том, как могут быть и бывают

10
«Диалектика- есть учение о том, как могут быть и бывают

тождественными противоположности,- при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга - почему ум человека не должен брать эти противоположности,- за мёртвые - застывшие, а за живые - условные, подвижные, превращающиеся одна в другую.» (В.И. Ленин «Философские тетради»)
Принято выделять:
античную диалектику;
диалектику немецкого классического идеализма;
материалистическую диалектику.
Слайд 11

11 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ Принципы – это всеобщие и универсальные, основополагающие

11

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ

Принципы – это всеобщие и универсальные, основополагающие и

смыслообразующие идеи и установки.
Они имеют статус философских аксиом, т.е. задают начальные условия познания.
В основание современной диалектики положены принципы:
1. субстанционального единства мира;
2. развития;
3. всеобщей связи;
4. системности;
5. совпадения исторического и логического;
6. восхождения от абстрактного к конкретному.
Слайд 12

12 ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ Принцип субстанционального единства мира Все мировые процессы детерминированы

12

ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ

Принцип субстанционального единства мира
Все мировые процессы детерминированы материальной

субстанцией.

2. Принцип развития
Принцип развития требует рассматривать все процессы как результат определенным образом направленных изменений.
Процесс развития – это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих им систем.

Слайд 13

13 ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ 3. Принцип всеобщей связи. Всеобщая универсальная взаимосвязь всех

13

ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ

3. Принцип всеобщей связи.
Всеобщая универсальная взаимосвязь всех явлений.
Все

связано со всем.

4. Принцип системности.
Любой процесс или явление следует понимать как целостное образование. Эффект системности обнаруживается в появлении у него новых свойств, возникающих в результате взаимодействия элементов (атомы водорода и кислорода, например, объединенные в молекулы воды, радикально меняют свое обычное свойство).
Другой важной характеристикой системности является иерархичность, субординация – последовательное включение систем низших уровней в системы более высоких уровней.

Слайд 14

14 ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ Закон - в первую очередь объективность, то, что

14

ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

Закон - в первую очередь объективность, то, что не

зависит от воли и желания человека, от его сознания. 
Закон - значительное отношение, всеобщая, необходимая и повторяющаяся связь между сущностями.
Слайд 15

15 ЗАКОЕ ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ Центральное место в диалектике занимает

15

ЗАКОЕ ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Центральное место в диалектике занимает

закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий источник развития (ядро диалектики).
Всем явлениям действительности присущи диалектические противоположности, между которыми в результате взаимодействия возникает противоречие.
Противоречие представляет собой систему отношений, в рамках которых противоположности порождают друг друга, взаимопроникают и переходят друг в друга, разрешаясь в нечто новое.
Механизм возникновения, развития и разрешения диалектических противоречий можно понять, соотнеся понятия «тождества», «различия» и «противоположности».
Слайд 16

16 ЗАКОЕ ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ Тождество- это специфический вид отношений

16

ЗАКОЕ ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Тождество- это специфический вид отношений вещи

к себе самой и к другим вещам, который характеризуется ее устойчивостью.

Противоположности- стороны, которые взаимно исключают и одновременно предполагают друг друга.

Различие- характеризуется несовпадением, неравенством вещи самой себе и другим вещам в силу ее изменчивости.

Слайд 17

17 15158 НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ – это единая система или это «мозаичное»

17

15158

НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ – это единая система или это «мозаичное»

множество «автономных» теоретико-познавательных комплексов?

Правомерно ли разделение наук на гуманитарные и социальные?

Каковы критерии выделения гуманитарных дисциплин и социальных наук?

Насколько уместно использование математических методов в социальных науках?

Что представляет собой принцип «точности» в естествознании в гуманитарных дисциплинах и социальных науках?

Какова степень объективности в гуманитарных дисциплинах и социальных науках?

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Почему и как имеют место различные типы знания?

Слайд 18

ЗАКОН ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ Внутренний механизм, превращения простого

ЗАКОН ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ


Внутренний механизм, превращения

простого в сложное, низшего в высшее, старого в новое вскрывает закон взаимного превращения количественных и качественных изменений. Он отвечает на вопрос: как осуществляется развитие?
Согласно этому закону накопление количественных изменений в состоянии любого объекта приводит к скачкообразным качественным изменениям. Для уяснения содержания данного закона необходимо усвоить категории «качество», «свойство», «количество», «мера», «скачок».
Слайд 19

19 ЗАКОН ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ Качество выражает внутреннюю

19

ЗАКОН ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ
Качество выражает

внутреннюю определенность предметов, явлений, их черты, свойства и структуру, благодаря которым предметы являются сами собой и отличаются друг от друга.
Свойство – признак выявления качества предмета, характеризующий его отдельную сторону. Каждый предмет обладает многими качествами, единство которых выражает их качество. Свойства вещей, предметов, явлений объективны
Количество – это определенность предмета со стороны его величины и объема, степени развития и интенсивности присущих ему свойств.
Слайд 20

19 ЗАКОН ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ «Демонстрацией» качественной и

19

ЗАКОН ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ
«Демонстрацией» качественной и

количественной определенности выступает мера, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок — это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому.
Слайд 21

19 ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ Качественные превращения возможны лишь как отрицание старого

19
ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ
Качественные превращения возможны лишь как отрицание старого состояния.

Противоречивость вещи означает, что она содержит в себе свое собственное отрицание. Диалектика рассматривает отрицание как условие и момент связи нового со старым, отрицаемого и отрицающего.
Согласно этому закону всякая последующая фаза развития предмета отрицает предыдущую таким образом, что удерживает, сохраняет все необходимые положительные моменты последней.
Диалектическое отрицание – это такой переход от старого качества к новому, при котором определенные стороны, элементы содержания старого качества входят в содержание нового качества.
Логическое отрицание отрицания: «Это верно»; «Это неверно»; «Это не неверно». Последнее суждение — отрицательное, но в другом отношении оно равнозначно утвердительному.
Диалектическое отрицание – это триединый процесс, включающий в себя:
деструкцию, преодоление, разрушение старого;
кумуляцию, частичное сохранение, преемственность и,
наконец, конструирование, формирование, созидание нового.
Слайд 22

19 КАТЕГОРИИ Категории означают основные формы объективного мышления, которые определяются в

19

КАТЕГОРИИ
Категории означают основные формы объективного мышления, которые определяются в философских

понятиях предельной общности, так как отражают всеобщие и существенные свойства, стороны, отношения действительности.
Это точки совпадения, тождества объективного и субъективного, всеобщие условия мыслимости предметов.
Они формируются в процессе длительного исторического развития познания, являясь его ступеньками. В них выражается характер и уровень научно-теоретического мышления эпохи.
По своему содержанию они объективны, а по форме выражения
субъективны.
Слайд 23

19 КАТЕГОРИИ Категории означают основные формы объективного мышления, которые определяются в

19

КАТЕГОРИИ
Категории означают основные формы объективного мышления, которые определяются в философских

понятиях предельной общности, так как отражают всеобщие и существенные свойства, стороны, отношения действительности.
Это точки совпадения, тождества объективного и субъективного, всеобщие условия мыслимости предметов.
Они формируются в процессе длительного исторического развития познания, являясь его ступеньками. В них выражается характер и уровень научно-теоретического мышления эпохи.
По своему содержанию они объективны, а по форме выражения
субъективны.
Слайд 24

Категории диалектики ПРИЧИНА НЕОБХОДИМОСТЬ СОДЕРЖАНИЕ СУЩНОСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ СЛЕДСТВИЕ СЛУЧАЙНОСТЬ ФОРМА ЯВЛЕНИЕ действительность ЕДИНИЧНОЕ ВСЕОБЩЕЕ

Категории диалектики

ПРИЧИНА

НЕОБХОДИМОСТЬ

СОДЕРЖАНИЕ

СУЩНОСТЬ

ВОЗМОЖНОСТЬ

СЛЕДСТВИЕ

СЛУЧАЙНОСТЬ

ФОРМА

ЯВЛЕНИЕ

действительность

ЕДИНИЧНОЕ

ВСЕОБЩЕЕ

Слайд 25

Единичное и общее Существование отдельных, отграниченных друг от друга в пространстве

Единичное и общее

Существование отдельных, отграниченных друг от друга в пространстве

и во времени предметов и явлений, обладающих индивидуальной качественной и количественной определенностью, характеризуется категорией единичного.
Общность свойств и отношений вещей выражается в категории общего. Эта категория отражает сходство свойств, сторон объекта, связь между элементами, частями данной системы, а также между различными системами.
Например, общие признаки пространства и времени. Общее не существует до или вне единичного, точно так же единичное не существует вне общего. Всякий объект есть единство общего и единичного.
Слайд 26

Причина и следствие Причина и следствие – соотносительные понятия. Явление, которое

Причина и следствие

Причина и следствие – соотносительные понятия. Явление, которое

вызывает к жизни другое явление, выступает по отношению к нему как причина. Результат действия причины есть следствие. Электрический ток, проходя через нить лампочки вызывает ее накаливание. Таким образом, электрический ток является причиной накаливания нити, а появление света- следствие прохождения тока по нити накаливания.
Связь причины и следствия носит характер взаимодействия: не только причина порождает следствие, но и следствие может действовать на причину и изменять ее. В процессе взаимодействия причина и следствие меняются местами.
Слайд 27

Необходимость и случайность Необходимость – устойчивая существенная связь, определенный порядок развертывания

Необходимость и случайность

Необходимость – устойчивая существенная связь, определенный порядок развертывания

событий, господствующая тенденция в развитии, вытекающая из внутренних коренных особенностей предметов, процессов. Это есть то, что обязательно должно произойти при наличии причин в данных условиях. Необходимость носит всеобщий характер. Однако необходимость не фатальна, ибо она зависит от условий. В изменившихся условиях данная необходимость может отпасть. Но в определенных условиях необходимость постоянна и устойчива.
Противоположностью необходимости является случайность. Случайность не вытекает с неизбежностью из внутренних взаимосвязей, а коренится в другом, не связанном с сущностью данного предмета, и в силу этого не может наступить.
Слайд 28

Содержание и форма Под содержанием понимают совокупность различных элементов и их

Содержание и форма

Под содержанием понимают совокупность различных элементов и их

взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма – принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания.
Форма и содержание представляют собой определенное отношение не только различных, но и противоположных моментов объекта. При этом само разделение объекта на форму и содержание существует только в рамках их неразрывного единства, а их единство существует лишь как внутренне расчлененное.
Между содержанием и формой нет непроходимой пропасти. Они могут переходить друг в друга. Форма и содержание в каждом конкретном объекте неотделимы друг от друга. Единство формы и содержания предполагает их относительную самостоятельность и активную роль формы по отношению к содержанию.
Слайд 29

Сущность и явление Понятие сущности родственно понятию содержание. Если содержание представляет

Сущность и явление

Понятие сущности родственно понятию содержание. Если содержание представляет

совокупность всех элементов и процессов, образующих данный предмет, то сущность – это главная, внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета (или совокупность его сторон и отношений).
Сущность определяет природу предмета, из нее вытекают все его остальные стороны и признаки. Так, сущностью живого организма является присущий ему обмен веществ. Он лежит в основе всех жизненных отправлений, составляет внутреннюю природу всякого живого тела.