Пробуждение национального самосознания в русской философии. Западники и славянофилы. (Лекция 5.2)

Содержание

Слайд 2

Литература Обязательная: Философия: учебник. /Под ред. Б.И.Каверина – М., Воен. Ун-т,

Литература
Обязательная:

Философия: учебник. /Под ред. Б.И.Каверина – М.,
Воен. Ун-т, 2011.


Философия: учебник для вузов /Под ред. В.Лавриненко, А.Ратникова. –М., 2010.

Марков Б.В., Липский Б.И. Философия: учебник для
бакалавров. – М., 2012

История русской философии: учебник
/Под ред. Маслина М.А. – М., 2008.

1

2

6

Степин В.С., Яскевич Я.С., Юдин Б.Г. . Философия. –
М.: Изд-во Высшая школа, 2012.
Подопригора С.Я. Философский словарь. – Ростов-на-Дону.:
Изд-во Феникс, 2013.

4

5

3

Слайд 3

Вопрос лекции: 1 1. Взгляды западников и славянофилов на будущее России

Вопрос лекции:

1

1. Взгляды западников и славянофилов на будущее России

Слайд 4

Станкевич Н.В. (1813-1840 гг.) Кавелин К.Д. (1818-1885 гг.) Огарев Н.П. (1813-1877

Станкевич Н.В.
(1813-1840 гг.)
Кавелин К.Д.
(1818-1885 гг.)
Огарев Н.П.
(1813-1877 гг.)
Герцен А.И.
(1812-1870 гг.)
Теоретики философии западничества


Философский анализ :


Запад


Россия

1

2
Грановский Т.Н.
(1813-1855 гг.)

противопоставление

Слайд 5

Представители: Станкевич Н.В., Герцен А.И., Грановский Т.Н., Огарев Н.П., Кавелин К.Д.


Представители: Станкевич Н.В., Герцен А.И., Грановский Т.Н.,
Огарев Н.П., Кавелин К.Д.

Западники:

Философские идеи

западников

ориентация на материальные и духовные ценности западной цивилизации

европеизация России (торговля, наука, искусство)

нравственное развитие и совершенствование
русского человека


критика самодержавия и социальной несправедливости в российском обществе


предпочтение западному католицизму за его умение выстраивать отношения с государством

Слайд 6

для социального переустройства общества необходимы не только идеи, но и развитое


для социального переустройства общества необходимы
не только идеи, но и

развитое народное сознание (Герцен)

необходимое условие жизни - развитие благосостояния
и нравственности каждого члена общества и всех вместе (Огарев)


в русской истории важное место всегда занимали субъективная
деятельность и объективные закономерности (Грановский)

в Европе все общественные начинания всегда шли снизу,
а в России – сверху (Кавелин)
Взгляды западников на будущее России


социалистическое общественное устройство в большей
степени обеспечивает социальную справедливость (Герцен)

Слайд 7

Аксаков К.С (1817-1860 гг.) Хомяков А.С (1804-1860 гг.) Киреевский И.В. (1806-1856

Аксаков К.С
(1817-1860 гг.)
Хомяков А.С
(1804-1860 гг.)
Киреевский И.В.
(1806-1856 гг.)
Теоретики философии славянофилов

Философский анализ

:


Россия


Запад

1

2
Самарин Ю.Ф.
(1819-1876 гг.)

противопоставление
Аксаков И.С
(1823-1886 гг.)

Слайд 8

Представители: Аксаков К.С., Аксаков И.С., Киреевский И.В., Хомяков А.С., Самарин Ю.


Представители: Аксаков К.С., Аксаков И.С., Киреевский И.В.,
Хомяков А.С., Самарин Ю.

Философские

основания:
идеализация самобытности русской истории
обоснование особого исторического пути России
защита русского просвещения, основанного на началах братства и смирения

защита особой русской духовности, русской души

претензия на роль центра мировой цивилизации

обоснование единства православия, самодержавия и народности
Философские идеи славянофилов

Слайд 9

православие сформировало исконно «русский дух», который создал русскую землю (Хомяков) народность


православие сформировало исконно «русский дух»,
который создал русскую землю (Хомяков)

народность объединяет в себе веру, общину и народный
быт (Аксаков И.)


определяющая роль в духовности русского человека
«внутренней правды», а не «внешней правды» (Аксаков К.)


вера и нравственность русского человека находятся в
неразрывной связи (Самарин)

русский человек – это носитель соборного или
общинного духа (Киреевский)
Философия славянофилов

учение о религиозно-мессианской роли русского народа
(Хомяков)


устранение общины – это разрушение традиции
Взаимопомощи, потеря нравственных ориентиров (Самарин)

Слайд 10

Вопрос лекции: 2 2. Материалистическая и идеалистическая традиция в русской философской мысли

Вопрос лекции:

2

2. Материалистическая и идеалистическая традиция в русской философской

мысли
Слайд 11

Ломоносов М.В. (1711-1765 гг.) Чернышевский Н.Г. (1828-1889 гг.) Радищев А. (1749-1802

Ломоносов М.В.
(1711-1765 гг.)
Чернышевский Н.Г.
(1828-1889 гг.)
Радищев А.
(1749-1802 гг.)
Герцен А.И.
(1812-1870 гг.)

Философские проблемы и

их анализ :


познание


природа


общество


человек

1

4

2

3
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В РУСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Слайд 12

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ ХVlll – ХlХ вв. мир един


МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ
В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ ХVlll – ХlХ вв.


мир един и по своей природе материален (Чернышевский)

количество материи и движения в природе остается
неизменным (Ломоносов)


человек часть природы, продукт ее развития (Герцен)

духовная жизнь человека является продолжением
его реальной натуры (Чернышевский)


душа человека гибнет вместе с его телом (Радищев)

в природе отсутствует ее первопричина (Радищев)
Философский материализм


единство чувств, разума и опытной проверки знаний (Огарев)

Слайд 13

в познании нет вечных истин (Чернышевский) практика жизни – великая разоблачительница


в познании нет вечных истин (Чернышевский)

практика жизни – великая

разоблачительница
обманов и самообманов (Чернышевский)


исторические личности порождаются историческими
потребностями (Радищев)


не существует некой особой одаренности одних
народов ((Радищев)

человек не только мыслящее существо, но и
действующее (Герцен)
Философский материализм в русской философии

чувственный опыт и рассудок в познании идут
вместе (Радищев)

Слайд 14

РЕЛИГИОЗНО-ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИЯ (конец ХlХ – нач. ХХ вв.)


РЕЛИГИОЗНО-ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В
РУССКОЙ ФИЛОСОФИЯ (конец ХlХ – нач. ХХ

вв.)

Философские проблемы:
Идея богочеловечества
Идея всеединства
Свобода человеческой
личности
Идея правды как
истины
Русская национальная
идея
Представители: В.С. Соловьев, Н.О. Лосский,
П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А.Ильин

Слайд 15

Основные идеи идея всемирной религии, Вселенской церкви историческое мессианство России подлинная

Основные
идеи


идея всемирной религии, Вселенской церкви


историческое мессианство России


подлинная

история общества есть его
движение от язычества к христианству


единство природного, человеческого и
божественного, соединение человека с Богом


поиск высшей правды и справедливости как
высшего блага жизни


свободный выбор в пользу добра, подчинение
человека моральному закону

Религиозно-идеалистическая философская мысль


в основе бытия мира лежит сила, понимаемая
разумом как начало

Слайд 16

представление о космосе как живом организме важная роль человека во взаимодействии

представление о космосе как живом
организме


важная роль человека

во взаимодействии
Земного и космического

соединение с научными концепциями


неотъемлемая часть европейской
и мировой культуры


специфическое мировосприятие и мироощущение
с позиций отечественной истории и культуры
КОСМИЗМ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ХХ века
обоснование единства земного и
космического

Слайд 17

Поэтически-художественное Религиозно- философское Естественно- научное Направления в русском космизме Умов Н.А.,


Поэтически-художественное
Религиозно- философское

Естественно-
научное

Направления в русском космизме

Умов Н.А., Вернадский В.И., Циолковский

К.Э.,
Чижевский А.Л.

Федоров Н.А., Соловьев В.С., Бердяев Н.А.,
Булгаков Н.Н.

Левшин В.А., Дьяков С.П., Одоевский В.Ф.,
Сухово-Кобылин А.В.

1

2

3