Русская религиозная философия

Содержание

Слайд 2

Путь человекобожества – путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты,

Путь человекобожества – путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты,

в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя – вправе делать все. Он пытается поставить себя на место Бога. Данный путь губителен как для окружающих, так и для самого человека.
2) Путь богочеловека – путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека и всего человечества.
Слайд 3

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881) Достоевский будущее России видел не в капитализме

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881)

Достоевский будущее России видел не в капитализме и

не в социализме, а в опоре на русскую «национальную почву» - обычаи, традиции.
Ключевую роль в судьбе государства и отдельного человека должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть «панцирь», оберегающий человека от грехов и зла.
Особую роль занимает проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек:
Слайд 4

Л. Н. ТОЛСТОЙ (1828-1910) Создал особую религиозно-философскую доктрину – толстовство. Суть

Л. Н. ТОЛСТОЙ (1828-1910)

Создал особую религиозно-философскую доктрину – толстовство. Суть его

в следующем:
Многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия;
Религия должна стать простой и доступной для народа;
Бог, религия – это добро, любовь, разум и совесть;
Смысл жизни – самосовершенствование;
Главное зло на Земле – смерть и насилие;
необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем;
В основе поведения человека должно быть непротивление злу;
Государство – аппарат насилия, не имеет права на существование;
Всем необходимо возможными способами подрывать государство, игнорировать его – не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т.д.
За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г. Л.Н. Толстой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви.
Слайд 5

Бог – основа всего сущего, Абсолют, несущий 2 противоположные характеристики: 1.

Бог – основа всего сущего, Абсолют, несущий 2 противоположные характеристики:
1. Лишенность

всех форм – поэтому Он Един; Единое – это Бог-Отец;
2. Потенциально он содержит в себе множество форм.
Множественное, содержащееся в Едином, - это Святой Дух, или София (Премудрость Божия).
София проникает в тварный мир и является как бы системой связи между божественным и человеческим миром. Благодаря ей мы воспринимаем красоту и добро.
Бог-Сын – это всё человечество в целом (как единый организм), но мы об этом забыли. Задача всего человечества и всех религий – объединиться в одно государство и одну церковь, чтобы осуществить замысел Бога и стать Богочеловечеством.
Россия – «третья сила», свободная от недостатков и ограничений двух других – «восточной» (чрезмерно подчиняющей личное начало общему) и «западной» (где царствует крайний индивидуализм).
Поэтому России предначертана особая миссия в спасении человечества. Все церкви и народы должны объединиться под началом русского царя.

В. С. СОЛОВЬЕВ (1853-1900)

Слайд 6

Всеединство - означает прежде всего связь Бога и мира, божественного и

Всеединство - означает прежде всего связь Бога и мира, божественного и

человеческого бытия.
"Эта идея... состоит в положительном всеединстве, в силу коего Бог, будучи один, вместе с тем заключает в себе все, и, будучи безусловно самостоятельным и единичным существом - вместе с тем есть производящее начало всего другого».
Слайд 7

«Золотым веком» духовной жизни России называется период 90-х годов XIX в.

«Золотым веком» духовной жизни России называется период 90-х годов XIX в.

– 10-х годов ХХ в. На это время пришелся новый расцвет (ренессанс) русской литературы, искусства, философии.
Видными представителями религиозного направления того периода были С.Н. Булгаков, братья Трубецкие, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и другие.
Слайд 8

П. А. ФЛОРЕНСКИЙ (1882-1937) Крупным представителем религиозного направления также был философ

П. А. ФЛОРЕНСКИЙ (1882-1937)

Крупным представителем религиозного направления также был философ и

священник П.А. Флоренский (1882 – дата смерти – 1937 или 1943, погиб на Соловках в заключении).
Павел Александрович Флоренский (1882–1937) учился на физико-математическом факультете Московского университета. Уже в годы учебы талантливый математик выдвигает ряд новаторских математических идей. В 1904 Флоренский поступает в Московскую духовную академию. После окончания академии и защиты магистерской диссертации он становится ее преподавателем. В 1911 Флоренский был рукоположен в сан священника. С 1914 – профессор академии по кафедре истории философии. В 1933 он был арестован и осужден. С 1934 находился в лагере на Соловках, где и был расстрелян 8 декабря 1937.
Божественные идеи – по сути ЗВУК, СЛОВО. Энергия звучания этого слова превращается в энергию материальных вещей.
Флоренский выдвинул идею, что в будущем в связи с новейшими техническими открытиями будет найдено новое понимание взаимоотношений материи и духа, относительность, непостоянство времени и пространства.
Идеи Флоренского подтвердились благодаря открытиям в области квантовой механики, теории относительности Эйнштейна и др. физико-математическим открытиям.
Слайд 9

Н. А. БЕРДЯЕВ (1874-1948) Русский религиозный философ, философ русского зарубежья. В

Н. А. БЕРДЯЕВ (1874-1948)

Русский религиозный философ, философ русского зарубежья.
В 1922

выслан из Советской России. С 1925 — во Франции, От марксизма перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма.
Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа: у России – особая роль в деле спасения человечества. Она не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада, а должна стать посредником между ними.
Историческая миссия России – строить Царство Божие (на Земле).
Бердяев первым высказал идею о том, что тоталитарные режимы представляют собой подобия религиозных систем (со своими культами, священными местами, объектами поклонения и вероучением).
Высшая ценность в окружающем мире - СВОБОДА.
Она подвергается угрозе извне, со стороны общества и государства. Государство – механизм подавления, стремится подчинить, подавить индивидуальность человека.
Задача человека – сохранить свою самобытность, выйти из рабства – к свободе, из вражды – к космической, вселенской любви.
Слайд 10

Это возможно лишь благодаря ТВОРЧЕСТВУ, способностью к которому он изначально наделён,

Это возможно лишь благодаря ТВОРЧЕСТВУ, способностью к которому он изначально наделён,

т.к. человек - образ и подобие Бога-творца.
Т.е. путь к свободе лежит через творчество!
Ключевую роль в жизни человека играет также религия.
Бог – нравственный символ, пример для подражания. Отношения между Богом и человеком должны быть «на равных» (а не господина и раба).
Человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.