Становление философии из мифологии

Содержание

Слайд 2

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: является изучение становления философии из мифологии. Поставленная цель была

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: является изучение становления философии из мифологии. Поставленная цель была

достигнута с помощью решения следующих задач: изучение понятия и предмета философии, характеристика мифологии как системы, анализ роли мифологии в становлении философии, определение философии как научной системы.
Слайд 3

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1)Рассмотреть мифологическую роль в

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1)Рассмотреть мифологическую роль в происхождении

философии
2)Изучить философию как научную систему
3)Проследить динамику становления философии
Слайд 4

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ И МИФОЛОГИИ Слово «философия» происходит от греческих слов phileo

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ И МИФОЛОГИИ
Слово «философия» происходит от греческих слов phileo —

«любовь» и sophia — «мудрость» и первоначально обозначал любовь к мудрости. Мудрость в то время приписывали богам. Афина почиталась как богиня мудрости. На скульптурных изображениях у ее ног обычно восседает сова – священная птица, символ мудрости.
Слайд 5

Очень часто понятие «Философия» путают с понятием «мировоззрение». Философия — это

Очень часто понятие «Философия» путают с понятием «мировоззрение». Философия — это

исторически сложившийся тип мировоззрения. В общем виде мировоззрение – это совокупность наиболее общих представлений о мире и человеке, о месте человека в мире, о цели и смысле его существования. Каждый человек имеет свои общие представления о мире, о добре и зле, о прошлом и будущем, о жизни и т.д. От этих представлений зависят цели, жизненные ориентиры, стремления и поведения человека в обществе.
Слайд 6

Несмотря на незрелость мифологического мышления, оно явилось важнейшей предпосылкой мышления философского

Несмотря на незрелость мифологического мышления, оно явилось важнейшей предпосылкой мышления философского

как качественно более высокого уровня осмысления действительности. Переход от мифологии к философии происходил под влиянием целого ряда факторов: социального, экономического и духовного характера.
Слайд 7

Совсем иной характер носят философские понятия. Они какие-то мерцающие, точно звезды,

Совсем иной характер носят философские понятия. Они какие-то мерцающие, точно звезды,

то сжимающие свой пучок света, то снова разжимающие его. Они полны намеков и обетований: «сущее», «бытие», «становление» - это не сухие отвлеченные термины логики, это сложные символы, под которыми, помимо их прямого смысла, скрывается еще особенно богатое содержание. И если научное понятие можно сравнить с деловой бумагой, то философские похоже на поэтическое произведение с его метафорами и уподоблениями».
Слайд 8

По характеру своих вопросов философия близка к религии. И философия, и

По характеру своих вопросов философия близка к религии. И философия, и

религия ставят, в конечном счете, одну цель: вывести человека из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к вечным ценностям. Если научная истина имеет всеобщий характер, то истина философская предназначена для индивидуального пользования. Вопросы философии нельзя решить раз и навсегда окончательно и однозначно.
Слайд 9

Мифология как система, уходящая своими корнями к временам первых цивилизаций и

Мифология как система, уходящая своими корнями к временам первых цивилизаций и

являющаяся их духовной основой, состоит из двух уровней: образного, доставшегося ей от искусства, и более глубокого —смыслового, который по мере эволюции логического мышления и развития тенденции рационализации становился все более важным. Философия начинается с осознанной замены образов понятиями. Это точка перехода от мифологии к философии. В процессе философской рационализации мифа образы мифических сказаний из личных существ превращаются в безличные категории.
Слайд 10

Корни философии — в обычных представлениях, прошедших стадию мифологизирования. В одной

Корни философии — в обычных представлениях, прошедших стадию мифологизирования. В одной

из основных философских категорий —материи, обозначающей объективную реальность, данную в ощущениях, слышится слово «мать», которое в мифологии поднялось до символа Матери-Земли, Матери-Природы как бесконечного пространства, понимаемого в виде бесформенной протяженности, доходящей до бескачественности в философском понятии материи.
Слайд 11

СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ИЗ МИФОЛОГИИ В первобытном обществе мифы - основной способ

СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ИЗ МИФОЛОГИИ
В первобытном обществе мифы - основной способ познания

мира; особенность мифологического сознания - установление мнимых связей между различными явлениями. Элементы мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании(напр., расовые и классовые мифы, культ вождей, ритуалы массовых сборищ и т. п.).
Слайд 12

Мифология как система, уходящая своими корнями к временам первой цивилизации и

Мифология как система, уходящая своими корнями к временам первой цивилизации и

являющаяся их духовной основой, состоит из двух уровней: образного, доставшегося ей от искусства, и более глубокого - смыслового, который - по мере эволюции логического мышления и развития тенденции рационализации, становился все более важным. В определенное время в определенном месте этот развившийся в мифологии глубинный уровень прорвал оболочку образов и вышел на поверхность, заявив о своей самоценности.
Слайд 13

Вместе с тем в мифах находили отражение и явления общественной жизни

Вместе с тем в мифах находили отражение и явления общественной жизни

- различные этапы в развитии семьи и брака, черты быта первобытных охотников и пастухов, материнского права (матриархата) и отцовского (патриархата), овладение огнем и т. д.
Мифологические черты, раз сложившись еще в эпоху доклассового общества, продолжали держаться в памяти людей в виде пережитков и в позднейшие эпохи.
Слайд 14

Создание больших и сложных мифологических повествований было делом многих поколений, причем

Создание больших и сложных мифологических повествований было делом многих поколений, причем

в первоначальную мифологическую канву вкраплялись воспоминания об исторических событиях, и все это перерабатывалось, бессознательно-художественным образом народной фантазией. Эта почва и давала богатейший материал для искусства и литературы.
Слайд 15

Миф широко использовался в период становления философии как удобная и привычная

Миф широко использовался в период становления философии как удобная и привычная

всем согражданам форма, в которую вкладывалось новое, рациональное содержание.

Философское творчество предполагает личные усилия, а критическая направленность мышления заставляет подвергать сомнению как общепринятые, так и собственные выводы. В обсуждении фундаментальных проблем, стоящих перед человеком, философия тем самым вносит личностную ноту и беспокойство. Это служит стимулом развития культуры в целом.

Слайд 16

Первым было понимание культуры как всего созданного человеком. Вторым - постановка

Первым было понимание культуры как всего созданного человеком. Вторым - постановка

проблемы соотношения культуры и деятельности, поскольку созданное человеком есть продукт его деятельности. В этом подходе постепенно возникло рассмотрение культуры как способа регуляции деятельности. Дальнейшее развитие и уточнение этих идей приводит к новому, третьему этапу рассмотрения культуры, на котором постепенно складывается современное понимание культуры как сложноорганизованной системы надбиологических программ человеческой жизнедеятельности.
Слайд 17

Философия изучает всеобщие законы развития природы общества и человеческого мышления. Мифологию

Философия изучает всеобщие законы развития природы общества и человеческого мышления.
Мифологию

можно определить как синкретичную форму общественного сознания, характерную для этапа потребляющего хозяйства в истории человечества.