Учение о бытии

Содержание

Слайд 2

План лекции: 1.Категория бытия и его формы. 2.Эволюция представлений о материи

План лекции:

1.Категория бытия и его формы.
2.Эволюция представлений о материи в истории

философской мысли.
3.Основные формы движения, их качественная специфика и взаимосвязь.
4.Пространство и время как формы существования материи. Основные свойства пространства и времени.
5.Научная, религиозная и философская картина мира
Слайд 3

Парменид ок. 540 г. до н.э. «Бытие представляет собой вечное, неизменное, всегда равное самому себе существование»

Парменид
ок. 540 г. до н.э.

«Бытие представляет собой вечное, неизменное, всегда равное

самому себе существование»
Слайд 4

Бытие - это философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от

Бытие - это философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от

сознания, воли и эмоций человека, философская категория для обозначения сущего как оно мыслится.

Формы бытия: 1) бытие вещей, процессов и состояний природы; 2) бытие человека в мире природы; 3) бытие духовного, идеального; 4) индивидуализированное и внеиндивидуавизированное (объективированное) духовное бытие; 5) социальное бытие (индивидуальное и бытие общества).

Слайд 5

Слайд 6

Онтология – раздел философии, учение о бытии, в котором исследуются всеобщие

Онтология – раздел философии, учение о бытии, в котором исследуются всеобщие

основы, принципы бытия, его структура и закономерности. Термин введен немецким философом Р. Гоклениусом (1613).
Слайд 7

Три концепции бытия: Материалистическая- под бытием понимается объективная реальность. Объективно-идеалистическая: согласно

Три концепции бытия: Материалистическая- под бытием понимается объективная реальность. Объективно-идеалистическая:

согласно Гегелю, бытие равно небытию, так как ни то ни другое не обладает никакими свойствами. Субъективно- идеалистическая: быть или существовать - это значит быть воспринимаемым, бытие предполагает связь только с нашими ощущениями.
Слайд 8

Субстанция (лат. substantia) — сущность, нечто, лежащее в основе, объективная реальность,

Субстанция (лат. substantia) — сущность, нечто, лежащее в основе, объективная реальность,

рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства
Слайд 9

Монизм -объясняет многообразие мира из одного начала Георг Вильгельм Гегель Карл Маркс

Монизм -объясняет многообразие мира из одного начала

Георг Вильгельм Гегель

Карл Маркс

Слайд 10

Дуализм -объясняет многообразие мира из двух начал Рене Декарт (1596-1650)

Дуализм
-объясняет многообразие мира из двух начал

Рене Декарт
(1596-1650)

Слайд 11

Плюрализм- объясняет многообразие мира из множества начал Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)

Плюрализм-
объясняет многообразие мира из множества начал

Готфрид Вильгельм Лейбниц
(1646-1716)

Слайд 12

Первый этап - этап наглядно-чувственного её представления в основу мира полагались

Первый этап - этап наглядно-чувственного её представления в основу мира полагались

те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т.п. Всё существующее считалось модификацией этих стихий.

Этапы развития понятия материя

Слайд 13

Второй этап - этап вещественно-субстратного представления о материи. Она отождествлялась с

Второй этап - этап вещественно-субстратного представления о материи. Она отождествлялась с

веществом, с атомами, с комплексом их свойств, в том числе свойством неделимости. Наибольшего развития такое понимание материи достигло в трудах французских материалистов XVIII в. Ламетри, Гельвеция, Гольбаха.
Слайд 14

Третий этап - философско-гносеологическое представление о материи. Он связан с кризисом

Третий этап - философско-гносеологическое представление о материи. Он связан с кризисом

естествознания на рубеже XIX-XX столетий.

Открытие рентгеновских лучей, явления радиоактивности, элементарных частиц и т.д. – «материя исчезла?».

Слайд 15

Четвертый этап - этап философского субстанциально-аксиологического представления о материи. Зародившись примерно

Четвертый этап - этап философского субстанциально-аксиологического представления о материи. Зародившись примерно

в середине XX в.

Барух Спиноза
1632-1677

Слайд 16

"Материя - есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана

"Материя - есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая

дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображает­ся нашими ощущениями, существуя независимо от них"

Владимир Ильич Ленин
1870-1924

Слайд 17

Пространство – это всеобщая, объективная форма существования материи, которая выражает порядок

Пространство – это всеобщая, объективная форма существования материи, которая выражает порядок

расположения одновременно существующих объектов. Специфическими свойствами пространства можно назвать характеристики различных материальных систем: симметрия и ассиметрия, их форма и размеры, расстояние между элементами мира, границы между ними.
Слайд 18

Движение- в настоящее время понимается любое изменение вообще. Всякое изменение обнаруживает

Движение- в настоящее время понимается любое изменение вообще. Всякое изменение обнаруживает

себя благодаря взаимодейст­вию. Изменяться - это значит действовать на что-нибудь другое.

Всеобщие свойства движения:
а) Объективный и материальный характер движения.;
б) Абсолютность и относительность движения.
в) Противоречивость движения

Слайд 19

механическая (пространственные переме­щения), физическая (тепловое движение и т.д.), химическая (образование и

механическая (пространственные переме­щения),
физическая (тепловое движение и т.д.), химическая (образование и

рас­пад молекул),
биологическая (органическая жизнь во всех её проявлениях и из­менениях), социальная (развитие человеческого общества).

Формы движения

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Картина мира - это способ видения мира как целого, включая и

Картина мира - это способ видения мира как целого, включая и

человека в нем. Мир философии, мир науки и мир религии соответственно выступают как философская, научная и религиозная картины мира
Слайд 23

Религиозная картина мира

Религиозная картина мира

Слайд 24

Буддизм Буддизм рассказывает о периодах космического времени, которые носят название "кальпы".

Буддизм
Буддизм рассказывает о периодах космического времени, которые носят название "кальпы".


Каждая кальпа длится 4 млрд. 320 млн. лет, после чего происходит сгорание Вселенной.
Слайд 25

Христианство Для христианства мировое время выстроено линейно, история - это путь,

Христианство

Для христианства мировое время выстроено линейно, история - это путь, который

имеет свое" начало, череду важных промежуточных этапов - со­бытия и венчается концом. История не циклична, не бессмысленна, она следует в определенном направление, которое определенно Богом.
Слайд 26

Ислам . Ислам исповедует единого Бога, который сотворил мир и человека,

Ислам

. Ислам исповедует единого Бога, который сотворил мир и человека, дал

людям откровение.
Различия: основатель христианства не добился никакого видимого успеха и умер "рабской смертью". Эта смерть была его главным деянием. Образ Мухаммеда и его деяния разительно отличаются от образа Христа, а его деяний Мухаммед - пророк, через которого говорит Аллах. Но одновременно это "нормальный человек", живший обычной жизнью.
Слайд 27

Научная картина мира Она начинает формироваться только в эпоху воз­никновения современного

Научная картина мира

Она начинает формироваться только в эпоху воз­никновения современного естествознания

в XVI - XVII вв. на базе классической механики. Возникшая из учений Декарта и Ньютона, она отбросила один очень важней момент - фигуру Бога. Рационально-механистический образ мира демонстрирует его как единый и единственный мир, мир твёрдой материи, подчиненной жестким законам
Слайд 28

В новой картине мира исчезает жёсткое различие между материей и пустым

В новой картине мира исчезает жёсткое различие между материей и пустым

пространством. В квантовой физике один и тот же феномен может высту­пать и как частица, и как волна, частицы как бы непрестанно создаются из чис­той энергии и возвращаются в собственно-энергетическое состояние. Это сплошная динамика, которая не позволяет говорить о фиксированном месте в пространстве и о массе покоя.
Слайд 29

Мир один или миров много? Является ли мир человекоразмерным? Миры исходят

Мир один или миров много?
Является ли мир человекоразмерным?
Миры исходят

из единого основания или они совершенно различны, каково пространство и время?
Слайд 30

Философские картины мира очень разнообразны. Они строятся вокруг отношения мир -

Философские картины мира очень разнообразны. Они строятся вокруг отношения мир -

человек. Здесь две ведущие линии, которые можно условно назвать объективистской и субъективистской. Объективистские концепции отдают приоритет миру, полагая, что он не зависит в своем существовании и качествах от желания людей и способа их видения. Субъективистские концепции заменяют общий мир на множество "мирков".
Слайд 31

Единство и многообразие современного мира В мире нет ничего, кроме движущейся

Единство и многообразие современного мира
В мире нет ничего, кроме движущейся материи.

Не существует никакого другого мира, кроме мира бесконечной материи, движущейся во времени и пространстве. Положение марксистского философского материализма о едином материальном мире полностью отбрасывает все измышления о «творящем духе», о «первоначале мира», о «боге», «абсолютной идее» и т. п. Мир един и многообразен.