Ведическая возрастная педагогика

Содержание

Слайд 2

Останин Вадим Владимирович: теолог-преподаватель (АлтГУ, 2003), кандидат философских наук (Томск 2008),

Останин Вадим Владимирович:
теолог-преподаватель (АлтГУ, 2003),
кандидат философских наук (Томск 2008),


доцент кафедры философии АГАУ (стаж 12 лет),
председатель совета общины вайшнавов г. Барнаула
(руководитель департамента образования)

О СЕБЕ:

Слайд 3

Главный редактор книг

Главный редактор книг

Слайд 4

Основные достижения: Дочь Рита – 9 лет Дочь Диана – 4

Основные достижения:

Дочь Рита – 9 лет
Дочь Диана – 4 года
Супруга Елена

– в браке более 11 лет
Слайд 5

ИСТОЧНИКИ «Вишну-смрити» «Нити-шастра» «Бхакти-расамрита-синдху»

ИСТОЧНИКИ

«Вишну-смрити»

«Нити-шастра»

«Бхакти-расамрита-синдху»

Слайд 6

ЛЕКЦИЯ 1. «СТАДИИ РОСТА»

ЛЕКЦИЯ 1. «СТАДИИ РОСТА»

Слайд 7

Любой социальный аспект, согласно ведическому подходу, должен быть вписан в концепцию

Любой социальный аспект, согласно ведическому подходу, должен быть вписан в концепцию

общественного устройства –
ВАРНАШРАМА

Согласно концепции варнашрамы, общество имеет:
Горизонтальную структуру (варны)
Вертикальную структуру (ашрамы)

Слайд 8

Горизонтальная структура (варны) замечательно описана в «Бхагавад-гите» (4.13) чатур-варнйам майа сриштам

Горизонтальная структура (варны) замечательно описана
в «Бхагавад-гите» (4.13)

чатур-варнйам майа сриштам
гуна-карма-вибхагашах
тасйа

картарам апи мам виддхй акартарам авйайам

«В соответствии с тремя гунами [качествами] материальной природы и связанной с ними деятельностью, Я разделил человеческое общество на четыре варны [социальных уклада]. Но знай же, что являясь создателем этой системы, Сам Я не вхожу в нее, ибо всегда остаюсь неизменным»

Слайд 9

Образно данная сбалансированная структура может быть представлена в виде человеческого тела:

Образно данная сбалансированная структура может быть представлена в виде человеческого тела:

Интеллектуалы

(брахманы)

Управленцы
(кшатрии)

Торговцы
(вайшьи)

Разнорабочие
(шудры)

Слайд 10

Таким образом, родившийся ребенок не представляет собой Tabula rasa («чистая доска»),

Таким образом, родившийся ребенок не представляет собой
Tabula rasa
(«чистая доска»),


напротив, от рождения
(но не по рождению!!!)
он обладает свойственными именно ему личными характеристиками
Слайд 11

Вертикальная структура (ашрамы) отражает четыре стадии жизни, и детство является первой

Вертикальная структура (ашрамы) отражает четыре стадии жизни,
и детство является первой

из них

Брахмачари – стадия возрастания и ученичества (0 – 25 лет)
Грихастха – стадия семейной жизни (25 - 50 лет)
Ванапрастха – стадия отхода от дел (50 – 60 лет)
Санньяси – стадия отречения
(60 - … лет)
Ведическая мудрость гласит:
нужно быть молодым на
каждой стадии жизни!!!

Слайд 12

Согласно «Бхакти-расамрита-синдху» («Нектару преданности») можно выделить 4 общих этапа детства Балья

Согласно «Бхакти-расамрита-синдху» («Нектару преданности») можно выделить 4 общих этапа детства

Балья –

младенчество (0 – 5 лет)
Пауганда – отрочество (5 – 10 лет)
Кайшора – юность (10 – 16 лет)
Яувана – молодость (16 – 25 лет)
Иногда балью именуют каумара
Слайд 13

В большинстве случаев возрастная шкала выглядит следующим образом:

В большинстве случаев возрастная шкала выглядит
следующим образом:

Слайд 14

lälayet païca varñäëi daça varñäëi täòayet präpte tu ñoòaçe varñe putraà

lälayet païca varñäëi
daça varñäëi täòayet
präpte tu ñoòaçe varñe
putraà mitravad äcaret

В «Нити-шастре»

утверждается:

«Будь снисходительным к сыну, пока ему не исполнилось пять лет. В последующие десять лет будь с ним очень строгим. Когда же сыну исполнится шестнадцать лет, обращайся с ним как с другом»

Слайд 15

Знаменитая ведическая пословица гласит: сарва дхарма питри пада сарва сукха матри

Знаменитая ведическая пословица гласит:

сарва дхарма
питри пада
сарва сукха
матри пада

«Отец является

основанием всех духовных принципов ребенка. Мать является основанием всего счастья ребенка»
Слайд 16

lälane bahavo doñäs täòane bahavo guëäù tasmät putraà ca çiñyaà ca

lälane bahavo doñäs
täòane bahavo guëäù
tasmät putraà ca çiñyaà ca
täòayen na tu

lälayet

В «Нити-шастре» также утверждается:

«Чрезмерная снисходительность порождает много недостатков, в то время как строгость позволяет сформировать хороший характер. Поэтому будь строгим с сыном или учеником: не будь с ними снисходительными»

Слайд 17

Возраст Кайшора (юность – 10-16 лет) является самым принципиальным, его можно

Возраст Кайшора (юность – 10-16 лет) является самым принципиальным, его можно

разбить на 3 локальных периода:

У девочек критерии из 2-го и 3-го столбца нужно поменять местами!!!

Слайд 18

Необходимо помнить, что некоторые дети развиваются намного быстрее – феномен акселерации!

Необходимо помнить, что некоторые дети развиваются намного быстрее – феномен акселерации!

Слайд 19

ЛЕКЦИЯ 2. «РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ»

ЛЕКЦИЯ 2. «РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ»

Слайд 20

Наиболее важным периодом является Кайшора (10 – 16 лет), поэтому трудно

Наиболее важным периодом является Кайшора (10 – 16 лет), поэтому трудно

переоценить отношения ребенка с учителем!

Учитель (ачарья) – это тот, кто воспитывает, прежде всего, собственным примером (ачар)!!!
(Пример - Ганди)
Если личность учителя не выражена, то его обязанности должны взять на себя родители (отец)

Слайд 21

1. Анучара – «подражание» внешним аспектам деятельности учителя (не эффективно) 2.

1. Анучара – «подражание» внешним аспектам деятельности учителя (не эффективно)
2. Анусара

– «следование» внутренней сути поведения учителя (гораздо эффективнее)
Последнее бывает двух видов:
а) Вапу – следование при «физическом» присутствии учителя
б) Вани – следование наставлениям учителя

Существуют две реакции, вызванные демонстрацией примера со стороны учителя:

Слайд 22

В связи с этим в ведической педагогике выделяют 4 типа учеников

В связи с этим в ведической педагогике выделяют
4 типа учеников

(шишья):

Ученик, получающий наставления, но не выполняющий их
Ученик, получающий наставления, и с неохотой выполняющий их
Ученик, получающий наставления и с желанием выполняющий их
Ученик, не получающий наставлений, но спонтанно следующий им
(Пример – Упаманью)

Слайд 23

Согласно «Бхагавад-гите» (14 глава) буквально все в нашем мире пронизано т.н.

Согласно «Бхагавад-гите» (14 глава) буквально все в нашем мире пронизано т.н.

гунами материальной природы

Саттва – «благость»
Раджас – «страсть»
Тамас – «невежество»

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Процесс воспитания не является исключением и может быть рассмотрен через призму гун материальной природы:

Процесс воспитания не является исключением и
может быть рассмотрен через призму

гун материальной природы:
Слайд 27

Лучшими методами развития любви являются: Обмен подарками Межличностное общение Совместная трапеза

Лучшими методами развития любви являются:

Обмен подарками
Межличностное общение
Совместная трапеза

Слайд 28

ЛЕКЦИЯ 3. «МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ»

ЛЕКЦИЯ 3. «МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ»

Слайд 29

Все методы можно подразделить на две широкие группы: Методы, ориентированные на

Все методы можно подразделить на две широкие группы:

Методы, ориентированные на конкретный

возраст ребенка
Методы, применимые на любом этапе детства
В ведической педагогике, ориентированной на возрастной принцип, первый тип методов считается приоритетным
Слайд 30

Возрастные методы носят технической название САМСКАРА, имеющее два основных значения: Самскара

Возрастные методы носят технической название САМСКАРА, имеющее два основных значения:

Самскара

– «комплекс действий», направленных на достижение определенного результата
Самскара – «отпечаток в сознании», являющийся главным результатом предпринимаемого действия

Последнее – намного важнее!!!

Слайд 31

Ведический трактат «Вишну-смрити» перечисляет большинство самскар: Антьешти-крия – погребение Виваха –

Ведический трактат «Вишну-смрити»
перечисляет большинство самскар:

Антьешти-крия – погребение
Виваха – бракосочетание
Гарбхадхана

– зачатие
Пумсавана – закладывание качеств
Симантоннаяна – укладывание волос
Джата-карма – рождение
Нама-карана – наречение именем
Анна-прашана – прием злаков
Чуда-карана – пострижение волос
Видьярамбха – начало обучения
Упанаяна – принятие учителя
Слайд 32

1. АНТЬЕШТИ-КРИЯ - погребение Смысл этой самскары заключается в признании того,

1. АНТЬЕШТИ-КРИЯ - погребение

Смысл этой самскары заключается в признании того, что

со смертью тела не кончается существование личности.
Напротив, душа, освободившись от одного тела, переходит в следующее согласно закону кармы!
Следовательно, благочестивое погребение обязательно повлияет на будущую жизнь человека!
Из этого утверждения следует, что у каждого ребенка УЖЕ ЕСТЬ ПРОШЛОЕ, поэтому родители должны понимать, что они не смогут полностью сделать ребенка таким, каким они желают его видеть!!!
Слайд 33

2. ВИВАХА - бракосочетание Рождение ребенка начинается ЗАДОЛГО до физического рождения.

2. ВИВАХА - бракосочетание

Рождение ребенка начинается ЗАДОЛГО до физического рождения.


Благополучно зачать, родить и вырастить ребенка смогут только те родители, которые действительно подходят друг другу и уважают один другого!!!
Виваха – пер. «поддерживать»
Поэтому правильное бракосочетание родителей тоже относят к методам воспитания!
Свадьба должна быть, по возможности, пышной!
Слайд 34

3. ГАРБХАДХАНА - зачатие Состояние родителей во время зачатия формирует тело

3. ГАРБХАДХАНА - зачатие

Состояние родителей во время зачатия формирует тело и

сознание будущего ребенка!!!
Поэтому родители должны быть уверены в своем здоровье на следующих уровнях:
Физическое здоровье
Психическое здоровье
Духовное здоровье
Слайд 35

4. ПУМСАВАНА – закладывание качеств Лучшим способом закладывания будущих качеств ребенка

4. ПУМСАВАНА – закладывание качеств

Лучшим способом закладывания будущих качеств ребенка является

совместная молитва или посещение храма
Слайд 36

5. СИМАНТОННАЯНА – укладывание волос будущей матери Весь смысл указанного действия

5. СИМАНТОННАЯНА – укладывание волос будущей матери

Весь смысл указанного действия заключается

в успокоении и оказании поддержки будущей маме, так как именно она имеет глубочайшую связь с будущим новорожденным
Слайд 37

6. ДЖАТА-КАРМА - рождение Имеет 3 составляющие: Молитва о благе ребенка

6. ДЖАТА-КАРМА - рождение

Имеет 3 составляющие:
Молитва о благе ребенка
Омовение младенца
Первое кормление

грудью
Отцу очень желательно быть в столь важное и ответственное время вместе с матерью
Слайд 38

7. НАМА-КАРАНА – наречение именем Имя определяет будущий характер ребенка, поэтому

7. НАМА-КАРАНА – наречение именем

Имя определяет будущий характер ребенка, поэтому нужно

очень тщательно подходить к этому действию.
Имена должны различаться в зависимости от склонностей, проявляемых ребенком:
Брахман
Кшатрий
Вайшья
Шудра
Но лучший вариант – связать имя ребенка с духовностью!!!
Слайд 39

8. АННА-ПРАШАНА – вкушение злаковых Данное действие знаменует начало «самостоятельной» жизни

8. АННА-ПРАШАНА – вкушение злаковых

Данное действие знаменует начало «самостоятельной» жизни ребенка.
Параллельно

проводится определение склонностей ребенка:
Брахман
Кшатрий
вайшья
Шудра
Слайд 40

9. ЧУДА-КАРАНА – пострижение волос Смысл данного действия заключается в том,

9. ЧУДА-КАРАНА – пострижение волос

Смысл данного действия заключается в том, чтобы

«намекнуть» ребенку, что он перестает быть «царем», и у него появляются конкретные обязанности!
Слайд 41

10. ВИДЬЯРАМБХА – начало учебы У ребенка должно остаться очень позитивное

10. ВИДЬЯРАМБХА – начало учебы

У ребенка должно остаться очень позитивное представление

о начале обучения.
И в то же время его нужно настроить на серьезную работу!!!
Первое, на что нужно обратить внимание – изучение алфавита!
Слайд 42

11. УПАНАЯНА – принятие учителя Благоприятное время принятия учителя будет различаться

11. УПАНАЯНА – принятие учителя

Благоприятное время принятия учителя будет различаться в

зависимости от того, какие склонности имеет ребенок:
Брахман (8 лет)
Кшатрий (11 лет)
Вайшья (12 лет)
Слайд 43

Хорошее решение – обратиться к ведическому астрологу!

Хорошее решение – обратиться к ведическому астрологу!

Слайд 44

Среди вне возрастных методов можно выделить главные, относящиеся к саттва-гуне: Метод

Среди вне возрастных методов можно выделить главные, относящиеся к саттва-гуне:

Метод дисциплинирования

ребенка
Метод констатации ошибки
Метод реагирования на проступок ребенка
Слайд 45

Можно выделить три существенных момента дисциплинирования: А) объяснение правил и запретов

Можно выделить три существенных момента дисциплинирования:

А) объяснение
правил и
запретов
дисциплины
Б)

предупреждение
о последствиях
нарушения
дисциплины
В) поощрение
(но не мотивировка!!!)
результатов
соблюдения
дисциплины
Слайд 46

Метод восприятия ошибок включает в себя две составляющие: А) не воспринимать

Метод восприятия ошибок включает в себя
две составляющие:

А) не воспринимать ошибки

ребенка очень близко к сердцу – ошибки это нормально!!!
Б) обращать больше внимания на позитив, и меньше на негатив!
Слайд 47

Существует две реакции старшего на проступок ребенка: А) физическая - наказание

Существует две реакции старшего
на проступок ребенка:

А) физическая - наказание
Б) логическая

- объяснение
Последнее – важнее и намного дальновиднее!!!