- Главная
- Культурология
- Методы исследования произведения искусства. Теория и практика. Занятие 1
Содержание
- 2. Метод 1 5 пар понятий: линейность-живописность Плоскостность-глубина Замкнутая форма-открытая форма множественность-единство Абсолютная ясность-относительная ясность «Специалистов больше
- 3. Применяя все более и более тонкие приемы, мы можем раскрыть таким же образом связь отдельных частей
- 4. Метод 2 «Рассматривать искусство прошлого исходя из весьма ограниченных представлений о художественном идеале нашей эпохи значит
- 5. Прежде всего следовало бы указать на то, что живопись катакомб не только иконографически, но и по
- 6. Метод 3а Лишь в нашем веке ученые начали кропотливую работу по возвращению смысла произведениям искусства Средних
- 7. Задача …исследования состоит, как правило, в описании и объяснении изображений посредством анализа текста Писания, литургии, проповедей
- 8. Метод 3б Сейчас мы знаем, симптомом какого рода является триумфальная арка на заднем плане «Поклонения волхвов»,
- 9. а) первичный или естественный сюжет – фактический и выразительный (идентификация и осмысление на уровне общечеловеческого опыта)
- 10. Метод 4 «подобно тому, как большинство людей в разговоре или на письме отдают дань собственным привычкам
- 11. «Нам предлагают картину без подписи художника и без всякого иного обозначения, и нас просят определить ее
- 12. «Я изучаю алтарную икону и усматриваю, что она написана на дубе. Значит, она нидерландского или нижнегерманского
- 13. Метод 5 «На основной вопрос о том, почему стиль некой эпохи подвержен внезапным трансформациям, изменяет свой
- 14. Метод 6 Опыт, уже заранее сведенный к группе впечатлений, для каждого из нас огорожен толстой стеной
- 15. Метод 7 «Некоторые говорят, что паралитик слишком запрокинут и что невозможно есть в этом положении... Говорят
- 16. Это в принципе подходы к одному проекту. Не вполне согласованные. Даже на уровне Фостер – «Интеко»
- 18. Скачать презентацию
Метод 1
5 пар понятий:
линейность-живописность
Плоскостность-глубина
Замкнутая форма-открытая форма
множественность-единство
Абсолютная ясность-относительная ясность
«Специалистов больше всего
Метод 1
5 пар понятий:
линейность-живописность
Плоскостность-глубина
Замкнутая форма-открытая форма
множественность-единство
Абсолютная ясность-относительная ясность
«Специалистов больше всего
Применяя все более и более тонкие приемы, мы можем раскрыть таким
Применяя все более и более тонкие приемы, мы можем раскрыть таким
Однако, ход развития искусства не распадается на отдельные точки: индивидуумы сочетаются в более значительные группы. Отличные друг от друга Боттичелли и Лоренцо ди Креди, будучи сопоставлены с любым венецианцем, оказываются, как флорентийцы, схожими; точно также Гоббема и Рейсдаль, каково бы ни было расхождение между ними, сейчас же становятся родственными, если им, голландцам, противопоставить какого нибудь фламандца, например, Рубенса. Это значит: на ряду с индивидуальным стилем существует стиль школы, страны, племени…
Самым излюбленным занятием истории искусства является проведение параллелей между эпохами стиля и эпохами культуры. Колонны и арки высокого ренессанса столь же внятно говорят о духе эпохи, как и фигуры Рафаэля; и барочная архитектура дает не менее отчетливое представление о перемене идеалов, чем сопоставление размашистого жеста Гвидо Рени с благородным и величавым спокойствием Сикстинской Мадонны. (Г.Вельфлин)
Метод 2
«Рассматривать искусство прошлого исходя из весьма ограниченных представлений о художественном
Метод 2
«Рассматривать искусство прошлого исходя из весьма ограниченных представлений о художественном
Прежде всего следовало бы указать на то, что живопись катакомб не
Прежде всего следовало бы указать на то, что живопись катакомб не
Но только искусство готики стремилось завершить в идеальных образах не естественную функцию и соответствующую ей красоту и выразительность форм, как греческое искусство, а хотело переработать традиционные или покоящиеся на наблюдении природы формальные представления и связи в средства для выражения сверхматериального восприятия художественных идеальных созданий. Не только художественно усиленные впечатления от действительности и естественные живые силы, господствующие над организмами, должны были быть воплощены в художественных созданиях, но реальная форма должна была быть наделена такими качествами, которые ставят перед глазами зрителя субстанцию божественного, ее действие, ее трансцендентную закономерность. (М.Дворжак)
Метод 3а
Лишь в нашем веке ученые начали кропотливую работу по возвращению
Метод 3а
Лишь в нашем веке ученые начали кропотливую работу по возвращению
В этой книге мы как раз и попытались придать систематическую форму их изысканиям, а также, насколько это было возможно, мы попытались их дополнить.
Труд, подобный нашему, мог бы быть полезен историкам искусства, ибо в наши дни изучать искусство Средних веков, как в былые времена, не обращая внимания на сюжеты, исключительно с точки зрения развития манер и техник – это значило бы составить себе о нем совершенно ложное представление, полностью игнорируя особенности данной эпохи (Эмиль Маль)
[i] Э. Маль называет археологами ученых, исследовавших искусство Средних веков на протяжении XVII – первой половины XIX вв. – Прим. пер.
Задача …исследования состоит, как правило, в описании и объяснении изображений посредством
Задача …исследования состоит, как правило, в описании и объяснении изображений посредством
Метод 3б
Сейчас мы знаем, симптомом какого рода является триумфальная арка на
Метод 3б
Сейчас мы знаем, симптомом какого рода является триумфальная арка на
Итак, Франческо Сассетти, окруженный античны- ми существами, мог тем не менее с чистой совестью предстать перед миром как верующий христианин… (А.Варбург)
а) первичный или естественный сюжет – фактический и выразительный (идентификация и
а) первичный или естественный сюжет – фактический и выразительный (идентификация и
б) Вторичный или условный (узнавание сюжета на основе знания текстовых источников и контекста эпохи)
в) внутренний смысл или содержание, область символических значений (?)
(Э.Панофский)
Метод 4
«подобно тому, как большинство людей в разговоре или на письме
Метод 4
«подобно тому, как большинство людей в разговоре или на письме
«Нам предлагают картину без подписи художника и без всякого иного обозначения,
«Нам предлагают картину без подписи художника и без всякого иного обозначения,
«Я изучаю алтарную икону и усматриваю, что она написана на дубе.
«Я изучаю алтарную икону и усматриваю, что она написана на дубе.
Но даже в этом гипотетическом случае, где так завидно много можно доказать, не все может быть доказано. В конце концов, все-таки возможно, что Мемлинг заказа не выполнил, передал его исполнение своим ученикам, или что вместо него сделал работу кто-нибудь другой. Решающее последнее слово даже и здесь остается за суждением вкуса, подобно тому, как первое слово принадлежало чувству... Больше того, сказать по правде, я с первого взгляда тотчас подумал о Мемлинге, Мемлинга ждал, Мемлинга искал. Мысль о нем была как бы компасом в моих исследовательских странствиях».
«Хотя критерии, более или менее обоснованно признаваемые «объективными» и подлинно научными, внешне заслуживают быть принятыми в рассмотрение…но в конечном итоге определяющее значение имеет интуиция исследователя, то есть нечто, не подлежащее обсуждению»,
«Видеть не означает пассивно повиноваться художнику; речь идет об активной работе духа и души»
(М.Фридлендер)
Метод 5
«На основной вопрос о том, почему стиль некой эпохи подвержен
Метод 5
«На основной вопрос о том, почему стиль некой эпохи подвержен
Метод 6
Опыт, уже заранее сведенный к группе впечатлений, для каждого из
Метод 6
Опыт, уже заранее сведенный к группе впечатлений, для каждого из
Тому, кто знает фрески Беноццо в Пизе, во флорентийской капелле Медичи и особенно в Сан Джиминьяно, здешние его работы покажутся посредственными. Романтик и поэт Беноццо является здесь еще прозаичным и робким рассказчиком. Воображение его еще дремлет, все силы молодого художника еще уходят на то, чтобы справиться с известным количеством фигур и сцен. Многое, как, например, архитектурные фоны, взято готовым от учителя, фра Беато. Только изредка появляется пейзаж, говорящий о восторге, какой вызывали у флорентийца соколиные взоры Монтефалько. Восторга же и всяческого вообще подъема здесь мало. Беноццо дал умбрийцам всего лишь г р а м о т у искусства кватроченто, ту грамоту, которая сделалась уже общим достоянием флорентийцев в половине XV века, но которая для далекой глухой провинции была еще чистым откровением. Стоит только сравнить фрески Беноццо с почти современными им (1456 год) фресками Бонфильи в Перуджии, чтобы понять, как вовремя пришла эта грамота. (П.П.Муратов)
Метод 7
«Некоторые говорят, что паралитик слишком запрокинут и что невозможно есть
Метод 7
«Некоторые говорят, что паралитик слишком запрокинут и что невозможно есть
Это в принципе подходы к одному проекту. Не вполне согласованные. Даже
Это в принципе подходы к одному проекту. Не вполне согласованные. Даже