В XVI в. культурная жизнь России

Содержание

Слайд 2

В XVI в. культурная жизнь России была проникнута религиозным мировоззрением. С

В XVI в. культурная жизнь России была проникнута религиозным мировоззрением.
С

XVII в. в культуре начался процесс «обмирщения», т. е. распространения в ней светских элементов.
Слайд 3

Важнейшим памятником литературы второй половины XVI в. является переписка Ивана Грозного

Важнейшим памятником литературы второй половины XVI в. является переписка Ивана Грозного

с Андреем Курбским, в которой царь обосновывает свое божественное право управления государством.
Слайд 4

В 1564 г. в России началось книгопечатание, организованное Иваном Федоровым.

В 1564 г. в России началось книгопечатание, организованное Иваном Федоровым.

Слайд 5

В XVII веке были созданы последние летописные сочинения. Главное место в

В XVII веке были созданы последние летописные сочинения.
Главное место в

исторической литературе заняли исторические повести («Сказание Авраамия Палицына», «Временник дьяка Ивана Тимофеева»).
Появился новый жанр — сатирическая повесть («Служба кабаку», «Повесть о куре и лисе» и др.).
Новыми жанрами стали мемуары («Житее протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий).
Все это свидетельствовало об элементах обмирщения, (от слов «мирский», «светский»). распространяющегося в культуре.
Слайд 6

Во второй половине XVII века было создано несколько государственных школ, в

Во второй половине XVII века было создано несколько государственных школ,
в

1687 году в Москве открыто первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия.
Вышли в свет массовым тиражом учебники («Азбука» Василия Бурцева и др.), книги различного содержания.
В 1672 году в Москве была открыта первая книжная лавка. При царском дворе выходила рукописная газета «Куранты».
Слайд 7

В 1687 г. в Москве было открыто первое высшее учебное заведение

В 1687 г. в Москве было открыто первое высшее учебное заведение

— Славяно-греко-латинская академия. Первые преподаватели были греки — братья Иоанникий и Софроний Лихуды.
Слайд 8

В архитектуре при Иване Грозном в честь взятия Казани был построен Собор Василия Блаженного (Покровский собор).

В архитектуре при Иване Грозном в честь взятия Казани был построен

Собор Василия Блаженного (Покровский собор).
Слайд 9

В начале XVI в. в Москве были построены стена Китай-города (1530-е гг.), Новодевичий монастырь (1525 г.).

В начале XVI в. в Москве были построены
стена Китай-города (1530-е

гг.),
Новодевичий монастырь (1525 г.).
Слайд 10

Обмирщение искусства выражалось в декоративном начале, большей живописности архитектурных сооружений.

Обмирщение искусства выражалось
в декоративном начале, большей живописности архитектурных сооружений.

Слайд 11

Особенно хорошо это прослеживалось в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремле,

Особенно хорошо это прослеживалось в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в

Кремле,
Слайд 12

Летний дворец в селе Коломенское

Летний дворец в селе Коломенское

Слайд 13

В XVII в. получили распространение традиции русского, или нарышкинского, барокко. Своим

В XVII в. получили распространение традиции русского, или нарышкинского, барокко.
Своим

названием архитектурное течение обязано молодому, ориентированному на Западную Европу боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко.
Слайд 14

С 1656 по 1694 гг. шло строительство Новоиерусалимского монастыря

С 1656 по 1694 гг. шло строительство Новоиерусалимского монастыря

Слайд 15

Кремль в Тобольске

Кремль в Тобольске

Слайд 16

В конце XVII века в развитии русской архитектуры появился новый стиль – московское барокко

В конце XVII века в развитии русской архитектуры появился новый стиль

– московское барокко
Слайд 17

Московское барокко — условное название стиля русской архитектуры последних десятилетий XVII

Московское барокко — условное название стиля русской архитектуры последних десятилетий XVII

— первых лет XVIII в., основной особенностью которого является широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрических композиций в храмовой архитектуре.
Слайд 18

Наиболее яркий пример московского барокко – церковь Покрова в Филях

Наиболее яркий пример московского барокко – церковь Покрова в Филях