Композиторы Венской классической школы

Содержание

Слайд 2

Венская классическая школа; классический симфонизм; Й. Гайдн; симфония; рефрен; оратория; «Сотворение

Венская классическая школа;
классический симфонизм;
Й. Гайдн;
симфония;
рефрен;
оратория;
«Сотворение

мира»;
В.А. Моцарт;
«Свадьба Фигаро»;
опера;
«Дон Жуан»;
«Волшебная флета»;
жанр классический концерт;
Л.В. Бетховен;
Третья («Героическая») симфония;
Шестая («Пасторальная») симфония;
Девятая («Хоральная») симфония;
«Лунная» соната;
«Аппассионата»

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

Слайд 3

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Классический симфонизм Гайдна. Музыкальный мир Моцарта. «Музыка, высекающая

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Классический симфонизм Гайдна.
Музыкальный мир Моцарта.
«Музыка, высекающая

огонь из людских сердец». Л. ван Бетховен.

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет Венская школа композиторов?

Слайд 4

подвопросы Классический симфонизм Гайдна*. Музыка Венской классической школы. Заслуги Гайдна в

подвопросы

Классический симфонизм Гайдна*. Музыка Венской классической школы. Заслуги Гайдна в создании

инструментальной музыки и формировании устойчивого состава симфонического оркестра. Анализ лучших произведений композитора.
Музыкальный мир Моцарта. Судьба композитора и основные вехи его творческой биографии. Моцарт как блистательный сочинитель симфонической музыки и создатель жанра классического концерта. Оперные шедевры Моцарта.
«Музыка, высекающая огонь из людских сердец». Л. ван Бетховен. Судьба композитора и основные этапы его творчества. Путь от классицизма к романтизму — смелые эксперименты и творческие поиски. Разнообразие музыкального наследия (на примере известных произведений композитора).
Слайд 5

Классицизм в музыке Когда сегодня говорят о классицизме в музыкальном искусстве

Классицизм
в музыке

Когда сегодня говорят о классицизме в музыкальном искусстве в

большинстве случаев имеют в виду творчество композиторов XVIII в . - Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена, которых мы называем венскими классиками или представителями Венской классической школы. Это новое направление в музыке стало одним из самых плодотворных в истории музыкальной культуры.
Национальная австрийская музыкальная культура этого периода оказалась замечательной средой для создания такого пласта в музыкальном искусстве, который отвечал новым идеям и настроениям. Венские композиторы- классики сумели не только подытожить всё лучшее, чего достигла европейская музыка, но и воплотить в музыке эстетические идеалы эпохи Просвещения, сделать собственные творческие открытия. Наивысшим достижением музыкальной культуры этого времени стало формирование классических музыкальных жанров и принципов симфонизма в произведениях Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена .

Скрипичный квартет

Слайд 6

Классический симфонизм Гайдна В историю мировой музыкальной культуры Йозеф Гайдн (1732-1809)

Классический
симфонизм Гайдна

В историю мировой музыкальной культуры Йозеф Гайдн
(1732-1809) вошёл как создатель

классической симфонии. Ему
также принадлежит заслуга в создании инструментальной музыки и формировании устойчивого состава симфонического оркестра.
Творческое наследие Гайдна поистине ошеломляюще! Он является автором 104 симфоний, 83 струнных квартетов, 52 клавирных сонат, 24 опер... Кроме того, им создано 14 месс и несколько ораторий. Во всём, что написано известным австрийским композитором, чувствуется непревзойдённый талант и блестящее мастерство .

Сын бедного каретника. С 6 лет начал петь в церковных хорах, добывал средства к жизни игрой на музыкальных инструментах.

Слайд 7

Словарь урока симфония - музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в

Словарь урока

симфония - музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме;
струнный

квартет— жанр академической музыки, произведение для четырёх смычковых инструментов (как правило — двух скрипок, альта и виолончели)
клавирная соната-жанр клавирной (фортепианной) сонаты
опера - род музыкально-драматического произведения, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки.
месса - основная литургическая служба в латинском обряде Католической Церкви
оратория  - крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра.
Слайд 8

Классический симфонизм Гайдна Творчество Гайдна уже при жизни получило европейскую известность

Классический
симфонизм Гайдна

Творчество Гайдна уже при жизни получило европейскую известность и по

достоинству было оценено современниками. Музыка Гайдна - это «музыка радости и досуга», она полна оптимизма и действенной энергии, светла и естественна, лирична и изысканна.
Композиторская фантазия Гайдна,
казалось, не знала границ. Его
музыка богата контрастами, паузами
и неожиданными сюрпризами. Так, в
94-й симфонии (1791), в середине
второй части, когда музыка звучит
спокойно и тихо, неожиданно
раздаются мощные удары литавр
только для того, чтобы зритель «не
скучал»...
Моцарт с восхищением говорил:
«Никто не в состоянии делать всё: и
балагурить, и потрясать, вызывать
смех и глубоко трогать, и всё
одинаково хорошо, как это умеет
Гайдн».

Представление оперы Й . Гайдна
«Непредвиденная встреча» в театре
князя М . Эстерхази в 1775 г.

Слайд 9

Классический симфонизм Гайдна Первая часть симфонии обычно исполнялась в быстром, стремительном

Классический
симфонизм Гайдна

Первая часть симфонии обычно
исполнялась в быстром,
стремительном темпе. Она активна и
драматична,

чаще всего в ней был
заключён основной конфликт двух
образов - тем. В обобщённой форме в
ней передавалась атмосфера жизни
главного героя.
Вторая - медленная, лиричная,
навеянная созерцанием прекрасных
картин природы - проникала во
внутренний мир героя. Она способна
вызвать в душе размышления,
сладостные мечты, грёзы и
воспоминания.
В третьей, рассказывающей о часах
досуга и отдыха героя, его общении с
людьми, звучала живая, подвижная
музыка, первоначально восходившая
своими ритмами к менуэту –
спокойному салонному танцу XVIII в.,
позднее - к скерцо – весёлой
танцевальной музыке шутливого
характера.

Быстрая четвёртая часть подводила своеобразный
итог размышлений героя , выделяла главное в его понимании смысла жизни человека. По форме она напоминала рондо с чередованиями неизменной темы - рефрена (припева) и постоянно обновляемых эпизодов .

Слайд 10

Классический симфонизм Гайдна Последние сонаты, написанные в 1790-х гг,. явно ориентированы

Классический
симфонизм Гайдна

Последние сонаты, написанные в 1790-х гг,. явно ориентированы на выразительные

возможности нового инструмента — фортепиано.
Всю жизнь искусство было для
Гайдна главной опорой и
постоянным источником
внутренней гармонии,
душевного равновесия и
здоровья. Он надеялся, что
таковым оно останется и для
будущих слушателей.
«В этом мире так мало радостных и довольных людей», — писал семидесятилетний композитор, — «везде их преследуют горе и заботы; быть может, твой труд послужит подчас источником, из которого полный забот и обремененный делами человек будет черпать минутами свое спокойствие и отдых».

Последние годы жизни Гайдн провёл в уединении, в маленьком домике на окраине Вены. Он почти ничего не писал. Чаще предавался воспоминаниям о своей жизни, полной смелых начинаний и экспериментаторских поисков .

Слайд 11

Словарь урока менуэт - старинный народный французский грациозный танец, названный так

Словарь урока

менуэт - старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких

шажков на низких полупальцах, па меню (pas menus).
скерцо - часть симфонии, сонаты, квартета или самостоятельная музыкальная пьеса в живом, стремительном темпе, с острохарактерными ритмическими и гармоническими оборотами
рондо - музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами.
рефрен - повтор (иногда припев) одного или нескольких слов или строк. 
клавир – 2 значения: музыкальный клавишный инструмент и переложение партитуры оперы;
клавесин - клавишный струнный музыкальный инструмент со щипковым способом звукоизвлечения.
Слайд 12

Музыкальный мир Моцарта Годы жизни (1756-1791) Австрия, Зальцбург. Профессии: композитор, органист,

Музыкальный
мир Моцарта

Годы жизни (1756-1791) Австрия, Зальцбург.
Профессии: композитор, органист, скрипач, дирижёр, педагог.
Инструменты:

орган, скрипка, клавесин, клавир
Впервые соединил в опере драматическое и комическое
Симфоническая музыка
Духовная музыка («Реквием»).
В шесть лет он вместе с отцом Леопольдом Моцартом , талантливым музыкантом капеллы архиепископа города Зальцбурга , гастролировал с концертами по Европе.
В одиннадцать - сочинил первую оперу, а в четырнадцать - дирижировал на премьере собственной оперы в театре Милана. В том же году он получил почётное звание академика музыки города Болоньи .

Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт

Слайд 13

Музыкальный мир Моцарта Моцарт, как известно, был вундеркиндом: в четыре года

Музыкальный
мир Моцарта

Моцарт, как известно, был вундеркиндом: в четыре года малыш написал

свой первый концерт для клавира, причём такой сложный, что вряд ли кто-либо из европейских виртуозов мог бы его исполнить. Когда любящий отец отнял у малыша неоконченную нотную запись, он изумленно воскликнул: - Но этот концерт так труден, что его никто не сможет сыграть! - Какие глупости, папа! - возразил Моцарт,- его может сыграть даже ребенок. Например я.

Юный Моцарт

Слайд 14

Музыкальный мир Моцарта В историю музыкальной культуры Моцарт вошёл как блистательный

Музыкальный
мир Моцарта

В историю музыкальной культуры
Моцарт вошёл как блистательный
сочинитель симфонической музыки,
создатель жанра

классического концерта,
автор «Реквиема» и 20 опер, среди
которых особую известность получили
«Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и
«Волшебная флейта». Подчёркивая
значение его творческого наследия,
хочется повторить вместе с А. С.
Пушкиным: «Ты, Моцарт, Бог, и сам того
не знаешь...».
В оперном искусстве Моцарт
прокладывал собственную дорогу,
отличную от своих знаменитых
предшественников и современников.
Редко используя мифологические
сюжеты, он главным образом обращался
к литературным источникам:
средневековым легендам и пьесам
известных драматургов .

И. Бюхе. Моцарт за сочинением
произведений. 1880 г.

Слайд 15

Музыкальный мир Моцарта Творчество Моцарта представлено также выдающимися сочинениями духовной музыки:

Музыкальный
мир Моцарта

Творчество Моцарта
представлено также
выдающимися
сочинениями духовной
музыки: мессами,
кантатами, ораториями. Вершиной его духовной
музыки

стал «Реквием»
(1791) грандиозное
произведение для хора,
солистов и
симфонического оркестра.
Смертельно больной
Моцарт не успел закончить
это произведение. По
наброскам композитора оно
было доработано одним из
его учеников.

Антонио
Сальери

Б. Крафт. Портрет
Моцарта. 1814 г .

Притча о гибели В.А. Моцарта

Слайд 16

«Музыка, высекающая огонь из людских сердец». Л. ван Бетховен Годы жизни

«Музыка, высекающая огонь
из людских сердец».
Л. ван Бетховен

Годы жизни (1771-1827),

Австрия, Вена
Путь от классицизма к новому стилю (романтизму)
9 симфоний, 32 сонаты, симфонические увертюры, 16 струнных квартетов, 5 концертов, кантаты, опера «Фиделио», романсы, обработки народных песен.
С 1792 года Бетховен живёт в Вене, одном из крупнейших культурных центров того времени. Он выступает в аристократических салонах как блестящий импровизатор, учится у прославленных мастеров – Гайдна, Сальери, Альбрехтсбергера. Охватывая все основные жанры эпохи, композитор создает за 1795-1803 годы более ста сочинений: первую и вторую симфонии, сонаты, квартеты, трио, оперу “Фиделио”.

Людвиг Ван Бетховен родился в Бонне (Германия)

Слайд 17

«Музыка, высекающая огонь из людских сердец». Л. ван Бетховен Немецкий композитор,

«Музыка, высекающая огонь
из людских сердец».
Л. ван Бетховен

Немецкий композитор, которого

нередко считают величайшим творцом всех времен.
Его творчество относят как к классицизму, так и к романтизму.
Сочинения Бетховена - прежде всего выражение его гениальной личности.
В период между 1803 и 1812 годами им написано шесть симфоний (3 – 8), пять квартетов (7 –11), два фортепьянных (4, 5) и скрипичный концерты, увертюры “Леонора” и “Кориолан”, музыка к “Эгмонту”, фортепьянные, вокальные произведения и многое другое.

Й. Мелер. Портрет Бетховена. 1804-1805 гг. Музей истории города, Beнa

Слайд 18

«Музыка, высекающая огонь из людских сердец». Л. ван Бетховен В 1820-е

«Музыка, высекающая огонь
из людских сердец».
Л. ван Бетховен

В 1820-е годы

рождаются такие шедевры, как “Торжественная месса”, пять квартетов (12 – 16), последние сонаты, девятая симфония. Последние годы жизни – цепь горестей и разочарований: тяжелым грузом давят материальные затруднения и, главное, усиливающаяся с каждым годом глухота. Скончался Бетховен в Вене 26 марта 1827 года.

Й. Шmилер . Портрет Л. ван Бетховена. 1819-1822 гг. Музей Бетховена, Бонн