Рекламный процесс в первой четверти XIX века. Рекламный процесс в журнальной периодике

Содержание

Слайд 2

В первой четверти XIX века газетная реклама, в целом, воспроизво­дила матрицу,

В первой четверти XIX века газетная реклама, в целом, воспроизво­дила матрицу,

уже сложившуюся в предшествующую эпоху. 50 % площадей «Санкт-Петербургских» и «Московских ведомостей» занимали объявления.
А если отдельно издаваемые тома «Прибавле­ний» и «Объявлений» рассматривать как органические части этих га­зет, то доля рекламы доходит до 70-80 %.
Объявления охватывают практически весь спектр внутренней дело­вой информации и тематически отделены от официоза — приказов Его Императорского Величества, сообщений о назначениях, отставках, су­дебных решениях, ответов на прошение подданных, а также официаль­ной региональной и внешней информации.

Рекламный процесс в первой четверти XIX века

Слайд 3

Структура блоков казенных и частных объявлений дает полное пред­ставление о деловой

Структура блоков казенных и частных объявлений дает полное пред­ставление о деловой

жизни начала XIX века. Наиболее активно заяв­ляет о себе рынок труда. В отделе казенных объявлений это рубрика «Подряды». Частные интересы заявляют о себе в разделах предложе­ний услуг, приглашений.
Финансовая сфера находила отражение в разделах уведомлений о банкротствах, о продлении или завершении сроков заключения дого­воров, о вызове кредиторов, должников, наследников, отдаче в наем, продаже с публичного торга. Эта информация в равных соотношениях носила как казенный, так и частный характер. Примечательно, что она регулярно подкреплялась «предостерегательными известиями», где описывались варианты мошенничества в этой сфере.
Потребительская информация была представлена, по преимуществу, рекламой книг. Это дань эпохе Просвещения, и в то же вре­мя — свидетельство сохраняющейся культурной отчужденности публи­ки от средств массового информирования. Став неотъемлемым компо­нентом в опыте деловых коммуникаций, их влияние на частную жизнь граждан было еще крайне ограниченным.
К началу 30-х годов объем объявлений в двух главных российских газетах существенно сокращается. Это связано с появлением сети ре­гиональных и специализированных изданий.

Рекламный процесс в первой четверти XIX века

Слайд 4

Заметные типологические сдвиги происходят в 30-50 годах. Обобщенно суть этих перемен

Заметные типологические сдвиги происходят в 30-50 годах. Обобщенно суть этих перемен

можно обозначить про­цессами коммерциализации прессы.
Наиболее отчетливо они проявляются в таких изданиях, как «Москов­ский телеграф» (1825-1834) Н. А. Полевого, «Северная пчела» (1825-1864) Ф. В. Булгарина, Н. И. Греча. Но их экономическое положение было слишком зависимо от раз­личных форм правительственного финансирования, а также разреши­тельных мер в отношении тиража, подписной цены, распространения, размещения коммерческих и казенных объявлений.
Так образом, предпри­нимательская свобода была достаточно иллюзорной, поскольку эти издания были на коротком поводке в отношении содержательного ин­формационного наполнения.

Рекламный процесс в первой четверти XIX века

Слайд 5

Как известно, в XVIII — первой половине XIX века для России

Как известно, в XVIII — первой половине XIX века для России

была характерна непомерная ориентация на достижения европейской куль­туры, особенно французской. Из литературных и иных источников мы знаем, что российские франты и кокетки готовы были выкладывать немалые деньги, чтобы соответствовать последнему слову французской моды.
Эти причуды эксплуатируются в разделе «Моды». «Парижские модные обычаи» — подробно и со вкусом рассказывается о француз­ском образе жизни, об убранстве гостиных, экипажах. В этом же раз­деле регулярно публикуются «парижские дамские наряды», «париж­ские мужские наряды», «новые косметические изобретения». А также «петербургские дамские наряды» и «петербургские мужские наряды» — очевидно, с учетом провинциального читателя.
Еще любопытнее рубрика «Смесь». Это информационный калейдо­скоп, построенный по принципу светских сплетен.
«Надеемся услужить всем кавалеристам, любителям до лошадей и пу­тешественникам извещением об открытии верного средства для лоша­дей от укушений шершней, слепней и ос...» (далее следует рецепт сред­ства). Концовка этого сообщения по убеждающей энергетике может служить образцом для современных составителей рекламных текстов: «...Турки и арабы давно употребляют сие средство№

Рекламный процесс в первой четверти XIX века

Слайд 6

Как видим, структура приведенных текстов несет в себе весь набор сугге­стивных

Как видим, структура приведенных текстов несет в себе весь набор сугге­стивных

приемов, чтобы предмет пустячной светской болтовни сделать максимально привлекательным и желаемым.
Здесь присутствует все: и преувеличенная забота о благе ближнего, и обстоятельное объяснение содержания этого блага, и ссылка на авторитетные свидетельства.
Все, кроме конкретного адреса, где это благо можно приобрести. Впрочем, и этот опознавательный знак рекламы встречается.
В 30-50 годы появляются частные специализированные издания. Наиболее динамичные изменения происходят в экономической прес­се. Рождаются еженедельник «Купец», «Журнал для Акционеров», газе­та «Посредник промышленности и торговли».
Так же, как и в секторе общеполитических и литературных изданий, частным изданиям было сложно конкурировать с органом департамен­та внешней торговли «Коммерческой газетой» (1825-1860).
Ей было передано монопольное право на публикацию казенных и частных объяв­лений и на особенно ценимую набирающим силу торговым сословием официально-справочную информацию, отвечающую на главные ком­мерческие вопросы: что? где? почем?
Эти сведения содержали прейс­куранты на главные товары в Гамбурге, Амстердаме, а также «цены рос­сийских произведений в Лондоне». Давалась информация о вексельном и денежном курсе в Петербурге и других торговых столицах.

Рекламный процесс в первой четверти XIX века

Слайд 7

Новаторством были публикации проектных документов изданий, которые по содержанию являлись их

Новаторством были публикации проектных документов изданий, которые по содержанию являлись их

рекламой. Обязательными компо­нентами этих текстов были патриотические идеи, идеи общественной пользы, а также апелляции к корпоративным чувствам нарождающегося делового сословия.
В своем первом обращении к читателю «Купец» подчеркивал, что будет издаваться сразу на трех языках — русском, немецком и французском, ставит своей целью «способствовать у спехом отечественной промышленности указанием торговых домов, фабрик, заводов и мастерских со всеми условиями, к сбыту и приобретению то­варов и изделий».
Не получая должной коммерческой отдачи, издатель вновь и вновь призывает купечество к подписке, обыгрывая при этом привлекатель­ные стороны своего проекта, а также возможную широту натуры чита­телей, их патриотические чувства, сословную солидарность: 
«В коммер­ческой стране купцу нельзя не нуждаться в коммерческом журнале. Купцу позволительно сказать: не купец тот и не патриот, кто не име­ет журналов, издаваемых значительным иждивением благотворного правительства».

Рекламный процесс в первой четверти XIX века

Слайд 8

Тем не менее, в отличие от «Северной пчелы, эти издания были

Тем не менее, в отличие от «Северной пчелы, эти издания были

не столь удачливы в бизнесе и потому недолговечны.
Одной из причин являлось то, что предпринимательский слой в России в это время еще не консолидировался осознанием общих интересов.
Как справедливо отмечает Б. И. Есин: «Частный капитал в силу ряда причин: недоста­точно большого накопления, политической трусости его владельца, стра­ха перед правительственным надзором, который лишал всякой гаран­тии денежного вложения в прессу, в силу долгого непонимания выгоды таких затрат, культурной отчужденности прессы и т. д. — неохотно шел на расходы по субсидированию прессы».

Рекламный процесс в первой четверти XIX века

Слайд 9

Журнальная периодика в России стала формироваться с середины XVIII века, но

Журнальная периодика в России стала формироваться с середины XVIII века, но

до начала следующего столетия она имела довольно узко целенаправленный, элитарный характер.
Публикация объявлений в первых российских журналах отсутствовала, за исключением их паро­дийного обыгрывания в сатирическом журнале «Трутень».
Повременные издания уделяли много внимания библио­графическим известиям — сообщениям о литературных российских и зарубежных новинках.
«Толстые», литературные журналы первой четверти XIX века — «Вестник Европы»-, «Сын Отечества», «Мос­ковский телеграф» —  сохраняют эту традицию и свое значение в полной мере.

Рекламный процесс в журнальной периодике

Слайд 10

Рекламный процесс в журнальной периодике

Рекламный процесс в журнальной периодике

Слайд 11

Рекламных разделов в этих изданиях нет — есть активная попу­ляризация книжных

Рекламных разделов в этих изданиях нет — есть активная попу­ляризация книжных

новинок, красочные оповещения о новейших па­рижских модах с приложением цветных картинок и публикации, кото­рые можно рассматривать как варианты скрытой рекламы.
Так, в разделе «Московские записки» «Московского телеграфа» за 1825 год сообщалось: «Поздравляем жителей Москвы с появлением диковинки. Я, Пинтар, главный рыболов в Адриатическом море при владениях гра­фа Турна, привез в Москву Акулу, страшную рыбу, которая как щепки ломает лодки и корабли, на которой свободно могут сидеть 15 человек, которую по великим трудам (так!) удалось, наконец, приобрести якор­ным ударом; но к чему пересказывать то, что сами зрители услышат от красноречивого хозяина Акулы! Пусть спешат любопытные и посмот­рят на рыбью кожу, впрочем, составленную из нескольких лоскутков, или подождут до Святой недели: тогда насладятся они сим величествен­ным зрелищем под Новинским».
Типовые реквизиты рекламного текста в этой публикации отсутствуют, но все ее содержание носит откровен­но рекламный характер, возбуждая любопытство и подсказывая нехит­рые пути его удовлетворения.

Рекламный процесс в журнальной периодике

Слайд 12

Подобная информация время от времени появлялась в различных новостных разделах «Московского

Подобная информация время от времени появлялась в различных новостных разделах «Московского

телеграфа».
Особенно тщатель­но велось здесь отслеживание литературных новинок, многие из кото­рых к тому же обстоятельно аннотировались.
В Прибавлении к № 3 «Московского телеграфа» за 1825 год находим следующий текст: «Чи­татели наши, конечно, с удовольствием услышат, что в Петербурге пе­чатается и скоро выйдет новая поэма А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Желающие иметь сие новое прекрасное произведение необыкновенного нашего Поэта могут адресоваться в Санкт-Петербург к книгопродав­цу Ивану Васильевичу Сленину, предлагая 6 рублей». Здесь перед на­ми вполне определившийся рекламный текст, помещенный в разделе «Книжные известия».
Библиографическая работа «толстых» россий­ских журналов останется их сильной стороной вплоть до 1917 года.

Рекламный процесс в журнальной периодике

Кстати, «Евгений Онегин» - это роман, но анонсировался как поэма.
А вот «Мертвые души» Н.В. Гоголя – поэма!

Слайд 13

Рекламный характер носили публикации новинок па­рижской моды, сопровождавшиеся цветными иллюстрациями. Одним

Рекламный характер носили публикации новинок па­рижской моды, сопровождавшиеся цветными иллюстрациями. Одним

из первых в России ввел это обыкновение «Дамский журнал», издавав­шийся П. И. Шаликовым.
Тем самым стала удовлетво­ряться насущная потребность той части аристократических семейств, которая, по словам А. С. Пушкина:
...по-русски плохо знала,
журналов наших не читала..

Рекламный процесс в журнальной периодике

Слайд 14

Не читая целиком журнальных текстов, многие дамы света и полу­света чрезвычайно

Не читая целиком журнальных текстов, многие дамы света и полу­света чрезвычайно

интересовались новинками моды — ведь способно­стью ей следовать зачастую определялся престиж и ранг всего семей­ства на социальной лестнице.
Отлично понимая это, деятели эпохи коммерциализации прессы - братья Полевые, Булгарин, Сенковский -старались не упускать прибыльной возможности.
В оглавлении перво­го номера «Московского телеграфа» за 1827 год указано: «При сей кни­ге приложен портрет Шиллера и картинка Парижских женских мод». Подобные извещения присутствуют и в других номерах.

Рекламный процесс в журнальной периодике

Слайд 15

А. С. Пушкин, задумывая свой журнал «Современник», писал П. Вя­земскому 3

А. С. Пушкин, задумывая свой журнал «Современник», писал П. Вя­земскому 3

сентября 1831 года: «О газете политической нечего и ду­мать, но журнал ежемесячный, черырехмесячный, третейской (так!) можно бы нам попробовать — одна беда: без мод он не пойдет, а с мода­ми стать нам наряду с Шаликовым, Полевым и проч. — совестно».
Как видим, женская мода – популярная рекламная приманка.
К газете «Северная пчела» комплект модных картинок прилагался в качестве бесплатной премии подписчикам, о чем широковещательно сообщалось в объявлениях о подписке.

Рекламный процесс в журнальной периодике

Слайд 16

Именно объявления о подписке на периодические изда­ния составляли основной массив рекламных

Именно объявления о подписке на периодические изда­ния составляли основной массив рекламных

текстов в журналах пореформенного периода.
Несмотря на то, что рекламная тематика объявлений постоянно расши­рялась, 80 процентов всех объявлений в «толстых» журналах до конца века составляли извещения о печатной (книжной и журнальной) про­дукции.

Рекламный процесс в журнальной периодике

Слайд 17

После реформы 1861 года большинство журналов начало ориенти­роваться скорее на разночинную,

После реформы 1861 года большинство журналов начало ориенти­роваться скорее на разночинную,

чем на аристократическую аудито­рию.
Картинки парижских мод отошли в специализированные изда­ния, хотя в виде бесплатных приложений они фигурировали в качестве приманки вплоть до XX века.
Теперь на рекламных страницах солид­ных журналов появляются другие картинки — черно-белые оттиски штриховых рисунков, представляющих торговые новинки, типа пишу­щих машинок «Ремингтон» или сельскохозяйственных машин новей­шей конструкции.
В обычном случае рекламные извещения занимали одну-две страницы при открытии журнальной книжки и четыре-пять страниц — в ее конце. Начальная страница стоила в 80-е годы XIX века до 50 рублей, последние — вдвое меньше.

Рекламный процесс в журнальной периодике

Слайд 18

К концу века рекламная тематика серьезных журналов «Вестник Европы», «Северный вестник»,

К концу века рекламная тематика серьезных журналов «Вестник Европы», «Северный вестник»,

«Русская мысль» сохраняла корректность и правила хорошего вкуса. Здесь, в отличие от газет (даже «качествен­ных»), не появилось крикливости, развязности, чрезмерной экспрессии.
Рекламные тексты выдержаны в информативно-содержательном, де­ловитом, серьезном тоне. Помимо книжно-журнальной продукции и новинок техники, значительное место стали занимать сообщения об открытии художественных и промышленных выставок, зрелищных мероприятиях, отдыхе на курортах.
Обстоятельно описывает модер­нистски ориентированный журнал «Северный вестник» в номерах за 1896 год достоинства курортного сезона на Липецких минеральных водах. Здесь рассказано о прекрасном климате, удовольствии гулять по лесу, принимать купания, о целебных свойствах вод, количестве и качестве лечебных процедур, квалификации врачей и даже ценах в го­стиницах и ресторанах.
Рыночная экономика, утверждаясь в России сто лет назад, брала приступом даже такие цитадели элитарности, как сим­волистски-модернистский журнал.

Рекламный процесс в журнальной периодике

Слайд 19

Наибольшей доходчивостью до массовой аудитории отличалась реклама, публиковавшаяся в иллюстрированном еженедельнике

Наибольшей доходчивостью до массовой аудитории отличалась реклама, публиковавшаяся в иллюстрированном еженедельнике

«Ни­ва». Это издание приметно и своим долгожительством, и успешным расширением тиража В первый год выхода — 1869-й — было 9 тысяч экземпляров, в 1891 году — 115 тысяч, а к началу XX века уже 235 ты­сяч экземпляров, что явилось рекордным для журнальных изданий30. «Нива» перестала печататься лишь в 1918 году.
Программа журнала — массо­вого журнала для семейного чтения — с уклоном в характерные для наступления массовой культуры сентиментализм, романтизация быта, мистические сюжеты — никак не сочеталась с торжеством пролетар­ской идеологии. Но вот для рубежа веков «Нива» являлась знамением времени, и именно в ней рекламным публикациям была уготована мак­симальная эффективность.
Вполне обоснованно на рубеже XX века редакция «Нивы» заявляла: «Немногие частные повременные издания в России проявили такую долговечность, и ни одно из них не достигло такого ши­рокого, повсеместного распространения, как наш журнал. Он читается в городе и деревне, в центральной России и на ее окраинах; вы его встре­тите и в скромном жилище городского или сельского труженика, и в рос­кошной гостиной богатого или влиятельного человека; нет уголка в Рос­сии, куда бы он ни проникал; все его читают, все знают»

Рекламный процесс в журнальной периодике

Слайд 20

Особой популярностью «Нива» пользовалась у женской аудитории. Журнал не сошел с

Особой популярностью «Нива» пользовалась у женской аудитории. Журнал не сошел с

выигрышного пути завоевания популярности: в чис­ле бесплатных приложений издается ежемесячный обзор парижских мод. И в целом адресованная женщинам реклама в «Ниве» составляла около половины ее общего количества. Здесь лидировали тексты, свя­занные с различными способами сохранить и увеличить красоту, при­влекательность, жизнерадостность женского облика.
Таково несмет­ное число сообщений о парфюмерных и косметических изделиях, особо изысканных предметах туалета. Тем дамам, которые будут принимать пилюли «Марбор» рекламист обещает красивую грудь, а тем, кто при­обретет березовый бальзам доктора Ленчиля гарантируется гладкость и белизна кожи лица и рук.
Результативности рекламы, помещаемой «Нивой», способствовали обильные и нередко весьма качественные иллюстрации как предлагае­мых товаров, так и их предполагаемых пользователей. Очарователь­ные женские головки — иллюстративный лейтмотив издания, нередко заполнявший обложку. Это очень способствовало росту тиража ежене­дельника.

Рекламный процесс в журнальной периодике

Слайд 21

Рекламный процесс в журнальной периодике Кстати, обратите внимание, как работает текст

Рекламный процесс в журнальной периодике

Кстати, обратите внимание,
как работает текст в

афише
и гармоничен с изображением! – все эскизы до печати делались от руки!
Слайд 22

Максимально высокий накал рекламных страстей в России пришелся на десятилетие между

Максимально высокий накал рекламных страстей в России пришелся на десятилетие между

началом русско-японской и началом Первой мировой войн.
В это вре­мя состоялся столь энергичный прорыв рекламных текстов в прессу, что вновь массовые газеты стали уделять им больше внимания и ме­ста, чем основным журналистским публикациям. Была преодолена и относительная разборчивость в помещении рекламы серьезными журналами.
Тематические предпочтения для объявлений, связанные с профилем изданий, типичные для 90-х годов XIX века, пересматри­ваются.

Рекламный процесс в журнальной периодике

Слайд 23

В серьезном педагогически ориентированном журнале «Родная речь» за 1904 год на

В серьезном педагогически ориентированном журнале «Родная речь» за 1904 год на заключительных страницах

уже редко попадаются биб­лиографические сообщения, вроде сообщения о выходе «Словаря ино­странных слов».
Основное пространство откуплено знакомыми нам процветающими фирмами: «Сиу и К°», «Брокаръ и К°», «Товарищест­вом Эйнем». «Новость!» — восклицает реклама последнего, — «Снеж­ные трубочки»! И сверток таковых, нарисованный с тщательной выписанностью рельефа этих трубочек и заполняющего их крема, занимает самое выигрышное место на рекламной полосе. 
«Новость!» — тем же приемом стремится привлечь к себе внимание фирма «Брокаръ и К°». 
«Мыло "Рукоделъницъ" с приложением рисунков в натуральную величи­ну для салфеток, занавесей, подушек и проч». Такое приложение — до­полнительный соблазн, призванный помочь выстоять в конкурентной борьбе. А ниже — еще одно завлекающее заявление: «Вы не разорвете носки из ниток Ideal»,и адрес, по которому чудо-носки продаются.

Рекламный процесс в журнальной периодике