Математические основы компьютерной графики. Лекция 2

Содержание

Слайд 2

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ Скаляр – величина, каждое значение которой может

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ

Скаляр – величина, каждое значение которой может быть

выражено одним (действительным) числом.
Вектор – это направленный отрезок прямой линии, характеризуемый только его длиной и направлением.
Слайд 3

ВЕКТОРНОЕ И АФФИННОЕ ПРОСТРАНСТВО Векторное (линейное) пространство содержит объекты только двух

ВЕКТОРНОЕ И АФФИННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Векторное (линейное) пространство содержит объекты только двух типов:

скаляры (действительные числа) и векторы.
Аффинное пространство – это расширение векторного пространства, в которое включен дополнительный тип объектов – точка.
Слайд 4

АФФИННОЕ ПРОСТРАНСТВО Результатом операции сложения точки и вектора является точка. Обратной

АФФИННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Результатом операции сложения точки и вектора является точка.
Обратной ей

является операция вычитания двух точек, результатом которой будет вектор.
Слайд 5

Координатный метод каждая точка на экране (бумаге при печати на принтере)

Координатный метод


каждая точка на экране (бумаге при печати на принтере) задается

координатами;
координаты используются для описания объектов, которые будут отображаться как пространственные;
при выполнении многих промежуточных действий отображения используют разные системы координат и преобразования из одной системы в другую.
Слайд 6

Системы координат Наиболее востребованными в компьютерной графике являются декартовы системы координат,

Системы координат

Наиболее востребованными в компьютерной графике являются декартовы системы координат, как

способ удобного создания абстракций реальных предметов окружающего мира.
Слайд 7

Цилиндрические, сферические, проективные и различные другие координаты в пространстве обычно используются

Цилиндрические, сферические, проективные и различные другие координаты в пространстве обычно используются

для моделирования специальных эффектов при деформации объектов.

Системы координат

Слайд 8

Системы координат При отображении пространственных объектов используют понятие мировых координат –

Системы координат

При отображении пространственных объектов используют понятие мировых координат – трёхмерных

декартовых координат пространства, в котором размещаются объекты.
Каждый из объектов имеет собственную объектную систему координат.
Слайд 9

Системы координат Экранная система координат связана с тем графическим устройством, где

Системы координат

Экранная система координат связана с тем графическим устройством, где в

заданной проекции на картинной плоскости отображается создаваемая трёхмерная сцена.
Слайд 10

Системы координат

Системы координат

Слайд 11

АФФИННАЯ СИСТЕМА КООРДИНАТ Аффинная система координат – система в n-мерном аффинном

АФФИННАЯ СИСТЕМА КООРДИНАТ

Аффинная система координат – система в n-мерном аффинном пространстве,

определяемая совокупностью n линейно независимых векторов, исходящих из начала координат.
Слайд 12

Координаты точки в аффинной системе координат – это компоненты разложения радиус-вектора

Координаты точки в аффинной системе координат – это компоненты разложения радиус-вектора

точки по координатным векторам.
Число независимых координат, которые определяют ее положение, задает размерность пространства.

АФФИННАЯ СИСТЕМА КООРДИНАТ

Слайд 13

АФФИННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ Все изменения изображений можно выполнить с помощью базовых операций: поворот; масштабирование; отражение; перенос (смещение).

АФФИННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Все изменения изображений можно выполнить с помощью базовых операций:
поворот;
масштабирование;
отражение;
перенос

(смещение).
Слайд 14

Предположим, что на плоскости введена декартова система координат (OXY). Тогда каждой

Предположим, что на плоскости введена декартова система координат (OXY).
Тогда каждой

точке М ставится в соответствие упорядоченная пара чисел (x,y) ее координат.
Вводя на плоскость еще одну декартову систему координат (O’X’Y’), ставим в соответствие той же точке М другую пару чисел (x’,y’).

2D АФФИННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 15

2D АФФИННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ Переход от одной декартовой системы координат на плоскости

2D АФФИННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Переход от одной декартовой системы координат на плоскости к

другой описывается следующими соотношениями:

где α,β,γ,λ - произвольные числа, но

(*)

Слайд 16

2D АФФИННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ Сохраняется точка и изменяется координатная система – произвольная

2D АФФИННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Сохраняется точка и изменяется координатная система – произвольная точка

М остается той же, изменяются лишь ее координаты.
Слайд 17

2D АФФИННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ Изменяется точка, и сохраняется координатная система – формула

2D АФФИННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Изменяется точка, и сохраняется координатная система – формула задает

отображение, переводящее произвольную точку М(x,y) в точку M(x’,y’), координаты которой определены в той же координатной системе.

В дальнейшем будем рассматривать второй случай преобразования, соответствующий рис. б.

Слайд 18

2D АФФИННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ I. Поворот (вокруг начальной точки на угол ϕ) описывается формулами: X

2D АФФИННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

I. Поворот (вокруг начальной точки на угол ϕ) описывается

формулами:

X

Слайд 19

2D АФФИННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ II. Растяжение (сжатие) вдоль координатных осей:

2D АФФИННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

II. Растяжение (сжатие) вдоль координатных осей:

Слайд 20

2D АФФИННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ III. Отражение относительно оси абсцисс задается при помощи формул:

2D АФФИННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

III. Отражение относительно оси абсцисс задается при помощи формул:

Слайд 21

2D АФФИННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ IV. Перенос обеспечивают соотношения:

2D АФФИННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

IV. Перенос обеспечивают соотношения:

Слайд 22

2D АФФИННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ Выбор этих частных случаев определяется двумя обстоятельствами: каждое

2D АФФИННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Выбор этих частных случаев определяется двумя обстоятельствами:
каждое из приведенных

выше преобразований имеет простой и наглядный геометрический смысл;
как доказывается в курсе аналитической геометрии, любое преобразование всегда можно представить как последовательное исполнение (суперпозицию) простейших преобразований I-IV.
Слайд 23

Для применения перечисленных выше преобразований в задачах КГ применяется их матричная запись: 2D АФФИННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Для применения перечисленных выше преобразований в задачах КГ применяется их матричная

запись:

2D АФФИННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 24

Преобразование переноса (IV) в матричном виде записать невозможно. Для простоты алгоритмизации

Преобразование переноса (IV) в матричном виде записать невозможно.
Для простоты алгоритмизации

любого преобразования необходимо иметь матричный вид записи всех четырех преобразований .

2D АФФИННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 25

ОДНОРОДНЫЕ КООРДИНАТЫ Однородными координатами точки M(x,y) называется тройка одновременно не равных нулю чисел , если:

ОДНОРОДНЫЕ КООРДИНАТЫ

Однородными координатами точки M(x,y) называется тройка одновременно не равных нулю

чисел , если:
Слайд 26

Точке М(x, y) ставится в соответствие точка М’(x, y, 1) в

Точке М(x, y) ставится в соответствие точка М’(x, y, 1) в

пространстве.
Произвольная точка на прямой, соединяющей начало координат, точку О(0,0,0), с точкой М’(x, y, 1), может быть задана тройкой (hx, hy, h). Исключая точку О из рассмотрения, будем считать, что h≠0.

ОДНОРОДНЫЕ КООРДИНАТЫ

Слайд 27

Считая h=1 выражение (*) можно переписать в виде: ОДНОРОДНЫЕ КООРДИНАТЫ

Считая h=1 выражение (*) можно переписать в виде:

ОДНОРОДНЫЕ КООРДИНАТЫ

Слайд 28

2D АФФИННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ I. Матрица вращения (rotation):

2D АФФИННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

I. Матрица вращения (rotation):

Слайд 29

II. Матрица масштабирования: 2D АФФИННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

II. Матрица масштабирования:

2D АФФИННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 30

2D АФФИННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ III. Матрица отражения:

2D АФФИННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

III. Матрица отражения:

Слайд 31

2D АФФИННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ IV. Матрица переноса:

2D АФФИННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

IV. Матрица переноса:

Слайд 32

Visual Studio, С#

Visual Studio, С#

Слайд 33

Visual Studio окно элементов Toolbox (Ctrl+Alt+X) Содержит список элементов управления, которые

Visual Studio окно элементов Toolbox (Ctrl+Alt+X)

Содержит список элементов управления, которые можно использовать

на формах приложения. 
Мы будем использовать:
Слайд 34

Окно Solution Explorer Окно Solution Explorer позволяет просматривать состав проектов, входящих

Окно Solution Explorer

Окно Solution Explorer позволяет просматривать состав проектов, входящих в

решение, в виде иерархической структуры, а также связи между проектами и их компонентами.
Компонентами проектов могут быть формы, классы, модули, а также другие файлы, которые требуются для создания приложения.
Слайд 35

Окно Properties (F4) Предназначено для изменения свойств элементов управления создаваемого приложения

Окно Properties (F4)

Предназначено для изменения свойств элементов управления создаваемого приложения

Слайд 36

Рисуем линию

Рисуем линию

Слайд 37

Рисуем линию Перед тем как рисовать линии и фигуры, отображать текст,

Рисуем линию

Перед тем как рисовать линии и фигуры, отображать текст, выводить

изображения и управлять ими в GDI+ необходимо создать объект Graphics.
 Объект  Graphics представляет поверхность рисования GDI+ и используется для создания графических изображений.
Слайд 38

Работа с графикой Этап 1: Создание объекта Graphics. Ввызовите метод CreateGraphics

Работа с графикой

Этап 1: Создание объекта Graphics. Ввызовите метод CreateGraphics формы

или элемента управления, на котором необходимо отобразить графику:
Graphics g = this.CreateGraphics();
Этап 2. Использование объекта  Graphics для рисования линий и фигур, отображения текста или изображения и управления ими. После создания объекта  Graphics его можно использовать для рисования линий и фигур, отображения текста или изображения и управления ими. Основные объекты, используемые с объектом Graphics:
Класс Pen  — служит для рисования линий, контуров и отрисовки других геометрических объектов.
Класс Brush — служит для заливки областей, например фигур, изображений или текста.
Слайд 39

Рисуем линию

Рисуем линию

Слайд 40

Рисуем линию

Рисуем линию

Слайд 41

Рисуем линию

Рисуем линию