Математика. Красота и гармония

Содержание

Слайд 2

Plan: Введение. Притча. Математика - символ мудрости. Симметрия. Общая информация. Виды

Plan:

Введение.
Притча.
Математика - символ мудрости.
Симметрия. Общая информация.
Виды симметрии.
Симметрия в природе.
Симметрия в искусстве.
Живопись.
Архитектура.
Музыка.
Литература
Русский

язык.
Заключение.
Слайд 3

Введение. Цель проекта заключается главным образом в открытие более интересного взгляда

Введение.

Цель проекта заключается главным образом в открытие более интересного взгляда на

применение математики в различных аспектах нашей жизни. Симметрия отражается не только в математических науках, но и в сфере изящных видов искусств.
Она является фундаментальным свойством природы, представление о котором имели великие мыслители разных поколений.
Слайд 4

«Изучение археологических памятников показывает, что человечество на заре своей культуры уже

«Изучение археологических памятников показывает, что человечество на заре своей культуры уже имело представление

о симметрии и осуществляло ее в рисунке и в предметах быта. Надо полагать, что применение симметрии в первобытном производстве определялось не только эстетическими мотивами, но в известной мери и уверенностью человека в большей пригодности для практики правильных форм».

А. В. Шубников

«Математика есть прообраз красоты мира».
В.Гейзенберг

Слайд 5

«Если отойти от привычного представления о симметрии как свойстве, непременно связанном

«Если отойти от привычного представления о симметрии как свойстве, непременно

связанном с нашим внешним обликом, то можно найти немало фигур симметричных в том или ином отношении»
А. С. Компанец.

«Все формы похожи и ни одна не одинакова с другой; и так весь хор их указывает на тайный закон…» И. В. Гёте.

«...быть прекрасным значит быть симметричным и соразмерным.» Платон

Слайд 6

Мы считаем, что симметрия — это общенаучная философская категория, характеризующая структуру

Мы считаем, что симметрия — это общенаучная философская категория, характеризующая структуру организации

систем.
Поставив перед собой задачу раскрыть значение симметрии в построении окружающего мира, мы обратились к терминам красота и гармония. Красота неразрывно связана с симметрией. Она выражает высшую целесообразность устройства мира, подтверждает универсальность математических закономерностей, которые действуют одинаково эффективно в кристаллах и живых организмах, в произведениях искусства и в научных открытиях. Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все, без исключения, направления современной науки. Принципы симметрии играют важную роль в биологии и химии, физике и математике, живописи и скульптуре, поэзии и музыке. Что же такое симметрия? Какой глубокий смысл заложен в этом понятии? Почему симметрия буквально пронизывает весь окружающий нас мир?
Слайд 7

Древняя притча

Древняя притча

Слайд 8

Математика - символ мудрости. Математика, Гармония, Красота. Гармония означает «согласованность, соразмерность,

Математика - символ мудрости.

Математика, Гармония, Красота.
Гармония означает «согласованность, соразмерность, единство частей

и целого, обуславливающие внутреннюю и внешнюю формы предмета, события, явления, их совершенство». Внешне гармония может проявляться в мелодии, ритме, симметрии, пропорциональности.
Математика – царица всех наук, символ мудрости. Красота математики среди наук недосягаема, а красота является одним из связующих звеньев науки и искусства. Это не только стройная система законов, но и уникальное средство познания красоты.
Слайд 9

Добро, Истина, Красота. Древние утверждали триединство этих трёх ликов культуры. Со

Добро, Истина, Красота. Древние утверждали триединство этих трёх ликов культуры. Со

временем Истина отошла к науке, Красота к искусству. Наука, не освящённая идеалами Добра, ведёт мир к катастрофе. Искусство, потерявшее луч Истины, погружается в мир декаданса. Красота в равной мере должна питать искусство и науку.

«Математика владеет не только истиной, но и высшей красотой - красотой отточенной и строгой, возвышенно чистой и стремящейся к подлинному совершенству, которое свойственно лишь величайшим образцам искусства».
Бертран Рассел

Легко отыскать примеры прекрасного, но как трудно объяснить, почему они прекрасны. Платон

Слайд 10

Люди придумали цифры и действия с ними, а потом в них

Люди придумали цифры и действия с ними, а потом в них

же открыли множество законов, правил и теорем. Кроме того, оказалось, что в жизни цифр, линий, углов и бесконечно малых величин можно увидеть много красивого – изящные теоремы, тела, поверхности, даже условия задач. Числа живут своей жизнью, и мы, соприкоснувшись с ней, удивляемся, а иногда и любуемся ею. Компьютер дает нам возможность видеть на экране те или иные процессы, которые мы программируем. Например, за один шаг алгоритма каждый из отрезков, составляющих ломаную, заменяется по некоторому правилу на некоторую ломаную в соответствующем масштабе. В результате бесконечного повторения этой процедуры, получается геометрический фрактал.

Кривая Коха

Слайд 11

Симметрия. Общая информация. Термин «симметрия» по-гречески означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в

Симметрия. Общая информация.

Термин «симметрия» по-гречески означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в

расположении частей»
Математически строгое представление о симметрии сформировалось сравнительно недавно - в 19 веке. В наиболее простой трактовке современное определение симметрии выглядит примерно так: симметричным называется такой объект, который можно как-то изменять, получая в результате то же, с чего начали (Г.Вейлю).

Симметрия является фундаментальным свойством природы, представление о котором слагалось в течение десятков, сотен, тысяч поколений. В древности слово «симметрия» употреблялось в значении «гармония», «красота». Действительно, в переводе с греческого это слово означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей ».

Слайд 12

Виды симметрии. В школьном курсе геометрии рассматриваются три вида симметрии: Симметрия

Виды симметрии.

В школьном курсе геометрии рассматриваются три вида симметрии:

Симметрия относительно точки

(центральная симметрия);
Симметрия относительно прямой (осевая или зеркальная симметрия);
Симметрия относительно плоскости.

Однако наряду с привычными формами симметрии существуют и другие виды симметрии:

Винтовая симметрия
Переносная симметрия.
Понятие поворота даёт представление о поворотной симметрии.

Слайд 13

Графики функций О симметрии графиков функций уместно говорить, когда функция является четной или нечетной. Нечетная Четная

Графики функций

О симметрии графиков функций уместно говорить, когда функция является четной

или нечетной.

Нечетная

Четная

Слайд 14

Симметрия в природе. Не только симметричные формы окружают нас повсюду, но

Симметрия в природе.

Не только симметричные формы окружают нас повсюду, но и

сами биологические и физические законы пронизаны общим для всех них принципом симметрии. Из области кристаллографии, физики твёрдого тела он вошёл в область химии, в область молекулярных процессов, в физику атома.

Посмотрим на простейшие морские организмы радиолярии:

Слайд 15

Рассматривая расположение листьев на ветке дерева, видим, что один лист не

Рассматривая расположение листьев на ветке дерева, видим, что один лист не

только отстоит от другого, но и повёрнут вокруг оси ствола. Листья располагаются на стволе по винтовой линии (принцип винтовой симметрии).

Семена подсолнечника располагаются по спиралям, опять же по принципу симметрии.

Слайд 16

Сегментационные части тел насекомых и животных послушно следуют закону симметрии, фундаменту

Сегментационные части тел насекомых и животных послушно следуют закону симметрии, фундаменту

красоты и гармонии. Так что за кажущимся хаосом мира скрывается порядок.

Достойно удивления, что такие сложные фигуры, как пятиконечная звезда или равносторонний пятиугольник, тоже симметричны. Как это вытекает из числа осей, они отличаются именно высокой симметрией.

Слайд 17

Симметрия проявляется в многообразных структурах и явлениях неорганического мира. В мир

Симметрия проявляется в многообразных структурах и явлениях неорганического мира. В мир неживой

природы очарование симметрии вносят кристаллы. Каждая снежинка- это маленький кристалл замерзшей воды. Форма снежинок может быть очень разнообразной, но все они обладают симметрией - поворотной симметрией 6-го порядка и, кроме того, зеркальной симметрией.
Слайд 18

Многогранник – это такое тело, поверхность которого состоит из конечного числа

Многогранник – это такое тело, поверхность которого состоит из конечного числа

плоских многоугольников. Многогранник называется правильным, если он лежит по одну сторону от плоскости любой его грани, т.е. является выпуклым, и все его грани есть равные правильные многоугольники.

тетраэдр

куб

октаэдр

икосаэдр

додекаэдр

Слайд 19

НА ЗЕМЛЕ ЖИЗНЬ ЗАРОДИЛАСЬ В СФЕРИЧЕСКИ СИММЕТРИЧНЫХ ФОРМАХ, А ПОТОМ СТАЛА

НА ЗЕМЛЕ ЖИЗНЬ ЗАРОДИЛАСЬ В СФЕРИЧЕСКИ СИММЕТРИЧНЫХ ФОРМАХ, А ПОТОМ СТАЛА

РАЗВИВАТЬСЯ ПО ДВУМ ГЛАВНЫМ ЛИНИЯМ: ОБРАЗОВАЛСЯ МИР РАСТЕНИЙ, ОБЛАДАЮЩИХ СИММЕТРИЕЙ КОНУСА, И МИР ЖИВОТНЫХ С БИЛАТЕРАЛЬНОЙ СИММЕТРИЕЙ».
(«Этот правый, левый мир». М. Гарднер)

Жизнь на земле

МИР РАСТЕНИЙ, ОБЛАДАЮЩИХ СИММЕТРИЕЙ КОНУСА

МИР ЖИВОТНЫХ С БИЛАТЕРАЛЬНОЙ СИММЕТРИЕЙ

Слайд 20

Симметрия природы и природа симметрии Мы любуемся пейзажами художников, удачными снимками.

Симметрия природы и природа симметрии

Мы любуемся пейзажами художников, удачными снимками.

Горы красиво отражаются на поверхности озера, придавая снимку законченность...
Слайд 21

Поверхность озера играет роль зеркала и воспроизводит отражение с геометрической точностью. Поверхность воды есть плоскость симметрии...

Поверхность озера играет роль зеркала и воспроизводит отражение с геометрической точностью.

Поверхность воды есть плоскость симметрии...
Слайд 22

Живопись. "Искусство живописи есть не что иное , как искусство выражать

Живопись.

"Искусство живописи есть не что иное , как искусство выражать невидимое 

через видимое".
Фромантес

Закономерности цветового строя в изобразительном искусстве есть не что иное, как переработанные творческим сознанием художника некоторые закономерности действительности.

Слайд 23

Мадонна Литта Фигуры мадонны и ребенка вписываются в правильный треугольник, который

Мадонна Литта

Фигуры мадонны и ребенка вписываются в правильный треугольник, который

вследствие своей симметричности особенно ясно воспринимается глазом зрителя.
Слайд 24

Тайная вечеря

Тайная вечеря

Слайд 25

Архитектура. Люди всегда стремились достичь гармонии в архитектуре. Благодаря этому стремлению

Архитектура.

Люди всегда стремились достичь гармонии в архитектуре. Благодаря этому стремлению на

свет появлялись всё новые изобретения, конструкции и стили.

Готический стиль
Ренессанс
Барокко
Классицизм
Модерн
Русско-Византийский

Древнерусский

Слайд 26

Готический стиль. back

Готический стиль.

back

Слайд 27

Ренессанс. back

Ренессанс.

back

Слайд 28

Барокко. back

Барокко.

back

Слайд 29

Классицизм. back

Классицизм.

back

Слайд 30

Модерн. back

Модерн.

back

Слайд 31

Русско-Византийский. back

Русско-Византийский.

back

Слайд 32

Древнерусский. back

Древнерусский.

back

Слайд 33

Музыка. «Музыка – величайшая сила. Она может заставить человека любить и

Музыка.

«Музыка – величайшая сила. Она может заставить человека любить и ненавидеть,

прощать и убивать».
«Музыка - это радость души,
которая вычисляет, сама того не замечая.»
Г. Лейбниц

Математика и музыка - два полюса человеческой культуры. Слушая музыку, мы попадаем в волшебный мир звуков. Решая задачи, погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна соседствуют друг с другом.
«Музыка – величайшая сила. Она может заставить человека любить и ненавидеть, прощать и убивать».

Слайд 34

Симметрия - жизненно важная составная часть любого аспекта музыки - от

Симметрия - жизненно важная составная часть любого аспекта музыки - от

композиции монументальных симфоний до тонкой структуры мелодических фраз.
Слайд 35

Ракоходное отражение Обращение интервала Трансляционный вид

Ракоходное отражение

Обращение интервала

Трансляционный вид

Слайд 36

Литература. Так и в литературе существует некая симметрия. Так называемая симметрия

Литература.

Так и в литературе существует некая симметрия. Так называемая симметрия образов,

положений и мышления.

В « Евгении Онегине» А. С. Пушкина мы наблюдаем симметрию положений: «Онегин, отвергнувший когда-то любовь Татьяны, сам через несколько лет вынужден испытывать горечь отвергнутой любви».

Слайд 37

На примере комедии «Недоросль», можно увидеть новый тип симметрии в литературе,

На примере комедии «Недоросль», можно увидеть новый тип симметрии в литературе,

в котором симметричны главные герои относительно автора. Если сравнивать героев комедии, то можно заметить их четкое разделение на положительных и отрицательных(число положительных и отрицательных героев одинаково).

Композиция романа «собачье сердце» основана на конфликте двух центральных персонажей – Шарикова и профессора Преображенского. Шариков отстаивает идею мира Нового Советского государства, а профессор Преображенский защищает мир старой России.

Слайд 38

Русский язык. Буквы русского языка тоже можно рассмотреть с точки зрения симметрии.

Русский язык.

Буквы русского языка тоже можно рассмотреть с точки зрения симметрии.

Слайд 39

В русском языке так же есть «симметричные» слова – палиндромы, которые

В русском языке так же есть «симметричные» слова – палиндромы, которые

можно читать одинаково в двух направлениях:

Шалаш, казак, радар, Алла, поп...

Могут быть палиндромическими и предложения:

А роза упала на лапу Азора.

Я иду с мечем судия.

Слайд 40

Примером палиндромических фраз собранных в одно произведение можно считать палиндромическое стихотворение

Примером палиндромических фраз собранных в одно произведение можно считать палиндромическое стихотворение

Велимира Хлебникова, «Перевертень».

Кони, топот, инок,
Но не речь, а черен он.
Идем, молод, долом меди,
Чин зван мечем навзничь.
Голод, чем меч долог?
Пал, а норов худ и дух ворона лап,
А что? Я лов? Воля отча!
Яд, яд, дядя!
Иди, иди!
Мороз в узел, лезу взором.
Солов зов, воз волос.
Колесо. Жалко поклаж. Оселок.
Сани, плот и воз, зов и толп и нас.
Горд дох, ход дрог.
И лежу. Ужели?
Зол, гол лог лоз.

Слайд 41

В заключении можно привести как поэтический эксперимент симметричное стихотворение Брюсова «Треугольник».

В заключении можно привести как поэтический эксперимент симметричное стихотворение Брюсова «Треугольник».

Я,
еле
качая
веревки,
в

синели
не различая
синих тонов
и милой головки,
летаю в просторе,
крылатый как птица,
меж лиловых кустов!
но в заманчивом взоре
знаю, блещет, алея, зарница!
и я счастлив ею без слов!