Арт-терапия

Содержание

Слайд 2

Арт-терапия – относительно новый метод психотерапии, для лечения и психокоррекции, который

Арт-терапия

– относительно новый метод психотерапии, для лечения и психокоррекции, который задействует

творчество и различные художественные приемы.
- все арттерапевтические методы базируются на утверждении, что всякий раз, когда человек не задумываясь о художественной ценности своих произведений рисует, лепит, пишет стихотворение, сочиняет сказку, танцует, в созданных образах отражается его внутреннее «Я».
Слайд 3

Слайд 4

Виды и методы арт-терапии К самым популярным видам арт-терапии можно отнести:

Виды и методы арт-терапии

К самым популярным видам арт-терапии можно отнести:
изотерапию

(лечение посредством изобразительных искусств),
музыкотерапию,
данс-терапию,
сказкотерапию,
игротерапию,
драматерапию,
библиотерапию (коррекционное воздействие при помощи чтения специально подобранной литературы)
, артсинтезтерапию (семь видов искусств, объединенных в единой тренинговой системе: ассоциации, живопись, стихосложение, драматургия, пластика, театр, риторика),
песочную терапию,
цветотерапию,
фототерапию (лечебно-коррекционное применение фотографии),
видеотерапию,
маскотерапию,
анимационную или мульт-терапию.
Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Основные принципы и заповеди арт-терапии Задача «нарисовать, слепить, станцевать красиво» не

Основные принципы и заповеди арт-терапии

Задача «нарисовать, слепить, станцевать красиво» не то

что не ставится, она вообще противопоказана. Главное – выплеснуть, вырисовать, вытанцевать, дать выход накопившимся эмоциям и стрессам, чтобы лучше понять, разобраться, переосмыслить, найти решение, избавиться и улучшить свое психическое и физическое здоровье.
являясь «инсайт-ориентированными», арттерапевтические методики в первую очередь работы должны анализироваться не психотерапевтом, а самим автором.
Анализируя и просто созерцая свой «шедевр», человек сам начинает осознавать суть своих проблем и пути их решения без чьей-либо помощи, без «костылей». Как правило, происходит это не сразу и очень редко после завершения конкретной работы, поэтому свои творения нужно сохранять и время от времени к ним возвращаться, рассматривая их в разном настроении и с разных ракурсов.
Предметом являются : чувства, состояния, события.
Слайд 10

Слайд 11

Упражнения для детей и взрослых Арттерапевтическое упражнение «Работа с творческим мусором»

Упражнения для детей и взрослых

Арттерапевтическое упражнение «Работа с творческим мусором»
Для выполнения

упражнения понадобится все, что накопилось в глубоких ящиках и уже давно утратило свою ценность, но что сразу было жалко выбросить: кусочки бумаги, ткани, фантики, скрепки, ленточки, старые календарики и открытки, давно засохшие фломастеры и т.п. Раскладываем перед собой эти «сокровища» и отбирает то, что ассоциируется у нас с прошлым опытом, который давным-давно пора отпустить – обидами, страхами, неуверенностью, злостью, разочарованиями, неудачами и прочим.
Теперь из всего выбранного материала необходимо составить общую композицию. Главное – не торопиться и делать так, как хочется, ничего не анализируя. К анализу можно приступить после завершения работы. Обязательно поблагодарите каждый символ за бесценный опыт и жизненные уроки. Скажите спасибо всем ситуациям и людям из вашего прошлого, а с работой попрощайтесь и по возможности сожгите её.
Слайд 12

Слайд 13

Упражнения арт-терапии с чернильными пятнами Эта серия упражнений продолжает и развивает

Упражнения арт-терапии с чернильными пятнами

Эта серия упражнений продолжает и развивает идею

знаменитого теста Роршаха, только в данном случае для анализа используется не стандартизированный стимульный материал, а собственные абстракции. Берем чернила, тушь, жидко разведенную гуашь и всем этим капаем посредине листа ватмана. Складываем бумагу пополам и сложенные части прижимаем друг к другу, аккуратно их разглаживая. Развернув лист бумаги, перед нашим взором предстанет симпатичный и симметричный абстрактный рисунок. Используя разные цвета, таких «пятен роршаха» необходимо сделать целую серию. Когда все будет готово, попытайтесь описать свои творения, дав каждому рисунку название и небольшую характеристику
Слайд 14

Слайд 15

«Каляки-маляки» -Упражнение первое. Совершенно свободно, бессмысленно водя ручкой, карандашом или фломастером

«Каляки-маляки»

-Упражнение первое. Совершенно свободно, бессмысленно водя ручкой, карандашом или фломастером по

листу бумаги, рисуем сложный клубок линий, пробуем «разглядеть» в «каляках-маляках» некий образ и осознанно развиваем его – используя определенные краски выделяем контуры, зарисовываем участки, пишем короткий комментарий или рассказ.
-Упражнение второе. В отдельной тетради или блокноте заводим «дневник каракуль» и ведем его в течение определенного промежутка времени (пару дней, неделю). Следим за изменениями в каракулях и анализируем их, а после окончания «эксперимента» пишем на их основе рассказ.
-Упражнение третье. Размашистыми движениями разных частей тела на большом листе ватмана создаем каракули. Для более «умопомрачительного» эффекта можно закрыть глаза. Когда «шедевр» будет готов, находим в изображенном образ и развиваем его.
Слайд 16

пескотерапия Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом

пескотерапия

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и

философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.
Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Работа с глиной, пластилином, тестом и воском Лепим свою тему в

Работа с глиной, пластилином, тестом и воском

Лепим свою тему в произвольной

форме, «говорим» с ней, высказав ей абсолютно все, что считаем нужным и что накипело. Трансформируем ее в то, во что захотим. Создаем скульптурные изображения с закрытыми глазами.
Создаем и разрисовываем фигуры из глины. Делаем отпечатки своих рук, своей ступни, различных предметов.
Создаем глиняные амулеты и обереги.
За установленный срок времени создаем на заданную тему групповую композицию.
Слайд 20

Слайд 21

Упражнение «Позволяю себе играть как ребенок» Для работы лучше использовать лист

Упражнение «Позволяю себе играть как ребенок»

Для работы лучше использовать лист бумаги

большого формата и «мягкие» изобразительные материалы: акварель, гуашь, мелки. «Нерабочей» рукой рисуем свою самую любимую детскую игру или занятие, придумываем к рисунку название. При рисовании «не той рукой» раскрываются новые чувства, раздвигаются границы умений, человек становится более спонтанным, высока вероятность проявления скрытых детских страхов и переживаний или, наоборот, появления светлых и беззаботных образов.
Почему в воображении возникла именно эта детская игра?
Какие чувства возникали во время работы над образами?
Какие ощущения и эмоции вызывает рисунок?
Почему выбраны те или иные цвета?
Слайд 22

Арттерапевтическая техника «Коллаж» Коллажирование является одним из самых эффективных методов работы

Арттерапевтическая техника «Коллаж»

Коллажирование является одним из самых эффективных методов работы с

личностью, который к тому же не вызывает напряжения, которое может быть связано с отсутствием у человека художественных способностей. Коллаж помогает определить психологическое состояние человека в данный момент времени, выявить его переживания и актуальные аспекты самосознания, раскрыть потенциальные возможности. Материалом для создания коллажа могут служить не только иллюстрации из журналов, но также природные материалы, личные фотографии и авторские рисунки.
Темы выбираются в зависимости от потребностей конкретно взятой группы: «я», «семья», «тело», «мужчина и женщина», «прошлое-настоящее-будущее» и т.д.
Инструкция: подберите картинки для заданной темы и оформите их в целостную композицию. С элементами разрешается делать абсолютно все, что вздумается, работу можно дополнять комментариями и надписями, дорисовывать элементы, закрашивать и декорировать пустоты.
Анализ коллажа: размер элементов и их расположение на листе относительно друг друга, выявление доминирующих элементов, основания выбора конкретных элементов, цветовая палитра, сюжетность и упорядоченность или хаотичность и разрозненность.
Слайд 23

Слайд 24

мандала Еще Карл Густав Юнг был одним из первых европейских учёных,

мандала

Еще Карл Густав Юнг был одним из первых европейских учёных, кто

очень внимательно изучал мандалы и познакомил с идеей мандалы западных исследователей-психоаналитиков. В своей автобиографии, "Воспоминания, сны, размышления", Юнг рассказывает о том, как в 1916г. он нарисовал свою первую мандалу, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Он обнаружил, что каждый рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою "психическую трансформацию". В конце концов, Юнг пришел к выводу, что метод мандалы - это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности. Он считал мандалу чрезвычайно мощным символом, являющегося зримой проекцией психического мира и выражающей Самость человека.
Творческая работа с мандалами может помочь человеку укрепить связь между сознательным и бессознательным «Я». Потребность рисовать мандалы, особенно во время трудных периодов, возможно, означает, что бессознательное «Я» хочет быть защитником сознательного «Я». 
Слайд 25

Слайд 26

куклотерапия

куклотерапия

Слайд 27

Логотерапия. Синквейн – это особое стихотворение, которое состоит из 5 строчек.

Логотерапия.

Синквейн – это особое стихотворение, которое состоит из 5 строчек.

Временем ее зарождения принято считать двадцатый век, а местом – Америку. Основным фактором, который повлиял на формирование такого стиха, является японское поэтическое творчество, популярность которого на то время была очень широка. Не удивителен тот факт, что о синквейне узнали и на территории России, и вообще во всем мире. Оказалось, что это довольно эффективный метод, способствующий развитию образной речи.
Слайд 28

Правила составления синквейна: В первой строке одним словом обозначается тема (именем

Правила составления синквейна:

В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
Вторая

строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)
Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
Пятая строка – одно слово, синоним темы.
Слайд 29

Домашнее задание 14.12. - виды арттерапии. Ритм и звук. 18.12- игротерапия,

Домашнее задание

14.12. - виды арттерапии. Ритм и звук.
18.12- игротерапия, куклотерапия,

мандала. КЗ
Подготовка: перчатка, ткань, нитки, шпажки
21.12- изотерапия. Групповая работа.КН
Подготовка: краски, ватман, тесто-пластилин-глина
25.12- коллажирование. Индивидуальная работа с творческим мусором.
Подготовка: творческий мусор, ватман, вырезки из журналов, газет
28.12 – пескотерапия.