Эстетика насилия как форма сублимации

Содержание

Слайд 2

ЭСТЕТИКА (от греческого aisthetikos — чувственный) – философская дисциплина, изучающая область

ЭСТЕТИКА
(от греческого aisthetikos — чувственный) –
философская дисциплина, изучающая область

выразительных форм любой сферы действительности, данных как самостоятельная и чувственно непосредственно воспринимаемая ценность.
(ист. Современная энциклопедия. 2000. )
Слайд 3

«При всем различии употреблений на обыденном и профессиональном уровне (напр. «Э.

«При всем различии употреблений на обыденном и профессиональном уровне (напр. «Э.

спектакля»)
данное понятие обозначает единый принцип,
обобщающее чувственно-выразительное качество как произведений искусства, так и предметов повседневного обихода, феноменов природы…»
(ист.Философия: Энциклопедический словарь 2004г)
Слайд 4

Категории эстетики 1. Прекрасное – характеризует явление с точки зрения совершенства,

Категории эстетики
1. Прекрасное – характеризует явление с точки зрения совершенства,

как обладающее высшей эстетической ценностью.
2. Безобразное – категория, противоположная прекрасному, выражающая негативную эстетическую ценность. Несет в себе значение хаоса.
Слайд 5

3. Возвышенное –характеризуюет эстетическую ценность явлений, обладающих большой положительной общественной значимостью,

3. Возвышенное –характеризуюет эстетическую ценность явлений, обладающих большой положительной общественной значимостью,

но в силу своей колоссальной мощи не могут быть положительно освоены обществом и личностью.
4. Низменное – характеризует эстетическую ценность предметов и явлений, которые обладают большой отрицательной общественной значимостью и таящее в себе угрозу для общества и личности.
Слайд 6

5.Трагическое –отражающает острейшие жизненные противоречия (коллизии), обстоятельства, развертывающиеся в процессе взаимодействия

5.Трагическое –отражающает острейшие жизненные противоречия (коллизии), обстоятельства, развертывающиеся в процессе взаимодействия

свободы и необходимости и сопровождающиеся человеческими страданиями, смертью и гибелью важных для жизни ценностей.
6. Комическое (от греч. Komikos – веселый, смешной) – категория эстетики, отражающая социальные противоречия действительности под углом зрения эмоционально-критического к ним отношения с позиций эстетического идеала. Сущность комического в противоречии.
Слайд 7

7. ГЕРОИЧЕСКОЕ (от греч. heros — герой) — эстетическая категория, отражающая

7. ГЕРОИЧЕСКОЕ (от греч. heros — герой) — эстетическая категория, отражающая


ценность деятельности личности, имеющую большое значение для жизни общества, отвечающих задачам объективного прогрессивного развития и требующих напряжения всех интеллектуальных, нравственных и физических сил, отваги, мужества, стойкости и даже самопожертвования во имя торжества передовых общественных идеалов.
Слайд 8

СУБЛИМАЦИЯ Впервые описана Зигмундом Фрейдом в 1900 году, как отклонение энергии

СУБЛИМАЦИЯ

Впервые описана Зигмундом Фрейдом в 1900 году,
как отклонение энергии биологических,

в первую очередь сексуальных влечений от их прямой цели и перенаправление её к социально приемлемым целям.
Рассматривалась им как исключительно «хорошая» защита, способствующая конструктивной деятельности и снятию внутреннего напряжения индивида.
Слайд 9

«Сублимация — переключение психической энергии из одного состояния в др.; процесс,

«Сублимация — переключение психической энергии из одного состояния в др.; процесс,

в ходе которого инстинктивные энергии переключаются в неинстинктивные формы поведения.»
( ист.Философия: Энциклопедический словарь 2004г)
«Сублимация - психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества.
В социальной психологии С. связывается с процессами социализации.»
(ист.Большая советская энциклопедия.)
Слайд 10

Сублимация - перенаправление неприемлемых импульсов, независимо от их природы. Механизм сублимации

Сублимация - перенаправление неприемлемых импульсов, независимо от их природы.
Механизм сублимации трансформирует

нежелательные, травмирующие и негативные переживания в различные виды конструктивной и востребованной деятельности.
Слайд 11

НАСИЛИЕ Наси́лие (по определению Всемирной Организации Здравоохранения ) — преднамеренное применение

НАСИЛИЕ
Наси́лие
(по определению Всемирной Организации Здравоохранения )
— преднамеренное применение физической силы

или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии и различного рода ущерб, либо высокая степень вероятности этого.
Слайд 12

Self-harm (самоповреждение) - преднамеренное повреждение своего тела по внутренним причинам без суицидальных намерений

Self-harm (самоповреждение) -
преднамеренное повреждение своего тела по внутренним причинам без суицидальных

намерений
Слайд 13

Слайд 14

Невроти́ческая экскориа́ция (компульсивное самоповреждение кожи)

Невроти́ческая экскориа́ция (компульсивное самоповреждение кожи)

Слайд 15

Трихотилломания (комульсивное вырывание волосяного покрова)

Трихотилломания
(комульсивное вырывание волосяного покрова)

Слайд 16

Онихофа́гия (навязчивое обкусывании ногтей)

Онихофа́гия
(навязчивое обкусывании ногтей)

Слайд 17

Примеры самоповреждающего поведения

Примеры самоповреждающего поведения

Слайд 18

Мотивация самоповреждения 1. Попытка вернуть контроль над своим телом. Может вылиться

Мотивация самоповреждения
1. Попытка вернуть контроль над своим телом. Может вылиться

в сдавливание участков тела, часто головы; перетягивание щиколоток или запястий до потери чувствительности и т.д. Такие практики позволяют почувствовать границы собственного тела и «вернуться» в него.
2. Попытка наказать себя при поглощающем чувстве вины за отдельные поступки или собственное существование в общем.
3. Чтобы «почувствовать,что ты жив». Некоторые психоэмоциональные состояния сильно притупляют восприятие реальности: в депрессии и околодепрессивных состояниях сложно вообще хоть что-то почувствовать, а физическая боль
помогает прийти в себя и снова ощутить себя живым.
Слайд 19

4. Отвлечься от сильной душевной боли. Справиться с переживаниями, эмоциональной перегрузкой.

4. Отвлечься от сильной душевной боли.
Справиться с переживаниями, эмоциональной перегрузкой.

Концентрация на острых физических переживаниях отвлекает от эмоциональной боли, которая отходит на второй план.
5. Цели демонстрации, трагизма, так сказать «крик о помощи».
Слайд 20

«Иногда моя боль — это попытка запомнить последствия собственных поступков, примириться

«Иногда моя боль — это попытка запомнить последствия собственных поступков, примириться

с сильными эмоциями. Иногда стремление наказать себя за ошибки. Или просто самый действенный способ выйти из состояния истерики или апатии, «стакан холодной воды…»
Мишель, Удушье, порезы рук и ног
Слайд 21

«Сначала все попытки несли бессознательное желание обратить на себя внимание…» Мира, порезы рук и ног, шрамирование

«Сначала все попытки несли бессознательное желание обратить на себя внимание…»
Мира,

порезы рук и ног, шрамирование
Слайд 22

«Это было желание наказать себя, отомстить за то, что я жалкий,

«Это было желание наказать себя, отомстить за то, что я жалкий,

трусливый и никчемный. Я хотел приоткрыть границы доступного, пойти против себя и собственных инстинктов, преодолеть страх перед болью и доказать, что я чего-то стою…»
Никс, порезы рук, ног и лица
Слайд 23

«Я доводила себя до изнеможения работой, за приступами трудоголизма шли долгие

«Я доводила себя до изнеможения работой, за приступами трудоголизма шли долгие

периоды болезни. Я терпела боль во время секса. Мне нравилось ходить к стоматологу и терпеть боль от уколов, надрезов, брекетов. Когда я осветляла волосы и кожа головы начинала гореть, я терпела до последнего, считая, что это правильно и тер
пение делает меня лучше…»
Настя, медицинская боль, боль во время секса, татуировки
Слайд 24

«…Есть и другие ситуации, в которых я причиняю себе вред. Иногда

«…Есть и другие ситуации, в которых я причиняю себе вред. Иногда

мне кажется, что я очень плохой человек и не заслуживаю ничего хорошего. Есть какое-то болезненное удовольствие в том, чтобы доказать себе, что ты отвратительна. Я специально напивалась и спала со всеми подряд, чтобы почувствовать себя плохо…»
Лиза,
порезы рук и ног,ожоги,
секс с малознакомыми людьми,
алкоголь
Слайд 25

Аутоагре́ссия (автоагре́ссия, аутодестру́кция, поворо́т про́тив себя́, от ауто- + агрессия) —

Аутоагре́ссия
(автоагре́ссия, аутодестру́кция, поворо́т про́тив себя́, от ауто- + агрессия) —


активность, нацеленная (осознанно или неосознанно) на причинение себе вреда в физической и психической сферах. С точки зрения психоанализа относится к механизмам психологической защиты
Слайд 26

Теория сублимации Теодора Адорно (1903-1969). « Духовная жизнь личности во многом

Теория сублимации Теодора Адорно (1903-1969).

« Духовная жизнь личности во многом вырабатывается

бессознательными предпочтениями.»

«Однообразная, изнуряющая каждодневность неустанно зарождает в индивиде разочарование. Большинство его устремлений, надежд не сбывается, и вытесняются в сферу бессознательного. Все это пробуждает потребность в искусственной реализации обрушившихся замыслов, в абстракции от постылой реальности.»

Слайд 27

Спорт - специфический род физической или интеллектуальной активности, совершаемой с целью

Спорт - специфический род физической или интеллектуальной активности, совершаемой с целью

соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки. В сочетании с отдыхом, стремлением к постепенному улучшению физического здоровья, повышению уровня интеллекта, получению морального удовлетворения, к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшению собственных физических возможностей и навыков спорт предназначен для совершенствования физико-психических характеристик человека.
Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

«Снятие с креста» Питер Пауль

«Снятие с креста»
Питер Пауль

Слайд 31

«Мёртвый Христос с орудиями страстей» картина Аннибале Карраччи

«Мёртвый Христос с орудиями страстей»
картина Аннибале Карраччи