Дебрифинг - процесс, обратный инструктажу

Содержание

Слайд 2

Первым эту методику предложил Джеффри Митчел. Под понятием дебрифинга подразумевается процесс,

Первым эту методику предложил Джеффри Митчел.
Под понятием дебрифинга подразумевается процесс, обратный

инструктажу, его цель — извлечь информацию из анализа игрового занятия.
Дебрифинг - это обучающий процесс, помогающий участникам размышлять о пережитом опыте, обнаруживать новые интересные идеи, делать полезные для себя открытия и делиться друг с другом.
Хорошо подготовленное игровое занятие стимулирует глубокое погружение игрока в процесс анализа и взаимодействия с другими; подобная включенность фактически является одним из показателей успеха внедрения новой технологии, и для того, чтобы вывести играющих из действия, также нужно использовать игротехнические приемы.
Достоинством дебрифинга является подчеркнутая связь первоначальных целей с обзором окончательных результатов.

Английский термин «debriefing» происходит от глагола «debrief» - опрашивать о выполнении задания, выслушивать доклад

Слайд 3

вывести участников занятия из разыгранных или анализируемых ролей; внести ясность в

вывести участников занятия из разыгранных или анализируемых ролей;
внести ясность в происходящие

события (на уровне фактов);
устранить возникшие недоразумения и исправить ошибки;
снять напряжение (тревогу, беспокойство) у тех обучаемых, которые находятся в таком состоянии;
выявить возникшие установки, чувства и перемены, произошедшие с обучаемыми в ходе, например, ситуационно-ролевых игр;
дать возможность участникам занятия развить в себе способности к самонаблюдению и самоанализу и продемонстрировать их;
усовершенствовать навыки ведения включенного наблюдения;
соотнести итоговый результат с первоначально поставленными целями;
проанализировать, почему события происходили именно так, а не иначе;
сделать выводы по итогам анализа поведения и действий студентов;
закрепить или откорректировать усвоение новой информации;
наметить новые темы для размышления и подготовки к следующему занятию;
установить связь с предыдущими и последующими занятиями и т. д.

Функции дебрифинга

Слайд 4

По окончании игрового занятия у участников, как правило, появляется потребность обсудить

По окончании игрового занятия у участников, как правило, появляется потребность обсудить

его и поспорить о происходившем. Многие хотели бы проиграть ситуацию заново, чтобы опробовать иные подходы, которые пришли в голову, но занятие уже окончилось. Если обучаемые недовольны исходом игры, то в глубине души будут продолжать придираться к ней. Чтобы не было негативного послеигрового действия, нужен дебрифинг, который осуществит логический процесс постепенного выхода из игрового взаимодействия, когда к его участникам сначала обращаются как к персонажам и только потом - как к студентам.

Функции дебрифинга

Происходит плавный переход от обсуждения чувств и эмоций, проявленных обучаемыми в конкретных ролях, которые они исполняли, к более объективному обсуждению проблем.

Слайд 5

Важно, чтобы обучаемые на стадии дебрифинга абстрагировались от содержания ситуаций и

Важно, чтобы обучаемые на стадии дебрифинга абстрагировались от содержания ситуаций и

проанализировали происходившее; такая деятельность требует понимания, что предыдущий процесс завершен.
Кроме того, дебрифинг позволяет:
проверить свои наблюдательные и аналитические возможности;
закрепить рефлексивные навыки;
при необходимости исправить ошибки
Преподавателю, ведущему занятие с помощью МАО, не рекомендуется делать большую паузу между окончанием основной части занятия и дебрифингом. Студентам нужно оживить установки, чувства и реакции, поэтому дебрифингу надо не просто уделить время - он должен занимать не менее трети времени от групповой работы, а после ролевой игры и до двух третей.
Слайд 6

Примеры ключевых вопросов для дебрифинга по каждой из приведенных ниже фаз

Примеры ключевых вопросов для дебрифинга по каждой из приведенных ниже фаз

обучения на основе пережитого опыта (Gaw, 1979)

1. Фаза проживания опыта (например: “Что происходит?”)

2. Фаза разделения опыта (например: “Какие чувства у вас возникли при этом?”)

3. Фаза интерпретации (например: “Как вы объясняете это?”)

5.Фаза приложения (например: “Что бы вы хотели сделать с этим?”)

4. Фаза обобщения (например: “Чему вас это научило?”)

6.Процессуальная фаза (например: “Что в этом плохого/хорошего?”)

Слайд 7

Структурирующие вопросы для анализа пережитого опыта (Lederman и Stewart,1986) 1. Вопросы

Структурирующие вопросы
для анализа пережитого опыта (Lederman и Stewart,1986)
1. Вопросы обоснованности

(например: “О чем все это было?”).
2. Вопросы достоверности (”Почему это произошло?”)
3. Вопросы выгодности (например: “Чем вы за это заплатили?”).
Три группы вопросов для анализа
пережитого опыта ролевой игры (Morry van Ments, 1989)
1. Установление фактов (например: “Как вы думаете, что произошло?”).
2. Анализ причин поведения (например: “Есть ли другая возможность?”).
3. Планирование действия (например: “Как вы могли бы применить эти
стратегии в реальной жизни?”).
Слайд 8

Шесть шагов дебрифинга (Тиаги, 1980) 1. Как вы себя чувствуете? Эти

Шесть шагов дебрифинга (Тиаги, 1980)
1. Как вы себя чувствуете?
Эти вопросы

обращают внимание на чувства участников, помогают им эмоционально разрядиться и облегчают более объективный анализ пережитого опыта в последующих фазах.
2. Что произошло?
Функция этих вопросов - сбор информации. Участники группы вспоминают и сообщают о своих решениях, действиях и пережитом опыте, отыскивая сходное, различное или повторяющееся в своем поведении.
3.Согласны ли вы?
(чему научились) Эти вопросы усиливают генерацию гипотез и сопоставление их с реально произошедшими событиями. […] Они побуждают участников поддерживать или отвергать гипотезы на основании пережитого ими опыта. Эти гипотезы сформулированы в форме вопросов, которые начинаются словами: “Согласны ли вы, что…” либо “Что вы думаете о том, что…”
Слайд 9

Шесть шагов дебрифинга (Тиаги, 1980) 4. Как это соотносится с реальной

Шесть шагов дебрифинга (Тиаги, 1980)
4. Как это соотносится с реальной

жизнью?
(эффект уже виденного ранее) Эти вопросы помогают соотнести опыт, полученные в игре, с опытом реальной жизни. Они побуждают участников обсуждать аналогии того, что произошло в игре, и того, что происходит на рабочем месте. Они также подкрепляют применение в будущем того, что было открыто сейчас.
5. Что если..?
Эти вопросы побуждают участников экстраполировать опыт, полученные в игре, на то, что бы произошло (как бы изменилось их поведение)? если бы изменились условия и правила игры. Они требуют от участников размышления о том, какое действие оказывает на их поведение изменение в контексте.
6. Что бы вы сделали по-другому?
Эти вопросы направлены на формулировку и осознание альтернативных стратегий.
Слайд 10

Модифицированная техника (дебрифинга) «карта пути»

Модифицированная техника (дебрифинга) «карта пути»

Слайд 11

Как работать в этой технике группе задаются не вопросы, а даются

Как работать

в этой технике группе задаются не вопросы, а даются задания.


сначала, только что полученный опыт условно разбивается на этапы и они обозначаются.
затем большая группа разбивается на несколько малых, каждой группе дается по листу флипчарта и предлагается составить некое подобие «карты», отражающей движение группы по этим этапам.