Формирование информационной грамотности у младших школьников. Методика изучения курсов информатики в начальной школе

Содержание

Слайд 2

I.Что такое информационная грамотность?

I.Что такое информационная грамотность?   

Слайд 3

Что такое "информационная грамотность» школьника? В публикациях , посвящённых проблемам образования,

Что такое "информационная грамотность» школьника?   

В публикациях , посвящённых проблемам образования, подчёркивается, что

информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и  включает совокупность знаний, умений , навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить , оценивать и использовать информацию в образовательных целях.
Слайд 4

Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов и определяется

Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов и определяется как «способность и

умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий»

Что такое информационная
компетентность?   

Слайд 5

Ключевые информационные компетентности школьника: -Навыки деятельности по отношению к информации в

Ключевые информационные  компетентности школьника:

-Навыки деятельности по отношению к информации в учебных

 предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

-Владение современными средствами информации (телевизор, телефон, факс, компьютер, принтер…) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет)

-Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача

Слайд 6

II. Почему важно формировать информационную грамотность в младшем школьном возрасте?

II. Почему важно формировать информационную грамотность в младшем школьном возрасте?

Слайд 7

Одним из приоритетных направлений деятельности государства в последние годы стало построение


Одним из приоритетных
направлений деятельности
государства в последние
годы стало построение
информационного общества.

Вхождение человечества

в эпоху информационного общества обусловило смену модели “образование на всю жизнь” новым подходом “образование в течение всей жизни”.

Почему важно формировать информационную грамотность младшего школьника?

Слайд 8

Возникло противоречие – между стремительными темпами роста знаний в современном мире

Возникло противоречие – между стремительными темпами роста
знаний в современном мире и

ограниченными возможностями их
усвоения человеком в период обучения.

Это противоречие заставляет, прежде всего, образовательные учреждения формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания.

Почему важно формировать информационную грамотность младшего школьника?

Слайд 9

Для этого педагог должен формировать особый тип грамотности - информационную, которая

Для этого педагог должен
формировать особый тип
грамотности - информационную,
которая является составной частью
информационной

культуры
личности.

Что необходимо делать, чтобы формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания?

Почему важно формировать информационную грамотность младшего школьника?

Слайд 10

Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как

Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как

составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.

Почему важно формировать информационную грамотность младшего школьника?

Слайд 11

III .Что такое информационная культура?

III .Что такое информационная
культура?   

Слайд 12

Что такое информационная культура? Информационная культура - способность общества эффективно использовать

Что такое информационная культура?   

Информационная культура - способность общества эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций, а

также применять для этих целей передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий.
Слайд 13

Информационная культура рассматривается, как одна из составляющих общей культуры человека. Информационная

Информационная культура  рассматривается,  как одна из составляющих общей культуры человека. Информационная

культура предполагает  возможность и готовность учеников самостоятельно работать с информацией любого вида: текстовой, звуковой, графической.

Что такое информационная культура?   

Слайд 14

IV. Какое отражение проблема формирования информационной грамотности получила в документах ФГОС?

IV. Какое отражение проблема формирования
информационной грамотности получила в
документах ФГОС?

Слайд 15

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

Метапредметные результаты освоения основной
образовательной программы начального общего
образования должны отражать:
активное использование

речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

Источник:https://fgos.ru/ 

Слайд 16

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

Метапредметные результаты освоения основной
образовательной программы начального общего
образования должны отражать:
использование различных

способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

Источник:https://fgos.ru/ 

Слайд 17

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом

Предметные
результаты освоения основной образовательной
программы начального общего образования  с
учётом специфики содержания предметных
областей, включающих

в себя конкретные учебные
предметы, должны отражать:
В области математики и информатики:
приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

Источник:https://fgos.ru/ 

Слайд 18

Основная задача реализации содержания предметной области «математика и Информатика» в начальной

Основная задача реализации содержания
предметной области «математика и
Информатика» в начальной школе:

Развитие математической

речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

!!!

Источник:https://fgos.ru/ 

Слайд 19

V .Как сформировать информационную грамотность у младшего школьника?

V .Как сформировать информационную грамотность у младшего школьника? 

Слайд 20

Для формирования информационных умений необходимо, чтобы на уроках присутствовал материал, который

Для формирования информационных умений необходимо, чтобы на уроках присутствовал материал, который

с первых дней обучения детей в школе постоянно и планомерно ставил бы каждого ученика в ситуацию, в которой ему необходимо работать с информацией: вычленять её, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, сохранять, излагать. Важно, чтобы ученик работал не только с художественным, но и с учебным текстом, чтобы иллюстрации, схемы, таблицы на страницах учебника носили информативный характер. Только при таком условии можно добиться выполнение требований Стандарта: «В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией».
Слайд 21

Очевидно, что наибольшими образовательными возможностями для решения проблемы формирования компьютерной грамотности

Очевидно, что наибольшими образовательными возможностями для решения проблемы формирования компьютерной грамотности

обладает предмет «Информатика» за счет его существенной ориентации на формирование у обучающихся представления об окружающем мире как об информационном пространстве.
Слайд 22

Рассматриваются два аспекта изучения информатики: — общеобразовательный, в котором информатика рассматривается

Рассматриваются два аспекта изучения информатики:

— общеобразовательный, в котором информатика рассматривается

как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.
— технологический, в котором информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии — информационные.
Слайд 23

Можно выделить два основных направления обучения информатике Первое направление обучения информатике

Можно выделить два основных направления обучения информатике

Первое направление обучения информатике —

это изучение информатики как науки. Для этого нет необходимости иметь в школе компьютер, поэтому изучение такого курса может проходить в любом удаленном населенном пункте. Рассматривая в качестве одной из целей этого направления обучения развитие логического мышления, следует помнить: психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.

!!!

Слайд 24

Можно выделить два основных направления обучения информатике Второе — это обучение

Можно выделить два основных направления обучения информатике

Второе — это обучение конкретным

информационным технологиям. Для этого необходимо адекватное обеспечение школы компьютерами и программами. Такое обучение целесообразно вести в старших классах школы, чтобы выпускники могли освоить современные программные средства. В качестве пропедевтических занятий учащиеся начальной и средней школы могут использовать различные доступные их возрасту программные продукты, применяя компьютер в качестве инструмента для своих целей (выпуск журналов, рисование, клубы по компьютерной переписке и т. д.).
Слайд 25

«Математика и информатика» – это одна из основных предметных областей в

«Математика и информатика» – это одна из основных предметных областей в

начальных классах.
Предмет «Информатика» в начальных классах в большинстве случаев изучается в рамках внеурочной деятельности.
Помимо этого «Информатику» в начальных классах дети проходят в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Математика», а также в рамках учебного предмета «Технология».
(В зависимости от направления)
«Информатика и ИКТ» может изучаться на ступени начального общего образования в качестве самостоятельного учебного предмета за счет часов, предусмотренных учебными планами общеобразовательных учреждений. (Изучение предмета проходит за счёт компонента образовательного учреждения). Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.

Информатика

Слайд 26

VI .Какие программы по информатике есть в начальной школе?

VI .Какие программы по информатике есть в начальной школе?

Слайд 27

«Информатика» Авторы: А.В.Горячев, Волкова Т.О. 1-4 классы УМК «Школа 2100 »

«Информатика»
Авторы: А.В.Горячев, Волкова Т.О. 1-4 классы УМК «Школа 2100 »

Учебник предназначен

для изучения информатики в рамках предметной области «Математика и информатика» на отдельном уроке информатики или в качестве модуля на уроках математики. Учебник соответствует Федеральным Государственным Образовательным Стандартам для начальной школы, нацелен в первую очередь на освоение школьниками универсальных логических действий, при этом эффективен в обучении регулятивным и коммуникативным универсальным учебным действиям. Методические рекомендации с подробными поурочными разработками позволяют вести данный курс учителям начальных классов без специальной подготовки.
Слайд 28

«Информатика» Авторы: А.В.Горячев, Волкова Т.О. 1-4 классы УМК «Школа 2100 »

«Информатика»
Авторы: А.В.Горячев, Волкова Т.О. 1-4 классы УМК «Школа 2100 »

Составная часть

комплекта учебников развивающей Образовательной системы «Школа 2100»:

Учебник «Информатика»
Учебник «Информатика и ИКТ» («Мой инструмент компьютер»)
Учебник «Информатика в играх и задачах».

Порядок и содержание тем в учебнике «Информатика» совпадают с порядком и содержанием тем в учебнике «Информатика в играх и задачах», который может использоваться в качестве самостоятельного учебника и в качестве обязательных рабочих тетрадей к учебнику «Информатика».

Слайд 29

«Информатика в играх и задачах» Авторы: А.В.Горячев, Горина К.И., Волкова Т.О.

«Информатика в играх и задачах» Авторы: А.В.Горячев, Горина К.И., Волкова Т.О. 1-4

классы УМК «Школа 2100 »
Слайд 30

Остановимся на учебнике «Информатика в играх и задачах». Проведем анализ курса,

Остановимся на учебнике «Информатика в играх и задачах». Проведем анализ курса,

определим его цели и задачи, рассмотрим примерное календарно-тематическое планирование.

«Информатика в играх и задачах» Авторы: А.В.Горячев, Горина К.И., Волкова Т.О. 1-4 классы УМК «Школа 2100 »


Слайд 31

Главная цель курса – развивать логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать

Главная цель курса – развивать логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать

предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев

!!!

Слайд 32

Учебники соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, является продолжением

Учебники соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, является продолжением

непрерывного курса информатики и составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы "Школа 2100".
Для проведения занятий компьютеры не требуются. Учебники являются основой курса "Информатика" и составной частью курса "Математика и информатика", созданного в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев

Слайд 33

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев Основная задача курса – формирование

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев

Основная задача курса – формирование

умений проведения анализа действительности для построения информационных моделей и их изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.


Слайд 34

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев Говоря об общеобразовательной ценности данного

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев

Говоря об общеобразовательной ценности данного

курса информатики, можно с уверенностью заключить, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода поможет не только автоматизации его действий (все, что формализовано, может быть компьютеризованно), но и послужит самому человеку для повышения ясности мышления в своей предметной области.
Слайд 35

Материально-техническая база: Для каждого класса используется учебник (в 2 частях), методическое

Материально-техническая база:
Для каждого класса используется учебник (в 2 частях), методическое пособие

для учителя с подробным поурочным планированием, материал для проведения 4 контрольных работ (по 2 варианта). Кроме того, издан набор плакатов и разрезного дидактического материала.
Учебно-методический материал разработан для обучения с 1-го по 4-й класс.

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев

Слайд 36

Цели курса «Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев 1. Формирование навыков

Цели курса «Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев

1. Формирование навыков

решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике.

2. Создание кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими.

3. Формирование навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Слайд 37

Подходы к решению задач, которые наиболее типичны и распространены в информатике:

Подходы к решению задач, которые наиболее типичны и распространены в информатике:

Применение

формальной логики при решении задач

Алгоритмический подход

Системный подход

Объектно-ориентированный подход

Слайд 38

Подходы к решению задач, которые наиболее типичны и распространены в информатике:

Подходы к решению задач, которые наиболее типичны и распространены в информатике:

Применение

формальной логики при решении задач: построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций («если – то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);
Слайд 39

Подходы к решению задач, которые наиболее типичны и распространены в информатике:

Подходы к решению задач, которые наиболее типичны и распространены в информатике:

Алгоритмический

подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
Слайд 40

Подходы к решению задач, которые наиболее типичны и распространены в информатике:

Подходы к решению задач, которые наиболее типичны и распространены в информатике:

Системный

подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
Слайд 41

Подходы к решению задач, которые наиболее типичны и распространены в информатике:

Подходы к решению задач, которые наиболее типичны и распространены в информатике:

Объектно-ориентированный

подход: самое важное – объекты, а не действия, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)».
Слайд 42

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев В каждом классе обучение логическим

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев

В каждом классе обучение логическим

основам информатики проводится по нескольким направлениям, за каждым из которых закреплена учебная четверть. Таким образом, изучение материала происходит «по спирали» – ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки. Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой.

Как проходит изучение материала:

Слайд 43

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев Распределение направлений: четверть – алгоритмы.

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев

Распределение направлений:
четверть – алгоритмы.
четверть –

объекты.
четверть – логические рассуждения.
четверть – применение моделей для решения задач.
Количество часов: 
1 класс – 33 (1 час в неделю)
2 класс – 34 (1 час в неделю)
3 класс – 34 (1 час в неделю)
4 класс – 34 (1 час в неделю)
Слайд 44

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев Краткое описание направлений: Алгоритмы Последовательность

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев


Краткое описание направлений:

Алгоритмы
Последовательность действий.


Алгоритм, как план действий, приводящих к заданной цели.
Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись.
Выполнение алгоритма.
Составление алгоритма.
Поиск ошибок в алгоритме.
Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Поиск ошибок в последовательности действий.
Слайд 45

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев Краткое описание направлений: Группы (классы)

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев


Краткое описание направлений:

Группы (классы)

объектов
Общие названия и отдельные объекты
.Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта.
Состав и действия объектов с одним общим названием.
Имена объектов. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе.
Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов по заданным признакам. Разбиение предметов на группы по заданным признакам.
Слайд 46

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев Краткое описание направлений: Логические рассуждения

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев


Краткое описание направлений:

Логические рассуждения

Истинность и ложность высказываний.
Логические рассуждения и выводы.
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие».
Построение отрицания простых высказываний.
Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность).
Действия с множествами.
Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья. Поиск путей на простейших графах, подсчёт вариантов.
Слайд 47

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев Краткое описание направлений: Применение моделей

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев


Краткое описание направлений:

Применение моделей

(схем) для решения задач
Игры.
Анализ игры с выигрышной стратегией.
Решение задач по аналогии.
Решение задач на закономерности.
Аналогичные закономерности.
Слайд 48

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев 1 класс 1 четверть Пример календарно-тематического планирования:

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев

 1 класс 1 четверть

Пример календарно-тематического

планирования:
Слайд 49

Примеры заданий: «Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев Цвет предметов Соедини

Примеры заданий:

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев

Цвет предметов
Соедини одинаковые по

цвету предметы линией того же цвета
Что общего у предметов данной группы
Раскрась подходящим цветом
Раскрась одним цветом
Зачеркни лишнее
Раскрась, вырежи и разложи картинки по местам
Слайд 50

Примеры заданий:

Примеры заданий:

Слайд 51

Примеры заданий: «Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев Форма предметов Что

Примеры заданий:

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев

Форма предметов
Что напоминает каждая

фигура? Дорисуй чтобы получилась картинка.
Соедини линиями разных цветов одинаковые по форме предметы.
Какие фигуры надо дорисовать? Дорисуй их и раскрась одинаково.
Зачеркни лишний предмет
Раскрась треугольники коричневым, а остальные фигуры - голубым цветом. 
Слайд 52

Примеры заданий: «Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев Размер предметов Определи

Примеры заданий:

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев

Размер предметов
Определи размер предметов

и животных.
Раскрась большой предмет одним цветом, а маленький другим.
Перед тобой нарисованы большой человек и маленькая елка. Нарисуй рядом маленького человечка и большую ёлку.
Проведи дорожку от Красной Шапочки к домику бабушки так, чтобы она отделила большие деревья от маленьких.
Слайд 53

Примеры заданий:

Примеры заданий:

Слайд 54

Примеры заданий: «Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев Названия предметов Найди

Примеры заданий:

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев

Названия предметов
Найди и назови

предметы одежды. Что из посуды ты видишь на рисунке? Назови предметы мебели.
Дай общее название каждой группе предметов.
Назови каждый прибор. Какой прибор включён в розетку? Дай приборам общее название.
Слайд 55

Примеры заданий: «Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев Признаки предметов Сравни

Примеры заданий:

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев

Признаки предметов
Сравни предметы по

цвету, форме, размеру, названию
Чем похожи чем различаются предметы в каждой паре? 
Измени только: цвет, форму, размер, предмет
Слайд 56

Примеры заданий: «Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев Состав предметов Назови

Примеры заданий:

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев


Состав предметов
Назови предмет

и его части
Как называется предмет и из чего он состоит?
Дорисую недостающую часть
Дорисуй и раскрась предметы так, чтобы они стали одинаковыми.
Слайд 57

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев 1 класс 2 четверть Пример календарно-тематического планирования:

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев

 1 класс 2 четверть

Пример календарно-тематического

планирования:
Слайд 58

Примеры заданий: Понятия «равно», «не равно», «больше», «меньше» Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево»

Примеры заданий:


Понятия «равно», «не равно», «больше», «меньше»

Понятия «вверх», «вниз», «вправо»,

«влево»
Слайд 59

Примеры заданий: Действия предметов Последовательность событий

Примеры заданий:




Действия предметов

Последовательность событий

Слайд 60

Порядок действий Примеры заданий:

Порядок действий

Примеры заданий:

Слайд 61

Порядок действий Примеры заданий:

Порядок действий

Примеры заданий:

Слайд 62

1 класс 3 четверть «Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев Пример календарно-тематического планирования:

 1 класс 3 четверть

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев

Пример календарно-тематического

планирования:
Слайд 63

Примеры заданий: Множество. Элементы множества

Примеры заданий:

Множество. Элементы множества

Слайд 64

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев 1 класс 4 четверть Пример календарно-тематического планирования:

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев

 1 класс 4 четверть

Пример календарно-тематического

планирования:
Слайд 65

Понятие «истина» и «ложь» Понятие «дерево» Примеры заданий:

Понятие «истина» и «ложь»

Понятие «дерево»

Примеры заданий:

Слайд 66

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев 2 класс 1 четверть Пример календарно-тематического планирования:

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев

 2 класс 1 четверть

Пример календарно-тематического

планирования:
Слайд 67

Описание предметов Координатная сетка Примеры заданий:

Описание предметов

Координатная сетка

Примеры заданий:

Слайд 68

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев 2 класс 2 четверть Пример календарно-тематического планирования:

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев

 2 класс 2 четверть

Пример календарно-тематического

планирования:
Слайд 69

Примеры заданий: Последовательность событий Алгоритмы

Примеры заданий:

Последовательность событий

Алгоритмы

Слайд 70

2 класс 3 четверть «Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев Пример календарно-тематического планирования:

 2 класс 3 четверть

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев

Пример календарно-тематического

планирования:
Слайд 71

Кодирование Примеры заданий:

Кодирование

Примеры заданий:

Слайд 72

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев 2 класс 4 четверть Пример календарно-тематического планирования:

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев

 2 класс 4 четверть

Пример календарно-тематического

планирования:
Слайд 73

Графы, деревья Комбинаторика Примеры заданий:

Графы, деревья

Комбинаторика

Примеры заданий:

Слайд 74

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев 3 класс 1 четверть Пример календарно-тематического планирования:

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев

 3 класс 1 четверть

Пример календарно-тематического

планирования:
Слайд 75

Делай - раз, делай - два Стрелка «да» или стрелка «нет» Примеры заданий:

Делай - раз, делай - два

Стрелка «да» или стрелка «нет»

Примеры заданий:

Слайд 76

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев 3 класс 2 четверть Пример календарно-тематического планирования:

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев

 3 класс 2 четверть

Пример календарно-тематического

планирования:
Слайд 77

Из чего состоит? Что умеет? Что такое? Кто такой? Примеры заданий:

Из чего состоит? Что умеет?

Что такое? Кто такой?

Примеры заданий:

Слайд 78

3 класс 3 четверть «Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев Пример календарно-тематического планирования:

 3 класс 3 четверть

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев

Пример календарно-тематического

планирования:
Слайд 79

Примеры заданий: Слова «не», «и», «или» на карте множеств Какие точки соединить?

Примеры заданий:

Слова «не», «и», «или» на карте множеств

Какие точки соединить?

Слайд 80

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев 3 класс 4 четверть Пример календарно-тематического планирования:

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев

 3 класс 4 четверть

Пример календарно-тематического

планирования:
Слайд 81

По какому правилу? Такое же или похожее правило?

По какому правилу?

Такое же или похожее правило?

Слайд 82

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев 4 класс 1 четверть Пример календарно-тематического планирования:

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев

 4 класс 1 четверть

Пример календарно-тематического

планирования:
Слайд 83

Команда «если-то-иначе» Команда «повторяй» Примеры заданий:

Команда «если-то-иначе»

Команда «повторяй»

Примеры заданий:

Слайд 84

«Слова – актёры» Что получается? Примеры заданий:

«Слова – актёры»

Что получается?

Примеры заданий:

Слайд 85

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев 4 класс 2 четверть Пример календарно-тематического планирования:

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев

 4 класс 2 четверть

Пример календарно-тематического

планирования:
Слайд 86

Что такое? Кто такой? В доме – дверь, в двери - замок Примеры заданий:

Что такое? Кто такой?

В доме – дверь, в двери - замок

Примеры

заданий:
Слайд 87

Чем помогут номера? Сам с вершок, голова с горшок Примеры заданий:

Чем помогут номера?

Сам с вершок, голова с горшок

Примеры заданий:

Слайд 88

4 класс 3 четверть «Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев Пример календарно-тематического планирования:

 4 класс 3 четверть

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев

Пример календарно-тематического

планирования:
Слайд 89

Слова «не», «и», «или» Строим графы Примеры заданий:

Слова «не», «и», «или»

Строим графы

Примеры заданий:

Слайд 90

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев 4 класс 4 четверть Пример календарно-тематического планирования:

«Информатика в играх и задачах» А.В.Горячев

 4 класс 4 четверть

Пример календарно-тематического

планирования:
Слайд 91

Всё наоборот У кого дом вкуснее? Примеры заданий:

Всё наоборот

У кого дом вкуснее?

Примеры заданий:

Слайд 92

«Информатика» Авторы: Рудченко Т. А., Семёнов А.Л. 1-4 классы УМК «Перспектива»

«Информатика»
Авторы: Рудченко Т. А., Семёнов А.Л.
1-4 классы УМК «Перспектива»

Курс "Информатика"

рассчитан на обучение в течение четырёх лет в объёме 34 ч в год. Программа курса предусматривает несколько различных вариантов работы, в том числе как с использованием средств ИКТ, так и бескомпьютерный вариант. В материалы каждого года обучения входит учебник, рабочая тетрадь, тетрадь проектов, компьютерная составляющая и методическое пособие для учителя.
Слайд 93

Курс «Информатика» Т. А. Рудченко и А. Л. Семенова разработан в

Курс «Информатика» Т. А. Рудченко и А. Л. Семенова разработан в

полном соответствии с новым Стандартом образования для начальной школы. Курс даёт возможность освоить базовые метапредметные понятия в наглядной графической и телесной форме, усвоить основы информационной культуры, в том числе ИКТ-квалификации при работе с компьютерной составляющей курса. Курс позволяет также формировать у ребят большинство УУД (универсальных учебных действий), заложенных в новый образовательный Стандарт, в частности, многие коммуникативные и регулятивные умения. 
Курс реализован в двух вариантах: в четырех и в двух частях. Если на курс отведено два года, то лучше воспользоваться курсом тех же авторов в двух частях —  «Информатика 3-4»

«Информатика»
Авторы: Рудченко Т. А., Семёнов А.Л.
1-4 классы УМК «Перспектива»

Слайд 94

Содержание УМК «Информатика 1—4» Информатика 1 — знакомство с правилами игры,

Содержание УМК «Информатика 1—4»
Информатика 1 — знакомство с правилами игры, допустимыми

действиями и основными объектами курса) и первое знакомство с цепочками и мешками.
Информатика 2 — изучение цепочек, мешков, таблиц и приложение этих объектов к решению практических и прикладных задач.
Информатика 3 — работа с деревьями и программирование простейшего исполнителя.
Информатика 4 — математические игры, применение деревьев к решению различных задач и обобщение всего изученного материала.

«Информатика»
Авторы: Рудченко Т. А., Семёнов А.Л.
1-4 классы УМК «Перспектива»

Слайд 95

В материалах каждой части курса Учебник (теоретический материал на листах определений

В материалах каждой части курса 
Учебник (теоретический материал на листах определений и

условия задач).
Рабочая тетрадь (содержит только графические элементы, предназначена для оформления решения задач). 
Тетрадь проектов (материалы для проведения проектных уроков. Вынимаемый вкладыш содержит контрольные работы, листы вырезания, запасные поля для решения задач).
Компьютерный курс  
Поурочные разработки для учителя (сведения о построении курса, тематические планирования для каждого варианта изучения курса, комментарии к листам определений и задачам курса, описание работы в проектах и пр.)  

«Информатика»
Авторы: Рудченко Т. А., Семёнов А.Л.
1-4 классы УМК «Перспектива»

Слайд 96

Главная цель данного курса информатики – развивая логическое, алгоритмическое и системное

Главная цель данного курса информатики –  развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление,

создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

«Информатика»
Авторы: Рудченко Т. А., Семёнов А.Л.
1-4 классы УМК «Перспектива»

!!!

Слайд 97

Задачи изучения курса – научить ребят: • работать в рамках заданной

Задачи изучения курса – научить ребят:
• работать в рамках заданной среды по четко

оговоренным правилам;
• ориентироваться в потоке информации: просматривать, сортировать, искать необходимые сведения;
• читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения;
• работать с графически представленной информацией: таблицей, схемой и т. п.;
• анализировать языковые объекты;
• использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности

«Информатика»
Авторы: Рудченко Т. А., Семёнов А.Л.
1-4 классы УМК «Перспектива»

Слайд 98

Содержательные линии: · Основные информационные объекты и структуры(цепочка, мешок, дерево, таблица).

Содержательные линии:
·             Основные информационные объекты и структуры(цепочка, мешок, дерево, таблица).
·             Основные информационные действия

(в том числе логические) и процессы(поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядоченье объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма...).
·             Основные информационные методы(метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи…).

«Информатика»
Авторы: Рудченко Т. А., Семёнов А.Л.
1-4 классы УМК «Перспектива»

Слайд 99

В соответствии с новым базисным учебным планом начального образования курс информатики

В соответствии с новым базисным учебным планом начального образования курс информатики

входит в предметную область «Математика и информатика». Поэтому учебные часы для данного курса (полностью или частично) должны быть выделены из этой предметной области. Компьютерная грамотность входит в содержание предметной области «Технология». Начиная со второго класса, часы на данный курс могут выделяться из части базисного плана, формируемой участниками образовательного процесса. При изучении информатики с 1 или 2 класса достаточно выделить на курс 1 час в неделю. При изучении информатики с 3 класса можно выделить на курс от 1 до 2 часов в неделю.

Описание места предмета в учебном плане

«Информатика»
Авторы: Рудченко Т. А., Семёнов А.Л.
1-4 классы УМК «Перспектива»

Слайд 100

Содержание учебного предмета информатики Примерное тематическое планирование

Содержание учебного предмета информатики
Примерное тематическое планирование






Слайд 101

«Информатика» Авторы: Рудченко Т. А., Семёнов А.Л. 1-4 классы УМК «Перспектива»

«Информатика»
Авторы: Рудченко Т. А., Семёнов А.Л.
1-4 классы УМК «Перспектива»

Примеры заданий:
1

КЛАСС

Помечаем галочкой

Цепочка

Слайд 102

«Информатика» Авторы: Рудченко Т. А., Семёнов А.Л. 1-4 классы УМК «Перспектива»

«Информатика»
Авторы: Рудченко Т. А., Семёнов А.Л.
1-4 классы УМК «Перспектива»

Примеры заданий:
2

КЛАСС

Истинные и ложные утверждения

Определяем истинность утверждения

Слайд 103

«Информатика» Авторы: Рудченко Т. А., Семёнов А.Л. 1-4 классы УМК «Перспектива»

«Информатика»
Авторы: Рудченко Т. А., Семёнов А.Л.
1-4 классы УМК «Перспектива»

Примеры заданий:
3

КЛАСС

Области

Имена

Слайд 104

«Информатика» Авторы: Рудченко Т. А., Семёнов А.Л. 1-4 классы УМК «Перспектива»

«Информатика»
Авторы: Рудченко Т. А., Семёнов А.Л.
1-4 классы УМК «Перспектива»

Примеры заданий:
4

КЛАСС

Решение задач

Слайд 105

Описание форм контроля. Усвоение учебного материала получают в процессе контроля –

Описание форм контроля.
  Усвоение учебного  материала  получают  в  процессе  контроля – входного, 

промежуточного,  итогового.
    Входной  контроль  осуществляется  в  начале  каждого  урока,  а  также  в  начале  учебного  года.  Он  актуализирует  ранее  изученный  учащимися  материал,  позволяет  определить  их  уровень  подготовки.
    Промежуточный  контроль  осуществляется  «внутри»  каждого  урока  или  в  середине  изучаемого  модуля.  Он  стимулирует  активность  учащихся,  поддерживает  интерактивность  обучения,  обеспечивает  необходимый  уровень  внимания,  позволяет  убедиться  в  усвоении  обучаемым  только  что  предложенный  его  вниманию  «порции»  материала.
        Итоговый  контроль  осуществляется  по  завершении  крупного  блока  или  всего  курса.  Он  позволяет  оценить  знания  и  умения  учащихся,  полученные  в  ходе  достаточно  продолжительного  периода  работы.

«Информатика»
Авторы: Рудченко Т. А., Семёнов А.Л.
1-4 классы УМК «Перспектива»

Слайд 106

Рассмотренные выше программы делают упор на общеобразовательный аспект изучения информатики, в

Рассмотренные выше программы делают упор на общеобразовательный аспект изучения информатики, в

котором информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.
В начальной школе есть и другие программы по информатике, главная цель которых - целенаправленно научить детей работать с информацией, в том числе с помощью компьютера.

Другие программы по информатике

Слайд 107

«Информатика» Авторы: Н.В. Матвеева, Е.Н.Челак 2-4 классы Данный пропедевтический курс информатики

«Информатика»
Авторы: Н.В. Матвеева, Е.Н.Челак
2-4 классы

Данный пропедевтический курс информатики опирается на

основополагающие
принципы общей дидактики: целостность и непрерывность, научность в сочетании с
доступностью, практико-ориентированность в сочетании с развивающим обучением.

Цель курса - формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.

Слайд 108

«Информатика» Авторы: Н.В. Матвеевой, Е.Н.Челак 2-4 классы Во втором классе дети


«Информатика»
Авторы: Н.В. Матвеевой, Е.Н.Челак
2-4 классы

Во втором классе дети

учатся видеть окружающую действительность с точки зрения информационного подхода.
В процессе обучения в мышление и речь учеников постепенно вводятся термины информатики (источник/приемник информации, канал связи, данные и др.). Школьники
изучают устройство компьютера, учатся работать с электронными документами.


Слайд 109

«Информатика» Авторы: Н.В. Матвеевой, Е.Н.Челак 2-4 классы В третьем классе школьники


«Информатика»
Авторы: Н.В. Матвеевой, Е.Н.Челак
2-4 классы


В третьем классе

школьники изучают представление и
кодирование информации, ее хранение на информационных носителях. Вводится понятие объекта, его свойств и
действий с ним. Дается представление о компьютере как системе. Дети осваивают информационные технологии: технологию создания электронного документа, технологию его
редактирования, приема/передачи, поиска информации в
сети Интернет.
Слайд 110

«Информатика» Авторы: Н.В. Матвеевой, Е.Н.Челак 2-4 классы В четвертом классе рассматриваются

«Информатика»
Авторы: Н.В. Матвеевой, Е.Н.Челак
2-4 классы

В четвертом классе рассматриваются темы

«Мир понятий» и «Мир моделей», формируются представления учащихся о работе с различными научными понятиями, также вводится понятие информационной модели, в том числе компьютерной. Рассматриваются понятия исполнителя и алгоритма действий, формы записи алгоритмов. Дети осваивают понятие управления собой, другими людьми, техническими устройствами (инструментами работы с ин- 6 Информатика. 2–4 классы формацией), ассоциируя себя с управляющим объектом и осознавая, что есть объект управления, осознавая цель и средства управления.
Слайд 111

Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

общего образования. На его страницах раскрывается содержание пропедевтического курса информатики. Приведённые в учебнике ссылки на цифровые образовательные ресурсы Единой коллекции ЦОР позволяют развить первичные навыки работы на компьютере. Учебник содержит большое количество заданий и игр

Основной целью изучения данного курса информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД.


«Информатика и ИКТ»
Авторы: Н.К.Нателаури, С.С.Маранин
2-4 классы УМК «Гармония»

Слайд 112

Во 2 классе дети учатся видеть окружающую действительность с точки зрения

Во 2 классе дети учатся видеть окружающую действительность с точки зрения

информационного подхода. В процессе обучения в мышление и речь учеников постепенно вводятся термины информатики (информационные процессы, способы кодирования информации, источник/приемник информации, канал связи, данные и др.). Школьники изучают устройство компьютера, учатся работать с электронными документами.

«Информатика и ИКТ»
Авторы: Н.К.Нателаури, С.С.Маранин
2-4 классы УМК «Гармония»

Слайд 113

В 3 классе школьники изучают представление и кодирование информации, ее хранение

В 3 классе школьники изучают представление и кодирование информации, ее хранение

на информационных носителях. Вводится понятие объекта, его свойств и действий с ним (создание простых мультфильмов). Дается представление о компьютере как системе. Дети осваивают информационные технологии: технологию создания электронного документа, технологию его редактирования, приема/передачи, поиска информации в сети Интернет. Рассматриваются понятия исполнителя и алгоритма действий, формы записи алгоритмов. формируются представления учащихся о работе с различными научными понятиями, также вводится понятие информационной модели, в том числе компьютерной.

«Информатика и ИКТ»
Авторы: Н.К.Нателаури, С.С.Маранин
2-4 классы УМК «Гармония»

Слайд 114

В 4 классе рассматриваются темы: «Компьютер: устройства и программы», «Информационная деятельность

В 4 классе рассматриваются темы: «Компьютер: устройства и программы», «Информационная деятельность

человека. Компьютерные сети», «Технология работы с текстовой информацией» и «Технология работы с графической информацией». В 4-м классе большое внимание уделяется практической части. Школьники учатся работать с папками и файлами различных типов.  Дети осваивают понятия социальных сетей (локальные и глобальные компьютерные сети, браузеры, электронная почта, чаты, вирусы и антивирусы и т. д.). Школьники учатся понимать, что средства управления влияют на ожидаемый результат, и что иногда полученный результат не соответствует цели и ожиданиям. 

«Информатика и ИКТ»
Авторы: Н.К.Нателаури, С.С.Маранин
2-4 классы УМК «Гармония»