Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870)

Содержание

Слайд 2

Биография 1824 - родился Константин Дмитриевич 1840 - поступил на юридический

Биография

1824 - родился Константин Дмитриевич
1840 - поступил на юридический факультет

Московского университета
1844 - окончил юридический факультет Московского университета
1846 - был приглашен в ярославский Демидовский лицей на кафедру энциклопедии законоведения
1850 - он покинул лицей
1855 - Ушинский поступил преподавателем в Гатчинский сиротский институт
1859 - он был назначен инспектором Смольного института
1860 – становится редактором «Журнала министерства народного просвещения»
1862 – уход из Смольного института
1862 – 1867 – командировка за границу
1870 – умер в Одессе, похоронен возле Выдубицкого монастыря, вблизи Киева
Слайд 3

Начало педагогической деятельности К. Д. Ушинского В 1844 году граф С.

Начало педагогической деятельности К. Д. Ушинского

В 1844 году граф С.

Г. Строганов пригласил Ушинского на профессорскую кафедру в Ярославский Демидовский лицей
18 сентября 1848 года на торжественном собрании лицея "О камеральном образовании" он произнес речь
В 1857 году был основан педагогический журнал "Журнал для воспитания" А. А.Чумикова, в котором Ушинский начал принимать деятельное участие, писал статьи: «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы» и др. Это и явилось началом педагогической деятельности Ушинского.
В 1850 г. он покинул лицей, не желая подчиняться таким требованиям начальства, которые должны были "убить живое дело"
С 1852 года Ушинский начал принимать деятельное участие в "Современнике", а в 1854 году - и в "Библиотеке для чтения"
Слайд 4

Блестящий успех и жестокий удар В 1859 году Ушинский получил назначение

   Блестящий успех и жестокий удар

В 1859 году Ушинский получил назначение

на должность инспектора классов обоих отделений Смольного института
в 1860 году около Ушинского сгруппировался кружок молодых педагогов, его помощников В.О. Буссе, В.И. Водовозов, священник Головин, Дестунис, барон М.О. Косинский, Лемеки, В.И. Лядов, Массон, О. Ф. Миллер, Л. Н. Модзалевский, А. И. Павловский, Я. И. Пугачевский, Раевский, М. И. Семевский, Д. Д. Семенов
   На весь Петербург славились педагогические четверги Ушинского
В 1864 издает свою книгу "Детский мир"
   На всю Россию гремело имя К. Д. Ушинского как умного, энергичного, талантливого реформатора-педагога. Славе Ушинского особенно много способствовало увлекательное преподавание им педагогики и дидактики в обоих отделениях Смольного института.
к началу 1862 года Ушинский создал себе такую массу сильных врагов, что не только вынужден был оставить инспекторство, но даже и оправдываться из-за клеветнических доносов на него.
12 апреля 1862 он ушел из Смольного института
Слайд 5

Научно-педагогическая деятельность В 1860 он стал редактором «Журнала министерства народного просвещения»,

Научно-педагогическая деятельность

В 1860 он стал редактором «Журнала министерства народного просвещения», опубликовывал

и свои статьи: "Труд в его психическом и воспитательном значении" , "О нравственном элементе в русском воспитании«, "Проект учительской семинарии" и др.
Но Ушинскому недолго пришлось быть редактором - лишь до ноября 1861 года, но он продолжал участвовать в министерском журнале в качестве сотрудника.
  В 1862, поселившись в Швейцарии, Ушинский деятельно принялся за изучение школьного ее устройства народных школ, учительских семинарий и женских учебных заведений. Результатом этого изучения был ряд его "Писем из Швейцарии"
в 1864 году выходит в свет "Родное слово".
Слайд 6

1. Идея народности воспитания «Воспитание, созданное самим народом и основанное на

1. Идея народности воспитания
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на

народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» "".

Центральные идеи педагогической теории К. Д. Ушинского

Слайд 7

2. Реформирование народной школы « Если педагогика хочет воспитывать человека во

2. Реформирование народной школы

« Если педагогика хочет воспитывать человека во всех

отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» 

3. Труд – основа воспитания

«Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд – лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека»

4. Родной язык как средство воспитания
«Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно эта самая жизнь» 

Слайд 8

5. Женское образование «Если смотреть на женщину по-другому, видеть в ней

5. Женское образование
«Если смотреть на женщину по-другому, видеть в ней прежде

всего человека, равноправного во всех отношениях с мужчиной, то и взгляды на женское образование будут другими. Не следует забывать, что женщина является проводником «успехов науки и цивилизации в нравы и жизнь общества» 
6. Педагогическое образование
«Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни».
Велико значение К. Д. Ушинского в развитии отечественной школы и педагогики. С его именем связано создание русской народной школы и оформление в России педагогики как науки. 
Слайд 9

Антропологическое обоснование педагогического знания Оригинальность и безусловное новаторство подхода К.Д. Ушинского

Антропологическое обоснование педагогического знания

Оригинальность и безусловное новаторство подхода К.Д. Ушинского состоит

в том, что он философские, психологические и другие знания направил в русло воспитания и обучения человека. Особенно это было важно для отечественной педагогики, не имевшей к тому времени прочных научных основ.
Слайд 10

Антропологические науки «Такими науками для педагогики, из которых она почерпает знание

Антропологические науки

«Такими науками для педагогики, из которых она почерпает знание средств,

необходимых ей для достижения её целей, являются все те науки, в которых изучается телесная или душевная природа человека, и изучается притом не в мечтательных, но в действительных явлениях».

Анатомия

Физиология

Логика

Статистика

Психология

Экономия

География

Филология

История

Слайд 11

«… не можем мы назвать педагогом того, кто изучил только несколько

«… не можем мы назвать педагогом того, кто изучил только несколько

учебников педагогики и руководствуется в своей воспитательной деятельности правилами и наставлениями, помещёнными в этих «педагогиках», не изучив тех явлений природы и души человеческой, на которых, быть может, основаны эти правила и наставления»

: «Но конечно, психология, в отношении своей приложимости к педагогике и своей необходимости для педагога, занимает первое место между всеми науками»

Слайд 12

Закон детской природы «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью».

Закон детской природы

«Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а

её однообразием и односторонностью».
Слайд 13