Народная педагогика. Педагогические идеи в фольклоре

Содержание

Слайд 2

Народная педагогика – это традиционная для народа практика воспитания со своими

Народная педагогика – это традиционная для народа практика воспитания со своими

сложившимися в ней знаниями, принципами, идеалами, которые закрепились в народных заповедях, образах фольклора, прикладного искусства, других формах отражения и преображения действительности.
Слайд 3

Выдающиеся педагоги Ян Амос Коменский (1592-1670), Константин Дмитриевич Ушинский, (1824-1870), Антон

Выдающиеся педагоги Ян Амос Коменский (1592-1670), Константин Дмитриевич Ушинский, (1824-1870), Антон

Семёнович Макаренко (1888-1939), Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970), и др. много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта.
Слайд 4

Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ей

Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ей

опорой и основой, поэтому важным для развития педагогической науки является возвращение к истокам этнических культур на основе познания самобытности и уникальности каждого народа, введение в практику работы с детьми педагогического опыта, накопленного тем или иным народом.
Слайд 5

Народная педагогика – это проявление педагогической культуры масс, олицетворяющей идеалы, представления

Народная педагогика – это проявление педагогической культуры масс, олицетворяющей идеалы, представления

и воззрения о человеке, семье, детях и взаимоотношения между ними. Созданное народом педагогическое наследие нашло отражение в поговорках, пословицах, сказках, загадках, легендах, колыбельных песнях, пестушках, играх, хороводах, в прикладном искусстве.
Слайд 6

В пятидесятых годах ХХ века Г.Н.Волковым сделана первая попытка в целом

В пятидесятых годах ХХ века Г.Н.Волковым сделана первая попытка в целом

ряде публикаций (в том числе и монографических) раскрыть роль народных масс как творцов педагогической культуры; место педагогических традиций в духовной культуре народа. Г.Н.Волков определяет народную педагогику как совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках и т.п.
Слайд 7

Великий русский педагог Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа,

Великий русский педагог Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа,

его потребностями и бытом, его материальной и духовной культурой, она не может существовать вне решения острых социальных проблем.
Слайд 8

Истоки народной педагогики, как первого этапа развития педагогики вообще, мы находим

Истоки народной педагогики, как первого этапа развития педагогики вообще, мы находим

в сказках, былинах, песнях, частушках, детских прибаутках, пословицах, поговорках, заговорах, колыбельных песнях и песнях-хороводах, загадках, скороговорках, считалках, оглядках, исторических преданиях, народных приметах. Только затем, с появлением письменности, они обрели более «сухую», не иносказательную форму, и стали носить характер Советов, неписаных Правил и Рекомендаций.
Слайд 9

Известно множество русских пословиц и поговорок, имеющих педагогическое назначение: «Не везде

Известно множество русских пословиц и поговорок, имеющих педагогическое назначение: «Не везде

сила — где уменье, а где — и терпенье», «Чего в другом не любишь, того и сам не делай», «Доброе братство сильнее богатства», «Природу не надо увечь, а надо беречь», «Корень учения горек, да плод сладок», «Повторение — мать учения», «От умного научишься, от глупого разучишься», «Век живи — век учись», «Учение — красота, а неучение — сухота».
Слайд 10

Народное творчество доступно и понятно всем, и его сила в том,

Народное творчество доступно и понятно всем, и его сила в том,

что оно не навязывается людям, а вырастает из недр собственной народной культуры, а его идеи впитываются человеком через колыбельную песню, сказку, мудрую пословицу и поговорку нужными обществу качествами гражданина.
Слайд 11

Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней

Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней

заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой - оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа,
Слайд 12

Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они

Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они

оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению).
Слайд 13

В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Их

В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Их

роль в воспитании огромна, пожалуй, ни с чем не сравнима. Главное назначение песен - привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Колыбельная песнь - величайшее завоевание народной педагогики. В простенькой колыбельной песне мать рассказывала о труде, о Родине, о важности труда, рассказывала непринужденно, в удивительно поэтической форме, без всякой назидательности и нравоучения.
Слайд 14

Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Благодаря

Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Благодаря

сказкам, в душе дитяти с логической мыслью срастается прекрасный поэтический образ, развитие ума идет дружно с развитием фантазии и чувства. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Слайд 15

Былины отражают реалии конкретных исторических процессов в генезисе народной жизни, имеют

Былины отражают реалии конкретных исторических процессов в генезисе народной жизни, имеют

большие художественно-эпические формы, и им присуща явно выраженная гиперболизация происходивших событий. В былинном эпосе был представлен педагогический идеал свободной, сильной, смелой, почитающей православную церковь и ее святых, образованной и эстетически развитой личности.