Развитие творческого мышления учащихся

Содержание

Слайд 2

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ Проблемы творчества и искусства в своих работах рассматривают

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Проблемы творчества и искусства в своих работах рассматривают

западные психологи: З. Фрейд, В. Вундт, К. Юнг, Дж. Гилфорд, Е.П. Торранс, Г. Уоллес, Э. Де-Боно, Р. Стенберг, и др.
В отечественной науке вопросами творчества, творческих способностей, творческого мышления занимались Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Я.А. Пономарев, А.М. Матюшкин, В.Н. Дружинин, Д.Б. Богоявленская, А.Н. Лук, Д.В. Ушаков, О.К. Тихомиров, Н.И. Чернецкая, А. Либиэр, и др.
О специфике мышления и способностей хореографа в своих трудах рассуждали Ж.Ж. Новерр, К.Я. Голейзовский, Р.В. Захаров, В.И. Уральская, И.В. Смирнов, Ф.В. Лопухов, М.М. Фокин и др.
Культурологические аспекты семиотики, художественного мышления рассматриваются Г.Ф. Богдановым, А.П. Кирилловым, Ю.Ю. Рязановой; к специфическим видам мышления, связанным с хореографическим творчеством обращались исследователи А.В. Сапронов, Л.В. Баранова и др.
В контексте развития творческого потенциала студентов в процессе обучения в вузе обращены работы В.Ю. Никитина, Г.В. Бурцевой, М.Н. Юрьевой и др.
Педагогические технологии, инновационные образовательные подходы представлены в исследованиях Л.А. Касимановой, В.П. Давыдова, Е.Ф. Сергеевой, Р.Н. Моисеенко и др.
Слайд 3

ВЫЯВЛЕНЫ ПРОТИВОРЕЧИЯ: 1) МЕЖДУ и способность креативность творческий потенциал

ВЫЯВЛЕНЫ ПРОТИВОРЕЧИЯ: 1) МЕЖДУ

и

способность

креативность

творческий потенциал

Слайд 4

ВЫЯВЛЕНЫ ПРОТИВОРЕЧИЯ: 2) МЕЖДУ

ВЫЯВЛЕНЫ ПРОТИВОРЕЧИЯ: 2) МЕЖДУ

Слайд 5

рассмотреть творческое мышление как предмет научных исследований определить сущность и структуру

рассмотреть творческое мышление как предмет научных исследований
определить сущность и структуру творческого

мышления учащихся колледжей искусств
рассмотреть постановочную деятельность как средство развития творческого мышления учащихся-хореографов
выявить критерии и показатели развития творческого мышления учащихся хореографической специализации;
разработать методику развития творческого мышления учащихся на дисциплине «Композиция и постановка танца»;
проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы по развитию творческого мышления учащихся колледжей искусств.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Слайд 6

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ анализ научных источников, учебно-методических материалов, периодической печати программное проектирование

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

анализ научных источников, учебно-методических материалов, периодической печати
программное проектирование
педагогический эксперимент
наблюдение
сравнение
обобщение
обработка

данных
анализ продуктов художественной деятельности

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Рязанский музыкальный колледж им. Г. и А. Пироговых» г. Рязань

БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

Слайд 7

Рассмотрено понятие «творческое мышление» в системе гуманитарного знания; определена сущность и

Рассмотрено понятие «творческое мышление» в системе гуманитарного знания; определена сущность

и структура творческого мышления студентов-хореографов; рассмотрена постановочная деятельность как средство развития творческого мышления учащихся колледжей искусств.
Определены критерии и показатели, изучены педагогические условия развития творческого мышления студентов-хореографов в колледжах искусств; разработана и апробирована методика развития творческого мышления учащихся хореографической специализации колледжей искусств; образовательная программа «Композиция и постановка танца» для направления подготовки 51.02.01 «Народное художественное творчество», вид «Хореографическое творчество»

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

.

Слайд 8

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ – это интегральный психологический феномен, обуславливающий активную форму

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ –

это интегральный психологический феномен, обуславливающий активную форму

отражения действительности, возникающую во время учебной творческой деятельности, в процессе которой происходит творческое созидание, возникают новообразования, в результате которых рождается качественно новый продукт хореографической деятельности
Слайд 9

СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ

СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ

Слайд 10

ПОСТАНОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ это не только средство обучения, но и средство развития творческого мышления

ПОСТАНОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

это не только средство обучения, но и средство развития творческого

мышления
Слайд 11

КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА

КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА

Слайд 12

Слайд 13

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 1. обеспечение теоретической подготовки студентов-хореографов к реализации постановочной деятельности

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

1. обеспечение теоретической подготовки студентов-хореографов к реализации постановочной деятельности

2. расширение

диапазона творческих проявлений студента-хореографа с целью повышения его личностной творческой активности и самостоятельности в процессе постановочной деятельности

3. активизация механизмов развития ассоциативности творческого мышления, рефлексии, направленности личности на творческий процесс

Слайд 14

ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА Разработана программа «Композиция и постановка танца» максимальная учебная

ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА

Разработана программа «Композиция и постановка танца»
максимальная учебная нагрузка обучающегося

– 246 часов;
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 164 часа;
самостоятельная работа обучающегося – 82 часа.

Задачи программы «Композиция и постановка танца»»:
1. формирование знаний по композиции танца, умения использовать их на практике;
2. знакомство с хореографическими приемами развития и подачи танцевальных комбинаций;
3. развитие профессионального хореографического творческого мышления (мышления хореографическими образами);
4. формирование умения анализировать музыкальный материал, хореографическое произведение, драматургическую основу хореографической композиции;
5. формирование показателя «образная оригинальность», как качественного показателя профессионального художественного мышления
6. формирование практических навыков для постановочной деятельности;
7. формирование готовности к сочинительству в разных жанрах хореографического искусства, разных хореографических форм.

Слайд 15

упражнения на развитие ассоциативности мышления вопросы для самоконтроля знаний перечень проблемных

упражнения на развитие ассоциативности мышления
вопросы для самоконтроля знаний
перечень проблемных

вопросов
перечень образцов хореографического искусства для ознакомления и анализа в рамках изучаемых тем
упражнения на импровизацию
перечень музыкальных произведений для прослушивания
этюдные работы

ВНЕДРЕНЫ В ПРОГРАММЕ «КОМПОЗИЦИЯ И ПОСТАНОВКА ТАНЦА»:

Слайд 16

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Слайд 17

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Слайд 18

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Слайд 19

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ Было: 0% высокий

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ

Было:
0% высокий
50% средний
50% низкий

Стало:
10%

высокий (+10%)
80% средний (+30%)
10% низкий (- 40%)