Сердце отдаю детям. Василий Александрович Сухомлинский

Содержание

Слайд 2

Василий Александрович Сухомлинский Годы жизни (28.09.1918-02.09.1970) Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР

Василий Александрович Сухомлинский

Годы жизни (28.09.1918-02.09.1970)
Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968),

кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968).
Слайд 3

Рожденная в живом опыте Павлышской школы методика воспитания коллектива основывалась не

Рожденная в живом опыте Павлышской школы методика воспитания коллектива основывалась не

на «организационных зависимостях», а на развитии духовных богатств личности, потребности в человеке, готовности привносить в коллектив плоды своей «индивидуальной духовной деятельности» и обогащаться в духовном общении. Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского разносторонне и многопланово. Вся система деятельности павлышского учителя проникнута высокими принципами гуманизма, глубоким уважением к личности ребенка.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ В.А. СУХОМЛИНСКОГО

Слайд 4

Воспитание красотой. Мир, окружающий человека, - это, прежде всего, мир природы

Воспитание красотой. Мир, окружающий человека, - это, прежде всего, мир природы

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. В природе вечный источник прекрасного. Природа – благодатный источник воспитания человека. Среди различных средств воспитания воспитание красотой стоит у Сухомлинского на первом месте. Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание красоты и снимает “ толстокожесть”, утончает чувства ребенка настолько, что он становится восприимчив к слову, а значит, становится воспитываемым.

ВОСПИТАНИЕ КРАСОТОЙ МИРА

Слайд 5

Сухомлинский сначала учит чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и наконец

Сухомлинский сначала учит чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и наконец

подводит воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков и жизни. Ни в чем учителю не приходится быть таким терпеливым, как в воспитании чувства красоты. Воспитание чувств - самое трудное в работе педагога. "В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту...
Слайд 6

Слово и книга - главное средство эстетического воспитания в школе. Сухомлинский

Слово и книга - главное средство эстетического воспитания в школе.

Сухомлинский

вспоминал: "С детьми мы путешествовали к источникам родного слова. Мы шли смотреть утреннюю зарю, слушать песню жаворонка и гудение пчел, чтобы проникнуть в богатейший, доступный мир - мир слова. И тогда слово становилось в моих руках орудием, с помощью которого я открывал детям глаза на богатство окружающего мира. Чувствуя, переживая красоту увиденного и услышанного, дети воспринимали тончайшие оттенки слова, и через слово красота входила в их душу".
Слайд 7

Красота слова ярче всего воплощена в поэзии. Восхищаясь стихотворением или песней,

Красота слова ярче всего воплощена в поэзии.

Восхищаясь стихотворением или песней,

дети как бы слышат музыку слова. В лучших стихотворениях поэтическое слово раскрывает тончайшие эмоциональные оттенки родного слова. "…В эти минуты, когда душу ребенка охватывает поэтическое вдохновенье, слово - живое, полнокровное, играющее всеми цветами радуги, благоухающее ароматом полей и лугов, - входит в духовную жизнь ребенка; дети ищут и находят в нем средство выражения своих чувств, мыслей, переживаний".
Слайд 8

Воспитание музыкой “Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к

Воспитание музыкой

“Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к

добру, красоте, человечности. Слушая музыку, человек познает себя, и познает, прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, что бы быть прекрасным, и если в нем есть что – то плохое, то это плохое надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка.”
Слайд 9

В школе Сухомлинского много внимания уделялось слушанию музыки. Первой задачей, которая

В школе Сухомлинского много внимания уделялось слушанию музыки. Первой задачей, которая

при этом ставилась, было вызвать эмоциональную реакцию на мелодию и потом постепенно убедить детей, что красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира; музыкальная мелодия как бы призывала человека – остановись, прислушайся к музыке природы, наслаждайся красотой мира, бери эту красоту и умножай ее.
Слайд 10

С первых дней пребывания в школе ребенок должен воспринимать уважительное отношение

С первых дней пребывания в школе ребенок должен воспринимать уважительное отношение

к труду. "Детство не должно быть постоянным праздником, если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка остается недоступным и счастье труда... в труде раскрывается богатство человеческих отношений» Детский труд таит в себе огромную силу. Если ребенок вложил определенные усилия в труд для других людей и пережил в связи с этим личную радость, он, не может стать недобрым человеком.

Воспитание трудом

Слайд 11

Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о

Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о

том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра. Труд, люди и красота соединяются в одно целое, и это доставляет детям радость и потому, что оно красиво, и потому, что их работа кому-то принесла радость. Творение красоты, творение добра входят в духовный мир ребенка.
Слайд 12

“Если учитель стал другом для ребенка, если эта дружба озарена благородным

“Если учитель стал другом для ребенка, если эта дружба озарена благородным

влечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком можно сравнить с блужданием в потемках”

Любовь к детям

Слайд 13

«Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, а не

«Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, а не

превращался в скучную однообразную повседневность, ведите каждого учителя на тропку исследователя». Учитель обязан уметь дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя. «Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и обычных. Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства»
Слайд 14

"Это две грани, две стороны единого человеческого бытия. Нет, и не

"Это две грани, две стороны единого человеческого бытия. Нет, и не

может, быть воспитания личности вне коллектива, точно так же, как не может быть "абстрактного" коллектива без личностей"

Личность и коллектив

Слайд 15

В детях отражается нравственная чистота матери и отца. Задача школы и

В детях отражается нравственная чистота матери и отца. Задача школы и

семьи – дать каждому ребенку счастье. В семьях, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными.

Ребенок – зеркало семьи

Слайд 16

Любовь к ребенку, утверждение добра, воспитание красотой — это три константы,

Любовь к ребенку, утверждение добра, воспитание красотой — это три константы,

три кита гуманной педагогической системы Сухомлинского. Четыре знаменитых культа Сухомлинского: культ Родины, культ Матери, культ родного слова, культ книги.
Слайд 17

«Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям»

«Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь

к детям»