Технология воспитательного диалога в организации внеурочной деятельности

Содержание

Слайд 2

Чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать


Чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать

ребёнку правильное видение добра и зла.

В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям», «Радянська школа», Киев, 1969., стр. 193

Слайд 3

Телевизионное ток-шоу С чего начинается? Короткий сюжет, рассказ «жертвы», шокирующие кадры,

Телевизионное ток-шоу

С чего начинается?
Короткий сюжет, рассказ «жертвы», шокирующие кадры, тенденциозно

преподнесённый поворот …
Что провоцирует?
Выделение антагонистов, противоборствующих лагерей и союзников

«Беспристрастный» и «объективный» «ведущий»: посмеивается, «дровишек в огонь подбрасывает»

Слайд 4

Афинские мусические (от греч. musike — общее образование, духовная культура) школы

Афинские мусические (от греч. musike — общее образование, духовная культура)

школы - учебные заведения для детей граждан, 7-16-летних мальчиков и юношей.
Темы для диалогов:
долг,
гражданственность,
любовь,
счастье,
дружба.

Античность: кто формирует сферу интересов, тот формирует личность

Слайд 5

знакомство с источником; время на осмысление, попытка самостоятельно разобраться; спор или

знакомство с источником;
время на осмысление,
попытка самостоятельно разобраться;
спор или

согласование позиций;
вопросы к педагогу;
комментарий философа
Беседы по мотивам «взрослых» произведений оставляли неизгладимый отпечаток в душах маленьких учеников.

Структура занятия

Слайд 6

Сократ (5 век до нашей эры): высочайший, непревзойдённый образец ведения диалога.

Сократ (5 век до нашей эры): высочайший, непревзойдённый образец ведения диалога.


Цель сократического диалога - поиск истины;
Педагогическая цель:
помочь собеседникам «отделить
фантазии и лживость в молодых
душах от вещей здоровых и
реальных», «узреть свет истины,
отражённый их собственной душой».
Телегин  М. В. Рождение диалога: книга о педагогическом общении. — М: МГППУ, 2009. — 224 с.

Слайд 7

Что может быть «источником», началом сократического диалога?

Что может быть «источником», началом сократического диалога?

Слайд 8

«голос» педагога, непременно порождающий «ответное слово», «реплику» адресата ( М.М. Бахтин)

«голос» педагога, непременно порождающий «ответное слово», «реплику» адресата ( М.М. Бахтин)

специально спроектированный в педагогических целях
текст, выступающий в качестве «спускового крючка»
воспитательного диалога.

Проблемный (стимульный) текст

Слайд 9

текст, содержащий философско-мировоззренческую проблемную ситуацию и провоцирующий соответствующую реакцию, заключающуюся в

текст, содержащий философско-мировоззренческую проблемную ситуацию и провоцирующий соответствующую реакцию, заключающуюся в

возникновении мотива к участию в воспитательном диалоге (М. Телегин)

Стимульный текст

Слайд 10

Михаил Владимирович Телегин (1969 – 2012 г.г.) Телегин М.В. Воспитательный диалог.

Михаил Владимирович Телегин (1969 – 2012 г.г.)

Телегин М.В. Воспитательный диалог. Образовательная

программа для детей старшего дошкольного возраста.  – 3-е изд.  – ООО «Издательство «ДеНово», 2012.  – 288 с.   Интернет версия книги на сайте:  http://www.mtelegin.ru/dialog/vdialog
Философия для детей:
http://www.p4c.ru/482
Библиотека М. Телегина:
http://www.mtelegin.ru
Слайд 11

совместная деятельность, субъект-субъектное взаимодействие воспитателя и воспитуемых, взрослых и детей, самих

совместная деятельность, субъект-субъектное взаимодействие воспитателя и воспитуемых, взрослых и детей,

самих детей по поводу постановки и создания вариантов решения важных для всех участников диалога мировоззренческих (моральных, нравственных, этических, эстетических, аксиологических, гносеологических) проблем, результатом чего является формирование ценностных ориентаций личности

Воспитательный диалог

Слайд 12

ценностное от­ношение к объективным ценностям общества, выражающееся в их осознании и

ценностное от­ношение к объективным ценностям общества, выражающееся в их осознании и

переживании как потребностей, которые мотивируют настоящее поведение и программируют будущее.

Ценностные ориентации

Слайд 13

формируются не в процессе усвоения системы знаний при обучении, а в

формируются не в процессе усвоения системы знаний при обучении, а в

практической деятельности и общении, в коммуникативных ситуациях;
выражаются через вербальную модель - совокупность высказываний, отражающих образ этой ценностной ориентации - и в реальном поведении людей;
необходимое условие
формирования ценностных
ориентаций - воспитательный диалог

Детские ценностные ориентации

Слайд 14

Как создать стимульный текст? Как работать со стимульным текстом?

Как создать стимульный текст?
Как работать со стимульным текстом?

Слайд 15

Философско-мировозренческая проблемная ситуация (проблема): отношение к животным Возраст детей: 1-2 класс

Философско-мировозренческая проблемная ситуация (проблема): отношение к животным

Возраст детей: 1-2 класс

Слайд 16

А вообще Колька нормальный малец был. В речку с обрыва нырял

А вообще Колька нормальный малец был. В речку с обрыва

нырял и ласточкой и топориком. В лесу не плутал и не боялся. Собак самых злющих в два слова утихомиривал, гладил, за уши их дергал, как хотел. И цепной пес, пену с клыков не сбросив, комнатной собачонкой у ног его ластился. Ребята очень этому удивлялись, а взрослые объясняли:
- Отец у него собачье слово знает.
Правда тут была: Егора собаки тоже не трогали.
Б.Васильев «Не стреляйте белых лебедей»

Стимульный текст

Слайд 17

Как организовать воспитательный диалог?

Как организовать
воспитательный диалог?

Слайд 18

Отношение существу­ет, проявляется, выявляется в трех формах : рациональ­ной, эмоциональной поведенческо-деятельностной.

Отношение существу­ет, проявляется, выявляется в трех формах :
рациональ­ной,
эмоциональной
поведенческо-деятельностной.

Цель

воспитания – формирование отношения к …
Слайд 19

Форма рациональная (сфера сознания личности). Отношение к объектам окружающего мира начинается

Форма рациональная (сфера сознания личности).
Отношение к объектам окружающего мира начинается

с понятий и представлений о вещах, явлениях, событиях, ценностях (элемент знания)

Рациональная форма

Слайд 20

Форма эмоциональная (эмоционально-волевая сфера личности). Восприятие любо­го знания, любого действия и

Форма эмоциональная (эмоционально-волевая сфера личности).
Восприятие любо­го знания, любого действия и поступка

сквозь призму эмоционального строя личности, чувств, вызываемых яв­лениями окружающего мира.
Учеба с увлечением! Обще­ние - радость! Музыка - чудо! Предательство друга - негодование!
Опыт сопереживания позитивного при встрече с Истиной, Добром, Кра­сотой и негативного при встрече с Ложью, Злом, Безобразным.

Эмоциональная форма

Слайд 21

Форма поведенческо-деятельностная (предметно-практическая сфера). Проявление отношения, реализацией ценностных ориентаций в поведении

Форма поведенческо-деятельностная (предметно-практическая сфера).
Проявление отношения, реализацией ценностных ориентаций в поведении личности.
Знания

о мире их эмоциональная оценка
определенный тип действий и поступков (осознанных действий).
Ученик, знающий до тонкостей правила хорошего то­на, принявший их эмоционально (испытывает удовлет­ворение от следования им), всегда культурен и вежлив.
Поведение как система поступков реально выявляет сущ­ность личности, т.е. систему его отношений (ценностных ориентаций) к окружаю­щему миру.

Поведенческо-деятельностная форма

Слайд 22

I. Постановка проблемы (рациональная форма)

I. Постановка проблемы (рациональная форма)

Слайд 23

А вообще Колька нормальный малец был. В речку с обрыва нырял

А вообще Колька нормальный малец был. В речку с обрыва

нырял и ласточкой и топориком. В лесу не плутал и не боялся. Собак самых злющих в два слова утихомиривал, гладил, за уши их дергал, как хотел. И цепной пес, пену с клыков не сбросив, комнатной собачонкой у ног его ластился. Ребята очень этому удивлялись, а взрослые объясняли:
- Отец у него собачье слово знает.
Правда тут была: Егора собаки тоже не трогали.
Б.Васильев «Не стреляйте белых лебедей»

Стимульный текст

Слайд 24

О ком идет речь в этом отрывке? Кто такие Колька и

О ком идет речь в этом отрывке? Кто такие Колька и

Егор?
Как вы поняли выражение «Колька – нормальный малец был»?
Почему его так называет автор? Каким был Колька?
Как он обращался с животными?
Почему животные позволяли ему с собой так обращаться?
Была ли здесь тайна, волшебство? Правда ли отец Кольки Егор знал волшебное собачье слово? Может быть, он умел разговаривать с собаками, знал их «собачий язык»?
Почему животные его любили?
Как Колька относился к животным?
Вывод: Значит, самое главное – это не волшебное слово и не знание собачьего языка, а доброе и бережное отношение к животным, значит, надо просто любить животных? Так? Я правильно вас поняла?

1. Постановка проблемы

Слайд 25

Скажите, а что значит «хорошо относиться к животным»? Что значит «любить

Скажите, а что значит «хорошо относиться к животным»?
Что значит «любить

животных»?

2. Выявление представлений детей о проблеме, выраженной понятием

Слайд 26

Попытайтесь прийти к общему определению проблемного понятия или к нескольким определениям:

Попытайтесь прийти к общему определению проблемного понятия или к нескольким определениям:

Итак, давайте вместе скажем несколько слов и запишем их на доске: Любить животных – это значит… …

3. Сравнение, обобщение сказанного самими детьми

Слайд 27

II. Формирование эмоционального отношения (эмоциональная форма)

II. Формирование эмоционального отношения (эмоциональная форма)

Слайд 28

Скажите, пожалуйста, у кого-нибудь дома есть животные? Какие? Расскажите, пожалуйста, как

Скажите, пожалуйста, у кого-нибудь дома есть животные? Какие?
Расскажите, пожалуйста, как

они попали в ваш дом?
Как им живется в вашем доме?
Вы заботитесь о них?
Как вы заботитесь о них?
Ты сам когда-нибудь это делаешь?

4. Применение созданных совместно определений к анализу различных аспектов нашей реальной жизни

Слайд 29

А как вы думаете, все ваши друзья, знакомые, соседи, родственники так

А как вы думаете, все ваши друзья, знакомые, соседи, родственники так

относятся к животным?
Вы можете рассказать о другом отношении к животным?
Вам жаль таких животных?
Как мы можем им помочь?
У вас во дворе, в нашем городе много брошенных, «ничьих» животных?
Как вы думаете, где они живут сейчас зимой, в такие сильные морозы, как сейчас?
Как животные появляются на улице и становятся «ничьими»?

5. Функции и источник происхождения проблемного понятия в обществе

Слайд 30

III. Реализацией ценностных ориентаций в поведении личности (поведенческо-деятельнотная форма)

III. Реализацией ценностных ориентаций в поведении личности (поведенческо-деятельнотная форма)

Слайд 31

один из методов сократического диалога – борьба мнений, точек зрения, ценностей,

один из методов сократического диалога – борьба мнений, точек зрения, ценностей,

доказательств
Может ли быть животное подарком или живой игрушкой?
Дайте возможность высказаться всем участникам беседы, сами не оставайтесь равнодушно-безучастными!

6. Финальный агон инициируется провокационным вопросом педагога

Слайд 32

Как вы думаете, животные – это наши друзья, наши «братья меньшие»,

Как вы думаете, животные – это наши друзья, наши «братья меньшие»,

«члены нашей семьи» или игрушки, развлечение?
Если они наши друзья, как нужно к ним относиться?
Как можно назвать людей, которые плохо относятся к животным, которые выбрасывают их на улицу?

7. Создание условий для соотнесения проблемного понятия с другими этическими, моральными категориями, которые будут появляться в процессе обсуждения исследуемого проблемного понятия

Слайд 33

Как можно назвать Вовку, который хотел утопить щенка назло, если их

Как можно назвать Вовку, который хотел утопить щенка назло, если их

семью из дома выселят; дядьку-туриста, который муравейник жег; Федора Бурьянова, который вместе с туристами убивал белых Егоровых лебедей?
Как можно назвать Кольку, который все-таки отдал спиннинг за шелудивого щенка с надорванным ухом; его отца Егора Полушкина, который перед смертью попросил только о том, чтобы Бурьянов не пристрелил свою собаку Пальму, которая не стала кусать Егора?

Возвращение к книге …

Слайд 34

Почему автор повести, Борис Васильев, назвал ее «Не стреляйте белых лебедей»?

Почему автор повести, Борис Васильев, назвал ее «Не стреляйте белых лебедей»?


Слайд 35

Проведение классных часов по воспитательным проблемам с учащимися разного возраста :

Проведение классных часов по воспитательным проблемам с учащимися разного возраста :
«Ромашка-почемучка»

(для младших школьников);
«Территория вечных ценностей» (для подростков);
философские новеллы для юношества и взрослых;
2. Проведение дискуссий, дебатов на занятиях по различным дисциплинам с целью создании мотивации и интереса к изучению предмета.

Как можно использовать воспитательный диалог в учебно-воспитательном процессе ?

Слайд 36

В.Ф.Одоевский Городок в табакерке Л.Н.Толстой А.П.Чехов «Дома» А. Погорельский «Чёрная курица,

В.Ф.Одоевский Городок в табакерке
Л.Н.Толстой
А.П.Чехов «Дома»
А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители.

Фантастическая повесть для детей»
В.А. Сухомлинский «Хрестоматия по этике для чтения учащимся Павлышской средней школы», «Хрестоматия моральных ценностей человечества» и т.д.

Что может послужить источником создания стимульного текста?

Слайд 37

Андрианов М. А. Философия для детей (в сказках и рассказах). Пособие

Андрианов М. А. Философия для детей (в сказках и рассказах). Пособие

по воспитанию в семье и школе. - Минск, «Современное слово», 2003 г. – 280 стр. http://svitk.ru/004_book_book/10b/2328_andrianov-filosofiya_dlya_detey.php
Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности.  М., 1986.
Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций.  М., 1992.
Любимова Т.Б. Трагическое как эстетическая категория. – М.: Наука, 1985.
Липман М. Философия в учебном плане // «Философия для детей»: http://www.p4c.ru/464
Марголис А.А. Программа "Философия для детей" // «Философия для детей»: http://www.p4c.ru/464
Телегин М.В. Программа воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста. – М.: МГППУ, 2004. – 288 с
Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: МГППУ, 2006. http://www.p4c.ru/543
Телегин М.В. "Философия для детей? Философия для детей...Философия для детей! // «Философия для детей»: http://www.p4c.ru/464
Телегин  М. В. Рождение диалога: книга о педагогическом общении. — М: МГППУ, 2009. — 224 с.
Традиции. Культура. Образование: Научный сборник / Под ред. Червякова А.Д. – М.: Центральное региональное отделение РАО, 1996. —65 с.

Литература