Цели, задачи и содержание литературного развития и образования младших школьников

Содержание

Слайд 2

Литературное развитие младших школьников, понимаемое как трехсторонний процесс, направленный на формирование

Литературное развитие младших школьников, понимаемое как трехсторонний процесс, направленный на формирование

читателя, способного к полноценному восприятию художественного произведения; развитие литературного творчества, способности адекватно выразить себя в слове; формирование культурного поля школьника (Воюшина М.П.)
Литературное и общекультурное развитие личности ребенка (Рыжкова Т.В.)

Цель литературного образования

Слайд 3

Совершенствование навыка чтения (правильное, сознательное, беглое и выразительное) – деятельностный компонент.

Совершенствование навыка чтения (правильное, сознательное, беглое и выразительное) – деятельностный компонент.
Расширение

круга чтения, формирование осознанной мотивации чтения (возможность узнать новое и получить эстетические переживания) – когнитивный и эстетический компоненты.
Формирование системы читательских умений, необходимой для полноценного общения с художественным произведением, - деятельностный и коммуникативный компоненты.
Формирование основ теоретико-литературных знаний и умений ими пользоваться на практике – когнитивный и деятельностный компоненты.
Развитие воображения и мышления в процессе читательской и литературно-творческой деятельности – деятельностный и творческий компоненты.
Формирование основ оценочной деятельности, умение вести беседу о прочитанном – деятельностный, ценностный и коммуникативный компоненты.
Расширение культурного кругозора ребенка при изучении литературы – когнитивный и ценностный компоненты.
Развитие устной и письменной речи – деятельностный, коммуникативный и творческий компоненты.
Формирование основ системы нравственных и эстетических ценностей – ценностный компонент.

Частные цели литературного образования (выделяются Рыжковой Т.В.)

Слайд 4

Формирование эстетических потребностей, мотивов читательской и творческой деятельности, широких культурных интересов,

Формирование эстетических потребностей, мотивов читательской и творческой деятельности, широких культурных интересов,

ценностных ориентиров;
Формирование системы читательских и литературно-творческих умений;
Формирование начальных литературоведческих, речеведческих, культурологических знаний;
Обучение приемам анализа и интерпретации художественного произведения, способам получения и обработки информации при работе с познавательной книгой, справочной литературой;
Развитие мышления, воображения, эмоций;
Расширение читательского и культурного кругозора;
Формирование информационной культуры личности, библиографических знаний и умений;
Совершенствование навыка чтения.

Задачи литературного образования (Воюшина М.П.)

Слайд 5

Обучение приемам понимания художественного произведения понимания научно-познавательного текста, что включает формирование

Обучение приемам понимания художественного произведения понимания научно-познавательного текста, что включает формирование

системы читательских умений и теоретико-литературных знаний;
Обучение интерпретационной деятельности (выражение своего понимания разными способами: в устной и письменной речи и в художественной деятельности), что включает формирование системы речевых умений и творческих способностей;
Развитие литературных способностей (эмоциональной чуткости к слову, способностей к зрительной конкретизации словесного образа и образному обобщению);
Расширение культурного кругозора ребенка, воспитание у ребенка потребности в чтении;
Формирование эстетического вкуса и системы эстетических ценностей.

Задачи литературного образования (Рыжкова Т.В.)

Слайд 6

Коммуникативная направленность обучения Выбор произведения для изучения Обучение приёмам, обеспечивающим понимание

Коммуникативная направленность обучения
Выбор произведения для изучения
Обучение приёмам, обеспечивающим понимание текста
Сообщение теоретико-литературных

и речеведческих знаний и обучение их практическому применению
Интеграция предметов гуманитарного цикла
Сочетание логического и интуитивно-эмоционального подхода в постижении искусства слова
(далее смотри каждое условие подробнее)

Методические условия достижения целей литературного образования (Рыжкова Т.В.)

Слайд 7

Создание естественной необходимости коммуникации (общение с литературным произведением, его автором, учителем,

Создание естественной необходимости коммуникации (общение с литературным произведением, его автором, учителем,

одноклассниками)
Стимулирование коммуникации с произведением и его автором. А также с произведениями других видов искусства.

Коммуникативная направленность обучения

Слайд 8

Выбор произведения для изучения должен учитывать не только психологические особенности и

Выбор произведения для изучения должен учитывать не только психологические особенности и

возрастные интересы ребенка, но и его личный жизненный опыт, так как иначе произведение не вызовет сочувствия, не сможет быть воспринято ребенком.

Выбор произведения

Слайд 9

Приемам анализа литературного произведения (анализ композиции, анализ стиля, анализ образов персонажей,

Приемам анализа литературного произведения (анализ композиции, анализ стиля, анализ образов персонажей,

сопоставление литературных произведений, сопоставление иллюстраций к литературному произведению)
Приемам собственной творческой деятельности

Обучение приёмам, обеспечивающим понимание текста, через овладение которыми формируется система читательских и речевых умений

Слайд 10

Позволит адекватно понять произведение и выразить свои суждения в устной и

Позволит адекватно понять произведение и выразить свои суждения в устной и

письменной форме (сможет отличать жанры, находить образно-выразительные средства, улавливать сюжетную линию, видеть авторскую позицию, составлять пересказы, рассказы, письменные сочинения по следам прочитанного и т.п.)

Сообщение теоретико-литературных и речеведческих знаний и обучение их практическому применению

Слайд 11

Интегрированные уроки музыки, изо, технологии, риторики, русского языка. Осуществление межпредметных связей

Интегрированные уроки музыки, изо, технологии, риторики, русского языка.
Осуществление межпредметных связей
Использование на

уроках литературного чтения произведений других видов искусства (живописи, графики, фото искусства, театра, хореографии, музыки, скульптуры, архитектуры, ДПИ и др.)

Интеграция предметов гуманитарного цикла

Слайд 12

Урок должен предоставить ребенку возможность двигаться в постижении произведения. Разные пути

Урок должен предоставить ребенку возможность двигаться в постижении произведения.
Разные пути постижения

искусства слова: удобный для ребенка и основанный на закономерностях изучения литературного произведения (различные типы уроков литературного чтения: урок-беседа, урок-игра, урок-экскурсия, урок-исследование, урок творчества, урок «просто чтения», библиографический урок и т.п.)

Сочетание логического и интуитивно-эмоционального подхода в постижении искусства слова

Слайд 13

Содержание реализуется в учебно-методическом комплекте по литературному чтению, который входит в учебно-методический комплекс

Содержание реализуется в учебно-методическом комплекте по литературному чтению, который входит в

учебно-методический комплекс
Слайд 14

Элементы содержания литературного образования

Элементы содержания литературного образования

Слайд 15

Эстетический (Рыжкова Т.В. Делит этот принцип на два – еще выделяет

Эстетический (Рыжкова Т.В. Делит этот принцип на два – еще выделяет

наряду с этим принципом принцип целостности)
Доступности и направленности на литературное развитие (Рыжкова Т.В. Выделяет вместо данного принципа – три: доступности, учета читательских интересов детей, целесообразности для литературного развития детей)
Тематического разнообразия (должны раскрываться основные линии отношения человека с миром: человек – человек, человек – общество, человек – природа, человек – искусство, человек – история, человек – его Родина)
Жанрового разнообразия
Видового разнообразия (художественная, научно-познавательная, справочная, периодика)
Рыжковой Т.В. Выделяются еще 4 принципа: яркой выразительности художественной формы произведения, соответствия теоретико-литературных знаний литературному материалу и возможностям их освоения детьми, возможностями сопоставления произведения с другими произведениями, усложнения аналитической и художественной деятельности школьников при изучении произведения.

Круг чтения (по М.П. Воюшиной). Принципы отбора круга чтения.

Слайд 16

Историко-хронологический Тематический Сезонный Литературоведческий Жанровый Монографический Художественно-эстетический Развития речи Коммуникативности и

Историко-хронологический
Тематический
Сезонный
Литературоведческий
Жанровый
Монографический
Художественно-эстетический
Развития речи
Коммуникативности и ситуативности
Постепенного усложнения читательской деятельности
Проблемный
(в рабочем листе все

принципы подробно описаны)

Круг чтения. Принципы расположения литературного материала в учебнике по литературному чтению.

Слайд 17

Слово, как средство создания художественного образа и выражения авторского отношения. Многозначность

Слово, как средство создания художественного образа и выражения авторского отношения. Многозначность

слова, переносное значение слова, синонимы и антонимы, паронимы и омонимы, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, стили речи. Рифма, ритм, звукопись как выразительные средства.
Соотношение литературы и действительности, художественный вымысел и художественная правда. Художественный образ. Динамические и статические искусства. Средства создания художественного образа в разных видах искусства.
Композиция как средство выражения авторского замысла и идеи. Основные элементы сюжета эпического произведения: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: очерк, баллада, легенда, песня, сказка, былина, рассказ, басня, лирическое и эпическое стихотворение, роман, повесть, пьеса-сказка. Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Юмор, ирония, сатира.
Наличие сюжета в повествовании, свободная композиция текста-описания, трехчастное построение текста-рассуждения (тезис, доказательство, вывод). Абзац, подзаголовок, красная строка. Диалог, монолог.
Способы изображения персонажей (герой произведения): поступки, чувства, переживания, размышления, отношения к другим персонажам произведения и их отношение к персонажу, речевая характеристика, восприятие природы. Способы выражения чувств и переживаний: мимика, жесты, прямая речь, авторская ремарка, авторская речь, восприятие природы и событий. Роль персонажа и пейзажа в произведении. Представления о лирическом герое.
Автор как творец. Литературное произведение как художественное целое. Точка зрения. Авторская позиция. Рассказчик и его роль в произведении. Устное народное творчество. Жанры фольклора: малые фольклорные жанры (скороговорка, считалка, потешка, песенка, загадка, поговорка, пословица, и др.)
Художественная идея. Соотношение идеи и образа. Интерпретация художественного произведения. Тема и основная мысль текста. Аллитерация.

Теоретико-литературные знания.

Слайд 18

Качества навыка чтения Правильность чтения – это чтение без искажений, т.е.

Качества навыка чтения
Правильность чтения – это чтение без искажений, т.е. без ошибок,

влияющих на смысл читаемого
Беглость – такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого
Сознательность – осмысление подтекста произведения, т.е. уяснение его идейной направленности, художественных средств, образной системы, позиции автора и своего собственного отношения к читаемому, а в последствии своих читательских интересов (в узком смысле слова – понимание языковых единиц)
Выразительность – интонирование предложения в соответствии со знаками препинания и смыслом текста.
Способ чтения (побуквенное, слоговое, целыми словами, синтагмами, предложениями)

Навык чтения как элемент содержания литературного образования

Слайд 19

Система читательских и литературно-творческих умений

Система читательских и литературно-творческих умений

Слайд 20

Основой для точ­ного восприятия и оценки изобразительно-выразительных средств языка служит представление

Основой для точ­ного восприятия и оценки изобразительно-выразительных средств языка служит представление

о слове как о средстве создания ху­дожественного образа и выражения авторского отношения, которое дети приобретают в процессе анализа текста. Это умение мож­но разложить на две составляющих:
- воспринимать, т.е. реагировать, видеть художественную де­таль в тексте, эмоционально откликаться на нее;
- осознавать ее роль в структуре образа и текста в целом.

Умения воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.

Слайд 21

Это умение тесно связано с умением воспри­нимать изобразительно-выразительные средства языка. Активное

Это умение тесно связано с умением воспри­нимать изобразительно-выразительные средства языка. Активное

воображение предполагает впечатлитель­ность и хорошую память, которые помогают читателю воссоздать художественный образ. Но процесс воссоздания должен все время корректироваться текстом. И в этом случае мы можем выделить составляющие это умение элементы:
- воссоздавать отдельные образы и картины на основе только авторских деталей, не дорисовывая образ до целостного (воссоздающее воображение);
- воссоздавать целостные образы и картины, используя как авторские детали, так и собственный опыт (творческое воображе­ние);
- запечатлевать графически или описывать воссозданные обра­зы и картины.

Умение воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем.

Слайд 22

Это умение связано с постижением ком­позиции произведения. «Композиция – это взаимная

Это умение связано с постижением ком­позиции произведения. «Композиция – это взаимная

соотнесенность и расположение в тесте произведения единиц изображаемого и речевых средств. Она включает в себя и расстановку персонажей, и сопоставление сюжетных эпизодов, и порядок сообщений о ходе событий, и смену приемов повествования, и соотнесенность деталей изображаемого, и членение произведения на части, главы, абзацы, строфы, акты, сцены, явления». Важно приучать маленького читателя размышлять над связью между эпизодами, прослеживать динамику эмоций, зарождение и развитие конфликта, устанав­ливать связи между поступками персонажа и его характером, ос­мыслять роль пейзажа, портрета, речевой характеристики. Важно, чтобы ребенок осознал, что в литературном произведении нет слу­чайных деталей, эпизодов, характеристик, что все элементы со­единены в систему, в единое целое и что понять произведение (его идею) можно, только обнаружив связь элементов между собой.

Умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпосе, динамику эмоций в лирике, дви­жение конфликта в драме.

Слайд 23

Целостное восприятие художественного образа предполагает, что у читателя появляется эмоциональное отношение

Целостное восприятие художественного образа предполагает, что у читателя появляется эмоциональное отношение

к нему, что читатель соотносит мотивы, обстоятельства и последствия поступ­ков персонажей, видит развитие образа. Одновременно читатель должен видеть и то, как тот или иной образы связаны с общей идеей произведения. Очевидно, что это невозможно, если не сфор­мированы предыдущие умения, так как образ персонажа — эле­мент композиции и создается с помощью различных композици­онных приемов и языковых средств. Именно персонажи, прежде всего, вызывают эмоциональные реакции читателя, именно пер­сонажей рисует нам наше воображение. Важно рассматривать образы персонажей в совокупности, а не изолированно друг от друга, так как лишь в системе образов реализуется авторская идея.

Умение целостно воспринимать образ персонажа в эпосе, об­раз-переживание в лирике, характер в драме как элементы, служа­щие раскрытию идеи произведения.

Слайд 24

Это умение — составная часть всех перечисленных уме­ний и выделяется Воюшиной

Это умение — составная часть всех перечисленных уме­ний и выделяется Воюшиной

М. П. лишь в учебных целях. Воюшина М.П., при формировании данного читательского умения у детей, считает, что: «Не­обходимо так строить работу, чтобы юный читатель не слепо сле­довал авторской мысли, а вырабатывал собственное отношение к отношению автора». Путь формирова­ния данного умения должен быть таким: научить ребенка определять авторское отношение, видеть не только прямую, но и косвенно выраженную оценку событий и персонажей, и на этой основе постепенно формировать представление об авторской по­зиции как системе взглядов на мир, определяющей и выбор темы, и авторский замысел, и способы его раскрытия.

Умение видеть авторское отношение, оценку во всех элемен­тах текста.

Слайд 25

Осознание идеи приходит в результате анализа, это процесс синтетический. Освоение идеи

Осознание идеи приходит в результате анализа, это процесс синтетический. Освоение идеи

— цель анализа. К адекватному освоению авторской идеи приводит только уста­новление связи между всеми элементами произведения. Это уме­ние — синтез всех перечисленных читательских умений, которые представлены в системе от более простых, базовых к более слож­ным, синтетическим.
По мнению Рыжковой Т.В., в начальной школе ребенок эмоционально достаточно точно улавливает идею прочитанного произведения, что проявля­ется в его оценках и отношении к персонажам и событиям. Но это еще не значит, что произведение осмыслено полноценно, так как полноценное восприятие пред­полагает переживание, приятие или неприятие авторской пози­ции. А к этому при самостоятельном чтении младший школьник еще не готов и нуждается в помощи при обучении.

Умение осваивать авторскую идею произведения.

Слайд 26

Приобщаться к духовным ценностям можно только через сопереживание героям и автору.

Приобщаться к духовным ценностям можно только через сопереживание героям и автору.

Эмоциональное сопереживание – составляющая часть любого из приемов анализа текста.
Приемы - сравнение смысла сказок и пословиц разных народов, сравнение древних обычаев, нашедших отражение в мифах и сказках, с сегодняшними традициями, подбор синонимичных пословиц разных народов, отражающих общечеловеческие ценности.

Эмоционально-оценочная деятельность на уроке литературного чтения

Слайд 27

Эмоциональность первого восприятия произведения Поддержание эмоционального «градуса» урока Преодоление эмоций материала

Эмоциональность первого восприятия произведения
Поддержание эмоционального «градуса» урока
Преодоление эмоций материала эмоциями формы,

проживание произведения
Право ученика на собственную интерпретацию произведения

Методические условия, позволяющие организовать художественный опыт переживания и проживания жизненных ценностей на уроке

Слайд 28

Таким образом, необходимо так строить изучение произведения, чтобы оно затрагивало душу

Таким образом, необходимо так строить изучение произведения, чтобы оно затрагивало душу

ребенка, чтобы идея была не только осознана, но и пережита читателем. Поскольку, как писал М.С. Каган «Ценности не выучиваются, как знания, а переживаются и проживаются в собственном жизненном и художественном опытах зреющей личности»

Вывод

Слайд 29

Воюшина М.П. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ.

Воюшина М.П. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ.

высш. учеб. заведений / [М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева]; под ред. М.П. Воюшиной. – М.: Академия, 2010. – 288 с.
Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Т.В. Рыжкова. – М.: Академия, 2007. – 416 с.

Литература