Воспитание в школе В. А. Сухомлинского

Содержание

Слайд 2

Воспитание через любовь Он считал, что учитель обязан дорожить детским доверием,

Воспитание через любовь

Он считал, что учитель обязан дорожить детским доверием, щадить

беззащитность детей, быть для них воплощением добра и справедливости
Если учитель стал другом для ребенка, если эта дружба озарена благородным влечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком можно сравнить с блужданием в потемках.
Слайд 3

Наказание Наказание Сухомлинский понял несколько раньше и глубже своих предшественников: «В

Наказание

Наказание Сухомлинский понял несколько раньше и глубже своих предшественников: «В среде

педагогов можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде — это оценка».
Говоря об отметке как об инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов, поскольку в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего плохую отметку, потерял веру в себя.
Слайд 4

Наказание Сухомлинский рекомендовал педагогам вызывать в школу родителей не по поводу

Наказание

Сухомлинский рекомендовал педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой

успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он совершает что-то хорошее, пусть незначительный на первый взгляд, но добрый поступок. В их присутствии ребенка важно похвалить, поддержать и непременно сделать соответствующую запись в дневнике.
Такая система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, чрезвычайно редко приводит к психическим срывам, к появлению «трудных» подростков.
Слайд 5

К прекрасному через прекрасное Среди многообразных средств воспитания воспитание красотой стоит

К прекрасному через прекрасное

Среди многообразных средств воспитания воспитание красотой стоит у

Сухомлинского на первом месте. Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание прекрасного снимает так называемую толстокожесть, утончает чувства ребенка настолько, что он становится восприимчив к слову, а значит, легче поддается воспитанию
Сухомлинский считал, что повести детей на луг, сказать им: «Посмотрите, как красиво!» — вовсе не означает, что их сразу же тронет эта красота. Педагог рассказывал, что иногда приходится ждать годами, пока вдруг, в какой-то день, в какой-то миг, при определенном стечении обстоятельств и настроений сердце ребенка дрогнет, преисполнится счастьем... Значит, надо ждать, верить в ребенка — и тогда он полюбит прекрасное.
Слайд 6

К прекрасному через прекрасное От красоты природы — к красоте слова,

К прекрасному через прекрасное

От красоты природы — к красоте слова, музыки

и живописи. Слово и книга — главные средства эстетического воспитания в школе. Сухомлинский не агитировал за эстетическое воспитание — но показывал, что без эстетического воспитания вообще никакого воспитания нет. Свой идеал педагог усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей жизни.
Слайд 7

С детьми мы путешествовали к источникам родного слова. Мы шли смотреть

С детьми мы путешествовали к источникам родного слова. Мы шли смотреть

утреннюю зарю, слушать песню жаворонка и гудение пчел, чтобы проникнуть в богатейший доступный мир — мир слова. И тогда слово становилось в моих руках орудием, с помощью которого я открывал детям глаза на богатство окружающего мира. Чувствуя, переживая красоту увиденного и услышанного, дети воспринимали тончайшие оттенки слова, и через слово красота входила в их душу. (В. Сухомлинский)
Слайд 8

Музыка в школе В.А. Сухомлинского Музыке в школе Сухомлинского уделялось особое

Музыка в школе В.А. Сухомлинского

Музыке в школе Сухомлинского уделялось особое внимание.


Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Слушая музыку, человек познает себя и познает прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, чтобы быть прекрасным, и если в нем есть что- то плохое, то это плохое надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка. (В. Сухомлинский).