Основные процессы воображения

Содержание

Слайд 2

Краткое содержание Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности.

Краткое содержание

Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности.
Виды воображения. 
Функции воображения.
Способы

создания образов воображения
Слайд 3

Определение воображения Воображение — познавательный процесс отражения будущего путем создания новых

Определение воображения

Воображение — познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов

на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.
Психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте, называется воображением.
Слайд 4

Воображение свойственно только человеку. Оно позволяет ему выйти за пределы реального

Воображение свойственно только человеку. Оно позволяет ему выйти за пределы реального

мира во времени и пространстве, дает возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда.

Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Слайд 5

Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует

Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует

в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.
Слайд 6

Слайд 7

Виды воображения Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по

Виды воображения

Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по

собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется
Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Слайд 8

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями

человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным.
Слайд 9

Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы

Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы

получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.
Слайд 10

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в

полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты.

При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик: Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.

Слайд 11

Слайд 12

Способы создания образов воображения Агглютинация – создание образов посредством соединения любых

Способы создания образов воображения

Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств,

свойств, частей.
Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.