Слайд 2
«Семья как одна из основных сфер жизнедеятельности человека.»
Формы и функции семьи
обусловлены характером существующих производственных и общественных отношений в целом, уровнем культурного развития общества.
К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер семейно-брачных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой: государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В своих проектах «Идеального государства» для достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей, имущества. Эта идея не была новой. Ещё древнегреческий историк Геродот в знаменитой «Истории» отмечал, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи.
Аристотель, развивая идеи Платона о семье как исходной и основной ячейке общества, полагал, что семьи образуют «селения», а соединение «селений» - государство. Подобная точка зрения на семью господствовала длительное время. Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное - это семья... Таким образом, семья - это, если угодно, прообраз политических обществ, правитель - это подобие отца, народ - детей...».
Философы античности, средневековья и Нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института.
В понятиях «семья» и «брак» имеется как много общего, так и немало особенного, специфического. Семья и брак возникли в разные исторические периоды. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. В Философском энциклопедическом словаре брак определяется как «исторически обусловленная, регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их обязанности и права по отношению друг к другу и к детям».