- Главная
- Русский язык
- Диспозиция. Специфика диспозиции
Содержание
- 2. 1. Что такое диспозиция? Диспозиция (лат. dispositio – расположить) — второй этап работы над речью. В
- 3. 2. Как понять специфику диспозиции? Чтобы понять специфику диспозиции, можно обратиться к тому, как представляли задачи
- 4. 3. Какова структура речи? Диспозиция как отдел риторики рассматривает расположение частей ораторской речи. Сразу же возникает
- 5. 4. Как членили речь древние риторики? Древние риторики выделяли в речи отдельные фиксированные части, вроде вступления,
- 6. 5. Что значат жанры для диспозиции? К примеру, мы что-то обещаем (жанр обещания), кого-то порицаем (жанр
- 7. 6. Выделение микрожанров как классический подход к диспозиции. Выделение микрожанров речи необычно только с точки зрения
- 8. 7. Что есть речевая композиция? Итак, будем и мы считать композицией речи последовательность микрожанров, из которых
- 9. 8. Чем отличаются жанровые разновидности? Существуют первичные микрожанры (обещание, угрозы и прочее), к их комбинации в
- 10. 9. Как взаимодействуют макрожанры с микрожанрами? 1) призывать слушателей присоединиться к предлагаемой им отрицательной оценке чего-либо:
- 11. 10. Что должен использовать оратор? Даже если у нас есть конкретная цель (к примеру, обвинить или,
- 12. 11. Композиция как конструирование речей из блоков. Допустим, мы хотим прочесть обвинительную речь (макрожанр). Теоретически она
- 13. 12. Какие центральные категории для такого раздела, как диспозиция? Центральными категориями для такого раздела риторики, как
- 14. 13. Каковы принципы следования жанрам? Почему бы не перемежать доказательство с повествованием? Почему бы не вводить
- 16. Скачать презентацию
1. Что такое диспозиция?
Диспозиция (лат. dispositio – расположить) — второй этап
1. Что такое диспозиция?
Диспозиция (лат. dispositio – расположить) — второй этап
В случае если на первом этапе — на этапе инвенции — оратор определяет, о чем он будет говорить, исследует объект речи, выделяет значимые его аспекты, конкретизирует его, находит способы доказательства тезиса, то на втором этапе оратор располагает собранный материал в том порядке, в котором он будет представлен в тексте. ? В идеале работа на этом этапе должна закончиться составлением подробного плана-конспекта͵ в котором будет четко представлена последовательность утверждений и аргументов, а также прочих элементов речи.
2. Как понять специфику диспозиции?
Чтобы понять специфику диспозиции, можно обратиться
2. Как понять специфику диспозиции?
Чтобы понять специфику диспозиции, можно обратиться
В «Очерках теории и истории риторики» Н. А. Безменова ссылается на ритора Нового времени Ш. Батте, который полагал, что «идеи», вырабатываемые в процессе инвенции, нелинейны; они как бы сосуществуют друг с другом одновременно.
Поскольку же речь линейна, перед оратором встает задача выявить связи между этими идеями и расположить их друг за другом. Ватте указывает, что в процессе зрительного восприятия «мысли входят в наше сознание толпой», тогда как при восприятии речи они входят в наше сознание последовательно, друг за другом. ?
Задачу диспозиции можно видеть в создании правильного (оптимального) порядка того, что было «изобретено».
3. Какова структура речи?
Диспозиция как отдел риторики рассматривает расположение частей
3. Какова структура речи?
Диспозиция как отдел риторики рассматривает расположение частей
4. Как членили речь древние риторики?
Древние риторики выделяли в речи
4. Как членили речь древние риторики?
Древние риторики выделяли в речи
Всякая пространная речь состоит из отдельных микрожанров, то есть речевых актов — действий, которые совершает говорящий при помощи слов. Литературовед Михаил Бахтин называл такие жанры первичными. ? Это жанры прагматические, или функциональные, т. е. выделенные на основании цели высказывания
5. Что значат жанры для диспозиции?
К примеру, мы что-то обещаем
5. Что значат жанры для диспозиции?
К примеру, мы что-то обещаем
Граница жанров — это граница смены наших установок: здесь, именно в данном месте нашей речи мы перестали угрожать и начали обещать. Такое деление выглядит вполне здравым. Оно позволяет обучающемуся совершенствоваться в каждом из названных жанров (можно, к примеру, попрактиковаться в обещаниях или угрозах), а кроме того, оно вооружает его «кубиками», комбинация которых и есть диспозиция речи. В этом случае оратор рассуждает приблизительно так: вначале я испугаю, потом посочувствую, потом пообещаю, и благодаря этому добьюсь того, что мне нужно. Не правда ли, это напоминает то, как мы обычно планируем свою речь?
6. Выделение микрожанров как классический подход к диспозиции.
Выделение микрожанров речи необычно
6. Выделение микрожанров как классический подход к диспозиции.
Выделение микрожанров речи необычно
Хотя «фигура» — это термин, описывающий особенность выражения мысли и соотносящийся с третьим этапом подготовки речи, крайне важно иметь в виду, что использование этого термина не было последовательным на протяжении веков. Именно в связи с этим среди фигур мысли в собственном смысле этого слова появлялись такие, как «клятва», «обращение», «уступка», «сомнение», «описание места», «описание времени» и т. д. Что это, как не микрожанры, о которых идет речь?
7. Что есть речевая композиция?
Итак, будем и мы считать композицией речи
7. Что есть речевая композиция?
Итак, будем и мы считать композицией речи
обращение (зачин)
именование темы (вступление)
повествование (историю вопроса)
описание (положение дел на момент речи)
доказательство (основная аргументация)
опровержение (рассмотрение контрдоводов)
воззвание (обращение к чувствам слушателя)
заключение.
Более же мелкие «кубики»: выражение удивления, обещание, клятва и прочие они рассматривали отдельно, часто смешивая их, как это уже указывалось, с речевыми приемами — фигурами речи.
8. Чем отличаются жанровые разновидности?
Существуют первичные микрожанры (обещание, угрозы и прочее),
8. Чем отличаются жанровые разновидности?
Существуют первичные микрожанры (обещание, угрозы и прочее),
9. Как взаимодействуют макрожанры с микрожанрами?
1) призывать слушателей присоединиться к предлагаемой
9. Как взаимодействуют макрожанры с микрожанрами?
1) призывать слушателей присоединиться к предлагаемой
2) указывать им на негативные последствия отказа принять эту оценку:
НАПРИМЕР: В рамках такого макрожанра, как обвинительная речь, оказываются уместными самые разные микрожанры, а не только обвинение. И действительно, оратор в рамках обвинительной речи может, к примеру, использовать следующие микрожанры:
ПРИМЕР:
«Я думаю, что данный человек плох, и вы не можете думать по-другому, должны согласиться со мной» (это собственно призыв)
3) сожалеть о том, что до сих пор в обществе имеются люди, которые совершают предосудительные поступки (это сожаление);
4) приводить примеры, доказывающие, что отказ осудить отдельный поступок некоторого человека становился причиной того, что аналогичные поступки начинали совершать другие люди (это сообщение);
5) призывать слушателей не брать примера с человека, о котором идет речь, и не совершать таких же поступков (это просьба или совет);
6) делать уступку по отношению к возможным возражениям со стороны аудитории, указывая, что при определенных обстоятельствах тот же поступок может считаться не таким предосудительным, и т. д.
ПРИМЕР:
«В случае если вы не осудите этого человека — или совершенный им поступок, — это повлечет за собой опасность для общественного порядка, то есть в т.ч. и для вас, потому что люди не будут бояться совершать такие поступки» (это уже угроза или, в случае если угодно, предупреждение)
10. Что должен использовать оратор?
Даже если у нас есть конкретная цель
10. Что должен использовать оратор?
Даже если у нас есть конкретная цель
11. Композиция как конструирование речей из блоков.
Допустим, мы хотим прочесть обвинительную
11. Композиция как конструирование речей из блоков.
Допустим, мы хотим прочесть обвинительную
Возможно, какую-то из этих частей мы опустим, возможно, что-то поменяем местами. После того, как у нас будет общий план речи, мы обратимся к набору наших кубиков (микрожанров) и построим из их комбинации каждую часть.
12. Какие центральные категории для такого раздела, как диспозиция?
Центральными категориями для
12. Какие центральные категории для такого раздела, как диспозиция?
Центральными категориями для
Обращение
Именование темы
Повествование
Описание
Доказательство
Опровержение
Воззвание
Заключение.
13. Каковы принципы следования жанрам?
Почему бы не перемежать доказательство с повествованием?
13. Каковы принципы следования жанрам?
Почему бы не перемежать доказательство с повествованием?
Почему бы не вводить элементы воззвания в доказательство?
Почему бы не сочетать в одном фрагменте обращение и именование темы?
И почему нельзя менять компоненты местами?
Предварительно нужно заметить, что в риторике прошлого следование жанрам считалось практически обязательным. Более гибкая точка зрения на структуру речи состояла бы в том, что каждый из таких жанров в действительности должна быть «рассеянным» по всей речи (или, выражаясь иначе, «перемешанным» с другими жанрами)
Большинство из этих вопросов станет действительно понятным только после рассмотрения каждой из частей речи. А потому обратимся к каждому из этих жанров.